Рабочая программа по истории россии (6 9 класс)



страница1/4
Дата27.10.2016
Размер0.82 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ РОССИИ (6 – 9 КЛАСС)
Рабочая программа МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» по истории России для 6-9 общеобразовательных классов разработана на основе Примерной программы основного общего образования по истории для общеобразовательных учреждений, Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г. № 1089.

Согласно учебного плана МБОУ «СОШ №15» на 8б, в классы выделено дополнительно 17,5 часов из компонента общеобразовательного учреждения.

Согласно учебного плана МБОУ «СОШ №15» на 9б, в классы выделен дополнительный учебный час из компонента общеобразовательного учреждения.
Рабочая программа рассчитана на 183 часа:

6 класс- 35 часов (2 часа в неделю);

7 класс- 41 час (2 часа в неделю);

8а класс- 40 часов (2 часа в неделю);

8б, в классы – 57,5 (3 часа)

9а класс- 45 часов (2 часа в неделю);

9б, в классы- 67 часов (3 часа в неделю).
Данная программа способствует закреплению, систематизации и углублению знаний у обучающихся, формированию у обучающихся представления о мире как о целостной системе, все элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены, самоопределению в обществе, выработке у обучающихся умения различать причинно-следственные связи, перспективы общественного развития через взгляд в историческое прошлое собственной страны и всего мира.
Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;

- формирование у обучающихся культуры безопасной жизнедеятельности.
Цели обуславливают следующие задачи:

- овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

- воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

- развитие способности обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе;

- формирование компетентности обучающихся в области безопасности;

- формирование коммуникативных умений и навыков (умение вести диалог в паре, в малой группе, учитывая сходство и разницу позиций, взаимодействие с партнерами для получения общего продукта или результата, умение занимать различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей);

- формирование у обучающихся метапредметных умений и навыков, способствующих подготовке молодежи к жизни в условиях возросших опасностей техногенного и социального характера (умение найти, отобрать нужную информацию, усвоить ее, интерпретировать, использовать для личностного развития, для решения социальных задач, понимание схем, планов и других символов).

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития следующих компетенций:

- учебно-познавательной

- коммуникативной

- исследовательской

- информационной

Для реализации целей, задач, содержания рабочей программы по элективному курсу, а также создания безопасной школы используются следующие педагогические технологии:

- педагогика сотрудничества

- проблемное обучение

- компьютерные (новые информационные) технологии обучения

- проектные и деятельностные технологии


Материально-техническое обеспечение
Автоматизированное рабочее место (компьютер, медиапроектор, экран), CD-диски, презентации, КИМы по темам курса, хрестоматии, сборники документов, исторические карты, исторические атласы.

Учебно-методический комплекс.
6 класс.
1.Данилов А.А.,Косулина Л.Г. История России. 6 класс. М.-Просвещение, 2012.

2.Атлас по истории России 6 класс.

3.История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: дидактический материал (контрольные задания, тесты) / авт. – сост. Н.Ю.Бухарева. – Волгоград: 2008.

4.История. 5-11 классы: инновационные формы уроков, интеллектуальные командные игры / авт. – сост. Е.В.Тайкова. – Волгоград: 2009.

5.История России с древнейших времен до 1861г. / авт. –сост. Н.И.Павленко. – М.: 2000.

6.Балязин В.Н. Занимательная история России с древнейших времен до середины XVI в. – М.:2001.

7.Соловьёв К.А., Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времён до конца XVI века: 6 класс. – М.: 2009.

8.Степанищев А.Т. Проблемные задачи по истории России. – М.:2001.


7 класс.
1.Данилов А.А.,Косулина Л.Г. История России. 7 класс. М.-Просвещение, 2012.

2.Атлас по истории России 7 класс.

3.Агафонов С.В. Тематическое и поурочное планирование по истории России XVI – XVIII веков. 7 класс. - М.: 2006.

4. История. 5-11 классы: инновационные формы уроков, интеллектуальные командные игры / авт. – сост. Е.В.Тайкова. – Волгоград: 2009.

5. История России с древнейших времен до 1861г. / авт. –сост. Н.И.Павленко, В.Б.Кобрин. – М.: 2000.

6. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 7 класс. – М.: 2002.

7. Серов Б.Н., Гаркуша Л.М. Поурочные разработки по истории России. 7 класс. – М.: 2001.

8. Смирнов С.Г. Задачник по истории России. - М.: 1993.

9. Степанищев А.Т. Проблемные задачи по истории России. – М.:2001.Карточки с заданиями, тесты по истории России для 7 класса.
8 класс.
1.Данилов А.А. История России 19 век. 8 класс. М.-Просвещение, 2012. 2.Российские самодержцы (1801-1917). – М.,1997.

3.Государственные деятели России XIX – начала XX вв.: биографический справочник. – М., 1995.

4.Федоров, В.А. Декабристы и их время. – М.,1992.

5.Боханов, А.Н. Император Александр III. – М.,1998.

6.Журавлева О.Н. Тесты по истории России: 8 класс. – М., 2005.

7.Кузьмичев, А.Д., Шапкин, И.Н. Отечественное предпринимательство очерки истории. – М.,1995.

8.Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России XIX век 8 класс. – М.,2006.

9.История внешней политики России: вторая половина XIX века (от Парижского мира 1856 до русско-французского союза). – М.,1997.

10.Очерки русской культуры XIX века. Том 1 – М.,1998.

11.История России с древнейших времен до 1861 года/

Н.И.Павленко, В.Б.Кобрин. – М.,2000.


  1. класс.


1.Данилов А. А., Косулина В. Г. История России XX - начала XXI века. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

2.Данилов А. А., Косулина В. Г. «Рабочая тетрадь по истории России XX - начала XXI века». - М.: Просвещение, 2012.

3.Данилов А. А., Косулина В. Г. Поурочные разработки к учебнику «История России XX века». - М.: Просвещение, 2012.

4.Методические рекомендации к учебнику «История Отечества XX век» / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М.: Просвещение, 2010.



5.Зуев, М. Н. История России для школьников и поступающих в вузы / М. Н. Зуев. - М.: Дрофа, 2010.

6.Ивашко, М. И. История в таблицах и схемах. - М.: Материк - Альфа, 2005.

7.Кузьменко, А. Ф. Тематические схемы по истории России XX век. - М.: Владос, 2002.
Содержание курса

6 класс

Введение- 1 час.

История России как часть всемирной истории. Что изучает история Отечества. Источники знаний о прошлом.

Народы и государства на территории нашей страны в древности- 1 час.

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.1

Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)- 2 часа.

Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

Древнерусское государство (IX – начало XII в.)- 6 часов.

Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.)- 8 часов.

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Культура Руси в домонгольское время

Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Борьба в внешней агрессией в XIII в.

Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.

Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII – середина XV вв.)- 8 часов.

Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI вв.

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Русская культура второй половины XIII-XV вв.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.



Российское государство в XVI в- 6 часов.

Условия развития страны XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы.

Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонская война. Разгром Ливонского ордена. Опричнина. Становление самодержавной сословно-представительной монархии.

Русская культура XVI в.

Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой».

Итоговое повторение- 1 час.

Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы.



Региональный модуль.

  1. Древние славяне – вятичи в Тульском крае.

  2. Памятники культуры Тульского края.

  3. Первое упоминание о Туле.

  4. Традиции Тульского края.

  5. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

  6. Тульский край в 16 в.

  7. Культура и быт в 14- начале 16 в. Народные традиции Тульского края.

  8. Тульский кремль, как памятник зодчества России нового времени.


Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу 6 класса обучающиеся должны:



Знать/понимать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной истории;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

  • правила поведения в опасных жизненных ситуациях;

  • правила безопасности при использовании как традиционных, так и новых технологий познавательной, коммуникативной и созидательной деятельности в условиях информационного общества;

  • схемы, планы и другие символы.

Уметь:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной истории;

  • группировать факты по различным признакам;

  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия;

  • соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий;

  • действовать, предотвращая опасные жизненные ситуации;

  • найти, отобрать нужную информацию, усвоить ее, интерпретировать, использовать для личностного развития, для решения социальных задач;

  • вести диалог;

  • отбирать и использовать языковый материал для безопасного поведения в обществе.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

  • способствовать сохранения памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры);

  • взаимодействия с партнерами для получения общего продукта или результата;

  • умения занимать различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей.

Содержание курса

7 класс
Введение- 1 час.

Задачи курса история России XVII –XVIII вв.



Россия на рубеже XVI-XVII вв- 4 часа.

Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский.



Россия в первой половине XVII в- 10 часов.

Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война.

Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.

Россия во второй половине XVII в.

Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества.

Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири.



Русская культура XVII в.

Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.

Преобразования Петра Великого (конец XVII – первая четверть XVIII в.)- 12 часов.

Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи.

Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К.Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии.

Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.



Эпоха дворцовых переворотов (вторая четверть – середина XVIII в.)- 4 часа.

Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.

Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.

Россия во второй половине XVIII в- 9 часов.

Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев.



Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине.

Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.


Русская культура второй половины XVIII в.

Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.



Итоговое повторение и обобщение- 1 час.

Региональный модуль.

  1. Восстание Болотникова.

  2. Зодчество Тульского края.

  3. Традиции и нравы жителей Тульского края.

  4. Епифанские шлюзы.

  5. Тульский оружейный завод.

  6. Демидовы.

  7. Легенда о мастере Тычке.

  8. Градостроительная реформа Екатерины 2 на примере Тульской губернии.

  9. Быт. Дворянские усадьбы Тульского края.


Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу 7 класса обучающихся должны:



Знать/понимать:

  • историческую карту с опорой на легенду;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

  • правила поведения в опасных жизненных ситуациях;

  • правила безопасности при использовании как традиционных, так и новых технологий познавательной, коммуникативной и созидательной деятельности в условиях информационного общества;

  • схемы, планы и другие символы.

Уметь:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной истории;

  • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исторических событий, памятников;

  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия;

  • соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий;

  • действовать, предотвращая опасные жизненные ситуации;

  • найти, отобрать нужную информацию, усвоить ее , интерпретировать, использовать для личностного развития, для решения социальных задач;

  • вести диалог;

  • отбирать и использовать языковый материал для безопасного поведения в обществе.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

  • способствовать сохранения памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры);

  • взаимодействия с партнерами для получения общего продукта или результата;

  • умения занимать различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей.

Содержание курса

8а (б,в) класс.
Введение- 1 час.

Задачи курса «История России 19 век».


Социально-экономическое развитие в первой половине XIX в- 2 часа.

Территория и население. Кризис крепостного хозяйства. Отходничество. Внутренняя и внешняя торговля. Развитие транспорта. Первые железные дороги. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.



Внутренняя и внешняя политика в первой четверти XIX в- 7 (12)часов.

Александр I. Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение Министерств. Создание Государственного совета. М.М.Сперанский.

Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско-французский союз. Континентальная блокада. Вхождение Грузии в состав России. Присоединение Финляндии. Бухарестский мир с Турцией. Отечественная война 1812 г.: причины, планы сторон, ход военных действий. М. Барклай-де-Толли. М. Кутузов. Д. Давыдов. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России. Заграничные походы русской армии. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз.

Усиление консервативных тенденций во внутренней политике после Отечественной войны 1812 г. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Цензурные ограничения.

Движение декабристов. Первые тайные организации. Северное и Южное общества, их программы. Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка.



Внутренняя и внешняя политика во второй четверти XIX в- 7 (12) часов.

Николай I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение. А.Х. Бенкедорф. Кодификация законов. «Манифест о почетном гражданстве». «Указ об обязанных крестьянах». Политика в области просвещения. Польское восстание 1830-1831 гг.

Общественная мысль и общественные движения второй четверти XIX в. Н.М. Карамзин. Теория официальной народности. Кружки конца 1820-х – 1830-х гг. Славянофилы и западники. П.Я.Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы.

Внешняя политика второй четверти XIX в. Восточный вопрос. Россия и освобождение Греции. Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война. Крымская война: причины, участники. Оборона Севастополя, ее герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне.

Русская культура первой половины XIX в- 2 часа.

Создание системы общеобразовательных учреждений. Успехи русской науки. Н.И.Лобачевский. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Становление литературного русского языка. Золотой век русской поэзии. Основные стили в художественной культуре (сентиментализм, романтизм, реализм, ампир).



Великие реформы 60-70-х гг. XIX в- 6 (11) часов.

Александр II. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы. Положение 19 февраля 1861 г. Отмена крепостного права. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян. Крестьянское самоуправление. Земская, городская, судебная реформы. Реформы в области образования. Военные реформы. Значение реформ 60-70 гг. XIX в. в истории России.

Общественные движения 50-60-х гг. XIX в. Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне. А.И. Герцен и Н.И. Огарев. Вольная русская типография в Лондоне. «Полярная звезда», «Колокол». Н.Г.Чернышевский. Н.А.Добролюбов. Журнал «Современник». Революционные организации и кружки середины 60-х – начала 70-х гг. XIX в.

Россия конце XIX в- 10 (12,5) часов.

Социально-экономическое развитие пореформенной России. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Фабрично-заводское строительство. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Железнодорожное строительство. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Остатки крепостничества и общинного быта. Аграрной кризис 80-90-х гг. XIX в.

Кризис самодержавия на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Политика лавирования. М.Т. Лорис-Меликов. Убийство Александра II. Александр III. Манифест о незыблемости самодержавия. К.П.Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения. Национальная политика самодержавия в конце XIX в.

Общественные движения 70-90-х гг. XIX в. Земское движение. Идеология народничества. М.А. Бакунин. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачев. Н.К.Михайловский. Политические организации народников. «Хождение в народ». Первые рабочие организации. Распространение идей марксизма. Г.В. Плеханов. «Освобождение труда». П.Б. Струве и «легальный марксизм». В.И. Ленин. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

Внешняя политика во второй половине XIX в. Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. А.М. Горчаков. Присоединение Средней Азии. Народы Российской империи. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. «Союз трех императоров». Сближение России и Франции в 1890-х гг.

Русская культура второй половины 19 в- 2 часа.

Просвещение и наука. Литература, живопись, архитектура, музыка, театр.


Итоговое повторение- 2 часа.
Развитие Российской империи в 19 в.

Региональный модуль.

  1. Тульский край на рубеже веков.

  2. Отечественная война 1812 года: причины, планы сторон, ход военных действий. Герои-туляки.

  3. Туляки – декабристы.

  4. Кавказская война. Герои-туляки.

  5. Крымская война. Герои-туляки.

  6. Просвещение в Тульской губернии.

  7. Основные стили в художественной культуре на примере Тульской губернии.

  8. Отмена крепостного права на примере Тульской губернии.

  9. Земская, городская, судебные реформы. Реформаторская деятельность на примере Тульской губернии.

  10. Социально-экономическое развитие пореформенной России. Экономика Тульской губернии.

  11. Учебные заведения в Тульской губернии.

  12. Архитектурные ансамбли Тульской губернии.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

К концу 8 класса обучающихся должны:



Знать/понимать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

  • правила поведения в опасных жизненных ситуациях;

  • правила безопасности при использовании как традиционных, так и новых технологий познавательной, коммуникативной и созидательной деятельности в условиях информационного общества;

  • схемы, планы и другие символы.

Уметь:

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, рецензии, доклада.

  • действовать, предотвращая опасные жизненные ситуации;

  • найти, отобрать нужную информацию, усвоить ее , интерпретировать, использовать для личностного развития, для решения социальных задач;

  • отбирать и использовать языковый материал для безопасного поведения в обществе.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

  • способствовать сохранения памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры);

  • взаимодействия с партнерами для получения общего продукта или результата;

  • умения занимать различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей.


Содержание курса

9а (9б,в) класс.

Россия в начале ХХ в- 8 (10) часов.

Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX-XX вв. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте.

Обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной модернизации. Аграрный вопрос. Рабочее движение. «Полицейский социализм». Активизация нелегальной политической деятельности. Революционные партии, их программы. Русско-японская война 1904-1905 гг., ее влияние на российское общество.

Революция 1905-1907 гг.: причины и характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907 г. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движение. Тактика революционных партий в условиях формирования парламентской системы.

Политическая программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Промышленный подъем 1910-х гг.

Россия в системе военно-политических союзов начала ХХ в. Международный кризис 1914 г. и вступление России в Первую мировую войну. Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914-1917 гг. Нарастание социально-экономических и политических противоречий. Угроза национальной катастрофы.



Российская культура на рубеже XIX-XX вв- 1 (3) час.

Демократизация культуры. Создание бессословной народной школы. Открытие новых университетов. Женское образование. Литература и периодическая печать. Библиотечное дело. Музеи. Научные открытия российских ученных. Д.И. Менделеев. И.М. Сеченов. И.И. Мечников. И.П. Павлов. С.М. Соловьев.

«Серебряный век» русской поэзии. Модерн в архитектуре и художественной культуре. Критический реализм – ведущее направление в литературе. Зарождение русского авангарда. Театр и драматургия. К.С. Станиславский. Усиление взаимосвязи российской и мировой культуры на рубеже XIX-XX вв.



Россия в годы революции и гражданской войны- 5 (9) часов.

Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.

Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. А.Ф. Керенский. Кризис власти. Разложение армии. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Положение на национальных окраинах. Начало распада российской государственности.

Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты. Становление советской системы управления. Учредительное собрание и его роспуск. Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества.



Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия. Установление однопартийной диктатуры. Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально-экономическая политика советского государства.

Гражданская война и военная интервенция: причины, основные этапы. «Военный коммунизм». Создание Красной Армии. С.С. Каменев. М.В. Фрунзе. С.М. Буденный. Белое движение. А.В. Колчак. А.И. Деникин. П.Н. Врангель. «Белый» и «красный» террор. Крестьянство в годы гражданской войны. Н.И. Махно. Война с Польшей. Итоги гражданской войны.



СССР в 1920-е гг- 3 (4) часа.

Социально-экономический и политический кризис 1920-1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод в 1921 г. Х съезд РКП (б). Переход к политике НЭПа. План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Итоги и противоречия НЭПа. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. И.В. Сталин. Л.Д. Троцкий. Г.Е. Зиновьев. Н.И. Бухарин. Свертывание НЭПа.

Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений. Деятельность Коминтерна.

Многообразие культурной жизни в 1920-х гг.



СССР в 1930-е гг- 6 (8) часов.

Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х – началу 1940-х гг. Конституция 1936 г.

СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Вступление СССР в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг. Расширение территории СССР.

Коренные изменения в духовной жизни общества. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе и искусстве. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг- 5 (11) часов.

СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укрепления обороноспособности страны.

Нападение Германии и ее союзников на СССР. Оборонительные сражения. Провал плана «молниеносной» войны. Московское сражение. Начало коренного перелома в ходе войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение советской территории от захватчиков. Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Берлинская операция. Участие СССР в военных действиях против Японии. Советские полководцы. Г.К.Жуков. А.М. Василевский. И.С. Конев. К.К. Рокоссовский.

Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Востоке. Политика оккупантов на захваченной территории. Геноцид. Партизанское движение. Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне.

СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне.

Советский Союз в послевоенный период. 1945-1953 гг- 2 (4) часа.

Послевоенное восстановление хозяйства. СССР. Образование «социалистического лагеря». Создание СЭВ. Холодная война. Начало гонки вооружений. Создание ядерного оружия. Советский Союз в конфликтах начального периода холодной войны.



Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной войны. Идеологические кампании конца 40-х - начала 50-х гг. Новая волна массовых репрессий.

СССР в 1953-1964 гг- 3 (4) часа.

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Г.М. Маленков. Л.П. Берия. Н.С. Хрущев. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930-х – 1950-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Разоблачение «культа личности» И.В. Сталина. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР». Курс на ускорение научно-технического развития. Реорганизация системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины.

Создание Организации Варшавского договора. Венгерский кризис 1956 г. Советский Союз и страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Карибский кризис 1962 г. и его международные последствия.

Достижения советского образования, развитие науки и техники. Атомная энергетика. Отечественная космонавтика. И.В. Курчатов. С.П. Королев. Ю.А. Гагарин. Духовная жизнь периода «оттепели». Художественные журналы, театр, киноискусство и их роль в общественной жизни.

СССР в 1960-е - начале 1980-х гг- 4 (5) часа.

Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н.С. Хрущева от власти. Л.И. Брежнев. Экономические реформы середины 1960-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. «Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. «Теневая экономика» и коррупция. Обострение демографической ситуации.

Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция «развитого социализма». Конституция 1977 г. Кризис советской системы и попытки повышения ее эффективности. Ю.В. Андропов. Оппозиционные настроения в обществе. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А.Д. Сахаров. А.И. Солженицын.

Советское руководство и «пражская весна» 1968 г. Обострение советско-китайских отношений. Достижение военно-стратегического паритета с США. Разрядка и причины ее срыва. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Афганская война.

Развитие советского образования, науки и техники, культуры и спорта.



Советское общество в 1985-1991 гг- 3 (4) часа.

Переход к политике перестройки. М.С. Горбачев. Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ.

Демократизация политической жизни. Гласность. Реформа политической системы страны. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Введение поста президента СССР. Начало формирования новых политических партий и общественно-политических движений. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Обострение межнациональных противоречий.

«Новое политическое мышление» и смена курса советской дипломатии. Вывод войск из Афганистана. Политика разоружения. Роспуск СЭВ и ОВД. Завершение «холодной войны».



Российская Федерация на рубеже ХХ – XXI вв- 4 часа.

Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях реформ.



События октября 1993 г. Ликвидация системы Советов. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и движения. Современные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны.

В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность.

Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже ХХ-XXI веков. Россия в СНГ. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз.

Культурная жизнь современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры.



Итоговое повторение- 1 час.

Российское государство в 20- 21 вв.



Региональный модуль:
1. Роль Тульского региона в составе Российской империи.

2. Нарастание общественной борьбы в нашем крае в начале ХХ века.

3. Тульская губерния в годы первой русской революции 1905-1907гг.

4. Тульская губерния в 1906-1917 гг.

5. «Серебряный век» русской поэзии. Изменения в быту и массовой культуре жителей Тульской губернии.

6. Просвещение, наука техника, строительство и архитектура в России и Тульском крае в начале ХХ века.

7. Борьба за установление Советской власти в Туле.

8. Туляки – участники и герои Гражданской войны.

9. Борьба за хлеб в Тульской губернии. Успехи и поражения.

10. Социально демократическое движение в Тульской губернии.

11. Восстановление народного хозяйства в Туле. Новая экономическая политика.

12. Внешняя политика Советского государства и родной край: формирование и перемещение государственных границ, жизнь приграничных регионов.

13. Многообразие культурной жизни в 1920-е гг. в Тульском крае.

14. Своеобразие процесса урбанизации в регионе в условиях индустриализации в СССР

15. Курс на коллективизацию сельского хозяйства. Его реализация в Тульском крае.

16. Волна репрессий в Туле. Что и как это было?

17. Успехи и утраты «культурной революции» в нашем крае.

18. Сражения на подступах к Туле.

19. Героическая оборона Тулы.

20. Тульский край после изгнания захватчиков.

21. Туляки – полные кавалеры ордена Славы и Герои Советского Союза.

22. Наши земляки – командиры промышленного производства и индустриального строительства.

23. Культурное строительство в 40-50-е гг. в Туле.

24. Духовная жизнь периода «оттепели» в Тульской области.

25. Повседневная жизнь советских людей: общее и особенное в Тульском регионе.

26. «Застой» в экономическом развитии. Развитие народного хозяйства в Тульской области.

27. Тульская область в 1960-х – начале 1980-х гг.

28. СССР и Тульский край в период перестройки.

29. Поиск путей реформирования экономики. Замыслы и результаты для населения Тульской области.

30. Становление современного поликультурного, полиэтнического и многоконфессионального российского общества и государства на рубеже веков: региональные аспекты.

31. Миграционная карта Тульского региона в современных условиях.

32. Положение и роль Тульского региона в РФ. Межрегиональное и приграничное сотрудничество.



Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу 9 класса обучающихся должны:



Знать/понимать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной истории;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

  • правила поведения в опасных жизненных ситуациях;

  • правила безопасности при использовании как традиционных, так и новых технологий познавательной, коммуникативной и созидательной деятельности в условиях информационного общества;

  • схемы, планы и другие символы.

Уметь:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной истории;

  • группировать факты по различным признакам;

  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия;

  • соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий;

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • действовать, предотвращая опасные жизненные ситуации;

  • найти, отобрать нужную информацию, усвоить ее, интерпретировать, использовать для личностного развития, для решения социальных задач;

  • вести диалог;

  • отбирать и использовать языковый материал для безопасного поведения в обществе.



Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • способствовать сохранения памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры);

  • взаимодействия с партнерами для получения общего продукта или результата;

  • умения занимать различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей.

Список литературы

  1. Актуальные проблемы новейшей истории [Текст] / В. Г. Севостьянов. – М., 1991

  2. Брандт, М. Ю. История Средних веков. Тесты [Текст]/ М. Ю. Брандт. – М., 2005

  3. Всемирная история. Энциклопедия для детей [Текст] / Всемирная история. – М., 1996

  4. Иванян, Э. А. История США [Текст] / Э. А. Иванян. – М., 2004

  5. Ионг, Луи, Пятая колонна в Западной Европе [Текст] / Л. де Ионг. – М., 2004

  6. Крушкол, Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира [Текст]/ Ю. С. Крушкол, - М., 1987

  7. Новая история стран Азии и Африки [Текст] / Новая …, - М., 1982

  8. Школьная энциклопедия. История Средних веков [Текст]: М., 2003

  9. Эйдельман, Н. Я. Грань веков [Текст] / Н. Я. Эйдельман, - М., 1986

  10. Энциклопедический словарь юного историка [Текст]/ Энциклопедический …, - М., 1994



Календарно-тематическое планирование

История России 6 класс (35 часов)

урока

Тема урока

Домашнее задание

Дата

1

1.Введение- 1 час.

Введение, записи




Народы и государства на территории нашей страны в древности- 1 час.

2

Заселение Евразии. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Язычество.







Восточные славяне в древности (6-9 вв.)- 2 часа.

3

Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Древние славяне – вятичи в Тульском крае (р.к.)

§1-2; историческая карта, документ с. 13.




4

Соседская община. Союзы восточнославянских племен. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян.

§1; схема + творческая работа + кроссворд к теме (на выбор).




Древнерусское государство (9-начало 12 в.)- 6 часов.

5

Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Формирование Древнерусского государства.

§3; документы, вопросы, задания, составление схем «Социально-политический строй Руси»,

карта.




6

Первые русские князья. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города.

§4; составление схемы «Первые русские князья» + составить кроссворд + карта.




7

Владимир I и принятие христианства.


§5; составление таблиц,

причины,

значение

принятия

христианства

(подготовить

сообщение

о Ярославе

Мудром).




8

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. «Русская правда».

§6;вопросы, анализ документов.




9

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Русь и народы Степи. Владимир Мономах.

§9 пп. 1,2;

вопросы,

документы




10

Культура, быт и нравы Древней Руси. Памятники культуры Тульского края. (р.к.)

§7, 8; сообщения, кроссворды по теме (закончить таблицу).




Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.)- 9 часов.

11

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов.

§9; до конца вопросы, карты, закончить таблицу «причины феодальной раздробленности».




12

Владимиро-Суздальское княжество. Первое упоминание о Туле. (р.к.)

§10-11; работа по группам, составление по схеме (используя дополнительную литературу, карту)




13

Великий Новгород. Галицко-Волынская земля. Идея единства русских земель в период раздробленности.

§10-11; работа по группам, составление по схеме (используя дополнительную литературу, карту)




14

Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями.

§12; вопросы, карта, сочинение «Борьба русского народа с иноземными захватчиками».




15

Экспансия с Запада. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище.

§13;картосхемы, сообщения «Александр Невский»




16

Золотая Орда и Русь.

§14; вопросы, задания, таблицы, последствия татаро- монгольского ига: потери, приобретения




17

Русь и Литва.

§15;вопросы и задания, карта.




18

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Традиции Тульского края. (р.к.)

§16; вопросы,

задания,

документы,

иллюстрации

учебника.




19

Русь Древняя (повторительно-обобщающий урок)







Образование единого Русского государства- 8 часов.

20

Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы.

§17; вопросы и задания, характеристика правления Ивана Калиты.




21

Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский (р.к.)


§18;картосхема Дмитрий Донской; проблема «Уроки Куликовской битвы»




22

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III.

§19; карта; ответ на вопросы




23

Свержение ордынского ига. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси.

§20;предпосылки выучить; вопросы и задание к параграфу




24

Судебник 1497 г. Зарождение феодально-крепостнической системы. Становление центральных органов власти и управления Традиционный характер экономики.

§21; работа по карте; задание; даты; слова; схема




25

Церковь и государство. Теория «Москва - Третий Рим». Тульский край в 16 в. (р.к.)

§22; задания; новые слова; записи




26

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. Андрей Рублев.

Народные традиции Тульского края. (р.к.)



Записи, сообщения, развернутый план (возможно заполненная таблица)




27

Основные социальные слои Российского государства в 15- начале 16 в.

§21; работа по карте; задание; даты; слова; схема




Российское государство в 16 в- 7 часов.

28

Условия развития страны XVI в.: территория, население, характер экономики. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы.


§23;таблица «Реформа избранной Рады»; даты; новые слова; сообщения




29

Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири).

§24;вопросы, хронологическая таблица; карта; сообщения




30

Ливонская война.

§24;вопросы, хронологическая таблица; карта; сообщения




31

Поход Ермака. Покорение Западной Сибири

§24;вопросы, хронологическая таблица; карта; сообщения




32

Опричнина. Становление самодержавной сословно-представительной монархии.


§25; вопросы; карта; новые слова




33

Публицистика. Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Тульский кремль, как памятник зодчества России нового времени.(р.к.)

Сообщение, кроссворд или викторина




34

Образование единого государства (повторительно-обобщающий урок)







Итоговое повторение- 1 час.

35

Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы.









Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал