Программа «Социология управления и кадровый менеджмент»



Скачать 217.88 Kb.
Дата18.10.2016
Размер217.88 Kb.
ТипПрограмма
Негосударственное образовательное учреждение высшего образования
«МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Факультет социологии, экономики и управления


Кафедра социально-гуманитарных дисциплин и менеджмента


ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

по направлению 39.04.01 – «Социология»

Магистерская программа «Социология управления

и кадровый менеджмент»

Москва 2015


Вступительные испытания

Вступительные испытания абитуриента по направлению подготовки 39.04.01 – «Социология» предназначены для определения теоретической и практической подготовленности бакалавра к дальнейшему обучению в магистратуре, в соответствии с установленными требованиями ФГОС ВО.

В ходе вступительных испытаний проверяется способность абитуриента к выполнению профессиональных задач, определенных квалификационными требованиями, изложенными в ФГОС ВО.

Абитуриент должен:

- знать теоретические основы и закономерности функционирования социологической науки, принципы соотношения методологии и методов социологического познания;

- владеть методологией, методикой и техникой проведения социологического исследования;

- уметь использовать компьютерную технологию для обработки социологической информации;

- иметь представление об основных тенденциях и направлениях развития мировой и отечественной социологии;

- уметь квалифицированно анализировать современные социальные проблемы общества в рамках одной из отраслей социологии;

- владеть методикой и технологией создания и использования моделей прогнозирования социальных явлений;

- уметь разрабатывать и использовать социологический инструментарий для диагностики различных видов социальной деятельности;

- владеть инновативными технологиями в практике социологической работы.

Вступительные испытания по направлению 39.04.01 – «Социология» включают в себя содержание трех базовых дисциплин (блоков), определяющих квалификацию социолога:


  • История социологии;

  • Общая социология;

  • Методология и методика социологических исследований.

Первые две дисциплины (история социологии и общая социология) обеспечивают теоретический фундамент, а методология и методика социологических исследований – практическую основу профессиональной подготовки социолога.
Программа вступительных испытаний

по направлению 39.04.01 «Социология».

РАЗДЕЛ I. ИТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

1. История социологии как наука

1. 1. Предмет и периодизация истории социологии

Предмет истории социологии. Области действия истории социологии и проблемы ее периодизации. Роль истории социологии в системе социологического знания.



  1. Элементы социологического знания в социальной мысли античности и средневековья

    1. Античные источники европейского социологического мышления

Платон и Аристотель. Кругозор античного города-государства, неразделенность понятий общества и государства. Человек как общественное существо.

    1. Вклад теорий естественного права в социологическую мысль

Открытие универсальной общности людей, идеи мирового сообщества, разделение этики и политики, общества и государства в стоицизме. Естественное право у римских юристов и Цицерона. Естественное право в средневековье. Политический абсолютизм эпохи Ренессанса (Макиавелли). Основные черты и отличия доктрины естественного права Нового времени от античных и средневековых учений. Дифференциация концепций естественного состояния и общественного договора на примере парадигмальных концепций Гоббса и Локка.

3. Социальная философия XVII-XIX вв. о человеке и обществе

    1. Социологические идеи в социальной философии английского Просвещения

Моральная философия англо-шотландских моралистов и экономистов как «опытная наука о человеческой природе» (Д. Юм). Теория общественного развития А. Смита – А. Фергюссона как предшественница материалистического понимания истории у К. Маркса.

3.2.Социологические идеи французского Просвещения (Монтескье, Руссо)

Монтескье – зачинатель исторической социологии. Естественное право, состояние, права человека и народный суверенитет по Руссо.



    1. Историческая социология А. Де Токвиля

Антиисторизм и антиатомизм консервативной социальной философии как предтеча метода контовской и дюркгеймовской социологии. Совместимость консерватизма и либерализма на примере Токвиля.

4. Становление и развитие социологической теории в XIX-XX вв.

    1. Социология О. Конта

Основные черты позитивизма. Сен-Симон и Конт. Закон «трех стадий» и классификация наук. Социальная статистика и социальная динамика.

4.2. Социологическая теория Карла Маркса

Маркс как один из основателей макросоциологии. Философская антропология и социальная теория. Концепция «отчуждения». Теория общественно-экономических формаций. Классовая структура общества и основные социальные классы. Теория государства. Общественное бытие и общественное сознание. Социально-историческое развитие и его движущие силы. Возникновение различных версий марксисткой теории в XIX-XX в.в. Марксизм и современные социологические теории.



    1. Социологическая программа Дж. Милля

Обратно-дедуктивный (исторический) метод социальной науки. Психологизм и статистический метод. Зачатки будущего социологического эволюционизма у Милля. Связь Милля со взглядами Конта.

4.4. Спенсер и эволюционная социология

Общая формула мировой эволюции в философии Спенсера. Отличия от дарвиновской трактовки эволюции. Органицизм и методологический эволюционизм – попытка примирения. Влияние идей Спенсера.



4.5. Социальный дарвинизм и натурализм в социологии

Социальный дарвинизм как одно из направлений натурализма. Влияние Дарвина и Спенсера. Основные понятия и теоретический арсенал социал-дарвинизма. Многозначность интерпретаций и внутренних течений.



4.6. Психологизм в социологии и его разновидности

Истоки психологизма. Психология народов. Психология толп и массовых движений. Г. Тард и Г. Лебон. «Подражание» или «заражение» как простейший вид социального взаимодействия. Борьба номинализма и реализма в социологическом психологизме.



4.7. Фрейдизм в социологии. Фрейдомарксизм

Динамическая теория личности Фрейда и ее социологические следствия. Теория культуры как сублимации. Интерпретация фрейдизма его учениками. Фрейдомарксизм Э. Фромма, Г. Маркузе.



    1. Социологическая система Вильфредо Парето

Общественная жизнь как сфера господства «нелогических действий». Социология как логико-экспериментальная наука. «Остатки» и «производные». Теория элит.

4.9. Социология Эмиля Дюркгейма и его школа.

Понятие социологизма. Предмет социологии. «Социальные факты как вещи». Принципы и правила социологического метода. Разделение труда, механическая и органическая солидарность. «Коллективное сознание» и «коллективное представление». Религия как вид коллективного сознания и система социального контроля. Понятие «аномии». Анализ самоубийств как социального явления. Школа Э. Дюркгейма.



4.10.Социология Георга Зиммеля

Место социологии в мировоззренческой системе Зиммеля. Понятие взаимодействия. Социальная дифференциация. Идея «формальной социологии» и анализ социальных форм. Социология пространства. «Философия денег».



4.11.Макс Вебер – классик теоретической социологии

Основные понятия социологии М. Вебера. Понимающая социология. Идеальный тип как средство исторического и социологического исследования. Категория социального действия. «Протестантская этика и дух капитализма». Рационализация как всемирно-историческая тенденция. Социология религий. Влияние М. Вебера на мировую социологию.



4.12.Социальный прагматизм и символический интеракционизм

Роль идей американского прагматизма в становлении направления. Ч.Х. Кули – предшественник символического интеракционизма. Ситуационный анализ У. Томаса. «Теорема Томаса». Дж.Г. Мид как основоположник символического интеракционизма. Современные версии символического интеракционизма.



5. Западная социология в ХХ в.

5.1. Функционализм в общественных науках. Т. Парсонс, Р. Мертон

Социологическая концепция Т. Парсонса. Структурно-функциональная версия теории действия и социальной системы. Теория равновесия и теория социального изменения. Эволюционные универсалии. Идеи Т. Парсонса в истории социологии.

Критика Р. Мертоном классической версии функционализма. Функционализм Р. Мертона. Типы социологических теорий по Р. Мертону. Социологические теории «среднего уровня». Социальная структура и аномия.

5.2. Феноменологическая социология.

Феноменологическая философия. Альфред Шюц и социологизация феноменологии. Томас Лукман и Питер Бергер о социальном конструировании реальности. Основные принципы феноменологической социологии.



6.Современные социологические теории (середина и вторая половина ХХ в.)

6.1. Неофункционалистская социология Никласа Лумана

Концепция Н. Лумана и историко-социологическая традиция. Отношение к структурному функционализму Т. Парсонса. Место индивидуального субъекта в социологии Н. Лумана. Н. Луман и синергетика.



6.2. Социологическая концепция Юргена Хабермаса

Теория коммуникативного действия и социологическая традиция. Типология действия и типы рациональности. Ю. Хабермас и постмодернизм.



6.3. Социологическая концепция Пьера Бурдье

Этнология и социология у П. Бурдье. Структура, практика, агент, Habitus. Политическая социология П. Бурдье. Социология культуры П. Бурдье.



6.4. Программа перестройки социологической теории Энтони Гидденса

Построение социальной теории и отношений к социологическому наследию. Понятие и концепция «структурации». Пространство и время модерна. Э. Гидденс о перспективах развития социологии.



6.5. Структурализм, постструктурализм и постмодерн в социальной теории середины второй половины ХХ в.

Структурная антропология Клода Леви-Строса. «Генетический структурализм» Люсьена Гольмана. «Археология» общественного сознания и «археология» общественных институтов Мишеля Фуко.

Постструктурализм. Деконструктивизм. Децентрация.

Постмодернизм как «восстание против современности». Жак Деррида о конце модернизма. Кризис доверия к «метаповествованиям» (Жан Франсуа Лиотар). «Конец социального» (Жан Бодрийяр) в эпоху постмодерна и проблема статуса социологии. «Общество риска» У. Бека. Дискуссии о судьбе «проекта модерна» и научного познания общества в современной социологии.



7. Отечественная социальная философия и социология в ХIХ – ХХ вв.

7.1. Основные направления и фигуры отечественной социологии

Специфика исторического пути России. Западничество и славянофильство о путях развития общества. Теория «официальной народности» о специфике российского общества и отечественной истории. Почвенничество. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Идеи «общественного социализма» у А.И. Герцена. Социальные взгляды Н.Г. Чернышевского. Социологические взгляды народников. М.А. Бакунин, П.Н. Ткачев, П.Л. Лавров, П.П. Кропоткин. «Субъективная школа в социологии». Н.К. Михайловский. Марксистская социология в России. Г.В. Плеханов, В.И. Ленин. Развитие социологической мысли в русле религиозной философии. Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк. Социологическая концепция М.М. Ковалевского. «Российский» и «американский» периоды творчества П.А. Сорокина. Социология в советской России в 1920-х г.г. Основные направления и школы современной российской социологии.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

  1. Социология. Учебник - М.: Юнити-Дана, 2012

  2. Журавлев Г. Т., Савинов Л. И., Павленок П. Д. Социология. Учебное пособие - М.: Дашков и Ко, 2010

  3. Желтов В. В., Желтов М. В. История западной социологии: этапы, идеи, школы. Учебное пособие - М.: Академический проект, 2010.

  4. Дугин А. Г. Социология русского общества. Россия между Хаосом и Логосом - М.: Академический проект, 2011

  5. Давыдов Ю. Н., Абрамов Р. Н., Баньковская С. П., Гофман А. Б., Девятко И. Ф. История теоретической социологии. Предыстория социологии. Учебное пособие - М.: Академический проект, 2010

  6. Жириновский В. В., Добреньков В. И., Васецкий Н. А. Социология мировых цивилизаций. Учебное пособие для вузов - М.: Академический проект, 2013


Дополнительная литература:

  1. Воронцов А. В., Громов И. А. Западная социология: История социологии, XIX-начало XX века: Учеб. пособие для вузов: В 2 ч. / Владос, 2010.

  2. Капитонов Э. А. История и теория социологии: Социология ХIХ в.: Учеб. пособие. – М.: Приор: Эксперт.бюро, 2010 . Социология: Учеб. для вузов / Ю. Г. Волков; Под ред. В. И. Добренькова . – 5. изд. – Москва: Дашков и К; Ростов-на-Дону: Наука Спектр, 2010 .

  3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 2007.

  4. Масловский М. В. Современная западная теоретическая социология: Учебное пособие. Н.- Новгород, 2005.

  5. Батыгин Г. С., Подвойский Д. Г. История социологии. Учебное пособие. М., 2003.

  6. Полякова Н. Л. XX век в социологических теориях общества. М., логос, 2004.


РАЗДЕЛ II. ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ

1. Методология социологии

    1. Социология как мультипарадигмальная область знания

Социология как наука. Объект и предмет социологии. Эволюция в понимании предмета социологии. Понятие парадигмы. Парадигмы в социологии. Макросоциология и микросоциология. Уровни и структура социологического знания.

    1. Социология в системе наук об обществе

Социология как генерализирующая наука (по П. Сорокину). Социология и история. Социология и экономика: специфика социологического подхода в экономической сфере. Социология и политология: специфика социологического подхода в политике. Социология и социальная психология

2. Личность и общество

2.1. Социальное взаимодействие и социальные отношения

Понятие социального действия. «Социальное действие» у М.Вебера. Понятие социального взаимодействия. Виды социальных взаимодействий. Социальное взаимодействие как обмен и как дарение (З.Бауман). Концепция социального обмена Дж. Хоманса. Понятие и виды социальных отношений.



    1. Понятие личности в социологии

Личность, индивид, индивидуальность. Соотношение биологического и социального в человеке. Особенности социологического подхода к изучению личности. Взаимоотношение личности и общества. Социальные роли. Социальный статус.

    1. Социализация

Понятие социализации. Типы социальных общностей. Массовые общности (аудитория, толпа, масса и др.) и механизм их формирования.

    1. Социальные группы

Понятие социальной группы. Малые и большие группы. Особенности малых групп. Первичные и вторичные группы. Формальные и неформальные группы.

3. Социальная стратификация

3.1. Социальные институты

Понятие социального института. Виды социальных институтов. Функции социальных институтов. Институционализация социальной жизни. Институт семьи как базовый социальный институт общества.



3.2. Социальная организация

Понятие социальной организации. Цели организации. Формальная и неформальная структуры организации. Организационная культура. Типы организационных культур. Управление организацией.



    1. Социальная структура и социальная стратификация

Понятие социальной структуры. Понятие социальной стратификации. Социальная стратификация и социальная дифференциация. Типы стратификационных систем. Марксистское и веберианское направления в теории социальной стратификации.

    1. Социальная мобильность

Сущность, типы и виды социальной мобильности. Факторы социальной мобильности. Социальная мобильность в открытом и закрытом обществах.

    1. Социальный контроль

Сущность социального контроля. Виды социального контроля. Понятие девиантного поведения. Теории отклоняющегося поведения. Социальная аномия.

4. Общество как социальная система

4.1. Культура и общество

Понятие культуры. Социология и культура. Культура и система норм (обычаи, нормы, законы).



4.2.Социальные системы

Понятие социальной системы. Общество как системный объект. Признаки социальной системы. Типы социальных систем.



    1. Общество как центральное понятие социологии

Понятие общества. Этапы развития теорий общества. Аграрное, индустриальное, информационное общества. Теории постиндустриального общества – Д. Белл, Э. Тоффлер. Общество в работах современных социологов. (С. Москович, Э. Гидденс, Х. Ортега-и-Гассет и др.).

    1. Социальные конфликты

Понятие, причины и функции социального конфликта. Типология социальных конфликтов. Конфликты в постсоветском обществе. Роль социального управления в предупреждении и разрешении социальных конфликтов.

    1. Социальные движения

Понятие социального движения. Виды и жизненные циклы социальных движений. Типология социальных движений – Г. Блумер, Д.Эберл. Личность и социальные движения.

4.6.Социальные изменения

Понятия социального изменения. Социокультурные изменения. Эволюционные, революционные и циклические социальные изменения. Социальные изменения и идея прогресса. Социальное время. Теории социальных изменений. Социальные инновации. Глобализация. Модернизация.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Добреньков В. И. От социологии кризиса к социологии надежды - М.: Академический проект, 2014

  2. Дмитриев В. В., Дымченко Л. Д. Основы социологии и политологии. Учебное пособие для колледжей и техникумов - СПб: СпецЛит, 2012.

  3. Тощенко Ж. Т. Социология. Учебник - М.: Юнити-Дана, 2012

  4. Жоль К. К. Социология (в систематическом изложении). Учебное пособие - М.: Юнити-Дана, 2012.

  5. Социология. Основы общей теории - М.: Флинта, 2011.

  6. Давыдов Ю. Н., Абрамов Р. Н., Баньковская С. П., Гофман А. Б., Девятко И. Ф. История теоретической социологии. Стабилизационное сознание и социологическая теория в век кризиса. Учебное пособие - М.: Академический проект, 2010.


РАЗДЕЛ III. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Программа социологического исследования

    1. Основы эмпирической социологии. Предмет и задачи курса

Предмет социологи. Язык социологии. Теоретические и прикладные исследования. Содержание эмпирической социологии. Взаимосвязь эмпирической социологии с теоретической. Значение эмпирической социологии в организации практического решения социальных проблем. Значение эмпирической социологии для выявления нового теоретического социологического знания и обоснования его достоверности. Краткая история эмпирической социологии. Профессиональная этика социолога.

    1. Программа и методы социологического исследования

Содержание и структура программы социологического исследования. Постановка проблемы и ее теоретический анализ. Цели и задачи исследования. Определение объекта и предмета исследования. Эмпирическая интерпретация и операционализация основных понятий. Формулирование гипотез и методов их проверки. Система методов сбора социальной информации. Различие двух уровней социологических методов сбора информации по критерию стандартизированности методического инструментария. Единство методов сбора и измерения социологической информации.

2. Методы сбора социологической информации

2.1. Социологическое наблюдение

Наблюдение как метод сбора первичной социальной информации. Особенности и трудности наблюдения в социологии. Основные виды социологического наблюдения. Методика структурированного наблюдения.



2.2. Изучение документов

Понятие документа в социологии. Документы как основные носители информации в социальных системах управления. Классификация документов по форме фиксации социологической информации. Методы изучения документов.

Контент-анализ как метод сбора информации. Области применения контент-анализа.

2.3. Методы опроса и их познавательные возможности. Массовые опросы в социологии: анкетирование и интервьюирование

Сущность опроса и место в комплексе методов сбора данных. Социологический опрос как вид социальной коммуникации. Функции вопроса и требование к его разработке. Виды опроса. Особенности методов массового опроса (анкетирование, интервью) и опросов в малых группах (методов социометрии, опросных видов тестирования, опросов специалистов, методов экспертных оценок). Специфика почтового и телефонного опросов.



2.4. Метод экспертных оценок

Формирование группы экспертов. Две группы экспертных методов. Процедура опроса экспертной группы методом «мозговой атаки». Процедура индивидуального опроса экспертов в методе Дельфы. Анализ и обработка информации, полученной от экспертов. Экспертные оценки и экспертные системы.



    1. Социальный эксперимент

Социальный эксперимент как метод проверки научных гипотез причинно-следственной связи изучаемых признаков и состояний объекта. Виды социальных экспериментов.

    1. Тестирование в социологии

Тест в психологии и социологии. Методология тестового контроля. Принципы научной организации тестового контроля знаний. Основные виды тестовых заданий.

    1. Социометрический опрос

Понятие социологического опроса. Представление социологических данных. Построение социоматриц. Круговые социограммы. Индивидуальные и групповые социологические индексы.

3. Качественные исследования в социологии

    1. Особенности качественного подхода к исследованию социальной реальности

Методологические предпосылки и основные принципы качественных исследований. Виды качественных исследований. Особенности применения метода наблюдения и метода анализа документов в качественном исследовании. Этнографические исследования. Биографические исследования.

3.2. Особенности интервью в качественном исследовании

Типы интервью, применяемые в качественном исследовании. Возможности метода фокус-групп. Достоинства и недостатки метода фокус-групп.



3.3. Проективная техника

Необходимость применения проективных методов для изучения скрытых мотивов и установок. Основные виды проективных методик. Возможности и границы применения проективной техники.



4. Выборочный метод в социологии

    1. Основные понятия выборочного метода

Понятие гетерогенной и гомогенной среды. Виды выборочного отбора. Особенности применения квотной выборки. Особенности применения случайной выборки. Стихийная выборка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Климантова Г. И., Черняк Е. М., Щегорцов А. А. Методология и методы социологического исследования. Учебник для бакалавров - М.: Дашков и Ко, 2014

  2. Тезаурус социологии. Книга 2. Методология и методы социологических исследований. Тематический словарь-справочник - М.: Юнити-Дана, 2013.

  3. Фомичев А. Н. Исследование систем управления. Учебник - М.: Дашков и Ко, 2013

  4. Жоль К. К. Социология (в систематическом изложении). Учебное пособие - М.: Юнити-Дана, 2012.

  5. Социология. Основы общей теории - М.: Флинта, 2011.

  6. Ценностные ориентации молодежи. Итоги социологического исследования - М.: Директ-Медиа, 2014



Примерный перечень экзаменационных вопросов

по направлению 39.04.01 «Социология»



Раздел I. История социологии

  1. Социологические идеи Платона и Аристотеля.

  2. Социологические идеи Средневековья.

  3. Социально-философское наследие Возрождения и Реформации.

  4. Теории «общественного договора» в социальной философии XVII-XVIII вв.

  5. Социологические идеи английского Просвещения.

  6. Социологические идеи французского Просвещения.

  7. Социологические идеи классической немецкой философии.

  8. Историческая социология А. де Токвиля.

  9. Марксистская теория общественно-экономических формаций.

  10. Марксистская концепция классовой структуры общества. Классовая борьба и революция.

  11. Социологическая программа Дж. Ст. Милля.

  12. Социология О. Конта.

  13. Г. Спенсер и эволюционная социология.

  14. Психологизм в социологии и его разновидности.

  15. Социология Э. Дюркгейма. Школа Дюркгейма.

  16. Социология Г. Зиммеля.

  17. Итальянская школа политической социологии. Социологическая система В. Парето.

  18. «Понимающая социология» М. Вебера: ее предмет и методологические основания.

  19. Вклад М. Вебера в социологический анализ религии, экономики и власти. Рационализация.

  20. Натурализм в социологии: общая характеристика и основные направления.

  21. З. Фрейд о человеке, культуре, обществе. Фрейдомарксизм.

  22. Основные понятия теоретической социологии Ф. Тённиса.

  23. Чикагская социологическая школа: идеи и представители.

  24. Символический интеракционизм: теоретические источники, предшественники и представители.

  25. Феноменологическая социология о сущности социальных явлений.

  26. Теория действия Т. Парсонса.

  27. Социологический функционализм и его систематизация Р. Мертоном.

  28. Структурализм и постструктурализм как методологии социальных наук.

  29. Объективные социальные структуры и субъективные действия индивидов в концепциях П. Бурдье и Э. Гидденса.

  30. Основные фигуры и направления российской социологии 19-20 вв.

Раздел II. Общая социология

  1. Объект и предмет социологии. Социология как мультипарадигмальная наука.

  2. Структура социологического знания. Социология как генерализирующая наука (по П. Сорокину)

  3. Социологическое знание и «здравый смысл»: по работе З. Баумана «Мыслить социологически».

  4. Социальное действие как базовое понятие социологии. Понятие социального действия у М. Вебера.

  5. Социальное взаимодействие, его сущность и виды.

  6. Проблема личности в социологии.

  7. Понятие социального статуса и социальной роли.

  8. Социализация личности. Первичная и вторичная социализация.

  9. Роль первичных и референтных групп в социализации.

  10. Понятие социальной общности. Типы социальных общностей.

  11. Массовые общности. Толпа как массовая общность.

  12. Социальные группы как основная форма социальных общностей. Первичные и вторичные социальные группы.

  13. Понятие социального института.

  14. Институционализация социальной жизни.

  15. Понятие социальной организации.

  16. Понятие социальной структуры и социальной стратификации.

  17. Типы стратификационных систем.

  18. Марксистское и веберианское направления в теориях социальной стратификации.

  19. Сущность, факторы и виды социальной мобильности.

  20. П. Сорокин и виды социального контроля.

  21. Культура и система норм.

  22. Общество как целостная система.

  23. Сущность и виды социального контроля.

  24. Понятие девиантного поведения и причины его порождающие.

  25. Понятие социального конфликта.

  26. Типология социальных конфликтов.

  27. Подходы к рассмотрению социальных конфликтов в западной социологии (К. Маркс, Р. Дарендорф, Л. Козер и др.)

  28. Понятие социального движения.

  29. Г. Блумер о типах социальных движений.

  30. Социальные изменения. Виды социальных изменений.

Раздел III. Методология и методика социологического исследования

  1. Роль и назначение программы в социологическом исследовании.

  2. Структура программы социологического исследования.

  3. Виды гипотез и их роль в социологическом исследовании.

  4. Назначение гипотез в социологическом исследовании.

  5. Опрос как метод сбора информации.

  6. Анкета в социологическом исследовании. Структура и композиция анкеты.

  7. Особенности проведения почтового опроса.

  8. Особенности проведения телефонного опроса.

  9. Виды вопросов в социологической анкете.

  10. Проверка качества разработки анкеты в ходе пилотажа.

  11. Контент-анализ как метод сбора информации. Области применения контент-анализа.

  12. Наблюдение как метод сбора информации. Область применения метода наблюдения.

  13. Интервью как метод сбора информации. Области применения интервью.

  14. Требования к личностным и профессиональным качествам интервьюера.

  15. Организация и контроль работы интервьюеров.

  16. Выборочный метод в социологии. Особенности применения квотных и вероятностных выборок.

  17. Основные виды вероятностного и невероятностного отбора.

  18. Метод экспертных оценок. Области применения метода экспертных оценок.

  19. Эксперимент как метод сбора информации.

  20. Качественные методы сбора информации.

  21. Тест в психологии и социологии.

  22. Методология тестового контроля.

  23. Методология и особенности применения социометрического опроса.

  24. Особенности метода фокус-групп. Отбор участников и процедура проведения фокус-групп.

  25. Требования к личностным и профессиональным качествам модератора.

  26. Особенности применения проективных методов для изучения скрытых мотивов и установок.

  27. Особенности интервью в качественном исследовании.

  28. Метод анализа документов в социологии. Основные принципы количественного и качественного отбора в социологии.

  29. Методология, методика и процедура социологического исследования.

  30. Виды социологических исследований.


Критерии оценки:

В основу проверки и оценки знаний положены следующие дидактические принципы:

1. Принцип действенности. Проверка знаний должна стимулировать интерес к науке и способствовать формированию высококвалифицированного специалиста.

2. Принцип индивидуальности. Его содержание состоит в том, что каждый преподаватель стремится к глубокой справедливой оценке знаний каждого студента.

3. Принцип дифференциации. Цель оценки заключается не только в установлении знания или незнания вообще, но и в определении количественных и качественных различий в знаниях, умениях и навыках.

4. Принцип объективности. Оценка должна максимально точно выражать степень соответствия между педагогическими требованиями и достигнутыми студентом успехами.

5. Принцип единства требований. Один и тот же уровень знаний, умений, навыков должен оцениваться всеми преподавателями одинаково.

В качестве ведущих факторов, определяющих основу оценки, выступают:



  • правильность ответа на вопросы (грамотное и достаточно глубокое изложение законов, закономерностей, принципов, правил, конкретных фактов и понятий);

  • полнота ответа (исходные методологические положения, основные теоретические материалы, описание в различных источниках, связь теории с практикой, конкретные примеры);

  • творческое применение знаний в сложных практических ситуациях;

  • логика изложения материала в процессе ответа (оцениваются не только сами знания, но и умение их излагать, логика рассуждений).

К дополнительным факторам, которые могут повысить или понизить оценку относятся:

  • культура речи (грамотная или неграмотная);

  • убежденность или безразличие;

  • прочность знаний или их поверхностность.

Критерии оценки знаний студентов на вступительных испытаниях:

«9-10 баллов» - при наличии четких и глубоких знаний по всем вопросам билета; свободное владение материалом рекомендованных первоисточников; правильные ответы на дополнительные вопросы; умение анализировать, делать вывод, формулировать предложения, увязывать учебный материал с современными социологическими аспектами жизни общества.

«7-8 баллов» - при наличии полного ответа на вопросы билета и рекомендованных источников. Допускает незнание некоторых персоналий и источников, неточности в обобщении и выводах, применяемых для соединения теоретических знаний с явлениями современной практики.

«5-6 баллов» - предполагает знание отдельных основных положений из поставленных в билете вопросов, отдельных первоисточников и авторов. На дополнительных вопросах студент теряется и отвечает неуверенно.

«4 балла и ниже» - при наличии довольно слабых знаний по вопросам билета у студента не получается правильного ответа даже при наводящих вопросах преподавателя. Студент не может увязать программный материал билетов с современной практикой, выводы и обобщения отсутствуют.
Каталог: documents -> 2015
2015 -> Практическая работа №2 Познание
2015 -> Информация о проведении образовательными организациями высшего образования Алтайского края вебинаров, лекториев, групповых и индивидуальных, очных и заочных курсов по подготовке к егэ
2015 -> Учебно-методическое пособие для бакалавров экономического факультета направление подготовки «менеджмент»
2015 -> 1. Общие сведения (на 2015– 16 уч год)
2015 -> Внутригосударственные механизмы и реализация мер общего характера: обобщение опыта 38 национальных систем
2015 -> Впи (филиал) Волггту
2015 -> Краевое государственное бюджетное образование учреждение дополнительного образования детей


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал