Рабочая программа дисциплины по выбору



страница1/3
Дата21.10.2016
Размер0.61 Mb.
ТипПротокол
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра философии и культурологии


УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

«19» июня 2014 г.

Протокол № 11

Зав. кафедрой


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ
История русской философской мысли

Направление: 44.03.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Уровень образования: бакалавриат


Профильная направленность: русский язык

Челябинск, 2014




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «История русской философской мысли» относится к вариативной части образовательной программы Блока 1. Трудоемкость дисциплины: 2 зачетные единицы.

Углубленное изучение студентами истории русской религиозно-философской мысли, ее истоков, специфики, основных этапов развития, направлений, идей и формирование на этой основе целостного представления о ключевых основах и доминантах развития отечественной культуры. Учебная дисциплина «История русской философской мысли» показывает роль отечественного философского наследия в системе мировой философской мысли.



Цель учебной дисциплины «История русской философской мысли» – способствовать обладанию учащимися следующими компетенциями:

способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);

способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6).

Данная цель будет реализована при достижении следующих результатов обучения:

знать:


  1. истоки, этапы развития, основные направления и характерные особенности русской религиозно-философской мысли;

  2. ключевые идеи и сочинения наиболее известных русских религиозных мыслителей;

  3. основные понятия и категории русской религиозной философии;

уметь:

  1. соотносить основные этапы развития русской религиозной философии с общим ходом развития российской цивилизации;

  2. соотносить основные тенденции развития русской религиозно-философской мысли с идеями и тенденциями развития мировой философии;

  3. использовать базовые представления о русской религиозно-философской мысли в своей учебной и профессиональной деятельности;

владеть:

  1. способами работы с философскими сочинениями;

  2. способами использования философских понятий и ключевых положений русской религиозно-философской мысли;

  3. приемами использования философских взглядов представителей русской философии в собственной учебной, научной и профессиональной деятельности.

Соотнесение целей и результатов обучения дисциплине «История русской философской мысли» представлено в Таблице 1.

Таблица 1.

Планируемые результаты обучения

п/п


Компетенция

Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать

уметь

владеть

1.

ОК-1

З.1

У.1

В.1


2.

ОК-5

З.2

У.2


В.2

3.

ОК-6

З.3


У.3

В.3



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Рабочая программа по дисциплине «История русской философской мысли» содержит учебные материалы для аудиторной и самостоятельной работы. Он состоит из трех разделов, каждый из которых дает целостное представление об определенной тематической области русской философии.

Подготовка к изучению курса социальной философии включает в себя:



1) ознакомление с программой, планом лекций и семинаров;

2) выбор основного учебного пособия.

Для эффективной работы на лекции необходимо:

1) умение слушать рефлексивно, т.е. анализируя услышанное и выделяя главную мысль;

2) ведение опорного конспекта, содержащего полные ответы на поставленные преподавателем вопросы и задания.

Подготовка к семинарским занятиям включает в себя:



1) чтение философских произведений и учебной или специальной литературы, по теме семинара;

2) составление тезисов выступлений в соответствии с планом семинара.

На семинарах предусматриваются самостоятельные выступления студентов с ответами на вопросы плана семинарского занятия и их обсуждением.

Работа на семинарских занятиях является необходимым условием получения зачета. В качестве самостоятельных вариативных форм работы для углубленного изучения предмета предлагается подготовка докладов и рефератов.

При оценивании докладов и рефератов будут учитываться следующие моменты:



  • представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

  • раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и обоснованиях) или бытовом уровне, с корректным использованием или без использования философских понятий в контексте сочинения;

  • аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Реферат один из видов самостоятельной научно-исследовательской работы студента при изучении третьей части дисциплины «История русской философии». Реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде истории исследуемой студентом научной проблемы. В реферате должны быть представлены:

  1. титульный лист;

  2. план-оглавление (названия 3-5 параграфов);

  3. введение (объясняется значимость темы, ее актуальность; указываются цель и задачи по исследуемой теме реферата; могут быть перечислены зарубежные и отечественные исследователи);

  4. основная часть (в каждом параграфе необходимо раскрыть одну из сторон исследуемой проблемы; каждый последующий параграф должен быть логическим продолжением предыдущего);

  5. заключение (подводятся итоги, даются обобщенные выводы по теме);

  6. список используемой литературы (при разработке реферата необходимо использовать не менее 5-8 научных источников).

Последним этапом инвариантной части самостоятельной работы является контрольное тестирование. Если количество правильных ответов более 60%, можно считать материал усвоенным.

Подготовка к зачету предполагает повторение изученного курса и приведение его в четкую систему. Основой систематизации знаний служит программа курса и основное учебное пособие.

Промежуточная аттестация проводится в два этапа. Первый этап проводится форме контрольного on-line тестирования. Второй этап – собственно зачет, который проводится на последнем занятии. Форма проведения зачета – или собеседование по вопросам дисциплины, или выставление зачета по результатам рейтинга и контрольного тестирования. Единый порядок начисления баллов для промежуточной аттестации устанавливается «Положением о балльно-рейтинговой системе оценивания результатов освоения основных профессиональных образовательных программ в Челябинском государственном педагогическом университете».

Во время зачетного мероприятия учащимся разрешается пользоваться всеми материалами, представленными в разделе «Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины» настоящей рабочей программы.


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 2.

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности



п/п

Наименование части


Виды учебной деятельности

(в часах)

Л

ПЗ

СР

Всего

1

Русская философия: понятие, этапы развития, проблемы изучения

4

5

18

27

2

Основные философские идеи русских мыслителей 19-20 веков

4

5

18

27

3

История русской философии







18

18

Всего:

8

10

54

72


Таблица 3.

Содержание Раздела 1

Русская философия: понятие, этапы развития, проблемы изучения

ОК-1: З.1; У.1; В.1;

ОК-5: З.2; У.2; В.2;

ОК-6: З.3; У.3; В.3.


Содержание раздела

Темы лекций


Темы семинаров

Тема 1. Ключевые характеристики русской философии. С. Л. Франк: «Русское мировоззрение»

Тема 2. Философские поиски в русской культуре X–XVIII в.

Тема 3. Западничество - славянофильство: сравнительный анализ идей

Тема 4. Становление национальной русской философии XIX века: ведущие идеи и парадигмы

Тема 5. Религиозно-философские искания в русской литературе


Общая характеристика русской философии

Особенности русской философии

Западники и славянофилы


Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Работа с философскими текстами (подготовка к семинару).

Письменная работа (on-line тест).



Реферирование литературы по темам лекций.


Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции

Оценочное средство

ОК-1: З.1; У.1; В.1

Письменная работа (on-line тест)

ОК-5: З.2; У.2; В.2;

ОК-6: З.3; У.3; В.3.



Реферирование литературы по темам лекций.

ОК-1: В.2;

ОК-6: В.3.



Работа с философскими текстами (подготовка к семинару).


Таблица 4.

Содержание Раздела 2

Основные философские идеи русских мыслителей 19-20 веков

ОК-1: З.1; У.1; В.1;

ОК-5: З.2; У.2; В.2;

ОК-6: З.3; У.3; В.3.


Содержание раздела

Темы лекций


Темы семинаров

Тема 6. Философия В. С. Соловьева

Тема 7. Развитие идей марксизма в России

Тема 8. Русский религиозно-философский ренессанс начала XX в.: особенности и эволюция

Тема 9. Философия С. Н. Булгакова

Тема 10. Символистская онтология П.А. Флоренского

Тема 11. Интуитивизм в русской философской традиции: Н.О. Лосский, С.Л. Франк

Тема 12. Философия Л.И. Шестова

Тема 13. Философия Н.А. Бердяева

Тема 14. Философия В.В. Розанова

Тема 15. Феноменологическая философия Г.Г. Шпета

Тема 16. Философия диалога М.М. Бахтина


Философия всеединства В. Соловьева

Проблемы веры и разума в русской религиозной философии (Л. Шестов, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк)

Философия Н. Бердяева

Философские взгляды И. М. Сеченова, И. П. Павлова, И. И. Мечникова, В. М. Бехтерева



Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Работа с философскими текстами (подготовка к семинару).

Письменная работа (on-line тест).



Реферирование литературы по темам лекций.


Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции

Оценочное средство

ОК-1: З.1; У.1; В.1

Письменная работа (on-line тест)

ОК-5: З.2; У.2; В.2;

ОК-6: З.3; У.3; В.3.



Реферирование литературы по темам лекций.

ОК-5: У.2; В.2;

ОК-6: У.3; В.3.



Работа с философскими текстами (подготовка к семинару).



СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЧАСТЬ   I. Русская философия: понятие, этапы развития, проблемы изучения
 1.1. Реферирование литературы по темам лекций (6 ч.)
Тема 1. Ключевые характеристики русской философии. С. Л. Франк: «Русское мировоззрение»

Осмысление русской философии в контексте мирового историко-философского процесса. Влияние византийской традиции на становление проблематики русской философской традиции. Русская философия как борьба между «западноевропейским абстрактным ratio и восточно-христианским конкретным богочеловеческим Логосом, как беспрестанное, постоянно поднимающееся на новую ступень постижение иррациональных и тайных глубин космоса конкретным и живым разумом». Критическое отношение к западноевропейской гносеологической традиции, онтологизм русской философии. Интуитивизм в русской религиозной философии. Антропологическая проблематика в истории русской философии. С.Л. Франк о типологических чертах русской философии.



Тема 2. Философские поиски в русской культуре X–XVIII в.

Христианизация Руси, ее влияние на становление интеллектуальной традиции в древнерусской культуре. Влияние греческой патристики на древнерусскую культуру. Особенности аллегорической методологии. «Слово о законе и благодати» Митрополита Иллариона. Кирилло-мефодиевская традиция. Кирилл (826–869) и Мефодий (820–885). Продолжение кирилло-мефодиевской традиции Климентом Охридским, Константином Преславским, Иоанном Экзархом.

Светская книжность на Руси: хронографы и флорилегии — морально-назидательные сочинения. Болгарский «Изборник 1073 г.», «Хроника» XI в. Георгия Амартола. Сборник «Толковая Палея» (начало XIII в).

Климент Смолятич (конец Х – середина XII в.), его понимание богопознания.


Мистическая традиция на Руси. Теология византийского исихазма. Григорий Палама (ум. 1358), его учение о божественной сущности и божественной энергии.

Феодосий Печерский (ум. 1074), Нестор Летописец (середина XI – начало XII в.)


Движение нестяжательства. Нил Сорский (1433—1508) как проповедник аскезы.
Иосифлянство как идеология русской централизованной государственности. Деятельность и политические идеи Иосифа Волоцкого (1439– 1515).

Важнейшее политическое учение первой половины XVI в. – теория «Москва — третий Рим» псковского старца Филофея. Идея провиденциализма, особая миссия Русского царства.

Деятельности и общественно-политические идеи князя А. М. Курбского (1528–1583).
Борьба «латинствующих» и «грекофилов». Идеи протопопа Аввакума, критика европейской образованности.

Партия «латинствующих»: Симеон Полоцкий (1629–1680). Понимание идеи богопостижения: не только через откровение, но и посредством науки.

Феофан Прокопович (1681–1736). Идея примата государства над церковью. Философские взгляды Феофана Прокоповича: культ науки и светских знаний.

Философия русского просвещения.



Тема 3. Западничество - славянофильство: сравнительный анализ идей

Вопрос о путях развития России; их соотнесенность с развитием Западной Европы и самобытность судьбы России как основной объект теоретических дискуссий первой трети XIX в. Формирование двух течений: «славянофилов» и «западников». Спор западников и славянофилов в контексте обсуждения содержания и перспектив русской национальной идентичности.

«Славянофилы»: А. Хомяков, К. Аксаков, И. Аксаков, И. Киреевский: обоснование особого положения России, примат религиозных духовных ценностей над материальными, примат веры над рациональностью, первенствующее значение мотивов коллективизма — “соборности”. Православие, самодержавие и народность как основы особого исторического пути России. Понимание свободы высоконравственной личности как независимости от рациональности мышления и от какого-либо авторитета. Критика негативных сторон западной культуры: материализма, атеизма, обрядности, приоритета форм духовной и социальной жизни над содержанием, утилитаризма и узкого рационализма, индивидуализма.

«Западники»: П. Чаадаев, А. Герцен, А. Кавелин: утверждение значимости европейской модели развития как обеспечивающего прогресс общества и личности. Критика самодержавия и православия. Просвещение народа как главная задача общества. Идеал нравственной личности: личность, ориентированная на высокие моральные ценности и нормы. Философия истории западников. Идея провиденциализма в философии истории П. Чаадаева.



Тема 4. Становление национальной русской философии XIX века: ведущие идеи и парадигмы

Социально-политические идеи в России в 19 веке.

А. И. Герцен (1812–1870). Теория «русского социализма»: общинное владение землею и мирское самоуправление. Философия истории Герцена: нелинейность исторического прогресса, возможности развития «в разные стороны». Идея Герцена о необходимости союза философии и естествознания. Критика европейской культуры.

Н. Г. Чернышевский (1828–1889), его теория русского, или крестьянского, социализма. Теория разумного эгоизма. Человек как политическое существо.

Революционное народничество.

П. Н. Ткачев (1844–1886): крестьянская община как «краеугольный камень» будущего коммунистического общественного строя. Радикализм политических программ Ткачева.

Революционное меньшинство, его роль в истории.

П. Л. Лавров (1823–1900): субъективный метод в социологии. Формула прогресса как соотношение между субъективным и объективным пониманием общественных явлений. Справедливость как критерий субъективного понимания, истина – критерий объективного понимания.



Тема 5. Религиозно-философские искания в русской литературе

Религиозные основания творчества Н. В. Гоголя. Эстетическая антропология Н.В. Гоголя и ее эволюция. Религия и общество.

Антропология и учение о свободе Ф. М. Достоевского. Проблема антиномичности человеческого бытия: противоречие между всеобщностью, благостью Бога и ущербностью, смертностью человека как эмпирического индивида. Взаимоотношение Бога и человека: идея «бунта» протии Бога. Свобода и произвол, своеволие как испытание себя и мира. Идея абсолютности личности и мистической взаимосвязи между людьми. Проникновение как понимание Другого, как «трансцензус» субъекта. Человек как динамический центр бытия, творческий центр реальности. Понятие «подпольного человека». Образ Христа в романах Ф. М. Достоевского в контексте понимания абсолютной личности. Абсолют как измерение человеческой личности.

Интерпретация христианства Л. Н. Толстым. «Толстовство» и нигилизм.


Рекомендуемая основная литература:
Артемьева Т. В. История метафизики в России XVIII века. СПб., 1996.

Громов М. Н. Структура и типология русской средневековой философии М., 1997.

Громов М. Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль Х – ХVII вв. М., 1990.

Евлампиев И.И. История русской философии. М., 2002.

Замалеев А. Ф. Восточнославянские мыслители: Эпоха Средневековья. СПб., 1998.

Зеньковский В. В. История русской философии. В 2-х томах. М., 1998.

Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. М., 1997.

Иванова А. А., Пухликов В. К. Становление русского философского самосознания. М., 1993.

Лосский Н.О. История русской философии. М., 2001.

Миненков Г. Я. Введение в историю российской социологии. Мн., 2000.

Очерки истории русской философии. /Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. М., 1991
Дополнительная литература:
Безлепкин Н. И. Философия языка в России: опыт историко-теоретической систематизации. СПб., 1999.

Бердяев Н.А.: Pro et contra. М., 1994.

Булгаков С.Н.: Pro et contra. М., 1993.

Ванчугов В. В. Очерк истории философии «самобытно-русской». М., 1994.

Василий Розанов: Pro et contra. М., 1994.

Владимир Соловьев: Pro et contra. М., 1992.

Зандер Л. А. Бог и мир. Философия и богословие о. С.Булгакова. В 2 т. Париж, 1948.

Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. М., 1997.

Иванова А. А., Пухликов В. К. Становление русского философского самосознания. М., 1993.

О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.

Каменский З. А. Московский кружок любомудров. М., 1980.

Лазарев В.В. Этическая мысль в Германии и России. Кант –Гегель – Вл. Соловьев. М., 1996.

Лазарева А. Н. Интеллигенция и религия. К истории осмысления проблематики "Вех". М., 1996.

Мильков В. В. Осмысление истории в древней Руси. М., 1997.

Михаил Бахтин: Pro et contra. М., 2001.

Павел Флоренский: Pro et contra. М., , 1996.

Панибратцев А. В. Философия в Московской славяно-греко-латинской академии (первая четверть XVIII века). М., 1997.

Позов А. С. Метафизика Пушкина. М., 1998.

Пушкин в русской философской критике: Конец XIX – первая половина XX в. М., 1990.

Рудницкая Е. Л. Поиск пути. Русская мысль после 14 декабря 1825 года. М., 1999.

Трубецкой Е. Н. Миросозерцание В. С. Соловьева. В 2 т. М., 1994.

Хоружий С. С. Миросозерцание Флоренского. М., 2003.

Хоружий С.С. Опыты из русской духовной традиции. М., 2005.

Хоружий С. С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994.

Эткинд А. Содом и Психея. Очерки интеллектуальной истории Серебряного века. М., 1996.

Эллис А. Русские символисты: К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый. Томск, 1998.


1.2. Работа с философскими текстами (подготовка к семинару) (6 ч.)
Общая характеристика русской философии

Русская философия — одно из направлений в мировой философии. Русская философия, как и другие национальные философии, выражает самосознание и менталитет народа, его историю, его культуру и духовные искания.

Основой духовного самосознания и менталитета народа в русской философии является русская идея. Русская идея — это вопрос о существовании России во всемирной истории.

Русская философия, являясь составной частью мировой философии, имеет вместе с последней общие вопросы и проблемы исследования (метафизика, онтология, гносеология, социальная философия и т.д.), общий категориальный аппарат и т.д. Вместе с тем русской философии присущ и ряд характерных особенностей, присущих только ей. Это религиозная философия, где в центре внимания стоят вопросы духовно-ценностной ориентации человека, проблемы философской и религиозной антропологии. К отличительным особенностям, характеризующим проблематику русской философии, можно отнести концепцию мирового всеединства, русского космизма, русскую религиозную этику, русскую герменевтику, идею соборности и т.п. Основной вопрос русской философии — это вопрос об истине — смысле бытия человека, его космического и земного назначения. Решается этот вопрос в духовно-религиозной теории истины.

Формирование русской философской мысли было обусловлено двумя традициями: славянской философско-мифологической традицией и греко-византийской религиозно-философской традицией.

Русская философия прошла длительный путь своего развития, в котором различают ряд этапов:


1) становление русской философской мысли (XI — XVII вв.);

2) русская философская мысль эпохи Просвещения (философские и социологические идеи русских просветителей XVIII в.);

3) становление русской философии (философия революционных демократов, славянофилы и западники, народничество — начало и середина XIX в.);

4) русский духовный ренессанс, «серебряный век» русской философии (последняя треть XIX — начало XX в.), которые в совокупности сформировали русскую классическую философию.



Особенности русской философии

Философская мысль в России зарождается в XI в. под влиянием процесса христианизации. Киевский митрополит Илларион создает «Слово о законе и благодати», в котором приветствует включенность «русской земли» в общемировой процесс торжества божественного христианского света.

Дальнейшее развитие русской философии проходило в обосновании особого предназначения православной Руси для развития мировой цивилизации. Во времена правления Василия III появилось учение игумена Елизаровского монастыря Филофея о «Москве как третьем Риме».

Русская философия на протяжении XVI-XIX вв. развивалась в противоборстве двух тенденций. Первая акцентировала на самобытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Вторая же тенденция стремилась вписать Россию в процесс развития европейской культуры и предложить ей следовать тем же историческим путем.

Первую тенденцию представляли славянофилы, а вторую — западники. Идею западников поддерживали в XIX в. В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, А. И. Герцен. Работы «западников», в большей мере, воспроизводят идеи; Чернышевский — Фейербаха. Белинский — Гегеля, Герцен — французских материалистов и т.д.

Славянофилов представляли И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, братья Аксаковы — самобытные русские философы.

Особенности русский философии:

1. Не занималась процессами познания мира. Эти вопросы стояли только по отношению к человеку.

2. Антропоцентризм. Проблемы доказательства Бога сводились к вопросу «зачем это нужно человеку».

3. Обращение к проблемам нравственности.

4. Обращение к социальной проблеме «Как сделать человека лучше?»

5. Практическая направленность.

6. Связь с отечественной культурой.

Проблемы русской философской мысли:

1. Проблемы свободы.

2. Религиозный космологизм.

3. Проблемы гуманизма.

4. Проблемы жизни и смерти (Иван Ильич у Толстого).

5. Проблемы творчества.

6. Проблемы добра и зла.

7. Проблемы власти и революции.

XVIII век — преобладали религиозные и идеалистические взгляды на жизнь.

XIX век — западничество и славянофильство.

Западники и славянофилы

Оригинальным русским философско-идеологическим течением является славянофильство: И. В. Киреевский (1806 — 1856 гг.), А. С. Хомяков (1804—1860 гг.).

Славянофилы опирались на «самобытность», на православно-русское направление в общественной мысли России. В основе их учения лежала идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и исключительности. Исходный тезис состоит в утверждении решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации. По мнению славянофилов именно православие сформировало «те исконно русские начала, тот «русский дух», который создал русскую землю».

И. В. Киреевский получил домашнее образование под руководством В. А. Жуковского. Уже в молодые годы разрабатывает «программу истинного патриотического движения».

В философии Киреевского можно выделить 4 основных блока идей. Первый блок включает вопросы гносеологии. И здесь он выступает за единство веры и разума. Только при сочетании мышления, чувства, эстетического созерцания, совести и бескорыстной воли к истине человек приобретает способность мистической интуиции. Вера становится «живым, цельным зрением ума».

Ум, не обогащенный верой, беден и односторонен. Западноевропейское просвещение признает источником знания лишь личный опыт и свой рассудок, в результате получается у одних мыслителей формальная рассудочность, т.е. рационализм, а у других — отвлеченная чувственность, т.е. позитивизм. И только православная вера обеспечивает «безмятежную внутреннюю целостность духа».

Второй блок включает особенности русской культуры. Для русской духовной культуры характерна цельность бытия внутреннего и внешнего, постоянная память об отношении временного к вечному; человеческого к божественному. Русский человек всегда живо чувствует свои недостатки и чем выше восходит по лестнице нравственного развития, тем более требователен к себе и потому менее бывает доволен собою.

Третий — идея соборности. Цельность общества, сочетающаяся с личной самостоятельностью и индивидуальным своеобразием граждан, возможна только при условии свободного подчинения отдельных лиц абсолютным ценностям и при свободном творчестве их, основанном на любви и уважении церкви, народа, государства.

Четвертый — отношение церкви и государства. Государство есть устройство общества, имеющее целью жизнь земную, временную.

Церковь есть устройство того же общества, имеющее целью жизнь небесную, вечную.

Временное должно служить вечному. Государство должно проникнуться духом церкви. Если в государстве есть справедливость, нравственность, святость законов, достоинство человека и т.д., оно служит не временным, а вечным целям. Только в таком государстве возможна свобода личности. Наоборот, государство, существующее для мелкой земной цели, не станет уважать свободу.

Поэтому свободное и законное развитие личности возможно только в государстве, подчиняющемся религиозной вере.

А. С. Хомяков проводит исследования, в которых оценивает роль различных религий в мировой истории. Он делит все религии на две основные группы: кушитскую и иранскую. Кушитство строится на началах необходимости, на подчинении, превращает людей в исполнителей чуждой им воли. Иранство — это религия свободы, она обращается к внутреннему миру человека, требует от него сознательного выбора между добром и злом.

Наиболее полно сущность иранства выразило, по мнению А. С. Хомякова, христианство. Но христианство раскололось на три крупных направления: католицизм, православие и протестантизм. После раскола христианства «начало свободы» уже не принадлежит всей церкви. В различных направлениях христианства сочетание свободы и необходимости представлено по-разному:

1) Католицизм обвиняется славянофилами в отсутствии церковной свободы, поскольку там существует догмат о непогрешимости Папы Римского.

2) Протестантизм же впадает в другую крайность — в абсолютизацию человеческой свободы, индивидуального начала, которое разрушает церковность.

3) Православие, считает А. С. Хомяков, гармонически сочетает свободу и необходимость, индивидуальную религиозность с церковной организацией.

Решение проблемы сочетания свободы и необходимости, индивидуального и церковного начала решается ключевым понятием — соборностью. Соборность проявляется на основе духовной общности во всех сферах жизнедеятельности человека: в церкви, в семье, в обществе, в отношениях между государствами. Она есть итог взаимодействия свободного человеческого начала («свободной воли человека») и божественного начала («благодати»). Соборность основывается на «безусловных», не зависящих от внешних форм выражения, истинах. Эти истины — не плод рациональных познавательных усилий человека, а плод духовных исканий людей.

Стержнем соборного сознания являются Никео-царьградские символы веры, лежащие в основе вероучения Русской православной церкви (12 догматов и 7 таинств). Никео-царьградские символы веры были приняты на первых семи Вселенских соборах и выработаны соборным сознанием. Соборность может быть усвоена только теми, кто живет в православной «церковной ограде», то есть членами православных общин, а для «чуждых и непризнанных» она недоступна. Главным же признаком жизни в церкви они считают участие в церковных обрядах, культовых действиях. В православном культе, по их мнению, воспитываются наиболее важные «чувства сердца». Культ не может быть заменен теоретическим, умозрительным изучением веры. Православное богослужение на практике обеспечивает реализацию принципа «единства во множественности». Приобщаясь к богу через таинства крещения, причащения, миропомазания, исповеди и брака, верующий осознает, что только в церкви он может в полной мере вступить в общение с Богом и получить «спасение». Отсюда вытекает стремление к «живому общению» с другими членами православной общины, тяга к единству с ними. Каждый член церкви, находясь в ее «ограде», может по своему переживать и чувствовать религиозные действия в силу чего имеет место и «множественность».

Философия призвана служить углублению соборного начала. Славянофилы рассматривают народ как набор идеальных качеств, выделяя в нем неизменную духовную сущность, субстанцией которой выступает православие и общинность. Предназначение великих личностей — быть представителями этого народного духа.

Монархия — лучшая форма правления для России. Но царь получил свою власть не от Бога, а от народа путем избрания его на царство (Михаил Романов); самодержец должен действовать в интересах всей земли русской. Западные государства, по мнению славянофилов, являются искусственными созданиями. Россия сформировалась органически, она «не построена», а «выросла». Это естественное органическое развитие России объясняется тем, что православие породило специфическую социальную организацию — сельскую общину и «мир».

Сельская община сочетает в себе два начала: хозяйственное и нравственное. В хозяйственной области община или «мир» выступает организатором сельскохозяйственного труда, решает вопросы вознаграждения за работу, заключает сделки с помещиками, несет ответственность за исполнение государственных повинностей.

Достоинство сельской общины в нравственных принципах, которые она воспитывает у своих членов; готовность постоять за общие интересы, честность, патриотизм. Возникновение этих качеств у членов общины происходит не сознательно, а инстинктивно, путем следования древним религиозным обычаям и традициям.

Признавая общину лучшей формой социальной организации жизни, славянофилы требовали сделать общинный принцип всеобщим, то есть перенести его в сферу городской жизни, в промышленность. Общинное устройство должно быть также положено в основу государственной жизни и способно заменить собой «мерзость административности в России».

В государстве ведущим принципом социальных отношений должно стать «самоотречение каждого в пользу всех». В единый поток сольются религиозные и социальные устремления людей. Произойдет «просветление народного общинного начала началом общинным, церковным».

Продолжателем идей славянофилов стали Ф. М. Достоевский (1821— 1881), Л. Н. Толстой (1828—1910).

Достоевский создал свою систему «истинной философии», в которой делил историю человечества на три периода:

1) патриархальность (естественная коллективность);

2) цивилизация (болезненная индивидуализация);

3) христианство как синтез предыдущих.

Он выступал против социализма как порождения капитализма и атеизма. У России должен быть собственный путь, связанный, прежде всего, с расширением православного сознания на все сферы жизни. Капитализм по своей природе бездуховен, Социализм — путь внешнего устройства человечества, В основе же всякой социальности, считал Достоевский, должно лежать нравственное самосовершенствование человека, а это возможно только на основе православной веры. Л. Н. Толстой создает свою «рациональную философию», включающую все ценное из православия. Центральное место в ней занимает нравственность. Именно в сфере нравственности решаются основные отношения между личностью и обществом. Государство, церковь и все официальные организации — носители «зла» и «насилия». Люди должны объединяться в рамках внегосударственных форм, на принципах любви к ближнему, и тогда новые условия христианской жизни образуются сами собой.

Западники и их продолжатели в XIX в. В. Белинский, А. Герцен, Н. Чернышевский:

1) критиковали православие (П. Чаадаев «Философские письма»);

2) акцентировали интерес на личностном начале;

3) критически относились к российской самобытности;

4) стояли на позициях материализма атеизма и позитивизма.

Н. Г. Чернышевский (1828—1889 гг.)

Время правления Николая I — период реакции. С Запада приходят новые идеи, которые в России утопически воспринимались (религия без Христа), вера в новое общество, в науку, в человека.

Чернышевский разделял взгляды Гегеля, а затем Фейербаха. Работа «Антропологический принцип в философии». Человек — естественная натура, «имеющая мускулы, нервы, желудок». Вся его жизнь — сложный химический процесс. Любовь, ненависть — своеобразные химические реакции. Против Дарвина, т. к. в естественной борьбе победили бы дегенераты. Против идеализма. Нравственность должна формироваться своими законами, но их еще не вывели. Религия — бред. Изучал Фурье (утопический коммунизм).




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал