Рабочая программа по истории россии (10 11 класс)



страница1/4
Дата27.10.2016
Размер0.72 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4
ОСНОВНОЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ РОССИИ (10 – 11 КЛАСС)
Рабочая программа МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» по истории России для 10-11 общеобразовательных классов (базовый уровень) разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории для общеобразовательных учреждений, Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г. № 1089. Согласно учебного плана МБОУ «СОШ №15» на 10б-11б классы, как классы с углубленным изучением истории, выделен дополнительный учебный час из компонента общеобразовательного учреждения.

Рабочая программа рассчитана на 90 часов:

10а класс- 46 часов (2 часа в неделю);

11а класс- 44 часа (2 часа в неделю).

Рабочая программа рассчитана на 130 часов:

10б класс – 66 часов (3 часа в неделю);

11б класс – 64 часа (3 часа в неделю).

Данная программа способствует закреплению, систематизации и углублению знаний у обучающихся, формированию у обучающихся представления о мире как о целостной системе, все элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены, самоопределению в обществе, выработке у обучающихся умения различать причинно-следственные связи, перспективы общественного развития через взгляд в историческое прошлое собственной страны и всего мира.


Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;

- формирование у обучающихся культуры безопасной жизнедеятельности.
Цели обуславливают следующие задачи:

- овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

- воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

- развитие способности обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе;

- формирование компетентности обучающихся в области безопасности;

- формирование коммуникативных умений и навыков (умение вести диалог в паре, в малой группе, учитывая сходство и разницу позиций, взаимодействие с партнерами для получения общего продукта или результата, умение занимать различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей);

- формирование у обучающихся метапредметных умений и навыков, способствующих подготовке молодежи к жизни в условиях возросших опасностей техногенного и социального характера (умение найти, отобрать нужную информацию, усвоить ее, интерпретировать, использовать для личностного развития, для решения социальных задач, понимание схем, планов и других символов).

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития следующих компетенций:

- учебно-познавательной

- коммуникативной

- исследовательской

- информационной

Для реализации целей, задач, содержания рабочей программы по элективному курсу, а также создания безопасной школы используются следующие педагогические технологии:

- педагогика сотрудничества

- проблемное обучение

- компьютерные (новые информационные) технологии обучения

- проектные и деятельностные технологии



Материально-техническое обеспечение
Автоматизированное рабочее место (компьютер, медиапроектор, экран), CD-диски, презентации, КИМы по темам курса, хрестоматии, сборники документов, исторические карты, исторические атласы.
Учебно-методический комплекс
10 класс

Сахаров А. Н., Боханов В. И. История России с древнейших времен до конца ХVII в.

Боханов В. И., Зырянов П. Н. История России. Конец ХVII-ХIХ в.

Козленко, С. И., Тороп, В. В., Книга для учителя, История России с древнейших времен до конца ХIХ в., в 2-х частях, 2007


11 класс

Загладин, Н. В., Козленко, С. И., Минаков, С. Т., Петров, Ю. А., История Отечества, ХХ–начало ХХIв,

История России, 1945-2008 гг.: книга для учителя / под ред. А. В. Филиппова, 2008.

Формы контроля реализации целей, задач и содержания рабочей программы по истории является проведение тестирования, исторических словарных диктантов по соответствующим темам курса.

Анализ тестовых работ проводится методом педагогической квалиметрии, что позволяет сделать вывод об эффективности организации учебного процесса, результативности обучения, реализации потенциальных возможностей обучающихся.
Содержание курса.

10а класс.
Введение. История России – часть всемирной истории-1 ч.

Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества.


Народы и древнейшие государства на территории России- 1 ч.

Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.

Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.
Русь в IX – начале XII вв- 6 ч.

Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.

Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.


Русские земли и княжества в XII – середине XV вв- 7 ч.

Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.



Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.



Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.

Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви.

Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.
Российское государство во второй половине XV – XVII вв- 13 ч.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».

Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.

Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.

Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.

Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.

Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.

Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.


Россия в XVIII – середине XIX вв- 12 ч.

Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.

Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.

Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война.

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.


Россия во второй половине XIX в- 5 ч.

Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Выступления разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.

Утверждение капиталистической модели экономического развития.
Повторение и обобщение на тему: «Россия с древнейших времён до конца ХIХ в.»- 1 час.

Региональный компонент.


  1. Откуда есть пошла Тула.

  2. Христианская культура и языческие традиции.

  3. Монгольское завоевание и его влияние на историю нашего края.

  4. Оборона Тулы: И. Болотников (1606-1607 гг.) – кульминация гражданской войны.

  5. Старина Земли Новомосковской.

  6. Тульский оружейный завод.

  7. Градостроительная реформа Тулы.

  8. Социальные брожения на тульской земле в нач. ХIХ в.

  9. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии. Туляки-герои.

  10. Культура и быт родного края во II половине ХIХ в.

  11. Тульские меценаты.

  12. Реформы 1860-1870-х гг. Отмена крепостного права. Тульский край в 1861 г.

13. Тульский край на рубеже ХIХ-ХХ вв.: экономика, политика, культура и быт.

Содержание курса

10б класс

Введение. История России – часть всемирной истории-2 ч.

Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества.


Народы и древнейшие государства на территории России- 4 ч.

Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.

Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.
Русь в IX – начале XII вв- 7 ч.

Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.

Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.


Русские земли и княжества в XII – середине XV вв- 12 ч.

Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.



Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.



Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.

Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви.

Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.
Российское государство во второй половине XV – XVII вв- 18 ч.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».

Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.

Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.

Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.

Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.

Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.

Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.


Россия в XVIII – середине XIX вв- 16 ч.

Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.

Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.

Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война.

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.


Россия во второй половине XIX в- 5 ч.

Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Выступления разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.



Утверждение капиталистической модели экономического развития.
Повторение и обобщение на тему: «Россия с древнейших времён до конца ХIХ в.»- 1 час.
Региональный компонент.


  1. Откуда есть пошла Тула.

  2. Христианская культура и языческие традиции.

  3. Монгольское завоевание и его влияние на историю нашего края.

  4. Оборона Тулы: И. Болотников (1606-1607 гг.) – кульминация гражданской войны.

  5. Старина Земли Новомосковской.

  6. Тульский оружейный завод.

  7. Градостроительная реформа Тулы.

  8. Социальные брожения на тульской земле в нач. ХIХ в.

  9. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии. Туляки-герои.

  10. Культура и быт родного края во II половине ХIХ в.

  11. Тульские меценаты.

  12. Реформы 1860-1870-х гг. Отмена крепостного права. Тульский край в 1861 г.


Требования к уровню подготовки обучающихся.
К концу 10 класса обучающиеся должны:

Знать/понимать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной истории;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

  • правила поведения в опасных жизненных ситуациях;

  • правила безопасности при использовании как традиционных, так и новых технологий познавательной, коммуникативной и созидательной деятельности в условиях информационного общества;

  • схемы, планы и другие символы.



Уметь:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной истории;

  • группировать факты по различным признакам;

  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия;

  • соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий;

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • действовать, предотвращая опасные жизненные ситуации;

  • найти, отобрать нужную информацию, усвоить ее, интерпретировать, использовать для личностного развития, для решения социальных задач;

  • вести диалог;

  • отбирать и использовать языковый материал для безопасного поведения в обществе.



Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • способствовать сохранения памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры);

  • взаимодействия с партнерами для получения общего продукта или результата;

  • умения занимать различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей.


Содержание курса

11б класс
Россия в начале ХХ вв- 13 часов.

Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков XIX-XX вв. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма.

«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война 1904-1905 гг. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г.

Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Возрождение национальных традиций в искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Идейные искания российской интеллигенции в начале ХХ в. Русская религиозная философия. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса.
Революция 1917 г. и Гражданская война в России- 6 часов.

Революция 1917 г. Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. «Революционное оборончество» – сторонники и противники. Кризис власти. Маргинализация общества. Разложение армии, углубление экономических трудностей, положение на национальных окраинах. Причины слабости демократических сил России.

Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. Первые декреты Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы в России.

Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Причины поражения белого движения.



Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны. Переход к новой экономической политике.
Советское общество в 1922-1941 гг- 12 ч.

Образование СССР. Полемика о принципах национально-государственного строительства. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Причины свертывания НЭПа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития.

Индустриализация, ее источники и результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации. Конституция 1936 г. Централизованная (командная) система управления. Мобилизационный характер советской экономики. Власть партийно-государственного аппарата. Номенклатура. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии.

Идеологические основы советского общества и культура в 1920-х – 1930-х гг. Утверждение метода социалистического реализма. Задачи и итоги «культурной революции». Создание советской системы образования. Наука в СССР в 1920-1930-е гг. Русское зарубежье. Раскол в РПЦ.

Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Дипломатическое признание СССР. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-гол. Советско-германские отношения в 1939-1940 гг. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза.



Советский Союз в годы Великой Отечественной войны- 5 ч.

Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией. Развитие советского военного искусства.

Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Идеология и культура в военные годы. Русская Православная церковь в годы войны. Героизм народа на фронте и в тылу.

СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Ленд-лиз и его значение. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира.



СССР в первые послевоенные десятилетия- 4 ч.

Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Холодная война и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР.



Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления.

Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-х – начала 1960-х гг. Карибский кризис и его значение.

Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса.

СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг- 7 ч.

Экономические реформы середины 1960-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг.

СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х – начала 1980-х гг. Советский Союз и политические кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинкский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва. Афганская война и ее последствия.

Советская культура середины 1960-х - начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве. Роль советской науки в развертывании научно-технической революции.



Советское общество в 1985-1991 гг- 6 ч.

Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг. Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г.

Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Причины роста напряженности в межэтнических отношениях. Подъем национальных движений в союзных республиках и политика руководства СССР. Декларации о суверенитете союзных республик. Августовские события 1991 г. Причины распада СССР.

«Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг. Распад мировой социалистической системы.



Российская Федерация (1991-2003 гг.)- 10 часов.

Становление новой российской государственности. Политический кризис сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Складывание новых политических партий и движений. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт и его влияние на российское общество.

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. «Шоковая терапия». Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Дискуссия о результатах социально-экономических и политических реформ 1990-х гг.

Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Изменение в расстановке социально-политических сил. Роль политических технологий в общественно-политической жизни страны. Парламентские выборы 2003 г. и президентские выборы 2004 г.

Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных процессах. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств. Россия и вызовы глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом.

Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Поиск мировоззренческих ориентиров. Обращение к историко-культурному наследию. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Особенности современного развития художественной культуры.

Итоговое обобщение: «Россия в ХХ – начале ХХI в.»- 1 час.
Региональный компонент.


  1. Экономическое и социальное развитие нашего края в начале ХХ в.

  2. Тула в годы первой мировой войны.

  3. Февраль 17-го в Туле.

  4. Тульский край в годы Великой Отечественной войны.

  5. Тыл в годы войны.

  6. Цена победы на Тульской земле. Культура военных лет.

  7. Особенности развития советской культуры в 1950-1980 гг.

  8. Экономические реформы середины 1960-х гг, причины их неудач.

  9. «Перестройка» на территории нашего края.

  10. Афганская война.

  11. Тульский край во второй половине ХХ в.

  12. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни.

  13. Чеченский конфликт.

  14. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.


Содержание курса.

11а класс.

Россия в начале ХХ вв- 10 часов.

Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков XIX-XX вв. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма.

«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война 1904-1905 гг. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г.

Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Возрождение национальных традиций в искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Идейные искания российской интеллигенции в начале ХХ в. Русская религиозная философия. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса.

Революция 1917 г. и Гражданская война в России- 4 часа.

Революция 1917 г. Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. «Революционное оборончество» – сторонники и противники. Кризис власти. Маргинализация общества. Разложение армии, углубление экономических трудностей, положение на национальных окраинах. Причины слабости демократических сил России.

Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. Первые декреты Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы в России.

Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Причины поражения белого движения.



Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны. Переход к новой экономической политике.

Советское общество в 1922-1941 гг- 5 ч.

Образование СССР. Полемика о принципах национально-государственного строительства. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Причины свертывания НЭПа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития.

Индустриализация, ее источники и результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации. Конституция 1936 г. Централизованная (командная) система управления. Мобилизационный характер советской экономики. Власть партийно-государственного аппарата. Номенклатура. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии.

Идеологические основы советского общества и культура в 1920-х – 1930-х гг. Утверждение метода социалистического реализма. Задачи и итоги «культурной революции». Создание советской системы образования. Наука в СССР в 1920-1930-е гг. Русское зарубежье. Раскол в РПЦ.

Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Дипломатическое признание СССР. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-гол. Советско-германские отношения в 1939-1940 гг. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза.


Советский Союз в годы Великой Отечественной войны- 4 ч.

Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией. Развитие советского военного искусства.

Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Идеология и культура в военные годы. Русская Православная церковь в годы войны. Героизм народа на фронте и в тылу.

СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Ленд-лиз и его значение. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира.



СССР в первые послевоенные десятилетия- 4 ч.

Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Холодная война и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР.



Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления.

Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-х – начала 1960-х гг. Карибский кризис и его значение.

Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса.
СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг- 4 ч.

Экономические реформы середины 1960-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг.

СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х – начала 1980-х гг. Советский Союз и политические кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинкский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва. Афганская война и ее последствия.

Советская культура середины 1960-х - начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве. Роль советской науки в развертывании научно-технической революции.



Советское общество в 1985-1991 гг- 5 ч.

Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг. Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г.

Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Причины роста напряженности в межэтнических отношениях. Подъем национальных движений в союзных республиках и политика руководства СССР. Декларации о суверенитете союзных республик. Августовские события 1991 г. Причины распада СССР.

«Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг. Распад мировой социалистической системы.



Российская Федерация (1991-2003 гг.)- 7 часов.

Становление новой российской государственности. Политический кризис сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Складывание новых политических партий и движений. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт и его влияние на российское общество.

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. «Шоковая терапия». Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Дискуссия о результатах социально-экономических и политических реформ 1990-х гг.

Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Изменение в расстановке социально-политических сил. Роль политических технологий в общественно-политической жизни страны. Парламентские выборы 2003 г. и президентские выборы 2004 г.

Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных процессах. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств. Россия и вызовы глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом.

Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Поиск мировоззренческих ориентиров. Обращение к историко-культурному наследию. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Особенности современного развития художественной культуры.
Итоговое обобщение: «Россия в ХХ – начале ХХI в.»- 1 час.
Региональный компонент.


  1. Экономическое и социальное развитие нашего края в начале ХХ в.

  2. Тула в годы первой мировой войны.

  3. Февраль 17-го в Туле.

  4. Тульский край в годы Великой Отечественной войны.

  5. Цена победы на Тульской земле. Культура военных лет.

  6. «Перестройка» на территории нашего края.

  7. Тульский край во второй половине ХХ в.


Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу 11 класса обучающиеся должны:



Знать/понимать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной истории;

  • периодизацию Отечественной истории;

  • правила поведения в опасных жизненных ситуациях;

  • правила безопасности при использовании как традиционных, так и новых технологий познавательной, коммуникативной и созидательной деятельности в условиях информационного общества;

  • схемы, планы и другие символы


Уметь:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной истории;

  • группировать факты по различным признакам;

  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия;

  • соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий;

  • действовать, предотвращая опасные жизненные ситуации;

  • найти, отобрать нужную информацию, усвоить ее, интерпретировать, использовать для личностного развития, для решения социальных задач;

  • вести диалог;

  • отбирать и использовать языковый материал для безопасного поведения в обществе.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

  • способствовать сохранения памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры);

  • взаимодействия с партнерами для получения общего продукта или результата;

  • умения занимать различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей.


Список литературы


  1. Балакина Т. И. История отечественной культуры. Культура русского средневековья [Текст] / Т. И. Балакина. – М., 1994

  2. Древнерусские предания [Текст]: М., 1982

  3. Ключевский В. О. Собрание сочинений в 9-ти тт. [Текст] / В. О. Ключевский. – М., 1989

  4. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей [Текст] / Н. И. Костомаров. – М., 1996

  5. Кошман Л. В. История русской литературы [Текст] / Л. В. Кошман. – М., 2003

  6. Крутов В. В., Белые пятна красного цвета. Декабристы [Текст] / В. В. Крутов, Л. В. Швецова-Крутова. – М., 2001

  7. Курбатов, В. Тайные маршруты славян [Текст] / В. Курбатов. – М., 2006

  8. Платонов С. Ф. Лекции по русской истории [Текст] / С. Ф. Платонов. – М., 1993

  9. Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты [Текст] / С. Ф. Федотов. – любое издание

  10. Русское православие: вехи истории [Текст]: М., 1988

  11. Самые известные монастыри и храмы России [Текст]: М., 2000

  12. Сироткин В. Наполеон и Россия [Текст] / В. Сироткин. – М., 2002

  13. Соловьев, С. М. История России с древнейших времен [Текст] / С. М. Соловьев. – М., 1988

  14. Скрынников, Р. Г. Ермак [Текст] / Р. Г. Скрынников. – М., 1992

  15. Скрынников, Р. Г. Иван Грозный [Текст] / Р. Г. Скрынников. – М., 1983

  16. Скрынников, Р. Г. Трагедия Новгорода [Текст] / Р. Г. Скрынников. – М., 1994

  17. Степанищев, А. Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней [Текст] / А. Т. Степанищев. – М., 1999

  18. Тихомиров М. Русская культура Х – ХIII вв. [Текст] / М. Тихомиров. – М., 1968

  19. Федоров В. А. История России, 1861-1917 гг. [Текст] / В. А. Федоров. – М., 2001


Календарно-тематическое планирование

История России 10а класс (46 часов)


урока

Тема урока

Домашнее задание

Дата

Введение. История России – часть всемирной истории- 1 час.

1

Особенности становления и развития российской цивилизации. Источники по истории Отечества.

Введение, с. 5-14;







1.Народы и древнейшие государства на территории России- 1 час.

2

Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Великое переселение народов и его влияние на формирование прославянского этноса. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.

§1,2




2.Русь в 9-начале 12 века- 6 часов.

3

Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Откуда есть пошла Тула (р.к.)

§ 3. § 5.




4

Происхождение государственности у восточных славян. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки.

§ 6, концепции




5

Принятие христианства на Руси

§ 8. Инд.зад.




6

Право на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.

§ 9, § 10-11.




7

Право на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы. Любечский съезд

§ 12. Влад. Мономах




8

Христианская культура и языческие традиции (р.к.). Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

§ 16-17, таблица





3.Русские земли и княжества в 12-середине 15 в- 7 часов.

9

Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Русь и Степь. Идея единства Русской земли.

§ 14, сравнительный анализ




10

Расцвет культуры домонгольской Руси

§ 16.




11

Образование Монгольского Золотая Орда. Включение русских земель в систему управления Монгольской империей государства. Нашествие на Русь. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией.

§ 19,20, сравнительная таблица




12

Р.К.: Монгольское завоевание и его влияние на историю нашего края.

Подготовить сообщения




13

Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.

§ 21, подготовить сообщения




14

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель. Великое княжество Московское в системе международных отношений.

§ 22. Теории




15

Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви. Культурное развитие русских земель и княжеств в конце 13-середине 15 века. Москва как центр развития культуры великорусской народности.

§23, 24. Записи в тетради. Дополнительный материал.




4.Российское государство во второй половине 15-17 веке- 13 часов.

16

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига. «Москва – третий Рим». Зарождение национального самосознания.

§ 23. НПБ




17

Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения.

§ 24.




18

Установление царской власти. Россия при Иване Грозном. Реформы середины ХVI в.

§ 25, сравнительная таблица




19

Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян

§ 27. Дискуссия




20

Расширение государственной территории в ХVI в.: взятие Казанского и Астраханского ханств. Башкирия и Ногайская орда. Начало присоединения Сибири – поход Ермака

§ 26, работа с контурной картой




21

Смута. Пресечение правящей династии. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией.

§ 30, 31, записи в тетради




22

Оборона Тулы: И. Болотников (1606-1607 гг.) – кульминация гражданской войны (р.к.)

Подготовить сообщения




23

Национальный подъём в России. Восстановление независимости страны. Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Царская власть. Боярская дума. Земские соборы.

§ 31,32,35 сообщения.





24

Юридическое оформление крепостного права. Церковный раскол. Старообрядчество. Соловецкое восстание

§ 33.




25

Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур

§ 34.




26

Социальные движения ХVII в. «Бунташный век». Крестьянское восстание во гл. со С. Т. Разиным. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Участие России в войнах 17 века.

§ 35,36, сравнительная таблица




27

Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в ХV-ХVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре ХVII в. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах.

§ 37, сообщения




28

Особенности русской традиционной культуры. Старина Земли Новомосковской (р.к.)

Подготовить сообщения




5.Россия в 18-середине 19 века- 12 часов.

29

Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Реформы государственного управления. Создание заводской промышленности. Тульский оружейный завод (р.к.)

§ 40, 41, сообщения




30

Абсолютизм. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях модернизации.

§ 43, таблица






31

Россия в период дворцовых переворотов. Упрочение сословного общества. Эпоха Екатерины II. Градостроительная реформа Тулы (р.к.)

§ 45, подготовить сообщения




32

Народные движения. Крестьянская война 1773-1775 гг. Е. И. Пугачев и его сподвижники.

§ 51, работа с контурной картой




33

Особенности экономики России в ХVIII – первой половине ХIХ в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота

§ 50.




34

Реформы государственной системы в первой половине ХIХ в.; реформа народного просвещения

§ 52,53, таблица




35

Реформы государственной системы в первой половине ХIХ в.: реформа народного просвещения, попытки решения крестьянского вопроса

Подготовить сообщения




36

Р/К: Социальные брожения на тульской земле в нач. ХIХ в.

Подготовить сообщения




37

Превращение России в мировую державу в ХVIII в. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии. Туляки-герои (р.к.)


§ 56,57, работа с контурной картой




38

Русское просвещение. Движение декабристов. Теория «официальной народности». Консерватизм. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм

§ 54,57,58, 59, подготовить сообщения




39

Крымская война 1853-1856 гг. Имперская внешняя политика.

§61,62. Дополнительный материал




40

Культура народов России и её связи с европейской и мировой культурой ХVIII – первой половины ХIХ в. Культура и быт родного края во II половине ХIХ в. (р.к.).

§ 52-53, подготовить сообщения




6.Россия во второй половине 19 века- 5 часов.

41

Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Тульские меценаты (р.к.)

§ 71, подготовить сообщения




42

Реформы 1860-1870-х гг. Отмена крепостного права. Тульский край в 1861 г. (р.к.)

§ 67, подготовить сообщения




43

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

§ 62, работа с контурной картой




44

Политика контрреформ. Правление Александра III: внутренняя и внешняя политика

Сравнительная таблица




45

Р.к. Тульский край на рубеже ХIХ-ХХ вв.: экономика, политика, культура и быт

Подготовить сообщения




46

Повторение и обобщение на тему: «Россия с древнейших времён до конца ХIХ в.»- 1 час.









Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал