Рабочая программа по истории предназначена для обучающихся 9 класса мбоу башкирская гимназия-интернат г. Белебея мр белебеевский район рб и составлена на основе



Скачать 430.55 Kb.
страница1/3
Дата18.10.2016
Размер430.55 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по истории предназначена для обучающихся 9 класса МБОУ Башкирская гимназия-интернат г.Белебея МР Белебеевский район РБ и составлена на основе:

- Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории;

- Примерной программы основного общего образования по истории, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации 2010;

- Авторской программы Д.Д.Данилова к УМК «Российская и всеобщая истории»для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (2009г.);

- Учебного плана МБОУ Башкирская гимназия-интернат г.Белебея РБ на 2015-2016 учебный год;

- Списка учебников ОУ, соответствующего Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2015-2016 уч. год, реализующих программы общего образования;

- Локального акта МБОУ Башкирская гимназия-интернат г.Белебея РБ, устанавливающего структуру и требования к рабочей программе.

Предлагаемая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса: Российская история XX-XXI и Всеобщая история для 9 класса. Авторы: Данилов Д.Д.,Лисейцев Д.В. М. Баласс.2008.

Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации рабочая программа рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю), 33 недели.Из них - всемирная история – 22 часа, история России – 44.

Реализация данной программы осуществляется на базовом уровне

Актуальность изучения курса истории:

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.

В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.


Основная задача курса

– составить представление о наиболее сложных и наиболее значимых проблемах мировой и российской истории XX века. Новизна программы в том, что, во-первых, выбор материала определялся содержанием действующих программ и недостатком учебных часов на рассмотрение некоторых тем, вызывающих наибольшую сложность. Во-вторых, необходимостью уделить внимание спорным вопросам, трудным для изучения. В-третьих, в программу включены сведения важные для понимания исторического процесса, но недостаточно полно представленные в учебной литературе.

В большинстве ВУЗов билеты приёмных экзаменов, задания по ЕГЭ, а также билеты для итоговой аттестации по истории для 9-х классов содержат и проблемные вопросы, предполагающие описание с элементами анализа какого-либо периода или события, поэтому предлагаемый курс построен по проблемно-хронологическому принципу, чтобы увидеть специфику проблем, их связь, и особенности длительных, «сквозных» процессов.

Цели обучения:

развивать умения по применению исторических знаний в жизни.



1-я и 2-я линии развития. Объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину различные факты и понятия Новейшей истории: мировые войны, кризис индустриального и зарождение информационного общества, проблемы модернизации, строительства социализма и становление демократии в России, а также другие явления в истории нашей страны и человечества в целом.

3-я линия развития. Рассматривать в развитии процессы модернизации и кризиса индустриального общества, создание и соперничество разных социальных моделей, международные отношения.

4-я линия развития. Делать нравственный выбор (и объяснять его) в ситуациях резких общественных перемен и потрясений, слома традиций и системы ценностей, которые были характерны для мировой и российской истории в эпоху Новейшего времени.

5-я линия развития. Делать мировоззренческий и гражданско-патриотический выбор (подтверждать его аргументами и фактами) в ситуациях резких общественных перемен, острых международных конфликтов. В дискуссии с теми, кто придерживается иных оценок,

обосновывать свою позицию аргументами и фактами, сравнивать свою позицию и иную, учиться договариваться с людьми иных позиций.



задачи изученияистории в школе:

• формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации вокружающем мире;

• овладение учащимися знаниями об основных этапах развитиячеловеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании кместу и роли России во всемирно-историческом процессе;

• воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своемуОтечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии сидеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе

демократических ценностей современного общества;

• развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся вразличных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого инастоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, вих динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

• формирование у школьников умений применять исторические знанияв учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном,полиэтничноми многоконфессиональном обществе.

В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплексапо отечественной истории базовыми принципами школьного историческогообразования являются:

• идея преемственности исторических периодов, в т.ч. непрерывностипроцессов становления и развития российской государственностиформирования государственной территории и единого многонациональногороссийского народа, а также его основных символов и ценностей;

• рассмотрение истории России как неотъемлемой части мировогоисторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли вмировой истории и в современном мире;

• ценности гражданского общества – верховенство права, социальнаясолидарность, безопасность, свобода и ответственность;

• воспитательный потенциал исторического образования, егоисключительная роль в формировании российской гражданской идентичностии патриотизма;

• общественное согласие и уважение как необходимое условиевзаимодействия государств и народов в новейшей истории.

• познавательное значение российской, региональной и мировойистории;

• формирование требований к каждой ступени непрерывногоисторического образования на протяжении всей жизни.
Место учебного предмета Историяв Примерном учебном планеосновного общего образования.

Предмет «История» изучается на уровне основного общего образованияв качестве обязательного предмета в 5-11 классах.Изучение предмета «История» как части предметной областиОбщественно-научные предметы» основано на межпредметных связях спредметами: «Обществознание», «География», «Литература», «Русский язык»,«Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Музыка»,«Информатика», «Математика», «Основы безопасности и жизнедеятельности»и др.

Курс дает возможность обучающимся научиться сопоставлятьразвитиеРоссии и других стран в различные исторические периоды, сравниватьисторические ситуации и события, давать оценку наиболее значительнымсобытиям и личностям мировой истории, оценивать различные историческиеверсии событий и процессов.

Важная мировоззренческая задача курса отечественной историизаключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российскойистории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Этодостигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщейистории, сопоставления ключевых событий и процессов российской имировой истории.



Формы организации учебного процесса:

-уроки систематизации и закрепления знаний;

-деловые игры;

-уроки-дискуссии,

-уроки изучения нового материала;

-уроки промежуточной аттестации;

-устные и письменные ответы;

-составление и выполнение тестовых заданий по типу ЕГЭ;

- заполнения сравнительных таблиц;

-выступления с сообщениями и докладами;

-подготовка и защита презентаций;

-творческие работы учащихся;

-написание эссе, сочинений;

Формы обучения

- работа в группах;

-работа в парах

-фронтальная работа;

-индивидуальная работа;

-самостоятельная работа



В процессе реализации программы используются следующие технологии:

-личностно-ориентированнное обучение;

-проблемное обучение;

- исследовательские технологии;

- ИКТ;

-дискуссионные технологии;



-коммуникативные технологии;

Выбор данных педагогических технологий обусловлен целями данного курса, а также требованиями к освоению данной программы



Для контроля знаний, умений и навыков используется

-текущий,

-промежуточный контроль в форме тестирования, устных и письменных опросов;

- анализ текста;

-презентация проекта;

- написание исторического эссе;

-анализ исторической карты;

С целью подготовки к ГИА

-используются задания по типу КИМов ГИА по истории

-составление и выполнение тестовых заданий,

-написание исторического сочинения.




Учебно-тематический план




Наименование Разделов и тем

Всего часов

В том числе на:




уроки

контрольные работы

1

Введение.Что изучает Новейшая история?

2

2




2

Глава I.Самодержавное правление 1894-1904.

4

3

1

3

Глава I.Потрясения Первой мировой войны (1914-1923).

5

4

1

4

Глава II. Революционный взрыв (Россия в 1914-1922гг.).

11

10

1

5

Глава II.Мир между войнами (1922-1939 гг).

4

3

1

6

Глава III. Строительство социализма (СССР в 1922-1939 гг.)

7

6

1

7

Глава III.Пожар Второй мировой войны (1939-1945).

3

3




8

Глава IV. Огонь великой войны (СССР в 1939-1945гг.)

9

8

1

9

Глава IV. Эпоха «холодной войны» (1940-е – 1980-е годы)

6

6







Глава V.«Через тернии к звездам»

5

5




10

Глава VI. Испытание свободой (от СССР к России 1985-2013 г)

7

6

1

11

Глава V. Мир на рубеже тысячелетий

3

3




12

Итого:

66

59

7

Содержание учебного курса

Вводная тема. Что изучает Новейшая история? (2ч.)

Мир на рубеже Нового и Новейшего времени: основные противоречия в развитии индустриального общества.



Тема 1. Потрясения мировой войны. Мир в 1914–1922 гг. (5ч.)

Первая мировая война (1914–1918 гг.): причины, участники (Антанта и Центральные державы), основные этапы военных действий: 1914 г. – переход к затяжной войне, 1915–1916 гг. – война на истощение, 1917 г. – революция в России и ее выход из войны, 1918 г. – победа Антанты. Итоги: Версальско-Вашингтонская система (новые границы, выплата репараций, унижение Германии, Лига Наций).

Мир после Первой мировой войны: острый социально-экономический кризис, распад империй (Российской, Австро-Венгерской и Османской) и образование новых государств (Прибалтика, Финляндия, Польша, Чехословакия, Югославия и т.д.). Международные последствия революции в России – возникновение коммунистического движения и Коминтерна (цель – мировая социалистическая революция). Революционный подъем в Европе: революции в Германии и других странах, демократизация общественной жизни, резкое усиление влияния социалистических партий, возникновение фашизма (Б. Муссолини, основные идеи). Революционный подъем в Азии: рост антиколониального движения. В Индии – движение М. Ганди (отличительные особенности идей). В Китае – образование Сунь Ятсеном (отличительные особенности идей) партии Гоминдан. Обобщение и контроль знаний.

Тема 2. Мир между войнами. 1922–1939 гг. (4ч.)

Ведущие страны Запада в 1920-х гг.: стабилизация (экономическое процветание, научно-технический прогресс, пацифизм и милитаризм в 1920–1930-х гг.) Становление современной научной картины мира (теория относительности А. Эйнштейна, ядерная физика). Мировой экономический кризис с 1929 года: причины, начало и по-следствия в разных странах. «Новый курс» в США – выход из кризиса через сочетания демократии и государственного регулирования экономики. Ф.Д. Рузвельт (особенности личности и политических взглядов). Ведущие страны Запада в 1930-х гг.: варианты выхода из кризиса. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920–1930-х гг. Победа национал-социализма в Германии (1933 г.). А. Гитлер (особенности личности и взглядов). Тоталитарная диктатура в Германии: основные черты и пути выхода из кризиса.

Военно-политические кризисы в Европе (выход Германии из Версальского договора, захват Австрии, Чехословакии и Албании, гражданская война в Испании) и на Дальнем Востоке (агрессия Японии против Китая). Формирование мировых центров силы: СССР и коммунистическое движение, «западные демократии», авторитарные государства-агрессоры (Германия, Италия и Япония).

Обобщение и контроль знаний

Тема 3. Пожар Второй мировой войны. 1939–1945 гг. (3 ч.)

Вторая мировая война: причины, участники, основные этапы военных действий: годы 1939–1941, 1941–1942, 1942–1943, 1944–1945).Антигитлеровская коалиция: причины и цели создания, внутренние противоречия и их преодоление (Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская встречи). Ф.Д. Рузвельт. И.В. Сталин, У. Черчилль (политические цели и черты личности). «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост.Движение Сопротивления: причины, формы борьбы, значение. Итоги войны: потери и уроки, территориально-политические изменения.

Тема 4. Эпоха «холодной войны». 1945–1991 гг. (6ч.)

Создание ООН: цели, структура и средства. «Холодная война»: причины начала (противостояние двух общественных систем и двух сверхдержав). Черты противостояния (гонка вооружений и т.п.). Основные кризисы: Корейская война, Карибский кризис, война во Вьетнаме, Афганская война. Создание военно-политических блоков: НАТО (1949 г.) и ОВД (1955 г.). Попытки разрядки. Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке: причины и основные последствия.

Научно-техническая революция: общемировой характер, показатели и последствия. Вопрос о сохранении капиталистического общества в развитых странах Запада: формирование смешанной экономики, социальное государство, «общество потребления». Кризис индустриального общества в конце 60-х – начале 70-х гг. и становление информационного общества (его отличительные особенности). Эволюция политических идеологий во второй половине ХХ в.в развитых странах Запада (признание разными направлениями общих базовых ценностей – права человека, демократия, рыночная регулируемая экономика и т.д.)

Утверждение коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы: копирование советской модели социализма и последствия для развития данных стран. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке XX в. Выбор путей развития государствами Азии и Африки.Обобщение и контроль знаний
Тема 5. Рубеж тысячелетий. 1985–2006 гг. (3ч.)

Распад «двухполюсного мира»: реформы в СССР и его распад в 1991 году, падение коммунистических режимов в Европе, изменение роли США. Интеграционные процессы: включение бывших социалистических стран в мировую экономику, образование Европейского союза (1991 г.), заявления о прекращении «холодной войны». Глобализация и ее противоречия. Мир в начале XXI в. Религия и церковь в современном обществе.

Обобщение и контроль (2 ч.).

Модуль 2.Российская история: От модернизации к революции

Вводная тема. (1 ч.)

Проблема примирения исторической памяти разных российских поколений.



Тема 1. Россия на рубеже веков. Самодержавное правление (4ч.)

Проблема пути развития России – общеевропейский или особый? Основные вехи исторического пути нашей страны к началу XX века. Основные проблемы социально-экономической модернизации (крестьянский, рабочий и национальный вопросы). Основные проблемы культурной и политической модернизации (революция 1905–1907 гг., общество и самодержавие, политический вопрос).



Тема 2. Революционный взрыв. Россия в 1914–1922 гг. (11.)

Россия в Первой мировой войне: причины вступления в войну и национальное объединение, 1914 г.: переход к позиционной войне, 1915 г.: «великое отступление», 1916 г.: перестройка экономики, относительные успехи («Брусиловский прорыв»), нарастание общественных противоречий и усталости от войны. Угроза национальной катастрофы.Революция в России в 1917 г.: причины и начало – февральский переворот. Падение монархии: отречение Николая II 2 марта 1917 года. Временное правительство и Советы: возникновение двоевластия в столице, армии и провинции. Позиции разных политических сил. В.И. Ленин и цели большевиков. Кризисы Временного правительства и постепенная утрата общественной поддержки.

Провозглашение советской власти в октябре 1917 г.: октябрьский переворот (октябрьская революция) в Петрограде 24–25 октября 1917 года, первые решения: «Декрет о мире», «Декрет о земле», рабочий контроль, право наций на самоопределение. Выборы, созыв и роспуск Учредительного собрания.Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры: распад союза с левыми эсерами, фактический запрет других партий, контроль ВЧК, однопартийное правительство РКП(б). Брестский мир 1918 г. и выход России из Первой мировой войны. Распад Российской империи: отторжение западных областей, отделение Финляндии, казачьих окраин, Закавказья и т.д.

Гражданская война (1918–1922 гг.): причины, противоборствующие лагеря: красные, белые и зеленые (цели и социальная опора). Иностранная интервенция.«Военный коммунизм»: основные черты. Красный и белый террор, казнь царской семьи. Создание Красной Армии (Л.Троцкий, командиры). Белое движение: лидеры (А.Колчак, А.Деникин), цели, причины поражения и победы красных. Кризис советской власти 1921 года (крестьянские восстания) и объявление НЭПа. Образование СССР: завершение Гражданской войны на окраинах бывшей империи, образование советских республик и их объединение в СССР в 1922 году: федеративная форма и роль аппарата коммунистической партии в реальном государственном устройстве. Вопрос о причинах победы большевиков.Обобщение и контроль (1ч.).

Модуль 3.Российская история: От разрухи к сверхдержаве

Тема 3. Строительство социализма. СССР в 1922–1939 гг. (7 ч.)

Новая экономическая политика: основные черты и результаты. Начало восстановления экономики.Поиск путей построения социализма: борьба в высшем руководстве компартии и установление диктатуры И.В. Сталина (черты личности, их влияние на политику, годы руководства). Советская модель ускоренной модернизации: причины принятия, первая пятилетка (1928–1932 гг.). Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства: основные методы (1929 год и раскулачивание), черты, первые результаты и цена. Проблема оправданности ускоренной модернизации СССР.

Формирование централизованной (командной) экономики: плановое руководство промышленностью, роль колхозов, их внутреннее устройство, противоречивость результатов. Формирование тоталитарного режима в СССР: власть партийно-государственного аппарата, массовые репрессии (причины, методы и значение), культ личности. Конституция 1936 г. Оппозиционные настроения в обществе.

Коренные изменения в духовной жизни: утверждение марксистско-ленинской идеологии (основные черты, значение монопольности), борьба с религией, социалистический реализм в литературе и искусстве (цели, черты, результаты). Достижения советского образования, науки и техники: ликвидация неграмотности, примеры научно-технических побед.СССР в системе международных отношений в 1920-х – 1930-х гг.: противоречивость целей (СССР и Коминтерн), участие в Генуэзской конференции (1922 г.) и признание СССР, участие в международных конфликтах и кризисах 1930-х годов, Договор о ненападении с Германией (причины). устройство.

Обобщение и контроль (1 ч.)

Каталог: predmet
predmet -> Приложение №2 Предметизация. Библиографические источники: Мангутова, Светлана Дмитриевна
predmet -> Рабочая программа по дисциплине Компьютерная графика для специальности
predmet -> Промышленность Ярославского края в годы предвоенных пятилеток
predmet -> Коран, 51: 7, 22-23, пер. Карачковского И. Ю чужое Солнце будет освещать Землю!
predmet -> Рабочая программа составлена на основе «Программы основного общего образования по географии. 5-9 классы»
predmet -> Ответы на вопросы
predmet -> Вопросы: Когда был осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли?
predmet -> Проблема совершенствования социокультурной системы трудоустройства молодежи
predmet -> Практикум по теме «создание сайта» 11 класс ( 2 урока) цели и задачи урока: Освоить основные этапы построения веб-ресурса Освоить основные методы создания веб-ресурса


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал