«Психологические предпосылки эффективной организации игрового общения с учащимися младшего школьного возраста на уроках скрипки»



страница1/3
Дата28.07.2017
Размер0.51 Mb.
ТипМетодическая разработка
  1   2   3
муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

детская школа искусств №15 Кировского района городского округа Самара

Методическая разработка на тему:

«Психологические предпосылки эффективной организации игрового общения с учащимися младшего школьного возраста на уроках

скрипки»





Составитель:

Левицкая Л.А.

педагог дополнительного образования




Самара


2013

Введение


Направленность современной педагогики на гуманизацию образования требует разработки новых подходов к содержанию обучения, методов активизации учебного процесса и оптимальных приемов практической работы педагога-музыканта. В настоящее время особое внимание уделяется развитию творческой активности и интереса учащихся-музыкантов к урокам специальности. В связи с чем, одним из актуальных направлений поиска в сфере музыкального образования является использование игровых методов и приемов в музыкально-педагогическом процессе.

Появление в XX веке научной теории игры позволило выйти на новый уровень ее педагогического осмысления. Были обозначены наиболее эффективные сферы применения игры, осуществлена классификация игр, разработана технология их подготовки и проведения, а также механизм внедрения игр в процесс обучения. В результате появились различные игровые сценарии и техники, а также ориентированные на игровую деятельность образовательные программы в различных областях знаний.

Необходимость рассмотреть игру в контексте музыкального обучения явилась побудительным мотивом данного исследования. Многогранность, широкая востребованность, полифункциональность игры как метода обучения относительно требований современности к качеству музыкального образования определила выбор темы работы: «Игровые методы как средство оптимизации учебного процесса в классе скрипки».

Объект: игровые методы обучения.

Предмет исследования: игровые методы обучения на уроках в классе скрипки.

Цель: теоретически изучить проблему применения игровых методов в процессе обучения игре на скрипке.

Задачи исследования:


  1. Рассмотреть типы, виды и классификацию игр.

  2. Охарактеризовать психологические предпосылки эффективного использования игровых методов в процессе обучения в классе скрипки.

  3. Дать характеристику дидактической игры как метода обучения на уроках специального инструмента «Скрипка».

  4. Осветить методические рекомендации по использованию игровых методов на уроке специальности в классе скрипки.

1. Игра: типы, виды, классификация

Игры в нашей жизни имеют весьма разнообразное значение. Всякая деятельность, связанная с условностями – это игра. «Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина… Ни в каких видах деятельности человек так не демонстрирует такого самозабвения, обнажая своих психических, интеллектуальных ресурсов, как в игре». 1

Игра обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых. Она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. Игра пронизывает не только детство человека, но и всю его жизнь. Прекрасный исследователь игр Д.Б. Эльконин так писал о значении игры в жизни личности: «Дело не только в том, что в игре развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, а в том, что коренным образом изменяется позиция ребенка по отношению к окружающему миру и формируется самый механизм возможной смены позиций и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».2

Специфика игр такова, что в ней ребенок – и ученик, и учитель одновременно. Об этом писал большой поклонник игры К.Д. Ушинский утверждавший, что игра для ребенка – это «действительность и действительность более интересная, чем та, которая его окружает. Интересна потому что понятнее, а понятнее потому, что есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются, чем следы действительной жизни, в которую он не мог войти по сложности ее явлений и интересов…в игре же дитя – уже зреющий человек. Оно пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими созданиями».3 Играя, ребенок обретает себя и осознает личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, «полигон его общественного и творческого самовыражения4» (по формулировке С.А. Шмакова).

Игра необычайно информативна, она знакомит детей с окружающим миром, дает инструменты для самопознания. Игра всегда подразумевает взаимодействие, потому как игра – это диалог между партнерами или группами играющих. В игре, продуктом которой является наслаждение, а конечным результатом – развитие реализуемых в ней способностей, выявляется потребность ребенка в саморазвитии.

Таким образом, можно рассматривать игровую деятельность, как своеобразную сферу человеческой жизнедеятельности, имеющие свои особые формы и проявляющиеся в других видах деятельности. Вместе с тем следует подчеркнуть, что игра является одним из важнейших пластов досуга, служит, с одной стороны, моделью жизни, с другой – источником радости и положительных эмоций.

Вся детская деятельность синкретична, в известной степени слитна, неразделима. И это единство возникает благодаря воображаемой, условной ситуации, в которой происходит процесс детского творчества. Игра в определенной мере синтезирует познавательную, трудовую и творческую активность. Любое новое знание или умение, приобретаемое учащимся, побуждает его к действию с ним. Характер этого действия игровой, как наиболее близкий и понятный для детей из дошкольного опыта.

Одним из первых квалифицировал игру как педагогическое явление немецкий педагог Ф. Фребель, который заметил дидактичность игры и доказал, что игра способна решать задачи обучения ребенка. В России дидактическое значение игры доказывает К.Д. Ушинский.

Говоря о значении игры в психологическом развитии, стоит отметить, что на основе игровой деятельности у детей формируется ряд психических новообразований. Это, прежде всего воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ребенку производить в своих действиях перенос свойств одних вещей на другие. Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти, что весьма ценно для обучения. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Вхождение в игровую ситуацию является условием развития разных форм умственной деятельности.

Воспитательный потенциал игры исследован достаточно полно. Отмечается её роль в познании мира, в развитии свойств интеллекта, в накоплении опыта эмоциональных коллективных переживаний, в физическом развитии ребенка, в приобретение опыта нравственного поведения и формировании трудовых навыков, навыков культуры межличностных отношений (дружба, партнерство).

В литературе встречаются различные функции игры: развивающая, обучающая, воспитывающая, релаксационная, развлекательная, адаптационная и так далее. С.А. Шмаков делает попытку определения особых функций игры как педагогического феномена культуры. Он называет наиболее важные функции: социокультурное назначение игры; функция межнациональной коммуникации; функция самореализации ребенка в игре как полигоне человеческой практике; коммуникативная функции игры; диагностическая функция игры; игротерапевтическая функция; функция коррекции в игре; развлекательная функция игры5. Кратко осветим эти функции.


  1. Игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и форм, присущих обществу.

  2. Игры хранят этнокультуру, они банк вечных духовных ценностей. Игры национальны и интернациональны. Схожие по содержанию и правилам игры у разных национальностей рождены едиными историческими социально-культурными истоками и причинами.

  3. Процесс игры – пространство самореализации, где ребенок проявляет себя как личность, применяет и проверяет накопленный опыт.

  4. В игре происходит апробация разнообразных межличностных отношений. Общение следует рассматривать как основной энергетический источник игры, питающий её эмоциональную сторону.

  5. Игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека: индивид ведёт себя в игре на максимальности проявления (физических сил, интеллекта, творчества); игра сама по себе особое «поле самовыражения». Игра – наиболее удобный метод педагогической диагностики учащихся, т.к. она наиболее эффективно выявляет ресурсы интеллекта, творческие задатки, характер, качество межличностных отношений.

  6. Психологи первыми обратили внимание на игру как на средство проявления, раскрытия потенциальных возможностей ребенка, распознания правильности его психических процессов и нравственных качеств (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.И. Захаров, М.И. Чистякова и др.).

  7. Игротерапевтическая функция игры включает в себя релаксационную функцию – снятие или уменьшение эмоционального, физического, интеллектуального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему.

  8. Развлекательность игры – основная ее функция, связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов личности, реализация уровней её притязаний. Любой из видов искусства связан с развлекательной структурой игры.

В нашей жизни существует огромное многообразие игр. В педагогической литературе принято различать игры предметные, сюжетные, подвижные и дидактические. В свою очередь сюжетные игры делятся на ролевые, «режиссерские» и игры-драматизации.

Каждый блок или вид игр следует различать по следующим внешним и внутренним признакам. К внешним признакам относятся её содержание, форма, место проведения, состав и количество участников, степень регулирования и управления, наличие аксессуаров. К внутренним признакам игры относят способности индивида к игре: обособление, воображение, подражание, состязательность, импровизация, имитация, риск, интенсивность поведения в игре.

Игры в настоящее время выходят на новый высокий уровень. Следующая классификация, предлагает взять за основу человеческую деятельность, базовые виды которой они в значительной степени моделируют.

С этой позиции детские игры делятся на следующие виды:

I. Физические и психологические игры и тренинги:


  • Двигательные (спортивные, подвижные, моторные);

  • Экстатические, экспромтные игры и развлечения;

  • Освобождающие игры и забавы;

  • Лечебные игры (игротерапия).

II. Интеллектуально-творческие игры:

  • Предметные забавы;

  • Сюжетно-интеллектуальные игры и забавы;

  • Дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные);

  • Строительные, трудовые, технические, конструкторские;

  • Электронные, компьютерные игры;

  • Игровые методы обучения.

III. Социальные игры

  • Творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы);

  • Деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, имитационные).

IV. Комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность).

Наибольший интерес для нас представляют игры интеллектуально-творческой группы, их содействие в формировании мотивации учения, творческому подходу, самостоятельности в обучении у учащихся.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемые педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения, и в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее значение игровой деятельности. А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала общему развитию ребенка».6 Метод познавательных (дидактических) игр имеет длительную историю, он применялся уже в древних дидактических системах.

Выделяют следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-загадки, имитационные, ролевые, соревновательные, лото, кроссворды и т.д. Важно четко выделять собственно дидактические игры и игровые приёмы, использующиеся при обучении детей. По мере обучения и взросления детей значение дидактических игр как способа обучения снижается, в то время как игровые приемы по-прежнему активно используются в музыкально-педагогической практике. Они нужны для привлечения внимания детей, повышения интереса к занятиям и учебной деятельности, мотивации и снятия напряжения. Важно, чтобы игра органически сочеталась с серьёзным репетиционным трудом, способствовала интенсификации умственной и творческой работы.

Дидактическая игра имеет определённую структуру. Выделяют её следующие компоненты:



  1. Дидактическая задача – определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.

  2. Игровая задача – осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстаёт перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

  3. Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные задачи. К игровым действиям можно отнести ролевые действия, отгадывание загадок и так далее. Они связанны с игровым замыслом и исходят из него.

  4. Правила игры – их содержание и направленность, обусловлены общими задачами формирования личности ребёнка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. С помощью правил педагог управляет игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

  5. Подведение итогов проводится сразу по окончанию игры (подсчёт очков, определение победителей, выявление учащихся, которые лучше выполняли задания).

Ученики и педагог – участники одной игры, если нарушается это условие, то педагог становится на путь прямого обучения. Дидактическая игра – игра только для ребёнка, для взрослого она – способ обучения. Усвоение знаний здесь выступает как побочный эффект.

Функции дидактических игр:



  1. формирование устойчивого интереса к обучению, снятие напряжения;

  2. формирование психических новообразований;

  3. формирование учебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;

  4. формирование навыков самоконтроля и самооценки;

  5. формирование адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение, непринужденную благоприятную атмосферу на уроке.

«Метод обучения (от греческого metodos – путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога и учащегося, направленная на достижение заданной цели обучения».7

В структуре методов обучения выделяются приёмы. Приём – составная часть или отдельная сторона метода, то есть частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Отдельные приёмы могут входить в состав различных методов. В процессе обучения методы и приёмы применяются в различных сочетаниях и могут меняться местами. В любом акте учебной деятельности одновременно сочетается несколько методов. Методы в учебно-воспитательном процессе выполняют следующие функции: развивающую – достигается цель обучения; побуждающую (мотивационную) – средство побуждения учащихся к учению, является главным (иногда единственным) стимулятором познавательной деятельности учащихся; воспитывающую и контрольно-корректирующую.

Уроки специальности в классе скрипки ставят задачу «ввести учащегося в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру, как часть всей их духовной культуры».8Конечно, в скрипичной методике преподавания применяются все общепедагогические методы (наглядные, словесные, методы стимулирования интереса к учению, практические и т.д.). Но почти все они преломляются по отношению к специфике преподавания музыки как искусства, которое отражает в художественных образах объективную жизнь, многообразные настроения, эмоции.



2. Психологические предпосылки эффективного применения игровых методов в процессе обучения игре на скрипке

Наиболее широко игровые приемы и методы обучения в классе скрипки используются с детьми младшего школьного возраста. Это обусловлено тем, что в этом возрасте наряду с основной учебной деятельностью игровая деятельность занимает значительное место в жизни и развитии детей.

На протяжении 7-11 годов жизни у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки – создает базу для своего последующего обучения. К 10-летнему возрасту все познавательные процессы приобретают такие характеристики как произвольность, опосредованность, увеличивается объем памяти.

Специфика протекания учебного процесса в классе скрипки требует от учащегося в течение длительного времени сохранения повышенного внимания, усидчивости, остроты восприятия и памяти. Учебная деятельность способствует развитию высших психических функций – произвольности внимания, памяти, воображения.

Значение внимания в учебной деятельности трудно переоценить. У младших школьников преобладающим видом внимания на первых порах является непроизвольное внимание, физиологической основой которого служит ориентировочный рефлекс. Реакция на все яркое, необычное очень сильна в этом возрасте. Наглядно-образный характер мыслительной деятельности приводит к тому, что дети все свое внимание направляют на отдельные, бросающиеся в глаза предметы и их признаки. Переключаемость внимания в этом возрасте выше, чем у взрослых. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Поэтому так важна в процессе урока частая смена деятельности для поддержания внимания учащихся на учебном материале и лучшего его усвоения.

Активное использование педагогом-музыкантом игровых приемов на всех этапах урока специальности (разыгрывание, освоение теоретического материала, работа над техникой и произведениями репеетуара) приносит существенные результаты: учащиеся младших классов имеют высокую стабильную мотивацию к музыкальным занятиям, обладают коммуникационными навыками, имеют более развитую эмоциональную сферу, обладают развитыми творческими умениями и навыками, показывают более высокие результаты обучения игре на скрипке.

Внимание теснейшим образом связано с эмоциями и чувствами детей. Все то, что вызывает сильные переживания детей, затрагивает их интересы и потребности – приковывает пристальное внимание. Особенно внимательными учащиеся бывают при творческой деятельности, так как здесь связываются воедино мышление, чувства и воля. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д.

Развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет комплексно и в различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического).9

В условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям. Однако они нуждаются в подкреплении специальными орудиями – иначе ребенок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения.10 Это могут быть реальные предметы, макеты, схемы, знаки и др. Поэтому присутствие наглядного материала на уроке необходимо. Неустанная работа воображения ­– важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важная психологическая предпосылка развития способности к творчеству и способ освоения нормативности социального пространства. Последнее принуждает работать воображение непосредственно на развитие личностных качеств.

В период обучения ребенка в классе скрипки его развитие определяется четырьмя различными видами деятельности: учебной, игровой, трудовой и общением.

Учение способствует приобретению специальных музыкальных знаний, умений и исполнительских навыков. Общение с учащимися класса скрипки (например, в рамках занятий в ансамбле) и ДШИ в целом улучшает обмен информацией, совершенствует коммуникативную структуру интеллекта; учит правильно воспринимать, понимать и оценивать окружающих.
Игра и дидактическая игра в том числе, совершенствует предметную деятельность, логику, приемы мышления; формирует и развивает умения и навыки делового взаимодействия с педагогом класса скрипки и участниками скрипичного ансамбля. Труд (репетиционные занятия) улучшает моторику и техническо-исполнительские навыки игры на скрипке в целом, укрепляет практическое, пространственное и музыкально-образное мышление. Без активного участия чуащегося-скрипача в любом из этих видов деятельности его психическое развитие было бы односторонним и неполным. «Полноценную трудовую деятельность можно сформировать лишь на основе игровой и учебной, а учебную деятельность – только на основе игровой, поскольку учение направленно, в частности, на овладение такими абстракциями и обобщениями, которые предполагают наличие у ребенка воображения и символической функции, как раз и формирующихся в игре»11.

На основе учебной деятельности у детей младшего школьного возраста формируется теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование), а также потребности и мотивы учения.

Но игровые приемы и методы обучения активно используются в классе скрипки и в более поздние периоды развития детей. Подростковый возраст так же имеет множество предпосылок для эффективного использования игровых методов на уроке специальности. Наибольший интерес для педагога-скрипача в подростковом возрасте представляют игры интеллектуально-творческой группы, их содействие в формировании мотивации учения подростков, творческому подходу, самостоятельности в обучении у учащихся. Это разнообразные игровые формы внеклассной работы (викторины, музыкальные гостиные, соревнования, игры-драматизации и т.д.), деловые игры сотрудничества (подготовка и организация различных мероприятий), которые дают возможность учащимся почувствовать и реализовать свои профессиональные навыки исполнителя


ВЫВОДЫ:

Наиболее характерные показатели возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста:



  • Моторная активность;

  • Сенсорно-перцептивная активность (способность и потребность в новых сенсорных впечатлениях, их воспроизведении, сохранении);

  • Интеллектуально-волевая активность. Интеллектуальная инициативность, любознательность, интерес к выявлению связей, причинно-следственных отношений, объективация воспроизведение «трудных» ситуаций, выделение себя из поля действия и т.д.

  • Мотивация и эмоционально-выразительная активность (социальный диапазон жизненных мотивов, способность к их эмоционально-выразительному выявлению, символизации, комбинаторике, замещению);

  • Способность (ее мера) к включению всех этих форм психической активности в реальную социальную деятельность, поведение, общение во имя их эффективного построения, регулирования и социальной оценки.

Все эти особенности психологического развития младших школьников в большей мере способствуют включению игровых приемов и методов обучения для повышения эффективности обучения в любой сфере знаний. Только в игре возможно учить не обучая – дети непроизвольно осваивают как теоретический, так и практический учебный материал. Главная задача педагога-скрипача ­– грамотно организовать игровую деятельность.
3. Практические аспекты

применения игровых методов в скрипичном классе.

Основное назначение музыкально-дидактических игр – формирование у учащихся всего многообразия музыкальных способностей, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на уроках специальности. Музыкально-дидактические игры обогащают воспитанников класса скрипки новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального языка. Игровое действие призвано помочь юному музыканту в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и интересны, доступны и красочно оформлены. Возможности наглядного сопровождения игр сегодня достаточно широки: от классической «рисованной» наглядности до компьютерно-виртуальной. Все рекомендации по наглядности возможно воплотить и с помощью компьютерных технологий, причем значительно расширив их интерактивные возможности. Приведем некоторые виды музыкально-дидактических игр, используемых в учебном процессе на уроках специальности.



В первую очередь музыкально-дидактические игры используются в начальный период обучения. Особенно эффективно их использование при освоении теоретических знаний.
Изучение жанров музыки. « Три танца» (марша, песни).

Цель. Развивать у детей представлений о танцевальных жанрах (видах марша, песен), умение различать плясовую, польку, вальс.

Наглядное пособие: карточки с изображением гармошки (плясовая), бубен (полька), рояль (вальс). Точно так же и с маршами: мяч (футбольный марш), игрушка («Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского) и т.д.

Методика применения: Исполняются три пьесы, нужно составить очерёдность их исполнения, выложив последовательно картинки, обозначающие эти произведения.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал