Рабочая программа по биологии (профильный уровень) для 10-11классов моу «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Ершова Саратовской области»



Скачать 275.27 Kb.
Дата24.10.2016
Размер275.27 Kb.
ТипРабочая программа

«Рассмотрено»

на заседании ШМО

Протокол № _____________

от «____»_______________2012г.

Руководитель ШМО

_______________/Т.А. Хмелькова/





«Согласовано»

«_____»__________________2012г.

Зам. директора по УВР

_______________/И.В. Рябинцева /



«Утверждаю»

Приказ №___от_____________


Директор

МОУ «СОШ №1 г. Ершова»

______________/Г.Н. Лепехин/



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии (профильный уровень)
для 10-11классов
МОУ «Средняя общеобразовательная

школа №1 г. Ершова Саратовской области»


Составитель:

Хмелькова Татьяна Александровна,

учитель химии и биологии

первой квалификационной категории

МОУ «СОШ №1 г. Ершова»


Рассмотрено
на заседании

педагогического совета

протокол № ________ от
«_____»___________2012 г.

г. Ершов

2012 г.
Рабочая программа по биологии (профильный уровень) составлена на основе:

- федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии, утвержденного приказом Минобразования РФ от 5.03. 2004 г. № 1089;

- базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004 г.

- примерной программы по биологии (профильный уровень) для 10-11 классов, авторской программы В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин.

Рабочая программа поддерживается УМК по биологии(профильный уровень) В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина. для 10-11 классов.

На реализацию программы необходимо 210 часов за 2 года обучения (105ч. – в 10 классе, 105ч. – в 11 классе), из расчёта 3 часа в неделю ежегодно.



I. Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет знание центрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на профильном уровне составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.


Изучение биологии в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук строении,(цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения биологии.
Целевой ориентир в уровне сформированности ключевых компетенций, заложенный в образовательной программе школы, соответствует и целям изучения биологии в средней (полной) общеобразовательной школе:

Ключевая компетенция

Среднее (полное) общее образование

Общекультурная компетенция (предметная, мыслительная, исследовательская и информационная компетенции)

Владение языком культуры, способами познания мира, способность ориентироваться в пространстве культуры

Социально-трудовая компетенция


Овладение нормами, способами и средствами социального взаимодействия, методами ориентации на рынке труда. Сформированная потребность эффективно участвовать в трудовой деятельности

Коммуникативная компетенция


Готовность и способность понимать другого человека, эффективно строить взаимодействие с людьми. Сформированность индивидуального стиля общения; владение разнообразными коммуникативными умениями и навыками, способами поддержания эмоционально устойчивого поведения в кризисной жизненной ситуации

Компетенция в сфере личностного определения


Наличие опыта самопознания, осмысления своего места в мире, умение самостоятельно осуществить выбор ценностных, целевых, смысловых установок своих действий. Умение видеть важность политического и экономического положения, в котором проходит обучение и работа


Основой данной рабочей программы по биологии является авторская программа В.Б.Захарова,С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина .по биологии для 10-11 классов общеобразовательной школы (профильный уровень), что соответствует основной стратегии развития школы:

– ориентации нового содержания образования на развитие личности;

– реализации деятельностного подхода к обучению;

– обучению ключевым компетенциям (готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач) и привитие общих умений, навыков, способов деятельности как существенных элементов культуры, являющихся необходимым условием развития и социализации учащихся;



- обеспечению для учащихся возможности выбора индивидуальной траектории образования.

Общеучебные цели:

        • Создать условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки.

        • Создать условия для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи.

        • Формировать умение использовать теоретические знания на практике.

        • Формировать умение свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.

        • Создать условия для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность.

        • Создать условия для интегрирования в личный опыт новую, в том числе самостоятельно полученную информацию.




  • Общепредметные цели:

  • Формировать умение объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение биологии на профильном уровне в 10-11 классах отводится  210 ч из расчета 3 ч в неделю. В 10 классе-105ч, в 11классе-105ч.

Рабочая программа составлена, согласно базисному учебному плану, на 105 ч. в год. Резерв времени в каждом классе при составлении календарно-тематического плана изучения материала может быть использовано на вводное и итоговое повторение, проведение административных контрольных работ.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются умения, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой:

-объяснять, устанавливать взаимосвязи, решать задачи,

-составлять схемы, описывать, выявлять, исследовать, сравнивать, анализировать и оценивать,

-осуществлять самостоятельный поиск биологической информации,

–использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


II.Содержание тем учебного курса.

10 класс

Введение-3ч.

Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками1. Объект изучения биологии – биологические системы. Общие признаки биологических систем. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.



Тема№1: Химическая организация клетки-14часов.

Цитология – наука о клетке. М.Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения клетки.Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Строение и функции

молекул неорганических и органических веществ. Взаимосвязи строения и функций молекул.

Тема №2: Метаболизм-10часов. .

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Пластический обмен Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Матричный характер реакций биосинтеза.



Тема №3: Строение и функции клеток-13часов.

Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки. Химический состав, строение и функции хромосом.

Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Клетка – генетическая единица живого. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз, его фазы. Развитие половых клеток у растений и животных.

Тема №4: Размножение и развитие организмов-7часов., Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Оплодотворение. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение .

Тема№5:Онтогенез-12 часов.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины нарушений развития организмов. Жизненные циклы и чередование поколений.



Взаимодействие генов. Решение задач.

Тема№6:Закономерности наследования признаков -24часа.

. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика. Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. Закономерности сцепленного наследования. Закон Т.Моргана. Определение пола. Типы определения пола. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека. Хромосомная теория наследственности ..Решение задач.


Тема №7:Закономерности изменчивости-5 часа. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Виды мутаций, их причины. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.

Тема №8:Основы селекции-11часов

Селекция, ее задачи. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции, их генетические основы. Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов. Биотехнология, ее направления. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).



Проведение биологических исследований: составление схем скрещивания; решение генетических задач.

Резерв-6 часов.

11 класс

Введение-1 час

Тема №1 Эволюционное учение-16 часов.

Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства.

Развитие эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.-Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида. Учение Ч.Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Движущие силы эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Синтетическая теория эволюции. Популяция – элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга. Результаты эволюции.

Тема№2Макроэволюция. Биологические последствия приобретения приспособлений.- 7 часов.

Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.

Микро- и макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Пути и направления эволюции (А.Н. Северцов, И.И.Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса.

Тема№3.Возникновение и развитие жизни на Земле.-18 часов..

Отличительные признаки живого. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных.



Тема №4 Происхождение человека-9 часов.

Гипотезы происхождения человека. Этапы эволюции человека. Происхождение человеческих рас. Критика расизма и социального дарвинизма.



Проведение биологических исследований: выявление ароморфозов, идиоадаптаций, приспособлений к среде обитания у организмов; наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию; сравнительная характеристика разных видов одного рода по морфологическому критерию, искусственного и естественного отбора, форм естественного отбора, способов видообразования, микро- и макроэволюции, путей и направлений эволюции; анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле, происхождения человека и формирования человеческих рас.

Тема№5 Биосфера, её структура и функции- 6часов.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот. Биогенная миграция атомов. Эволюция биосферы.



Тема№6. Экосистемы-20 часов.

Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.

Понятия «биогеоценоз» и «экосистема». Видовая и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистемы.

Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия.



Проведение биологических исследований: наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов, абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей); сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем; описание экосистем и агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений); исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; составление схем круговоротов углерода, кислорода, азота; анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере.

Тема №7 Ноосфера-9 часов.

Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого

развития биосферы.

Тема№8 Бионика-3часа.

Применение знаний биологии в жизни.



Повторение -10 часов

Резерв-6ч
III. Требования к уровню подготовки учащихся 10-11 классов

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

  • строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;

  • современную биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


IV.Учебно-тематическое планирование

10 класс



Изучаемый материал

Кол-во часов




Введение

3

1

2

3

Биология-наука о жизни.

Уровни организации живой материи

Критерии живых систем


1

1

1




Клетка

14

1

2.



3.

4.

5


6.

7.
8.

9.

10

11.



12

13

14


.

.

Клеточная теория

Химические элементы клетки.

Неорганические вещества клетки.

Углеводы.

Липиды и липоиды.


Белки.

Лабораторная работа. Каталитическая активность ферментов в живых тканях.

Нуклеиновые кислоты.

Генетический код

Редупликация ДНК.

Биополимеры. Обобщение
Контрольная работа. Химический состав клетки.

Резерв

1

1

1



1

1
1


1
1

1

1



2
1

1





Тема №2: Метаболизм.

10

1

2-3



4-5
6

7

8



9-10

.Анаболизм

Биосинтез белка.

Катаболизм.


Фотосинтез

Хемосинтез

Обобщение. Метаболизм.Тест. Метаболизм.

Резерв.

1

2

2
1


1

1

2







Строение и функции клеток.

13

1-2

3
4


5

6
7


8

9

10



11

12

13



.

Прокариотическая клетка.

Эукариотическая клетка. Наружная цитоплазматическая мембрана.


Эукариотическая клетка. Органоиды

Эукариотическая клетка. Органоиды.



Лабораторная работа Особенности строения растительной клетки.

Клеточное ядро.

Строение и функции хромосом.

Семинар по теме «Строение клетки».

Неклеточные формы жизни. Вирусы.



.Контрольная работа Строение клетки.

Жизненный цикл клетки



Лабораторная работа Митоз. «Изучение фаз митоза в клетках корешка лука.»



2

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1





Размножение и развитие организмов.

7

1

2

3



4

5

6



7


Формы размножения.

Бесполое размножение.

Половое размножение.

Развитие половых клеток.

Мейоз.

.Семинар по теме «Размножение организмов»

Контрольная работа .Размножение и развитие организмов.


1

1

1



1

1

1



1

1





Онтогенез

12

1

2

3



4

5-6


7

8-9


10

11-12


Исторические сведения.

Эмбриональный период развития.

Эмбриогенез :гаструляция и органогенез.

Эмбриогенез(семинар)

Постэмбриогенез.

Биогенетический закон.

Развитие организмов и окружающая среда.

Контрольная работа. Онтогенез

Основные понятия генетики.



1

1

1



2

1

2



1

1

2






Закономерности наследования признаков.

24

1

2

3-4



5

6

7



8

9

10



11

12-13


14

15-16


17

18

19



20

21

22



23-24

.


Гибридологический метод.

Первый закон Менделя.

Решение задач на первый закон Менделя

Второй закон Менделя.

Решение задач на 2 закон Менделя.

Закон чистоты гамет.

Решение генетических задач

Третий закон Менделя.

Решение генетических задач.

Контрольная работа. Законы Менделя.

Сцепленное наследование генов.

Генетика пола.

Решение задач на генетику пола

Взаимодействие генов.

Семинар. «Основные закономерности наследственности»

Решение генетических задач.



Контрольная работа. Основные закономерности наследственности»

Методы изучения генетики человека

Наследственные заболевания и их предупреждения.

Резерв



1

1

2



1

1

1



1

1

1



1

2

1



2

1

1



1

1
1



1
2




Закономерности изменчивости.

5

1

2

3



4

5


Наследственная изменчивость .

Мутации.


Фенотипическая изменчивость

Лабораторная работа.Выявление изменчивости у особей одного вида.

Семинар по теме: Основные закономерности изменчивости

1

1

1



1

1





Основы селекции


11

1

2

3



4

5

6-7



8

9

10



11


Создание пород животных и сортов растений.

Создание пород животных и сортов растений.

Методы селекции растений

Методы селекции животных

Методы селекции животных

Селекция микроорганизмов

Достижения и основные направления селекции.

Достижения наших селекционеров (опытная станция)

Обобщающий урок по теме «Изменчивость. Селекция.»

Контрольная работа. Изменчивость. Селекция.


1

1

1



2

1

1



2

1

1








11 класс








Введение

1




Эволюционное учение

16

1

2

3



4

5

6



7

8

9


10

11
12

13

14

15



.16

Эволюционное учение К.Линнея и Ж.Б.Ламарка.

Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина.

Эволюционная теория Ч.Дарвина. Искусственный отбор.

Лабораторная работа Изучение результатов искусственного отбора.

Эволюционная теория Ч.Дарвина .Естественный отбор.

Вид. Критерии, структура.

Роль изменчивости в эволюционном процессе

Формы естественного отбора в популяциях.

Лабораторная работа Морфологические особенности растений различных видов.

Приспособленность- результат действий факторов эволюции.



Лабораторная работа Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора.

Относительный характер приспособленности

Видообразование как результат микроэволюции.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Эволюционная роль и значение естественного отбора.



Контрольная работа. Эволюционное учение.

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1
1

1

2
1





Макроэволюция. Биологические последствия приобретения приспособлений

7

1

2

3


4
5

6

7




Пути достижения биологического прогресса. Арогенез

Главные направления прогрессивной эволюции .Аллогенез . Катагенез.



Лабораторная работа. Эволюционное учение.Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых.

Основные закономерности биологической эволюции.


Правила эволюции.

Семинар по теме «Макроэволюция.»

Резерв.


1

1

1



1

1

1



1






Возникновение и развитие жизни на Земле.

18

1

2


Работы Л.Пастера, их значение для разработки проблемы возникновения жизни.

1

1


3

Теории вечности жизни.

1

4

Материалистические теории происхождения жизни.

1

5

Эволюция химических элементов в космическом пространстве.

1

6

Образование планетных систем.

1

7

Химические предпосылки возникновения жизни на Земле.

1

8

.Теория происхождения и эволюция протобионтов.

1

9

Начальные этапы биологической эволюции.

1

10

Семинар «Возникновение жизни на Земле.»

1

11

Развитие жизни в архейской эре.

1

12-13

Развитие жизни в протерозойской и палеозойской эрах.

2

14

Развитие жизни в мезозойской эре.

1

15

Развитие жизни в кайнозойской эре.

1

16-17

. Обобщение темы « Возникновение и развитие жизни на земле»

2

18

Контрольная работа Возникновение жизни на Земле.»

1













Происхождение человека

9

1

Положение человека в системе животного мира.

1

2

Эволюция приматов.

1

3

Стадии эволюции человека. Древнейшие люди.

1

4

Стадии эволюции человека. Древние люди.

1

5

Стадии эволюции человека. Первые современные люди.

1

6

Современный этап эволюции человека.

1

7

Расы.

1

8

Обобщение знаний по теме «Происхождение человека»

1

9

Тест Происхождение человека

1




Биосфера, её структура и функции.

6

1

.Биосфера , её структура .Косное вещество биосферы.

1

2

Структура биосферы. Живые организмы.

1

3-4

Круговорот веществ в природе.

2

5

Лабораторная работа Круговорот веществ в природе.

1

6

Обобщение и систематизация знаний по теме.

1




Экосистемы.

20

1

Основы экологии.

1

2

История формирования сообществ живых организмов.

1

3

Биогеография. Основные биомы суши .Неоарктическая и палеарктическая области.

1

4

Основные биомы суши. Восточная и неотропическая области.

1

5

Основные биомы суши. Эфиопская и Австралийская области.

1

6

Контрольная работа Биомы суши.

1

7

Биогеоценозы. Взаимоотношения организма и среды.

1

8

Абиотические факторы среды. Температура. Свет

1

9

Абиотические факторы среды .Влажность .Ионизирующее излучение.

1

10

Абиотические факторы среды .Загрязняющие вещества.

1

11

Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор.

1

12

Биотические факторы среды.

1

13

Лабораторная работа Цепи питания. Правила экологических пирамид.

1

14

Смена биогеоценозов.

1

15

Семинар «Роль факторов среды»

1

16

Взаимоотношения между организмами. Позитивные отношения - симбиоз.

1

17

Антибиотические отношения: конкуренция, хищничество, паразитизм.




18

Нейтрализм. Устойчивость экосистемы. Смена экологических сообществ.

1

19

Обобщение знаний по теме «Разнообразие взаимоотношений между организмами.»

1

20

Контрольная работа Экосистемы.

1




Ноосфера.

9

1

Воздействие человека на природу в процессе становления общества.

1

2

Природные ресурсы и их использование.

1

3

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

1

4

Антропогенные изменения почвы.

1

5

Влияние человека на растительный и животный мир.

1

6

Радиоактивное загрязнение биосферы.

1

7

Охрана природы и перспективы рационального природопользования.

1

8

Семинар «Биосфера и человек. Ноосфера.»

1

9

Контрольная работа. «Биосфера и человек. Ноосфера.»

1




Бионика.

3

1

Бионика для развития техники и инженерных задач.

1

2

Роль биологических знаний.

1

3

Резерв

1




Повторение

10

1



Цитология

1.Клетка.

2-3.Задачи на молекулярную биологию


3

2

.Размножение и онтогенез

  1. Митоз.

2-3.Мейоз.

3

3

Генетика.

1.Законы Менделя.

2-3 Решение задач на генетику


3

4

Общая биология

1




Резерв






  1. Учебно-методическое обеспечение.

УМК побиологии

1.Учебник Общая биология.10-11класс.Авторы В.Б.Захаров; С.Г.Мамонтов ;Н.И.Сонин.М Дрофа.2004г

2Основыбиологии.В.Б.Захаров; С.Г.МамонтовТ.А.Козлова. Москва.Просвещение. 1992г

3.Контрольные и проверочные работы по биологии.

4.Биология.Тематические тесты. Готовимся к ЕГЭ-Легион.2011

5А.А.Кириленко. Сборник задач по генетике.- Легион.2012г

6А.А.Кириленко. Молекулярная биология. Сборник заданий.-Легион.2012г

Методическая литература для учителя


  1. Козлова Т.А., «Методическое пособие к учебнику В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина «Общая биология.» профильный уровень. 10—11 кл.

2.А.А.Кириленко, С.И.Колесников. Подготовка кЕГЭ. Тематические тесты. Издательство «Легион»2011г

3.А.А.Кириленко. Сборник задач по генетике.- Легион.2012г



4..Биология. Организация контроля на уроке .Л.А.Топаева. –Волгоград,2010г

1



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал