Программа по математике «Методы решения математических задач»



Скачать 105.88 Kb.
Дата01.11.2016
Размер105.88 Kb.
ТипПрограмма
Город Тихорецк муниципального образования Тихорецкий район
Муниципальное Общеобразоватнльное учереждение Гимназия №6

Города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район

Утверждено

Решение педсовета протокол №________

От «____»__________________2007 года

Председатель педсовета

____________________Каширихина Л.Г.


АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

ПО

МАТЕМАТИКЕ


«Методы решения математических задач»


Элективный курс 9 класс
Предпрофильная подготовка

Учитель – Новикова Людмила Павловна
2007-2008 учебный год
Предпрофильная подготовка 9 класс
«Методы решения математических задач»
Элективный курс
Курс рассчитан на 17 часов

Содержание занятий

1 Положительные и отрицательные числа 2 ч.

2 Числовые последовательности 2 ч.

3 Одночлены 1 ч.

4 Преобразование суммы и разности многочленов 2 ч.

5 произведение многочленов. Группировка 2 ч.

6 Различные способы решения задач 3 ч.

7 Решение алгебраических задач с использованием геометрии 3 ч.

8 Творческие отчеты учащихся 1 ч.

9 Итоговое занятие 1 ч.

Краткое содержание занятий.

Тема 1.


Основная цель первых двух занятий повторить законы сложения и вычитания рациональных чисел. Задания подобраны таким образом, что учащиеся сами должны определить, какие действия и в какой последовательности надо выполнять над числами, сами должны записывать эти действия, применить в случае необходимости тот или иной закон сложения или умножения.

Основная задача этих занятий: научить учащихся анализировать условие задачи ориентироваться в простейших случаях.

Тема 2.

Числовые последовательности используются при решении многих задач, начиная с начальной школы, при изучении зависимостей между компонентами арифметических действий, при нахождении значений алгебраических выражений; при построении диаграмм и графиков.



Основная цель: научить учащихся, вычислять несколько членов последовательности, сопоставлять результаты, замечать те или иные закономерности.

Тема 3.


Повторить: понятие одночлена, стандартный вид одночлена.

Рассмотреть примеры доказательства неравенств, содержащих степень.

Преобладающие виды заданий: доказать или опровергнуть.

Тема 4.


При решении заданий данной темы повторяются понятия: многочлен, сложение и вычитание многочленов, но задания подобраны так, что учащиеся должны сами определить, какие действия над многочленами и в какой последовательности должны быть выполнены, затем, выполнив те или иные преобразования, проанализировать ответ.

Тема 5.


При выполнении заданий этой темы отрабатываются навыки разложения многочленов на множители с использованием всех возможных способов; показать применение разложения многочлена на множители для построения множества точек координатной плоскости координаты, которых удовлетворяют заданным условиям.

Тема 6.


Основная цель: при решении заданий данной темы научить находить несколько способов решения одной и той же задачи. Решения задачи несколькими способами помогает установить связи между, казалось бы, совершенно разнородными темами школьного курса математики, все это способствует развитию математического мышления учеников.

Каждую оригинальную мысль, доказательство необходимо рассматривать как особое достижение учебного труда школьника.

Тема 7.

Основная цель – познакомить учащихся с новыми идеями и методами, расширить представление об изученном материале и , главное, показать целостность математики, продемонстрировать связь между алгеброй с геометрией.



основное содержание:

  1. Историческая справка.

  2. Решение алгебраических задач с использованием теоремы Пифагора.

  3. Решение алгебраических задач с использованием теоремы косинусов.

Примеры заданий к теме 1.


1.В каждой из девяти клеток квадрата записано по одному числу. Когда находили суммы чисел каждой из трех строк, то получили соответственно следующие суммы; -6,1; 2,5 и -3,7. При подсчете суммы каждого из трех столбцов получили соответственно 2,3; -5,8 и -3,7. Доказать ,что в вычислениях допущена ошибка.
2.(устно) Вычислить:

а) -1+2+(-3)+1+(-2)+3

б) (1-2,46×3,54)×(0,2-1/5)

в) -1/10 – 1/100 – 1/1000 – 1\10000

г) (-0,027)+5,7-0,073

д) –(-(-(-1)))


3. Найти сумму -100-99-98-97…+100+101+102
4. Дано: 20=20+18+16+…+х. сколько слагаемых имеется в правой части равенства?
5. Записано несколько чисел. Каждое из этих чисел, начиная с третьего, равно сумме двух, предшествующих ему. Известно, что девятое число и десятое число равны 1. найти первое и второе число.
6. Существуют ли такие целые числа х и у, для которых одновременно имеют место равенства:
ху = 4747 и х – у = - 54?
7. Найти множество целых значений буквы а, при которых произведение (5 + а)×(3 - а) положительно.
8. на числовой прямой отмечено несколько точек. Сумма чисел, соответствующих этим точкам, равна -1,5. Каждую из указанных точек переместили по числовой прямой на две единицы влево, а поэтому сумма чисел стала равной -15,5. Сколько было точек?
9*. квадрат размером 5×5 заполнена числами так, что произведение чисел, стоящих в каждой строке, отрицательно. Доказать, что в некотором столбце произведение также отрицательно.
10*. Володя написал на доске: 1×2×3×…×9=21, поставив вместо каждой звездочки либо плюс, либо минус. Саша изменил некоторые знаки на противоположенные, а в результате вместо числа 21 написал число 20. Докажите, что один из мальчиков допустил ошибку
11*. Из чисел а, b и c одно положительное, одно отрицательное и одно равно нулю. Кроме того, известно, что ׀а׀ = b2 (b - c). какое из чисел положительное, какое отрицательное и какое равно нулю?
12*. Каждая из переменных а, b, c, d, e, f определена на множестве чисел {1;-1}. На каком множестве определена переменная х, если х = f – b + c – d + e – f?

Примеры заданий к теме 2.


1. Члены последовательностей определяются формулами:

1) х = ׀n – 3׀;

2) e = (-1)n;

3) z = (-1)n׀n – 5׀

4) t = 2׀n-2׀+1

5) v = (-1)n×n

6) w = ׀2n-n2׀
2. Пусть формула n-ого члена последовательности имеет вид х = n6. записать в строчку первые 10 членов этой последовательности. Записать последовательность разностей между вторым и первым членами, третьим и вторым и т.д. Записать еще третью последовательность разностей между вторым и первым, третьим и вторым и т.д. членами второй последовательности. Записать несколько членов соответствующей четвертой последовательности. Чему равны члены пятой, шестой, … последовательностей?
3. выполнить все серии вычислений, указанные в предыдущей задаче, для последовательностей, определяемых формулами:

1) х = n2 + n

2) y = 2n2

3) z = n3

4) t = 2n
4. Можно ли утверждать, что пересеченные множества чисел вида 2n – n и множества квадратов натуральных чисел есть пустое множество? (n > 1, n € N)
5. Записано несколько первых членов последовательности. Составить какую-нибудь формулу для нахождения ее любого члена и записать несколько недостающих членов. Найти последовательность разностей, о которых шла речь в задаче 7 этого параграфа.
1) 3, 7, 11, 15, …, 31;

2) 1, -1, 1, -1, 1, -1, …;

3)2, 5, 10, 17, …, 50;

4) 1, 3, 7, 15, 31, 255.


6. Упростите выражение:
- ( - ( - (…- ( - 1)…))),
В котором содержится 200 пар скобок.

Если решение задачи вызвало затруднение, то рассмотрите предварительно числа:


- ( -1) = …,

- ( - (- 1)) = …,

Подметьте закономерность и сделайте вывод.

Примеры заданий к теме 3.


1. В пределах СССР площадь распространения многолетней мерзлоты равна приблизительно 10 млн. кв. км, что составляет почти половину территории нашей страны («физическая география», 5 класс). Сколько квадратных метров составляет (приблизительно) территория наше страны?
2. среди делителей числа 1×2×3×..16×17 найти наибольший, который является: 1) кубом натурального числа; 2) квадратом натурального числа.
3. Даны четыре числа а, &, и, и, каждое из которых не равно нулю. Каждое из первых трех чисел умножается на следующее за ним, а четвертое умножается на первое. С новым набором проделы­вается то же самое. Доказать, что всегда в конце концов получится набор из положительных чисел.
4. Дан одночлен {—1 )nan-2b2-n. Записать в строчку множество всех возможных видов этого одночлена при различных допустимых натуральных значениях показателей степеней.
5. Каждое из чисел, начиная со второго, равно предыдущему, умноженному на квадрат первого числа. Доказать, что произведе­ние первого, третьего, пятого и седьмого членов полученной пос­ледовательности равно четвертой степени четвертого числа.
6. Сколько различных делителей имеют следующие числа:

1) 27; 3) 27 × 54; 5) 3600;

2) 54; 4) 2m × 5n × 3k; 6) 425?
7. Какое трехзначное число имеет наибольшее число делителей?

Примеры заданий к теме 4.

1. Даны многочлены: 2х2 — у — 2, Зх2 + у + 1 и 1 — 5х2. Найти: I) сумму всех трех многочленов; 2) разность между вторым и третьим многочленами; 3) сумму первого многочлена и у — 2х2 + π.
2. Доказать, что не существует таких значений тип, при которых многочлены 3m2 4mn-2п2 и — m2— 4mn +3n2 одновременно принимали бы отрицательные значения.
3. В трехзначном числе цифра сотен на 2 больше цифры единиц. Найти разность между этим числом и числом, записанным те­ми же цифрами, но в обратном порядке.
4. Даны три различные отличные от нуля цифры. Из них со­ставляются всевозможные трехзначные числа. Доказать, что их сумма делится на 37.
5 Кубок страны по футболу был разыгран по олимпийской сис­теме: проигравшая команда выбывала из соревнований, в случае ничьей назначалась переигровка. Всего было сыграно т игр, и: которых было п переигровок. Сколько команд участвовало в розыгрыше кубка?
6.Первое число равно а, второе равно Ь, третье равно разности между вторым и первым, четвертое равно разности между; третьим и вторым и т. д. Какое число стоит на 124-м месте?
7. В строчку записано несколько чисел. Первое из них равно а, а последнее равно Ь. Во второй строчке записаны разности между вторым и первым, третьим и вторым.....последним и пред­последним членами конечной последовательности. Найти сумму всех этих разностей.
8*. Володя записал на доске два числа. Третье написал равным сумме первых двух, четвертое — сумме третьего и второй и т. д. Затем Володя сообщил Саше сумму шести последовательна чисел, начиная с некоторого из написанных. Саша, узнав сумму сразу же определил одно из написанных чисел. Какое?

Примеры заданий к теме 5.


1. доказать равенство:

55554×55559×55552-55556×55551×55558=66665×66670×66663-66667×66662×66669


2. периметр прямоугольника равен 2р. На сколько увеличиться площадь прямоугольника, если длину каждой его стороны увеличить на а(а>0)?
3. Доказать, что при любых значениях переменных:

1) (36 - 1) (46 + 1) > (2b + 1) (56 - 3);

2) (у - 1) (у + 2) = 4 + (у - 2) (у + 3).
4. Решить уравнение:

х3 + х2 + х + 1 = 0.


5. дана пропорция:

Х-2/х-1=х+4/х+7

Найти х.
6. найти натуральные к и n, если известно, что

Kn2– kn n + n2= 94


7. решить уравнение х3+ х2+ х + 1 = 0

Примеры заданий к теме 6.


1. Разложить на множители:
1) а4 + 2а3 + 1;

2) р3 + 2р – 3;

3) 2а4 – а2 – 1.
2. Разложить многочлены на множители:

1) а7 + а5+ 1; 3) а7-1;

2) а5+. аЬ4 + b5; 4) 2а3 — ах2 — х3.
3. Сумма двух положительных чисел равна 2а. Найти наи­большее произведение этих чисел.
4. Площадь прямоугольника равна а2. Найти наименьшую длину, которую может иметь этот прямоугольник.
5. Если а + b = 2, то a3 + b3≥ 2. Доказать.
6. Если т + п = 2, то тп ≤ 1. Доказать.
7. Доказать, что из всех натуральных чисел вида 2р + 1, где р — простое число, только одно является точным кубом. Найти это число.

Примеры заданий к теме 7.


1. Указать, какие из приведенных ниже суждении можно опровергнуть, приведя контрпример:

1) у ребят нашего класса нет учебников с помарками и пометками;

2) если число делится на 5, то оно оканчивается пятеркой;

3) множество чисел вида п (п + 1) четно при п € N;

4) х2 > х при любом х;

5) в треугольнике длина высоты всегда меньше длины любой из его сторон;



6) если а > b, то а2 > b2.
2. Пусть п — натуральное число. Всегда ли числа вида n2 + Зn + 1 являются простыми?
3. При любом целом п имеет место неравенство: 4n2 + 40n + 99 > 0. Опровергните это утверждение.
4. Если число является квадратом натурального числа, то сумма его различных делителей нечетна. Сформулируйте обратную теорему. Верна ли она?
5. Является ли равенство (а4— 1)6= (а6 — 1)4 тождеством, если: 1) а — любое число; 2) а = {—1; 0; 1)?
6. Берется какое-нибудь двузначное число и возводится в квад­рат. У результата оставляются только цифры десятков и единиц. Полученное новое двузначное число вновь возводится в квадрат и т. д. Доказать, что, начиная с некоторого числа, результаты вы­числений начнут повторяться.
7. Доказать, что при делении 41 на 61 получающаяся бесконеч­ная десятичная дробь будет периодической.
8. Предположим, что в лесу имеется 710 000 елочек. На каждой елочке не более 100 000 игл. Докажите, что в лесу есть по крайней мере 7 елочек с одинаковым числом игл.
9. Докажите, что из 101 числа можно выбрать два, разность которых делится на 100.
Каталог: dok.files


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал