Рабочая программа дисциплины «минеральные ресурсы и цивилизации»



Скачать 151.52 Kb.
Дата29.10.2016
Размер151.52 Kb.
ТипРабочая программа


ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»




Согласовано

Утверждаю


___________________

Руководитель ООП

по направлению 261400

декан МФ проф. Е.И. Пряхин


_______________________

Зав.кафедрой ГиИГ

проф. В.В. Антонов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ»

Направление подготовки: 261400 Технология художественной обработки материалов
Профиль: Технология художественной обработки материалов
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная

Составитель: ассистент каф. ГиИГ А.М. Ларионова


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2012

Рабочая программа составлена с учетом требований (нормативный документ: ФГОС) к содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности 261400 «Технология художественной обработки материалов» по профилю «Технология художественной обработки материалов» № 744 от 21 декабря 2009 г. и в соответствии с рабочим учебным планом специальности (по направлению) 261400, утвержденным Ректором Университета __ ________ 20__ г.

Составитель: асс. А.М. Ларионова

Научный редактор: д-р геол. мин. наук, проф. В.В. Антонов

ОБСУЖДЕНО:

на заседании кафедры гидрогеологии и инженерной геологии ___ ___2012 г., протокол №__

ОДОБРЕНО:

Методической комиссией специальности (направления) 261400 «Технология художественной обработки материалов» Университета __ _____ 2012 г.



МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ



1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины «Минеральные ресурсы и цивилизации» - сформировать у студента представление о решающей роли минерального сырья в истории человечества, о становлении и развитии геологии на разных этапах развития человеческого общества, разведки и оценки месторождений в связи с потребностями цивилизации на разных ее этапах и в связи со стремлением человека к познанию окружающей среды. Изучить основные этапы развития горного дела в различные исторические эпохи; проследить совершенствование орудий труда и горной техники.

Задача курса - дать представление об основных этапах становления геологии, связи ее развития с освоением минерально-сырьевых ресурсов; их месте и роли в развитии цивилизации и, в конечном счете, способствовать повышению гуманитарной подготовки учащегося, его общей культуры.
2. Место дисциплины в структуре ООП

Учебная дисциплина «Минеральные ресурсы и цивилизации» относится к вариативной части дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла подготовки бакалавров по направлению 261400 «Технология художественной обработки материлов» и изучается в течение 1 семестра. Для освоения учебной дисциплины требуется предварительная подготовка по истории и физической географии в объёме полной средней школы.


3. Требования к результатам освоения дисциплины

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    а) общекультурных:



  • готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям Российской Федерации в целом и к национальным особенностям отдельных народов в частности, быть патриотом своей страны (ОК-1);

  • владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

  • умение логически верно аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

  • осознание значения накопленных гуманитарных ценностей для сохранения и развития современной культуры страны (ОК-7);

  • владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информации (ОК-12);

    б) профессиональных, в том числе

б1) в области производственно-технологической деятельности

  • нет

б2) в области художественно-производственной деятельности

  • нет;

б3) в области научно-исследовательской деятельности

  • нет

б4) в области проектной деятельности

  • нет;

  • б5) в области организационно-управленческой деятельности

  • нет;

  • в) общенаучных:

  • обладать необходимым комплексов знаний в области естественных, социальных, экономические, гуманитарных наук, предусмотренных ООП, позволяющих успешно решать профессиональные задачи и оценивать качество их выполнения (ОНК-1);

  • способность осуществлять выбор необходимой современной материальной базы для решения поставленных задач (ОНК-4);

  • инструментальных:

  • понимать сущность и значение информации в развитии современного общества; знать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации; иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией; уметь работать с традиционными носителями информации, распределенными базами знаний; способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ИК-1);

  • свободно владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыки публичной и научной речи; уметь создавать и редактировать тексты профессионального назначений, анализировать логику рассуждений и высказываний (ИК-2);

  • способность проводить литературный поиск и его обобщение с привлечением отечественной и зарубежной литературы по заданной тематике, используя компьютерную технику (ИК-5);

В результате изучения дисциплины студент должен:



Знать:

- главные виды полезных ископаемых, использовавшихся человеком на разных этапах становления цивилизации;

- основные этапы развития горного дела в мировой истории;

- основные этапы добычи минеральных ресурсов;

- развитие добычи минеральных ресурсов в российской истории;

- место РФ в современном минерально-сырьевом комплексе.


Уметь:

- оценивать роль различных видов минеральных ресурсов в прошлом, настоящем и будущем человечества;

- самостоятельно анализировать научную и публицистическую литературу по проблемам истории развития и современного состояния минерально-сырьевой базы.
Иметь представление:

- о географическом положение главных месторождений полезных ископаемых РФ и зарубежных стран;

- о основных законах геологии.
4. Объём дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет 2 зачётные единицы.


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

Всего

72

72

Аудиторные занятия: в том числе

36

36

Лекции

36

36

Самостоятельная работа: в том числе

36

36

Работа с литературой (Реферат - 2 ед.)

30

30

Подготовка к коллоквиуму

6

6

Вид промежуточной аттестации (зачёт, экзамен)

зачет

зачет

Общая трудоёмкость час

зач. ед.


72

72

2

2


5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины

п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

1

Введение. Основные термины и понятия.

Тема 1. Введение. Основные термины и понятия. Минерально-сырьевой комплекс, его внутренняя структура. Недра. Минеральное сырье. Геологоразведочные работы. Ресурсы. Запасы. Примеры влияния минерального сырья на экономику, политику, технику, градостроительство, сельское хозяйство, медицину, изобразительное искусство, международные отношения и т. д.

2

Классификация минералов, горных пород.

Тема 2. Классификация минералов, горных пород. Диагностические признаки минералов. Основные группы минералов. Типы горных пород. Экзогенные и эндогенные процессы. Геохронологическая шкала. Развитие животного и растительного мира на Земле.

3


Развитие горного дела в различные исторические эпохи.

Развитие горного дела в различные исторические эпохи.

Тема 3. Развитие горного дела в каменный, медный, бронзовый, металлический века. Полезные ископаемые каменного века. Типы и источники медных руд. Полезные ископаемые бронзового века: руды меди и олова, их основные месторождения. Полезные ископаемые металлического века. Родина железа. Технология его извлечения. Углеродистое железо. Достоинства изделий из железа и стали Типы и источники железных руд. Развитие ремесел в доантичное время. Первые эксплуатационные горные выработки.

Тема 4. Развитие горного дела в античное время. Развитие горного дела в Древней Греции (Лаврийские серебряные рудники, золотые рудники Нубии, античные камнеломни). Горное дело и обработка металлов в период Римской империи. Горно-рудное дело и наука в древнейшей и древней истории стран Востока.

Тема 5. Развитие горного дела в средние века. Развитие горного дела на территории Западной Европы (V-XIV в.в.). Открытие первых университетов. Полезные ископаемые халифата. Роль арабов в развитии естествознания.

Тема 6. Развитие горного дела в эпоху Возрождения и Просвещения. Великие географические открытия и естествоиспытатели (Х.Колумб, Васко де Гама, Ф.Магеллан, Н. Коперник, Г.Галилей, И.Кеплер, Р. Декарт). Роль Г.Агрикола в развитие горно-рудного дела. Научные выводы Н.Стенона. Возникновение горного законодательства. Быт и условия работы горнорабочих. Разведочные и эксплуатационные скважины на соль.

Тема 7. Развитие горного дела в индустриальную и постиндустриальную эпохи. Становление геологии и развитие горного дела (Ж.Кювье, Ж.Б.Ламарк, А.Вернер, Д.Хаттон). Влияние технического прогресса на развитие горнодобывающей и горно-перерабатывающей отраслей.

Тема 8. Развитее горного дела в России. Развитие горного дела в отечественной истории (от Древней Руси до современности). Основание Горного училища в Петербурге и его роль в развитее геологии и горного дела. «Золотой» век Советской геологии.

4

Классификация минеральных ресурсов.

Классификация минеральных ресурсов.

Тема 9. Энергетические ресурсы: уголь, нефть, газ.

Запасы и ресурсы угля, нефти и газа в мире и России. Крупнейшие месторождения энергетических ресурсов.



Тема 10. Благородные металлы: золото, серебро, платиноиды. Алмазы. Минеральные ресурсы и запасы благородных металлов. Крупнейшие месторождения благородных металлов. Добыча руд и производство благородных металлов. Сфера и объем потребления. Мировые запасы и крупнейшие месторождения алмазов. Добыча и переработка алмазоносных пород. Производство бриллиантов, технических алмазов.

Тема 11. Алюминий. Медь. Никель. Минеральное сырье в недрах. Добыча бокситов. Производство глинозема, первичного и вторичного алюминия. Добыча и рудничное производство меди. Производство черновой меди. Металлургическое производство первичного никеля. Сфера и объем потребления.

Тема 12. Олово. Свинец. Цинк. Минеральное сырье в недрах. Добыча руд и производство оловянных, свинцовых и цинковых концентратов. Производство рафинированного олова, свинца и цинка. Сфера и объем потребления.

Тема 13. Железо. Марганец. Хром. Минеральное сырье в недрах. Производство товарных железных руд, продуктов прямого восстановления железа, чугуна, стали. Производство марганцевых и хромовых товарных руд, марганцевых сплавов. Сфера и объем потребления.

Тема 14. Вольфрам. Молибден. Титан. Минеральное сырье в недрах. Добыча руд и производство вольфрамовых, молибденовых и титановых концентратов. Сфера и объем потребления.

Тема 15. Калийные соли. Фосфаты. Минеральное сырье в недрах. Добыча и производство фосфорных концентратов. Добыча руд и производство калийных удобрений. Сфера и объем потребления.

5

Россия и ее место в мировом минерально-сырьевом комплексе.

Тема 16. Россия и ее место в мировом минерально-сырьевом комплексе. Доля России в мировых запасах и добыче основных полезных компонентов. Геологическая служба современной России. Состояние обеспеченности минеральным сырьем и пути решения возникших проблем. Подготовка геологических кадров. Международные отношения и минеральное сырье сегодня.


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


п/п

Наименование обеспечиваемой (последующей) дисциплины

Номера разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемой (последующей) дисциплины

1

2

3

4

5

1.

Экономика предприятия

+

+

+

+

+

2.

Искусство в инженерном деле

-

+

+

+

-

3.

Художественное материаловедение

-

+

+

-

-

4.

Ювелирные, поделочные и облицовочные камни

-

+

+

-

-


5.3. Разделы дисциплин и виды занятий


п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Лабор. работы

СРС*

Всего

час.

1.

Введение. Основные термины и понятия.

2

-

2

4

2.

Классификация минералов, горных пород.

2

-

2

4

3.

Развитие горного дела в различные исторические эпохи.

12

-

14

26

4.

Классификация минеральных ресурсов.

14

-

16

30

5.

Россия и ее место в мировом минерально-сырьевом комплексе.

2

-

8

10


Примечание: СРС – самостоятельная работа студентов
6. Лабораторный практикум Не предусмотрены учебным планом
7. Практические занятия (семинары) Не предусмотрены учебным планом
8. Примерная тематика курсовых проектов (работ) Не предусмотрены учебным планом.
9. Самостоятельные занятия

Самостоятельная работа включает:



    1. Подготовка к коллоквиуму

    2. Составление рефератов по вопросам истории развития освоения минеральных ресурсов в различные эпох; в отдельных регионах России; биографии выдающихся геологов и горняков, а также влияние их научных разработок на развитие горнодобывающей и горно-перерабатывающей отрасли.

10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

ЛИТЕРАТУРА

Основная


  1. Аристов В.В., Роков А.Н., Русецкая Г.Г. Очерки по истории поисков и открытий месторождений полезных ископаемых. М., 2000.

  2. Белоусов В.В. Очерки истории геологии. У истоков науки о Земле (геология до конца ХVIII века). М., 1993.

  3. Недра России. В 2-х т. Полезные ископаемые / Под ред. Н.В. Межеловского, А.А. Смыслова. СПб, 2001. Т.1

  4. Кагарманов А.Х. Геология и минеральное сырье в истории цивилизации. СПб, 2007.

  5. Минеральное сырье: от недр до рынка: в 3-х томах под ред. А.П. Ставского. М.: «Научный мир», 2011.


Дополнительная

  1. Бакст К. Богатства земных недр. М.: «Прогресс», 1986.

  2. Войлошников В.Д., Войлошникова Н.А. Книга о полезных ископаемых. – М.: «Недра», 1999.

  3. Геология и разведка месторождений полезных ископаемых. Под ред. В.В, Ершова. – М.: «Недра», 1989.

  4. Горная энциклопедия. Т.1-5. М.: ”Сов. энциклопедия”. 1984-1991.

  5. История освоения минеральных ресурсов мировым сообществом. – Киев: «Техника», 1998.

  6. Карпиков А.П., Чирков А.В. Из истории горного дела и геологии в России. – М.: МГГРУ, 1999.

  7. Орлов А.Н. Драгоценные металлы. – М.: «Недра», 1996.

  8. Островский А.В. История цивилизаций. СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2000.

  9. Пучков Л.А. Россия в горнодобывающем мире. – М.: МГГУ, 2006.

  10. Ребрик Е.М. У колыбели геологии и горного дела. М. «Недра». 1986. 129 с.

  11. Тихомиров В.В. Геология в Академии наук (от Ломоносова и до Карпинского). Очерки по истории геологических знаний. Вып. 20. М., «Наука». 1979. 295 с.

  12. Хабаков А.В. Очерки по истории геолого-разведочных знаний в России. М. Изд. МОИП. 1950. 212 с.5

  13. Хаин В.Е. История и методология геологических наук / В.Е. Хаин, А.Г. Рябухин. М.: Изд-во МГУ, 1997.

  14. Automatic Control Systems at Open-Pit. Wenco International Mining System. Richmond, Canada, 2004.

  15. Weber L., Zsak Y. World Mining Data. Minerals Production. Vienna, 2004.

  16. Mineral Commodity Summaries. USYS, US Gov. Printing Off, Washington, 2004.

программное обеспечение: не требуется

базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: ресурсы Интернет.
11. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Для знакомства с классификацией минералов и горных пород - проведение экскурсии в музей Горного университета. Лекции сопровождаются демонстрацией иллюстрациями, отражающими историю развития горного дела, выдающиеся ученые. Для изучения развития освоения минеральных ресурсов - демонстрационные фильмы.


12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

В качестве оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации используются рефераты и проведение устного коллоквиума.


Разработал:

асс. кафедры ГиИГ А.М. Ларионова


Каталог: system -> files -> lib -> abiturient -> Program
Program -> Программа учебной дисциплины «вычислительные машины, системы и сети» Направление подготовки
Program -> Рабочая программа дисциплины «Информационные технологии» Направление подготовки специалиста
Program -> Пример оформления
Program -> Рабочая программа дисциплины сапр технологических процессов шифр по гос впо
Program -> Рабочая программа дисциплины «радиотехнические цепи и сигналы» Направление подготовки специалиста
Program -> Рабочая программа дисциплины промысловая геофизика
Program -> Рабочая программа учебной дисциплины «Гидродинамические методы исследования скважин и пластов»
Program -> Программа ознакомительной учебной практики
Program -> Рабочая программа дисциплины «теория автоматического управления» Направление подготовки бакалавра
Program -> Рабочая программа учебной дисциплины «Бурение нефтяных и газовых скважин скважин»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал