Программа юнеско «Информация для всех» политика Европейского Сообщества Одним из основных направлений деятельности нашей организации



Скачать 196.15 Kb.
Дата25.10.2016
Размер196.15 Kb.
ТипПрограмма
Информационно-коммуникационные технологии и культура.

Европа и Россия.


Л.А. Куйбышев, зам. директора

Н.В. Браккер, главный специалист
Центр по проблемам информатизации сферы культуры Министерства культуры Российской Федерации (Центр ПИК Минкультуры России)

123007, Москва, 5-я Магистральная ул., 5

Тел./факс (095) 940-02-84

E-mail: lku@artinfo.ru

Интернет: www.cpic.ru
Информационно-коммуникационные технологии и культура:

Программа ЮНЕСКО «Информация для всех»

политика Европейского Сообщества
Одним из основных направлений деятельности нашей организации1 и включённого в его состав Центра мультимедиа технологий, являются различные аспекты разработки и использования новых информационных и коммуникационных технологий в культуре, искусстве и гуманитарном образовании. На это нацелены и организуемые нами ежегодные международные конференции «EVA Москва»2 и «Эхолот»3 и практические российские и международные проекты, в которых участвует наша организация, и наша научно-аналитическая деятельность.

В последние годы, во многих странах мира происходит процесс формирования открытого информационного общества, в котором информация становится важнейшим показателем развития и благосостояния общества. Основой этого процесса являются:



  • технологическая революция, в ходе которой происходит сближение информационных и коммуникационных технологий, интеграция информационных ресурсов, миниатюризация и объединение (конвергенция) функций различных устройств, развитие мобильной связи и т.п., вызывающие системные изменения в обществе;

  • лавинообразный рост количества электронных информационных ресурсов и, что самое важное, - свободное распространение, свободный доступ к информации.

Поэтому в последнее время вопросы развития и использования новых информационных и коммуникационных технологий становятся в передовых странах не просто техническими и технологическими вопросами. Во многом эти вопросы являются стержнем формирования политики передовых, высокоразвитых государств. В этих странах уже сейчас намечается переход от информационного общества к обществу, основанному на знании, в котором производство, приобретение, распространение и практическое применение знаний превращается в главную движущую силу социально-экономического развития.

Россия сегодня также не стоит в стороне от общемировых и европейских процессов, поэтому вопросы политики ЮНЕСКО и Европейского Сообщества по развитию и использованию новых информационных и коммуникационных технологий крайне важны для формирования собственной информационной политики России и укрепления международного сотрудничества в этих важнейших вопросах.


Программа ЮНЕСКО «Информация для всех»

Последние годы проходят под девизом ЮНЕСКО «Информация для всех». Это касается, прежде всего, гуманитарной информации, т.е. информации о культурном наследии и современной культуре, о социальной сфере и общественных отношениях, о последних достижениях в сфере искусства и образования и пр., которая должна и может стать консолидирующей силой зарождающегося информационного общества.

В 2000 году в ЮНЕСКО в результате слияния двух важнейших программ прошлого десятилетия "Общей программы по информации" и "Межправительственной программы по информатике" была создана Программа "Информация для всех"4. Эта Программа имеет своей целью максимально содействовать решению социальных, правовых, экономических и других проблем, связанных с устранением информационного неравенства и обеспечением всеобщего доступа к информации.

«Программа "Информация для всех" формулирует глобальные цели развития информационного мирового сообщества в условиях интенсивного и массового внедрения информационных и коммуникационных технологий, определяет общую для всех стран стратегию, методы и инструментарий для строительства правового и свободного информационного общества»5.

Учитывая важность и актуальность Программы ЮНЕСКО "Информация для всех", в 2000 г. в соответствии с рекомендациями Межправительственного Совета Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" и поручением Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО в Российской Федерации был сформирован Российский комитет Программы ЮНЕСКО "Информация для всех". В состав Комитета вошли представители органов государственной власти Российской Федерации, учреждений образования, науки и культуры, общественных объединений и коммерческих структур, участвующих в разработке и реализации российской политики в сфере информатизации.

Комитетом с момента образования проводится работа по пропаганде идей Программы и привлечению широкой общественности к её реализации. Главная задача Комитета состоит в том, чтобы способствовать выработке современной, социально-направленной информационной политики, ориентированной на человека, развитие его потенциала, знаний и навыков, необходимых для жизни в информационном обществе.

Комитет является связующим звеном между Россией и Межправительственным советом Программы ЮНЕСКО "Информация для всех". Благодаря его деятельности Россия узнает о развитии международной политики и системе взглядов в рассматриваемой области, участвует и оказывает влияние на выработку международного консенсуса, а ЮНЕСКО узнает о том, что происходит в России.

Это взаимопроникновение происходит через реализуемые Комитетом мероприятия - конференции, семинары, исследования, издание актуальных материалов, создание экспертных советов и т.п. Так, участвуя в организации обсуждения в России проектов таких базовых документов ЮНЕСКО, как "Рекомендации о развитии и использовании многоязычия в Интернет и всеобщем доступе к киберпространству" и "Международная хартия по сохранению цифрового наследия", Российский комитет готовит условия для создания эффективного и приемлемого для страны механизма интеграции в Глобальное информационное общество, основанное на знании.

В этом году с 2-го по 5-е сентября в г. Петропавловск-Камчатский под эгидой ЮНЕСКО по инициативе Министерства культуры Российской Федерации, Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Администрации Камчатской области, Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека», Проекта ПРООН/ГЭФ на Камчатке и Камчатской областной научной библиотеки им. С.П.Крашенинникова была проведена конференция: «Программа ЮНЕСКО «Информация для всех». Развитие национальной и международной политики». Она явилась главным политическим мероприятием Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" в России, проведенным в преддверии Всемирного саммита на высшем уровне по вопросам информационного общества (Женева, декабрь 2003), а также примером развития инициатив ЮНЕСКО и России в области построения общества, основанного на знании.

Как уже отмечено выше, Программа «Информация для всех» направлена, прежде всего, на преодоление социальных, правовых, гуманистических и других проблем, однако возможности обеспечения свободного распространения информации и обеспечения равного и свободного доступа к ней лежат только в сфере развития новейших информационных и коммуникационных технологий и широкого их использования. Именно поэтому всё большее значение приобретают новые области деятельности и программы, связанные с цифровым (или электронным) наследием. Особое значение эти программы имеют в гуманитарной сфере.



Электронная культура (Digital Culture, или E-culture) - это новая область деятельности. Она связана с созданием электронных версий объектов культурного наследия: в изобразительном искусстве (живопись, графика, скульптура), в перформативных искусствах (музыка, театр, танец и пр.), в недвижимом культурном наследии (архитектура, культурный ландшафт), в кино, телевидении и пр. Кроме того, электронная культура включает в себя произведения, которые сразу создавались в электронной форме, например, сетевое искусство, реконструкции в виртуальной и расширенной реальности, новые интерактивные произведения. В электронную культуру входят и электронные версии коллекций культурного наследия (библиотек, музеев, архивов).6

Тенденции последних лет в странах Европы состоят в объединении музеев, библиотек, архивов как учреждений памяти (memory institutions) или учреждений наследия (heritage institutions) и организации крупных совместных проектов по оцифровке наследия и предоставления доступа к нему. Особое значение придается оцифровке информации по культурному и научному наследию и созданию систем управления электронными ресурсами (Digital Assets Management Systems), которые приходят на смену системам управления базами данных и системам управления коллекциями. Системы управления электронными ресурсами предусматривают долговременное хранение огромных объемов мультимедийной информации (текстов, статических изображений, трехмерных изображений, кино и видео, звука и пр.), защиту и поиск информации в интегрированных и распределенных базах данных, управление правами на интеллектуальную собственность, подготовку информационных блоков, ориентированных на пользователя (для научных исследований, для образования всех уровней, для туризма и досуга, для традиционных и электронных изданий и пр.) и продажу информации или предоставление доступа к ней на основе лицензирования или бесплатно.



Программы и проекты Комиссии Европейского Сообщества.

В 2002 году завершилась реализация 5-й рамочной программы Комиссии Европейского Сообщества7, инициировавшей и организовавшей реализацию целого ряда проектов научных исследований и разработок. «Технологии информационного общества» - самая крупная подпрограмма этой программы. Европейские учреждения культуры играют значительную роль в проектах этой подпрограммы, так как без информации по культуре переход к информационному обществу невозможен.

Некоторые учреждения культуры России уже участвовали в 5-ой рамочной программе, в т.ч. стали партнерами проектов Open Heritage, MUVII, EVAN, Cultivate-Russia, Pulman-XT, E-cultureNet8.

Одна из основных причин ограниченного участия России в европейских проектах по электронной культуре - это отсутствие в России широко доступной информации о деятельности Европейской Комиссии, ее программах и проектах, конкурсах и правилах участия в них на русском языке.

Однако, в результате деятельности российских учреждений культуры в некоторых проектах 5-й рамочной программы, особенно EVAN9, Cultivate-Russia10, Pulman-XT11 – ситуация изменилась к лучшему. Установлены необходимые международные контакты, российские учреждения культуры, участвовавшие в проектах, хорошо зарекомендовали себя перед европейскими партнерами, правила и особенности участия в Европейских проектах стали известны и понятны многим российских специалистам.

Структурные изменения в Комиссии Европейского Сообщества отразили новый подход к культурному наследию: были созданы Генеральный директорат по культуре и образованию и Генеральный директорат по технологиям информационного общества, в рамках которого организован Отдел прикладных программ по культурному наследию. Отдел прикладных программ по культурному наследию занимался организацией научно-исследовательских проектов, связанных с электронной культурой.

В 6-й рамочной программе Комиссии Европейского Сообщества (2002 - 2006)12, которая принята к реализации в декабре 2002 года, ведущую роль играют технологии информационного общества, сетевое взаимодействие учреждений культуры, науки и образования, создание и интеграция электронных информационных ресурсов и обеспечение открытого доступа к ним. 6-я рамочная программа должна обеспечить переход от информационного общества к обществу, основанному на знании, в котором производство, приобретение, распространение и практическое применение знания превращается в главную движущую силу социально-экономического развития.

Приоритетами 6-й рамочной программы объявлены социальная направленность проектов и международное сотрудничество, в том числе широкое привлечение организаций из стран – кандидатов на вступление в ЕС, а также из России. Условия участия российских учреждений в проектах Комиссии Европейского Сообщества изменились в лучшую сторону: Россия получила те же права, что и другие страны – не члены Европейского Сообщества. Отдел прикладных программ по культурному наследию переименован в Отдел сохранения и усиления роли культурного наследия (Preservation and Enhancement of Cultural Heritage), в соответствии с новыми приоритетами программы.

Ещё в процессе выполнения 5-й рамочной программы, начавшейся в 1999 году, стало ясно, что её направления и приоритеты не успевают за современными темпами развития технологий и подходов общества к проблемам информатизации. Поэтому в 2000 году Комиссия Европейского Сообщества занялась разработкой нового крупного проекта, который осуществляется параллельно рамочными программами, лег в основу разработки приоритетов 6-й рамочной программы и определяет стратегию развития Европы на ближайшее десятилетие.

Проект eEurope

Это крупнейший политический проект «Электронная Европа» (eEurope)13, в рамках которого может осуществляться множество программ как внутри стран – членов ЕС, так и на уровне Европейской Комиссии. Проект eEurope направлен на то, чтобы граждане ЕС получили максимальную выгоду от информационной революции.

Программа e-Content14 – существенная составная часть проекта e-Europe. Если ставится задача построить информационное общество для всех, информационное наполнение Интернета должно быть богатым, разнообразным и многоязычным, должно отражать культурное многообразие европейских народов, оно должно быть в состоянии удовлетворить конкретные культурные, научные, образовательные потребности пользователя.

Именно это является основным условием развития доступа к сети Интернет через мобильные средства связи, а также условием распространения широкополосного Интернета. Люди будут готовы платить дополнительно за высококачественное высокоскоростное соединение, но только в том случае, если получаемая информация этого стоит.

Информационное наполнение (контент) включает в себя мультимедийные ресурсы по культурному и научному наследию, онлайновые развлечения, видеоигры, электронную коммерцию, электронные СМИ, дистанционное образование, общение с государственными органами через Интернет и пр.



e-Content - это программа поддержки производства, распространения и использования европейского контента и поддержки многоязычия всемирной сети.

Оцифровка – это необходимый первый шаг на пути создания контента, который станет фундаментом электронной Европы. Это жизненно необходимая деятельность по сохранению коллективного культурного наследия Европы, по предоставлению гражданам доступа к наследию, по повышению качества образования и туризма.

Одной из целей программы является стимулирование создания Европейского контента и обеспечения доступа к нему через глобальные сети для того, чтобы полностью использовать возможности, предоставляемые цифровыми технологиями, для перехода к обществу, основанному на знании. Ведущая роль в создании европейского контента принадлежит учреждениям культуры – музеям, библиотекам, архивам.

Лундские принципы15

Большое значение придается созданию механизма координации национальных программ оцифровки в рамках Европейского Союза. Представители и эксперты стран-членов Европейского Союза собрались в г. Лунде (Швеция) 4 апреля 2001 года, чтобы определить, как запустить эти механизмы, обсудить связанные с этим проблемы, а также определить способы поддержки координации, обеспечивающие устойчивое развитие. Это совещание явилось продолжением действий, начатых на подготовительном совещании в Люксембурге в ноябре 2000 года, которое было организовано Отделом культурного наследия Генеральной дирекции по вопросам информационного общества и проводилось под покровительством Президентства Швеции в Европейском Союзе. В «Лундских принципах» были изложены основные аспекты политики по оцифровке, сейчас продолжается создание соответствующих координационных механизмов.

Европейское культурное и научное наследие является уникальным народным достоянием, составляющим коллективную пополняющуюся память разнообразных европейских сообществ и обеспечивающим базис знания, необходимого для развития индустрии культуры в устойчивом обществе, основанном на знании.

Участники совещания согласились с тем, что оцифровка является ключевым механизмом использования уникального европейского наследия и поддержки культурного разнообразия, образования и развития индустрий культуры. Однако, хотя страны-члены Европейского Союза поддерживают инвестициями обеспечение доступа к своему культурному наследию, до сих пор существуют многочисленные препятствия на пути достижения краткосрочного и долгосрочного успеха этих инициатив. Эти препятствия состоят в многообразии методов оцифровки; в рисках, связанных с использованием несоответствующих технологий и несоответствующих стандартов; в требованиях, связанных с долгосрочным сохранением и обеспечением доступа к оцифрованным объектам; в отсутствии последовательности в подходах к правам на интеллектуальную собственность; в отсутствии согласования программ по культуре с программами по новым технологиям.

Второе совещание представителей стран-членов Европейского Союза проводилось под эгидой Президентства Бельгии в Европейском Союзе в Брюсселе 17 июля 2001 г. В результате этих совещаний выделены ключевые направления деятельности, а именно:


  • координация работ на европейском уровне

  • разработка европейской точки зрения на политику и программы оцифровки

  • распространение положительного опыта оцифровки

  • сотрудничество в проектах по обеспечению доступа к оцифрованному культурному и научному наследию Европы

  • разработка и распространение общеевропейских стандартов

  • определение критериев качества ВЕБ-сайтов, предоставляющих доступ к ресурсам по культуре (брюссельская структура качества - Brussels Quality Framework)

  • развитие национальных программ обучения и развития навыков работы с технологиями.

Проект MINERVA16

Конкретным механизмом реализации Лундских принципов является проект MINERVA 5-й рамочной программы и его продолжение, проект MINERVA PLUS 6-й рамочной программы. В рамках проекта организовано сетевое взаимодействие Министерств культуры европейских стран для координации национальных программ оцифровки культурного и научного наследия, для обсуждения, координации и гармонизации деятельности по оцифровке, создания согласованной общеевропейской платформы, рекомендаций и методик оцифровки, стандартов и мета-данных, для обеспечения долговременного доступа и сохранения информации по культуре и науке. Министерство культуры Российской Федерации стало партнером проекта MINERVA PLUS, и это будет важным этапом включения России в общеевропейскую деятельность по оцифровке культурного и научного наследия, по созданию высококачественного контента для научных исследований, образования, досуга, туризма.

Рабочий план проекта MINERVA PLUS включает в себя:


  • Создание рабочих групп, обеспечивающих политическую и технологическую платформу для улучшения деятельности по оцифровке культурного и научного контента;

  • Принятие лундских принципов странами – членами ЕС, новыми ассоциированными государствами и другими европейскими странами для усиления влияния инициативы eEurope;

  • Поддержка сотрудничества в сфере научных исследований;

  • Изучение, публикация, популяризация национальных политик по оцифровке культурного и научного наследия, обмен информацией;

  • Определение потребностей пользователей, программ обучения и разработка рекомендаций;

  • Организация тестирования, определение механизмов оценки моделей, методик, технологий и проектных решений;

  • Применение существующей структуры оценки качества оцифровки, дающей возможность сравнить и улучшить качество национальных подходов, и распространение положительных примеров;

  • Распространение информации о мероприятиях, открытых как для международных, так и для национальных проектов, способствующих взаимодействию проектов;

  • Распространение информации и организация обучения на национальном уровне, приобретение новых навыков и обеспечение доступа к существующим ресурсам.

Информационно-коммуникационные технологии и сфера культуры России

За последнее десятилетие сфера культуры России совершила значительный прорыв в сфере информационно-коммуникационных технологий, несмотря на существенные проблемы финансирования, технического обеспечения, коммуникаций. От компьютеризации и внедрения первых специализированных систем управления фондами и текстовых информационных систем в музеях, библиотеках, архивах в 80-е – 90-е гг. XX века в начале нового века музеи и библиотеки перешли к созданию и представлению в Интернет электронных каталогов, в том числе и с изображениями, полнотекстовых электронных библиотек; развиваются новые электронные услуги для граждан, старые электронные каталоги переводятся на современные платформы.

Сфера культуры не является только потребителем информационно-коммуникационных технологий для своих нужд (учет и каталогизация фондов, управление коллекциями, сохранность, атрибуция и реставрация и пр.). Сфера культуры – один из основных источников мультимедийного контента, новых электронных продуктов и услуг для граждан. В связи с развитием информационно-коммуникационных технологий учреждения культуры переосмысливают свою роль в обществе, ищут новые способы реализации одной из своих главных задач – предоставление доступа к культурному наследию, осуществление конституционного права граждан на информацию. Так, библиотеки становятся информационными центрами, «гибридными» библиотеками, предоставляющими доступ не только к традиционным фондам, но и к электронным ресурсам, помогающими читателям (пользователям) разобраться в глобальном информационном пространстве. Библиотеки открывают Интернет-залы, медиатеки, являющиеся бесплатными общественными пунктами доступа к Интернет, что способствует преодолению цифрового неравенства. Музеи, в экспозициях которых обычно выставляется не более одного-двух процентов коллекций, используют информационно-коммуникационных технологий для предоставления доступа к своим коллекциям. Так, полные каталоги музейных коллекций ранее публиковались только для специалистов, сейчас музеи начинают выставлять иллюстрированные каталоги в Интернет. Поэтому для оценки использования информационно-коммуникационных технологий в сфере культуры важными характеристиками являются уровень создания электронных информационных ресурсов и предоставление новых электронных услуг для граждан.

Развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере культуры России идет неравномерно как географически, так и в отношении подотраслей культуры. Так, библиотеки, безусловно, опережают музеи и архивы в использовании информационно-коммуникационных технологий и предоставлении электронных услуг для граждан. Значительные электронные ресурсы (музыка, полнотекстовые электронные библиотеки, сетевое искусство и пр.) создаются не государственными учреждениями, а являются результатом частной и общественной деятельности.

Из-за отсутствия четко сформулированной государственной политики в сфере создания и использования электронных ресурсов по культуре, решение об оцифровке фондов и предоставлении доступа к ним, создании Интернет - сайта или издании CD-ROM диска, каждое учреждение культуры принимает произвольно, в зависимости от уровня понимания современных процессов и возможностей обеспечить финансирование проектов.

В последнее десятилетие, особую роль в использовании информационно-коммуникационных технологий в сфере культуры сыграли международные благотворительные фонды, в первую очередь, Институт Открытое Общество (фонд Сороса – Россия) и фонд Форда, которые обеспечивали значительное финансирование этой деятельности и оказали существенное влияние на формирование целей и приоритетов. Начиная с 2003 года, финансирование со стороны этих фондов существенно снижается, и отрасли необходимо находить новые средства финансирования. Поэтому роль государства, и формируемая им политика в сфере информатизации культуры, приобретают всё большее значение для построения современного общества, основанного на знании.



ФЦП «Электронная Россия» и электронная культура17

ФЦП “Электронная Россия” является аналогом европейской программы eEurope. Существенное отличие состоит в том, что в ФЦП «Электронная Россия» недостаточное внимание уделено информационному наполнению, контенту, а культура вообще не включена в сферу действия программы.

Сфера культуры должна стать одним из основных поставщиков контента для глобального информационного пространства. Именно культура является основой самоидентификации россиянина и составляет основное богатство России, более важное, чем нефть и газ.

В рамках федеральной программы «Культура России», реализуемой Министерством культуры и Федеральной архивной службой, имеются большие разделы, связанные с информатизацией культуры, реализация которых внесла весомый вклад в информатизацию отрасли и в основном подготовила ее к массированному переходу к информационному обществу.

Однако «Культура России» - это ведомственная федеральная программа, она не может, да и не должна решать все вопросы, связанные с созданием национальных информационных ресурсов и услуг в сфере культуры.

Поэтому важное значение приобретают разработанные и успешно реализуемые в ряде регионов России программы информатизации сферы культуры (например, Ярославская область, Смоленская обл., республика Карелия и многие другие). Эти программы требуют модернизации, связанной с переходом к информационному обществу и далее, к обществу, основанному на знании. Разработка и реализация современных региональных программ могла бы способствовать массированному созданию и интеграции информационных ресурсов по культуре, предоставлению новых электронных услуг гражданам, развитию культурного туризма, информационной поддержке образования и пр. Однако отсутствие раздела, связанного с отраслью культуры, в ФЦП «Электронная Россия» тормозит разработку соответствующих разделов региональных программ на должном уровне.

Сегодня, на наш взгляд, назрела настоятельная необходимость модернизации программы «Электронная Россия».

Необходимо разработать и включить разделы, связанные с культурным наследием и современной культурой, в ФЦП «Электронная Россия» и в региональные программы, как одно из приоритетных направлений на ближайшие годы.


1 Государственное унитарное предприятие "Центр по проблемам информатизации сферы культуры Министерства культуры России" (Центр ПИК Минкультуры России) был создан в 1991 на базе Главного информационно-вычислительного центра Министерства культуры СССР для проведения научных исследований и реализации практических проектов в области применения новых информационных технологий в сфере культуры России. www.cpic.ru

2 Ежегодные международные конференции EVA Москва, посвященные информационным и коммуникационным технологиям в сфере культуры, проводятся с 1998г. в Государственной Третьяковской галерее при поддержке Комиссии Европейского Сообщества, Министерства культуры и Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Российского фонда фундаментальных исследований и других российских и международных организаций. Основной организатор конференций – Центр ПИК Минкультуры России. Интернет-сайт конференций www.evarussia.ru


3 Центр ПИК Минкультуры России проводит ежегодную международную конференцию ЭХОЛОТ по аудиовизульному наследию и новым технологиям с 2001 года. Интернет-сайт конференций www.echo-net.ru

4 www.ifap.ru

5 Е.И. Кузьмин «Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России». Материалы 5-й международной конференции EVA2002 Москва. www.evarussia.ru

6 Ким Вельтман, Директор института МакЛюэна, Маастрихт, Нидерланды

Электронная культура: достижения и перспективы”. Материалы 4-й международной конференции EVA 2001 Москва www.evarussia.ru



7 www.cordis.lu

8 Н.В. Браккер, Л.А. Куйбышев “Участие российских учреждений в Европейских проектах по информатизации культуры”. Материалы международной конференции “Электронный век культуры”, Красная Поляна, 14 - 18 апреля 2003г.


9 http://www.evarussia.ru/eva2002/rus_str/EVAN.html

10 www.cultivate.ru

11 О.Ю. Устинова «Проект Европейской комиссии PULMAN-XT в России». Материалы 5-й международной конференции EVA2002 Москва. www.evarussia.ru

12 http://fp6.cordis.lu/fp6

13 www.europa.eu.int

14 Бернард Смит, Руководитель отдела Культурного наследия, Генеральная дирекция по вопросам Информационного общества, Европейская Комиссия. "Общество, основанное на знании: политика Европейского Союза". Материалы 4-й международной конференции EVA2001 Москва, www.evarussia.ru

15 Бернард Смит, Руководитель отдела Культурного наследия, Генеральная дирекция по вопросам Информационного общества, Европейская Комиссия. “Координация национальных программ оцифровки культурного наследия”. Материалы 4-й международной конференции EVA2001 Москва, www.evarussia.ru

16 www.minervaeurope.org

17 А.В. Черных, Л.А. Куйбышев, Н.В. Браккер «Электронная культура как одно из основных направлений модернизации ФЦП «Электронная Россия». Выступление на конференции «Электронная Россия – человеку, бизнесу, обществу» 10 июня 2003г, Нижний-Новгород

Каталог: upload -> doklad
upload -> Программа «Парламентский стиль»
doklad -> Доклад федеральной службы по надзору в сфере образования и науки об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования и об эффективности такого контроля (надзора) в 2015 году
doklad -> Интас проект интеграции российских информационных ресурсов в глобальные сети состояния окружающей среды
doklad -> 1. Общая характеристика деятельности Института
doklad -> Доклад подготовлен в соответствии со следующими нормативными правовыми актами
doklad -> Доклад об итогах деятельности федеральной службы по надзору
doklad -> Доклад на секции конференции «Новые технологии и недвижимое культурное наследие»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал