«Производство наряду с религией, философией, торговлей и социальной историей является одной из основ жизни»



Скачать 124.24 Kb.
Дата01.06.2018
Размер124.24 Kb.
Опубликовано: Музей. Российсикий партнер журнала MUSEUM INTERNATIONAL, №5, 2012. С.4-11.
Музеефикация промышленного наследия: опыт и перспективы
«Производство наряду с религией, философией, торговлей

и социальной историей является одной из основ жизни».

Эйсебио Касашелес,

президент Международного Комитета

по индустриальному наследию

Во всем мире наблюдаются тенденции пересмотра отношения к природному и культурному наследию, которое все более зримо трансформируется в базовую ценность современной цивилизации. Именно наследию принадлежит решающая роль в обеспечении устойчивого развития — не имеющего аналогов концепта выживания человечества.

Индустриальное  наследие как понятие и концепция возникли относительно недавно и претерпели значительные изменения в течение последних десятилетий. Являясь частью материального культурного наследия, в самом общем виде индустриальное наследие определяется как совокупность строений и артефактов, произведенных обществом с использованием труда и считающихся достаточно важными для сохранения их для будущих поколений. Под термином «индустриальное наследие» Г.Г. Григорян понимает, прежде всего, «памятники массового индустриального производства, относящиеся к периоду с конца XVIII до середины XX вв. Это предприятия, вокзалы, энергетические производства и т.д., а также агрегаты и механизмы, построенные по индивидуальным или массовым проектам. В России наблюдается стремление не ограничивать себя только материальной сферой, а обратить внимание на человеческий фактор, придать этому движению антропологическую и экономико-историческую окраску»1.

Материальное наследие индустриальной эпохи ценится прежде всего как документальное доказательство экстраординарности этого периода в человеческой истории. Сохранение, изучение и презентация индустриального наследия помогает понять индустриализацию как один из наиболее значительных периодов в истории каждой достаточно развитой страны. Именно в данном аспекте ведут активную исследоватескую, проектную и образовательную деятельность такие известные междунардные организации, как :



Europa Nostra Европа Ностра - всеевропейская федерация по сохранению культурного наследия, является представительной платформой для более 230 неправительственных организаций по сохранению наследия, активно работающих в 40 странах Европы. Эта организация - рупор широкого движения европейского гражданского общества, активно участвующего в области сохранения наследия.
ICOMOS. The International Council on Monuments and Sites. Международный совет по охране памятников и исторических мест осуществляет оценку объектов, предлагаемых к включению в Список Всемирного наследия, а также сравнительный анализ, техническую поддержку и составление периодической отчетности о состоянии включенных в Список объектов. Совет является одним из ведущих членов информационной сети Всемирного наследия.
ТIССIН The International Committee for the Conservation of the Industrial Heritage. Международный комитет по сохранению индустриального наследия. Организация по проблемам сохранения и использования промышленного наследия мира работает более 30 лет, объединяет более 70-ти ассоциаций, университетов и научно-технических музеев европейских государств, США, Канады и Японии.
Постиндустриальный период развития человечества выдвигает новые требования к использованию исторической промышленной архитектуры. Огромное количество промышленных предприятий, фабрик останавливают свое производство, и встает вопрос, как использовать, как сохранить это наследие. Во многих странах мира предпринимаются разнообразные меры по сохранению и преобразованию (перепрофилированию) индустриального наследия. Перепрофилирование наиболее значимых производственных объектов требует изучения отечественного и зарубежного опыта в этой области, разработки теоретических основ создания музеев на базе существующих промышленных памятников. Исторические промышленные здания перепрофилируются в основном в коммерческих и деловых целях. При этом не ставится акцент на эстетической и культурной ценности индустриального памятника, не осмысляются способы интерпретации уникальных зданий, конструкций, а также сохранившегося раритетного оборудования. Проблема музеефикации промышленного наследия на практике долгое время рассматривалась преимущественно с позиции истории техники. В современных условиях наблюдается тенденция переосмысления историко-культурного значения и эстетики индустриального наследия, а также соединения архитектурных и ландшафтных памятников в рамках охранных зон. Этот шаг знаменует переход от сохранения отдельных памятников к музеефикации целых комплексов, воссозданию культурно-исторической среды прошлого. Музеефикация становится одной из возможных стратегических мер по сохранению и реновации памятников индустриальной эпохи. Рассмотрим существующие направления музеефикации индустриального наследия, обозначив их как:

  • мемориализация (музей in situ, урбосканесен, музей-заповедник , национальный парк, экологический технопарк)

  • артосмысление

  • виртуализация.

Наиболее распространенной в мировой и отечественной практике является мемориализация, предусматривающая создание музея на месте создания и функционирования промышленного обхекта. Первым музеефицированным индустриальным объектом in situ, получившим общенациональное и мировое признание, стал знаменитый чугунный мост в центре Англии – Айронбридж (1967). Авторы проекта смело позиционировали уникальные технические характеристики моста как символ промышленной революции. Все работы по превращению объекта в музей взяли под патронаж члены королевской семьи. Примыкающая к мосту обширная территория была реконструирована и благоустроена. Жители небольших городков получили новые рабочие места в многочисленных музеях, открытых в домах поселка и воссозданных в стиле XVIII века торговых лавках и пивных, на сельскохозяйственных фермах и железнодорожной станции. Став первым крупным индустриальным музеем в Англии, музейный комплекс «Ущелье Айронбридж» (Ironbridge Gorge Museum Trust) сегодня включает в себя 10 различных музеев, которые располагаются в отреставрированных памятниках, истории которых посвящены расположеные в них экспозиции. На территории музея находится «Центр индустриальной археологии», его учебные и исследовательские помещения, а также библиотека.

Музей стал архетипом так называемых «независимых музеев», значительное количество которых появилось в 1970-е годы в Великобритании. Финансирование подобных музеев осуществляется за счет пожертвований фирм, различных грантов, помощи университетов, с которыми музеи сотрудничают, а также за счет продажи билетов и сувенирной продукции.

Примером комбинированного подхода к созданию музеефикации промышленного наследия, в котором сочетается сохранение объектов на месте их исторического бытования с переносом памятников с целью их сохранения, является еще один английский музей «Живой музей «Черная страна» (Black Country Living Museum). Открытый в 1978 году, он дает возможность окунуться в жизнь шахтерского городка XIX в. и представляет собой урбоскансен из зданий, располагавшихся в графстве Дадли в Уэст-Мидлендс в Англии и перевезенных исторических построек, включая образцы краснокирпичной промышленной архитектуры и сохранившиеся коттеджи шахтеров с восстановленными интерьерами. Музей был организован на частично регенерированном бывшем дворе для железодорожных грузов. Первоначально демонстрировалась бывшая шахта и заброшенная известковая печь, затем были добавлены другие экспонаты, датируемые 1825-1913гг. Сегодня музей демонстрирует боее 50 памятников: паровоз, трамвайное и троллейбусное депо, мастерская стеклореза, подземные рудники, парк Фольк, паб, кузница.

Главными критериями эффективности проектов по перепрофилированию индустриальных объектов, в том числе и музеефикации считаются:



  • экологическая чистота

  • коммерческая привлекательность.

Так, внимание инвесторов и специалистов в области наследия привлек проект реновации Руммельсбургской бухты в Германии. На ее территории (130 га) в восточной части Берлина были сконцентрированы промышленные гиганты и опустевшие жилые кварталы. Было подсчитано, что общая стоимость по разрушению руин, обеспечению безопасности и очистке территории от мусора вместе со стоимостью нового строительства будет примерно равна затратам на восстановление и приспособление к новым условиям старых зданий.

Для оптимизации затрат индустриальные памятники и прилегающие территории объединяются в сеть музейно-ландшафтных парков. В Испании таким становится Музей науки и техники, созданный в пространстве бывшей текстильной фабрики в Террасе (Каталония).

Интересен опыт Финляндии, деменстирующий удачное сочетание экологического и коммерческого подходов в музеефикации промышленного наследия. Вот уже 200 лет Тампере является одним из крупнейших промышленных городов мира, славящимся новаторством в области модернизации промышленности. В 2010 году около четырехсот специалистов в области изучения истории технологий и индустриального наследия из 40 стран собрались в Тампере на международной конференции  «Новая жизнь промышленного прошлого» (Reusing Industrial Past), ставшейместом обсуждения острых проблем и нестандартных путей их решения. В самом городе создан Завод-музей Джеймса Финлейсона (Finlayson). В нем расположены Дом искусств, Музей СМИ «Руприиккии», Музей шпионажа и Центр детской культуры «Рулла». Музей рабочих Вертсас находится на исторической территории фабрики, в котором можно посетить Музеи текстильной промышлености, паровых машин и экспозицию «Наш город». Разнопрофильность музеев и экспозиций, расположеных в здании завода, занимающего целый квартал, не только не мешает их восприятию, но и стимулирует межмузейное сотрудничество в области выставочных и образовательных проектов. Другой пример в том же Тампере - Музейный центр Ваприикки (Vapriikki). Это также многоплановый музейный комплекс, в котором расположены стационарные экспозиции четырех музеев: финского хоккея, кукол, обуви и Естественно-научный музей. В комплексе ежегодно проходит около 10 выставок.

В США проекты по сохранению и перепрофилированию индустриальных памятников американцы называют «коридорами наследия» (Heritage Corridors). Еще в 1974 году конгресс США утвердил решение Наци-ональной службы парков о создании первого американского промышленного парка в городе Лоуэлл (штат Массачусетс). На реализацию проекта ушло 20 лет. Все старые здания текстильного центра штата, включая производственные цеха, были восстановлены: часть сооружений отдана под офисы или компании программного обеспечения, другая - под музей текс-тильной промышленности и образовательный центр промышленной истории. Была очищена и благоустроена вся гидросистема, шлюзы и набережные города. Лодочные прогулки - один из наиболее популярных маршрутов по территории промышленного парка.

Опыт европейских стран по освоению индустриального наследия аквтивно осваивается и находит применение в восточных странах, также предпочитающих такую форму мемориализации как национальные и экологические парки. Так, многие неиспользуемые индустриальные сооружения, такие как угольные шахты, сахарные и винные заводы, фабрики электроники, включены в план музеефикации в Китае, Япониии, Корее. Примером может служить Золотой экологический парк «Жингуаши» (Jinguashi Gold Ecological Park), открытый для посетителей в 2004 г. в Тайване. Он представляет собой музейный комплекс, в который входят: Музеи добычи и переработки золота, Беншанский туннель, Экологический образовательный центр, Туристический информационный центр, Геологический парк, Золотой храм, Золотой водопад. Эти и многие другие природные и индустриальные объекты стали объектами развития внешнего и внутреннего туризма.

В России традиционым способом сохранения культурного и природного наследия является музей-заповедник. Не стало исключением и индустриальное наследие, послужившее основой создния новых музеев. К ним можно отнести Музей-заповедник «Красная Горка», который был открыт в 1991 г. в Кемерово на территории бывшего угольного рудника. На крутом берегу Томи сохранился уникальный комплекс памятников горнопромышленного и историко-культурного наследия, находящихся в своей естественной ландшафтной среде. Памятники составляют единый сюжетно-тематический комплекс, связанный с развитием угольной промышленности Кузбасса. Каждый из этапов этого развития оставил свой след в виде недвижимых памятников. Самым древним из них является Горелая гора – место открытия Кузнецкого каменноугольного бассейна в 1721 г. Сохранилось устье одной из первых штолен Кемеровского рудника, открытого в 1907 г. Старейшими в городе архитектурными соору-жениями являются постройки Акционерного общества Копикуз, действовавшего в 1912-1919 гг. Жилые дома и гражданские постройки остались от уникальной между-народной промышленной организации Автономной индустриальной колонии «Кузбасс», действовавшей на территории Кузбасса в 1922-1927 гг. В это время на руднике работали люди более 30 национальностей из разных стран мира.

    К памятникам ХХ в. на Красной горке добавились памятники ХХI в., также связанные с угольной тематикой. В 2003 г. появился монумент «Память шахтерам Кузбасса» скульптора Эрнста Неизвестного. В 2007 г. в дни празднования 100-летия Кемеровского рудника, перед зданием музея была установлена скульптурная композиция «Святая великомученица Варвара – покровительница шахтеров». В феврале 2011 года в музее-заповеднике «Красная Горка» состоялся «круглый стол» с участием представителей голландской делегации. Темой для обсуждения стала концепция развития территории достопримечательного места.В работе круглого стола приняли участие Тимен Каувенаар - советник Посольства Нидерландов в РФ, Михаэл Хёйзер - директор музея «Зёйдерзее», Йон ван Роойен - сотрудник государственной службы по культурному наследию. В ходе встречи обсуждались вопросы дальнейшего развития музея, возможности превращения музея в культурный комплекс. Представителями голландской стороны был предложен план развития музея «Красная Горка» с учетом тех идей, которые в свое время были высказаны при планировании и застройке Кемерово в 1926–1927 гг. голландским архитектором Йоханом ван Лохемом.

Артосмысление является одним из возможных путей музейно-выставочного перепрофилирования памятников промышленной архитектуры, получившеих распротранение в мировой практике. Объекты индустриального наследия преимущественно функциональны, они создавались для обеспечения высокой производительности труда. Большие окна на фабриках были необходимы для макимального проникновения солнечного света, а организация пространства принимала во внимание пути трансмиссионного вала и т.д. Такие факторы как движение рабочей силы, сырья, производственных товаров и полуфабрикатов определяли дизайн объекта. А в таких отраслях, как металлургия, здания служат лишь покрытием для оборудования. Поэтому каждый памятник требует определённых способов сохранения и индивидуальной трактовки. Мировой опыт показывает, что в современых условиях самыми успешными арт-площадками, музеями актуального искусства, выставками считаются бывшие промышленные объекты. Эта тенденция начала набирать обороты после окончания Второй мировой войны. Во многих мегаполисах мира подобные центры являются неотъемлемой частью современной культурной жизни. Среди них – «Spinnerei» (Лейпциг), «Lowenbrau» (Цюрих), «Kunst-Werke» (Берлин), «Chelsea» (Нью-Йорк), «Tate Modern» (Лондон), «Fargfabriken» (Стокгольм). Готовится к открытию Фонд современного искусства Франуса Пино в новых зданиях на месте заводов Рено на острове Сеген (Булонь-Биянкур, на западе Парижа).

Наиболее известные проекты артосмысления индустриального наследия в России: Винзавод в Москве, превращенный в центр современ-ного искусства, Лофт-проект ЭТАЖИ в Санкт-Петербурге (здание бывшего Хлебзавода), ГАРАЖ (Москва), Красный Октябрь (Москва), проект «Проект», организованный на территории бывшей текстильной фабрики «Красное знамя» (Санкт-Петербург).

Следует иметь в виду, что в продвижение идеи артосмысления памятника индустриального наследия немаловажную роль играет психология его восприятия человеком. Успешные западные проекты подтверждают этот факт. Внедряя новые, актуальные для современного человека функции в преобразуемый объект, архитекторы сохраняют то, что отмечено временем, то есть ту культурную составляющую, которая несет в себе информационное сообщение и связывает нас с прошлым. При этом «старое» воспринимается как неотъемлемая часть, а в большинстве случаев – как основа нового объекта, который становится популярным среди населения, центром притяжения молодежи, туристов и почетных гостей, а также широкого круга деятелей культуры.

Виртуализация представляет собой способ сохранения и демонстрации объектов индустриального наследия в условиях невозможности их сохранения in situ или отсутствия ресурсов артосмысления. Но и в случае мемориализации комплекс современных принципов презентации индустриального наследия невозможно представить без использования новых электронных технологий. Сегодня огромную популярность во всем мире продолжает завоевывать виртуальная архитектура. Это теперь не только общеизвестные 3D модели, голограммы и игровые киберпространства. Виртуальная архитектура использует цифровые технологии, чтобы расширить возможности реального пространства и времени. Она базируется на изменении реальности и отображает текущие трансформируемые геометрические формы, в отличие от традиционной архитектуры, основанной на постоянстве и геометрии. Таким образом, в качестве самостоятельного направления в сфере развлечения, обучения, а также получения дополнительных услуг может быть создано некоторое виртуальное пространство, действующее как на территории музея, так и самостоятельно существующее в вебресурсах. Однако рассмотрение данного направления следует осуществлять в общем контексте проблем создания виртуальных музев, что выходит за рамки данной статьи.

В заключении отметим, что европейские города, столкнувшиеся с необходимостью переноса из городов или закрытия старых предприятий уже несколько десятилетий назад, подошли к решению этой проблемы взвешенно и рационально.В многих странах была начата подготовка специалистов по сохранению промышленного наследия, благодаря чему многие производственные цеха получили вторую жизнь, став музеями, выставочными залами, торговыми центрами и даже жилыми домами. Наиболее перспективной моделью музейного освоения индустриального наследия представляется экологический технопарк, компонентами которого могут стать: естественный ландшафт; уникальный антропогенный ландшафт, инженерные и гидротехнические сооружения; историческая промышленная и жилая призаводская застройка, экспозиции в зданиях-памятниках, выставки крупногабаритной техники, видовые площадки, обзорные и тематические экскурсионные маршруты, а также культурно-досуговые или спортивные площадки.





1 Григорян Г.Г. Россия и Западная Европа: взаимодействие индустриальных культур, 1700-1950: материалы международной научной конференции. Нижний Тагил, 15-18 авг. 1996 г. - Екатеринбург, Банк культурной информации, 1997. - С. 137-138.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал