Рабочая программа учебной практики (вид практики) по генетике



Скачать 391.86 Kb.
Дата26.10.2016
Размер391.86 Kb.
ТипРабочая программа
герб%20чгпу%20чб
ФГОС ВО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ



(вид практики)

по генетике

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(название практики в соответствии с учебным планом)

Направление: 44. 03. 05. Педагогическое образование


(код, наименование)
Уровень образования: бакалавриат

(бакалавриат, магистратура, среднее профессиональное образование)

Профильная направленность: Биология. Безопасность жизнедеятельности

Челябинск, 2014


Лист согласования


Разработчики:




























к.б.н., доцент










Л.А. Рязанова

(занимаемая должность)




(подпись)




(инициалы, фамилия)































(занимаемая должность)




(подпись)




(инициалы, фамилия)
















Программа утверждена на заседании кафедры

«




»




20__

Протокол





















Заведующий кафедрой










Д.З. Шибкова







(подпись)




(инициалы, фамилия)































Одобрено представителем работодателя*










(подпись)




(инициалы, фамилия, должность, место работы)

Руководитель ОПОП










П.А. Байгужин







(подпись)




(инициалы, фамилия)

Декан факультета










С.Г. Левина







(подпись)




(инициалы, фамилия)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра анатомии, физиологии человека и животных

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

«___» _______ 2014 г.

Протокол № __

Зав. кафедрой _______.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

(вид практики)
по генетике
__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(название практики в соответствии с учебным планом)



Направление: 44. 03. 05. Педагогическое образование


(код, наименование)
Уровень образования: бакалавриат

(бакалавриат, магистратура, среднее профессиональное образование)


Профильная направленность: Биология. Безопасность жизнедеятельности

Челябинск, 2014 г.


Содержание

1. Пояснительная записка ……………………………………………………………

1.1. Общие сведения ………………………………………..…………………………...

1.2. Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе практики ………………………………………………………………………….

1. 3. Место практики в структуре образовательной программы ……………………..

1.4. Цель и задачи практики ……………………………………………………………

1.5. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики ….

2. Содержание практики ……………………………………………………………...

3. Формы отчетности по практике ………………………………………...………...

4. Фонд оценочных средств по практике ………………………..………………….

5. Учебно-методическое обеспечение практики …………………………...………

6. Перечень информационных технологий …………………………………………

7. Описание материально-технической базы ……………...……………………….

8. Методические указания …………………………………………………………….

Приложения

1. Пояснительная записка:

1.1. Общие сведения

Таблица


Общие сведения о практике

Общие сведения

Форма обучения

очная

1

2

Вид практики

учебная

Название практики2

по генетике

Место проведения практики3

агробиологическая станция

Курс

4

Семестр

8

Способ проведения

стационарная

Форма (формы) проведения

Дискрено(концентрированая)

Объем практики в зачетных единицах

0,75

Продолжительность в неделях (часах)

½ недели

Календарный срок

с 12.05 по 10.09

1.2. Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимся в ходе прохождения практики (перечень из ФГОС ВО, ФГОС СПО):

в области педагогической деятельности:

·изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов образовательных программ, дисциплин и индивидуальных маршрутов обучения, воспитания, развития;

·организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику областей знаний (в соответствии с реализуемыми профилями);

·организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности;

·использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;

·осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

в области научно-исследовательской деятельности:

·сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам науки и образования;

·разработка современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания, обучения и развития личности;

·проведение экспериментов по использованию новых форм учебной и воспитательной деятельности, анализ результатов.


1.3. Место практики в структуре образовательной программы

Практика относится к профессиональному циклу, базовая часть образовательной программы. Учебная практика по генетике проводится со студентами на 4-м курсе, в 8 семестре. Она имеет многоцелевое назначение. Позволяет: познакомить студентов с генетикой различных растительных объектов, что малодоступно в осенне-зимний период обучения; пронаблюдать действие генетических законов в живой природе и убедиться в их универсальности; на генетических коллекциях растений увидеть проявление разнообразных типов изменчивости, как неотъемлемого свойства живого; научить постановке и анализу результатов внутривидовой гибридизации; углубить теоретические знания путём решения генетических задач на материале полевой практики; продолжить формирование практических умений и навыков в проведении генетического анализа; показать глубокую взаимосвязь фундаментальных и прикладных наук на примерах генетики и селекции. Кроме того, часть времени, отведённая на полевую практику, может быть использована студентами для выполнения курсовых и дипломных работ.

Формы организации учебной деятельности включают лабораторно-практические занятия, групповую учебную работу, индивидуальную исследовательскую работу, экскурсии, зачётные мероприятия.

В период прохождения практики обучающиеся получают ЗУВ, которые необходимы в последующем профессиональном образовании обучающегося при овладении таких дисциплин как эволюционная теория, методика обучения биологии, экология и при прохождении педагогической практики в школе.

1.4. Цель и задачи практики.

Основной целью полевой практики является формирование профессиональных компетенций, направленных на приобретение практических умений и навыков в организации генетических опытов и наблюдений, в работе с генетическими коллекциями сортов и линий растений и пород животных.

На реализацию поставленной цели направлены следующие задачи практики:

1. Познакомиться с содержанием генетического отдела АБС, включающим коллекции ряда культурных растений, используемых для демонстрации генетических закономерностей;

2. Отработать методику приготовления временных микропрепаратов по темам: хромосомы, митоз, мейоз, освоить метод гибридизации при проведении моно - и дигибридного скрещивания на сортах гороха посевного, некоторые биометрические методы при изучении вопросов генетики пола у растений, модификационной и мутационной изменчивости, наследования в популяциях.

3. Провести анализ результатов экскурсии на выставку домашних животных.

1.5. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики:

Таблица


№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС и ОПОП)

Планируемые результаты (конкретизированные цели)

Знать

Уметь

Владеть

1

2

4

5

6

1.

ПК 11. Готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования

З.1.: причины изменчивости и её роль в сохранении биоразнообразия.

У.1.: наглядно представлять генетический материал на уроках.

В.1.: методами экспериментальной деятельности: проведением гибридизации на модельных объектах и анализом её результатов.




    1. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Таблица

Содержание практики

№ п/п

Виды работ,

перечень заданий



Трудоемкость (в часах)

Учебно-методическое обеспечение

Код компетенции

на базе практики

самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

Этап практики (вводный)

1

Агротехнические работы на участке.

8

3

1-4

ПК-11







Итого: 12







Этап практики (основной)

2

1. Экскурсия на участок генетики АБС ЧГПУ по теме «Организация и содержание генетического отдела».

2. Генетика гороха посевного и ячменя посевного. Наблюдения и полевые работы на участке.



8

3

1-4

ПК-11







Итого: 12







Этап практики (итоговый)

3

Сбор семян и закладка на хранение, изготовление коллекций и гербариев, оформление отчетных материалов в тетрадях по полевой практике, агротехнические работы на участке.

11

3

1-4

ПК-11







Итого: 14







Таблица

Содержание учебной практики, структурированное по разделам (темам)

Сроки выполнения

Тема занятия

Содержание

Трудоемкость (в часах)

Учебно-методическое обеспечение

план

виды работ, перечень заданий, оборудование

аудиторная работа

самостоятельная работа

Название Учебная практика по генетике

Требования к результатам освоения раздела:

З.1.: причины изменчивости и её роль в сохранении биоразнообразия;

У.1.: применять статистические методы обработки результатов опытов;

В.1.: методами экспериментальной деятельности: проведением гибридизации на модельных объектах и анализом её результатов

(ПК-11)


Тема. Весенняя сезонная практика – 8часов

Сроки проведения: 12-15 мая.

Цель: высадить в генетическом отделе АБС растения, используемые для изучения вопросов генетики в период летней учебной практики.

Задачи:

1. Подготовить генетическую коллекцию семян растений к посадке.

2. Тиражировать план участка и обеспечить им каждого студента.

3. Познакомить студентов с агротехникой всех растительных объектов генетического отдела.

4. Осуществить планирование и разбивку участка.

5. Провести посадку и другие агротехнические мероприятия.



Оборудование: садово-огородный инвентарь, коллекция семян, рулетки, шпагат, ножницы, тетради полевой практики.

План занятия:

1. За 2-3 дня до сезонной практики - замачивание семян лаборантом под руководством преподавателя. В день практики организация привоза семян дежурными студентами совместно с лаборантом на АБС ЧГПУ.

2. Проведение инструктажа по технике безопасности, планирование и посадка отдельных видов растений.

3. Проведение агротехнических работ на участке с основным контингентом студентов.

4. Посадка ряда цветочно-декоративных растений рассадой в грунт во второй декаде июня с группой студентов из 4-5 человек.

5. Организация полива генетического отдела студентами по графику при постоянном контроле преподавателя.



Самостоятельная работа:

Описать агротехнику культур генетического отдела АБС.



Учебно-методическое обеспечение:

  1. Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции / С.Г. Инге-Вечтомов. – СПб: Изд-во Н-Л, 2010. – 539с.

  2. Рязанова Л.А. Летние практические занятия по генетике: практикум для студ. биол. фак. пед. ун-тов / Л.А. Рязанова − Челябинск: Изд.- во ЧГПУ, 2005. − 114 с.


Электронные ресурсы:

  1. ru.wikipedia.ord

  2. www.google.ru

  3. http: //www.edu.var.ru/

  4. http: //www.ya.ru/

  5. http://www.mediaterra.ru/project/biology/ - Базовые разделы биологии

  6. http://learnbiology.narod.ru/ - Изучаем биологию

  7. http://bioword.narod.ru/index5.htm - Биологический словарь

  8. http://www.chat.ru/~dronisimo/homepage1/anatom1.htm - Биология

Летняя практика

Тема. Организация и содержание генетического отдела АБС – 4часа

Цель занятия: познакомиться с планированием генетического участка и коллекцией растений, привлекаемых для иллюстрации закономерностей наследственности и изменчивости.

Задачи:

1. Обобщить сведения о биологии, агротехнике, истории введения в культуру всех растений генетического отдела.

2. Для каждого объекта определить перечень тем, где его следует использовать при изучении вопросов генетики.

Оборудование: дневники полевой практики, блокноты, ручки, карандаши, линейки, фломастеры.

План занятия:

1. Во время экскурсии на участок и рассказа преподавателя, студенты делают необходимые записи в блокнот.

2. Заполнение рисунка 1 «План генетического участка АБС» и таблицы 1 «Растения генетического отдела АБС» с использованием пособия Рязановой Л.А. «Летние практические занятия по генетике», 2005 г.

3. Проведение полевых работ на участке по прополке и подвязке растений.



Самостоятельная работа:

Найдите информацию о сортах тыкв, томатов, гороха, ячменя, цветочно-декоративных растений генетического участка. Используйте ресурсы сети Интернет. Оформите конспект в тетради для полевой практики.



Учебно-методическое обеспечение:

  1. Мыльников С.В. Генетические экскурсии на Белом море: Учебно-методическое пособие / С.В. Мыльников, Л.В. Барабанова и др. / Под. ред. С.А. Кожина. - СПб.: Издательство Н-Л, ООО, 2006. - 138с.

  2. Рязанова Л.А. Летние практические занятия по генетике: практикум для студ. биол. фак. пед. ун-тов. − Челябинск: Изд.-во ЧГПУ, 2005. − 114 с.

Электронные ресурсы:

  1. ru.wikipedia.ord

  2. http: //www.google.ru

  3. http: //www.edu.var.ru/

  4. http: //www.ya.ru/

  5. http://www.mediaterra.ru/project/biology/ - Базовые разделы биологии

  6. http://learnbiology.narod.ru/ - Изучаем биологию

  7. http://bioword.narod.ru/index5.htm - Биологический словарь

  8. http://www.chat.ru/~dronisimo/homepage1/anatom1.htm - Биология


Тема. Генетика гороха посевного и ячменя посевного – 2 часа

Цель занятия: познакомиться с коллекцией мутантных форм гороха и ячменя.

Задачи:

1. Дать понятие о генетической коллекции вида и её значении для решения теоретических (генетический анализ) и практических (селекция) задач.

2. Провести описание сортов и линий гороха посевного и ячменя с указанием мутантных аллелей, пользуясь коллекционным материалом.

3. Определить локализацию ряда мутантных генов на генетических картах хромосом гороха.

4. Решить задачи с использованием данных по частной генетике гороха посевного и ячменя посевного.

Оборудование (для 2-х человек): бинокуляр, 2 микроскопа, 2 ручные лупы, калькулятор, лоток, стаканчик с водой, пипетка, скальпель, 2 предметных стекла, 2 линейки, простые карандаши, 2 экземпляра генетических карт хромосом гороха, пророщенные семена гороха в чашках Петри, сорта и линии гороха в бумажных пакетах по 5 штук - “Роза”, “Виктория розовая”, “Чудо Америки”, линия с фиолетовым венчиком, сухие коллекции “Сорта гороха”, “Сорта ячменя”, пресс для засушивания растений, укомплектованный 50 “рубашками” и 25 “прокладками”.

План работы:

1. Проведение наблюдений на участке по проявлению различных мутаций у гороха и ячменя.

2. Работа с сухими коллекциями семян этих растений.

3. Выполнение лабораторной работы по определению особенностей крахмальных зерен у сортов с гладкими и морщинистыми семенами.

4. Изучение генетических карт хромосом гороха посевного.

Самостоятельная работа:

Задача 1

Существование пары генетических факторов, контролирующих признаки лущильного (с пергаментным слоем) и сахарного боба, установил Мендель в 1865 году. Вильморен в 1910 году, скрещивая два сорта без сильно выраженного пергаментного слоя на створках боба, получил в F1 боб с пергаментным слоем, а в F2 – расщепление 9 бобов с пергаментным слоем: 6 полусахарных: 1 сахарный. Введите символику и приведите схему этого скрещивания.



Задача 2

При скрещивании двух линий гороха с акациевидным и усатым листом получены гибриды с нормальными листьями. В F2 наблюдалось расщепление в отношении 9ч. нормальных: 3ч. акациевидных: 3ч. усатых: 1ч. с многократнонепарноперистым листом. Введите символику, принятую в частной генетике гороха посевного, и напишите схему скрещивания. Выпишите названия 4 сортов гороха генетического участка АБС, имеющих указанные в задаче типы листа.



Задача 3

Антоциановая пигментация может затрагивать вегетативные органы растений. Одной из наиболее пигментированных частей является пазуха прилистника. Чермак в 1912 году установил наличие гена Dсо, обусловливающего развитие одинарного антоцианового кольца в пазухе прилистника и действующего в присутствии основного фактора антоцианового пигмента – А. Позднее были установлены множественные аллели гена Dсо:

Dw – двойное кольцо пигментации;

Dma – антоциан в виде слабых пятен;

d – отсутствие антоцианового пятна в пазухе прилистника.

Порядок убывания доминантности в этой серии множественных аллелей таков: Dw > Dco > Dma > d. Какое расщепление следует ожидать при скрещивании гибридов: Dwd ´ Dco d; Dco Dma ´ Dmad? Как доказать, что кольцо в пазухе прилистника обусловлено действием отдельного гена – D, а не плейотропным действием гена А?



Задача 4

Какие гаметы может образовать растение ячменя из линии L N / l n K / k, если аллели l и n локализованы в хромосоме 1 и определяют плотный колос и голозерность, а аллель k находится в 4-й хромосоме и обуславливает отсутствие остей.



Учебно-методическое обеспечение:

  1. Жимулёв И.Ф. Общая и молекулярная генетика: учебное пособие для вузов / И.Ф. Жимулёв. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. − 479с.

  2. Рязанова Л.А. Задачник по генетике для самостоятельной работы: учебное пособие / Л.А.Рязанова. − Челябинск: Изд-во Челяб. гос.пед.ун-та, 2012.

  3. Рязанова Л.А. Летние практические занятия по генетике: практикум для студ. биол. фак. пед. ун-тов. − Челябинск: Изд.-во ЧГПУ, 2005. − 114 с.


Электронные ресурсы:

  1. ru.wikipedia.ord

  2. www.google.ru

  3. http: //www.edu.var.ru/

  4. http: //www.ya.ru/

  5. http://www.mediaterra.ru/project/biology/ - Базовые разделы биологии

  6. http://learnbiology.narod.ru/ - Изучаем биологию

  7. http://bioword.narod.ru/index5.htm - Биологический словарь

  8. http://www.chat.ru/~dronisimo/homepage1/anatom1.htm - Биология


Тема. Гибридизация на сортах гороха посевного – 2 часа

Цель занятия: познакомиться с гибридологическим методом при скрещивании на различных сортах и линиях гороха посевного.

Задачи:

1. Освоить технику скрещивания и провести анализ наследования признаков в ряду последовательных поколений (F1, F2).

2. Познакомиться с критериями подбора родительских форм для гибридизации.

Оборудование: пинцеты для гибридизации, флажки, этикетки из пергаментной бумаги, лупы.

План занятия:

1. Определение совместно с преподавателем исходных форм для скрещивания и внесение информации о них в таблицу.

2. Поиск подходящего материнского растения с двумя-тремя молодыми бутончиками, проведение кастрации и привязывание этикеток - “флажков”.

3. Проведение искусственного опыления пыльцой с отцовского сорта.

Работа выполняется по индивидуальным заданиям.

Задания для студентов:

Провести гибридизацию на сортах гороха посевного, проанализировать F1.





Виктория розовая × Виктория зеленая



Виктория розовая × Чудо Америки



Виктория розовая × Неистощимый мозговой



Неистощимый мозговой × Скороспелый мозговой



Роза × Виктория зеленая



Чудо Америки × Роза



Акация × Филби



Филби × Двойной мутант



Линия с фиолетовым венчиком × Виктория зеленая



Линия с хлорофильной недостаточностью × Чудо Америки



Оригинальный × Скороспелый мозговой



Коваль × Скороспелый мозговой


Учебно-методическое обеспечение:

  1. Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции / С.Г. Инге-Вечтомов. – СПб: Изд-во Н-Л, 2010. – 539с.

  2. Рязанова Л.А. Летние практические занятия по генетике: практикум для студ. биол. фак. пед. ун-тов. − Челябинск: Изд.-во ЧГПУ, 2005. − 114 с.


Электронные ресурсы:

  1. ru.wikipedia.ord

  2. www.google.ru

  3. http: //www.edu.var.ru/

  4. http: //www.ya.ru/

  5. http://www.mediaterra.ru/project/biology/ - Базовые разделы биологии

  6. http://learnbiology.narod.ru/ - Изучаем биологию

  7. http://bioword.narod.ru/index5.htm - Биологический словарь

  8. http://www.chat.ru/~dronisimo/homepage1/anatom1.htm - Биология


Тема. Осенняя сезонная практика – 11 часов

Сроки проведения: 2-10 сентября
Цель: сбор урожая для поддержания генетических коллекций растений, подготовка участка к осенне-зимнему периоду.

Задачи:

1. Сбор и закладка семян на хранение.

2. Изготовление коллекций и гербариев.

3. Сезонные работы на участке.



Оборудование: садово-огородный инвентарь, коллекции семян, тетради полевой практики.

План занятия:

1. Перекопка почвы, внесение органических удобрений, уборка ботвы.

2. Инвентаризация оборудования.

3. Заготовка почвы для посадки цветочно-декоративных культур.

4. Отчёты по индивидуально-исследовательской работе.
Самостоятельная работа:

Оформление работ, вынесенных на полевую практику в окончательном варианте. Подготовка к зачёту по учебной практике.



Учебно-методическое обеспечение:

  1. Жимулёв И.Ф. Общая и молекулярная генетика: учебное пособие для вузов / И.Ф. Жимулёв. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. − 479с.

  2. Рязанова Л.А. Летние практические занятия по генетике: практикум для студ. биол. фак. пед. ун-тов / Л.А. Рязанова − Челябинск: Изд.- во ЧГПУ, 2005. − 114 с.


Электронные ресурсы:

  1. ru.wikipedia.ord

  2. www.google.ru

  3. http: //www.edu.var.ru/

  4. http: //www.ya.ru/

  5. http://www.mediaterra.ru/project/biology/ - Базовые разделы биологии

  6. http://learnbiology.narod.ru/ - Изучаем биологию

  7. http://bioword.narod.ru/index5.htm - Биологический словарь

  8. http://www.chat.ru/~dronisimo/homepage1/anatom1.htm - Биология

3. ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ

Таблица 8



Отчётная документация по практике

№ п/п

Перечень отчетной документации

(форма предоставления отчета)



Требования к содержанию

Сроки отчета

1

2

3

4

1.

2.


Дневник практики

Презентация по темам практики




  • описание содержания практики по темам;

  • выполнение заданий, вынесенных на самостоятельную работу.




  • в презентации представляются объекты генетических опытов и наблюдений

Дневник и презентация должны быть представлены для проверки до 15. 09.


4. Фонд оценочных средств на ПРАКТИКЕ

Таблица


Паспорт фонда оценочных средств по практике

Код и формулировка компетенции

Планируемые результаты обучения при прохождении практики1

Оценочные средства контроля формирования компетенции

ПК-11


1

2

3

ПК-11

З.1.

У.1.


В.1.

Собеседование.

Фотоотчёт по практике.

Представление выполненных индивидуально коллекций растений по тематике практики.

Решение задач по темам практики.

Зачёт.


Таблица

Шкалы оценивания знаний, умений и способов владения ими на разных уровнях их усвоения



Уровни усвоения ЗУВ

Шкалы оценивания

порядка

наименования

отношения

интервалов

1

I

II

III

IV

V

распознание

запоминание

понимание

применение

владение


I:II:III:IV:V

1 : 3 : 5 : 7 : 9

I:II:III:IV:V

1 : 3 : 5 : 7 : 9

4:12:20: 28:36


2

I
II

III

IV

распознавание и запоминание

понимание

применение

владение


I : II : III : IV


1:3



: 5 : 7 : 9

I : II : III : IV


1:3



: 5 : 7 : 9
16 : 20 : 28 : 36

3

I

II

III

распознавание,

запоминание,

понимание

применение

владение


I: II: III


1:3:5



: 7 : 9


I: II: III


1:3:5



: 7 : 9
36 : 28 : 36

2.4.3. Требования к отбору заданий для промежуточной аттестации

2.4.3.1. Первая группа заданий (теоретического содержания) на проверку усвоения знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания.

2.4.3.2. Вторая группа заданий на проверку умения применять знания на основе алгоритмических предписаний (действия по алгоритму).

2.4.3.3. Третья группа заданий направлена на проверку умения применять знания в реальной профессиональной деятельности (производственная практика) и нестандартной ситуации (учебная практика).

Оценка уровня сформированности компетенций отражается в листе экспертной оценки результатов практики обучающегося. Пример данной карты представлен в Приложении 3.


2.4.4. Способы проверки и оценки заданий промежуточной аттестации и сформированности компетенции.

2.4.4.1. Определение коэффициента успешности (КУI, КУII, КУIII) выполнения заданий на основе метода поэлементного и пооперационного анализа:

Кy=n/m;

Где:


Кy – коэффициент успешности;

n – количество выполненных операций (заданий) обучающимся;

m – общее количество операций (заданий), которые должен выполнить обучающийся.

2.4.4.2. Определение коэффициента сформированности компетенции (ККОМ) по результатам выполнения разноуровневых заданий.

Успешность выполнения разноуровневых заданий с учетом весовых коэффициентов позволяет рассчитать коэффициент сформированности компетенции:

ККОМ=0,04*КУI+ 0,12*КУII + 0,20*КУIII + 0,28*КУIV + 0,36*КУV

Если в контроль включено четыре разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,16*КУI+ 0,20*КУII + 0,28*КУIII + 0,36*КУIV

Если в контроль включено три разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,36*КУI+ 0.28*КУII + 0.36*КУIII

Используя шкалу В.П. Беспалько, можно сделать вывод, что если у обучающегося коэффициент составляет 0,5–0,7, то он готов и способен демонстрировать компетенцию в своей профессиональной деятельности, в частности на педагогической практике.
2.4.5. Процедура оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности обучающихся

В соответствии с Положением об организации практик процесс организации практики делится на три этапа: подготовительный, основной и итоговый.



Текущий контроль осуществляется в основной и итоговый периоды практики.

В основной период практики студенты выполняют программу практики:

– во время учебных практик выполняют практические задания (манипуляции), решают ситуационные задачи (кейс-технологии), составляют технологические карты и пр.

На основе представленных студентами индивидуальных планов работы (расписания) групповые руководители и другие преподаватели кафедр проводят консультации и посещают студентов на местах практик. Руководители практики осуществляют контроль за своевременностью выполнения заданий, заполняя карту оценки сформированности компетенций обучающихся (по результатам наблюдения).

На заключительном этапе практик анализируются студенческие отчеты групповым и другими руководителями практики. На совещании руководителей и организаторов практики подводятся итоги текущего контроля (на основе анализа характеристик с мест прохождения практики, листа экспертной оценки результатов практики обучающегося и собственно отчетной документации студента (в соответствии с программой практики, см. Таблицу 8 «Отчетная документация по практике»)). На основании анализа отчетов и итогов текущего контроля определяются коэффициенты сформированности компетенций, измеряемых в рамках текущего контроля. Коэффициенты представляются в таблице (см. Таблицу 11).

Промежуточная аттестация осуществляется на основе результатов текущего контроля и отчета студентов на итоговой конференции по практике.

Форма проведения итоговой конференции по практике определяется руководителем практики. Обучающийся на итоговой конференции по практике представляет (защищает) отчет. Защита отчета может проходить в индивидуальной и групповой форме.

Таблица 11

Примерные критерии оценивания обучающихся по практике


Критерии

Отметка

продемонстрировал коэффициент сформированности компетенций от 0,7 до 1;

– выполнил в срок и на высоком уровне весь объем работы, требуемый программой практики;

– владеет теоретическими знаниями на высоком уровне;

– умеет правильно определять и эффективно осуществлять основную профессиональную задачу с учетом особенностей процесса (возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики работы организации);

– проявляет в работе самостоятельность, творческий подход, такт, педагогическую культуру


5

«отлично»



или

«зачтено»



продемонстрировал коэффициент сформированности компетенций от 0,6 до 0,69;

– выполнил в срок весь объем работы, требуемый программой практики;

– умеет определять профессиональные задачи и способы их решения;

– проявляет инициативу в работе, но при этом в отдельных случаях допускает незначительные ошибки;

– владеет теоретическими знаниями, но допускает неточности


4

«хорошо»


или

«зачтено»



продемонстрировал коэффициент сформированности компетенций от 0,5 до 0,59;

– выполнил весь объем работы, требуемый программой практики;

– не всегда демонстрирует умения применять теоретические знания различных отраслей науки на практике;

– допускает ошибки в планировании и проведении профессиональной деятельности;

– не проявляет инициативы при решении профессиональных задач


3

«удовлетворительно»



или

«зачтено»



продемонстрировал коэффициент сформированности компетенций ниже 0,5;

– не выполнил намеченный объем работы в соответствии с программой практики;

– обнаружил слабые теоретические знания, неумение их применять для реализации практических задач;

–не установил правильные взаимоотношения с коллегами и другими субъектами деятельности;

–продемонстрировал недостаточно высокий уровень общей и профессиональной культуры;

– проявил низкую активность

– не умеет анализировать результаты профессиональной деятельности;

– во время прохождения практики неоднократно проявлял недисциплинированность (не являлся на консультации к методистам; не предъявлял групповым руководителям планы работы на день, конспектов уроков и мероприятий);

– отсутствовал на базе практике без уважительной причины;

– нарушал этические нормы поведения и правила внутреннего распорядка организации;

– не сдал в установленные сроки отчетную документацию


2

«неудовлетворительно»



или

«не зачтено»




5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ

а) Основная литература


  1. Жимулёв И.Ф. Общая и молекулярная генетика: учебное пособие для вузов / И.Ф. Жимулёв. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. − 479с.

  2. Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции / С.Г. Инге-Вечтомов. – СПб: Изд-во Н-Л, 2010. – 539с.

3. Рязанова Л.А. Летние практические занятия по генетике: практикум для студ. биол. фак. пед. ун-тов. − Челябинск: Изд.-во ЧГПУ, 2005. − 114 с.

4. Жученко А.А. Генетика / А.А. Жученко, Ю.Л.Гужов, В.А. Пухальский и др. – М.: Колос, 2004.– 480с.



б) Дополнительная литература

  1. Генетика одомашненных животных / Под ред. К.В. Ватти. − СПб.: Изд-во Ломоносов, 2000. − 318с.

  2. Жученко А.А. Генетика / А.А. Жученко, Ю.Л.Гужов, В.А. Пухальский и др. – М.: Колос, 2004.

  1. Кряжева Н.Г., Чистякова Е.К., Захаров М.В. Анализ стабильности развития березы повислой в условиях химического загрязнения // Экология. 1996. № 6. С. 441–444.

  2. Лакин Г.Ф. Биометрия: учеб. пособие для биол. спец. вузов / Г.Ф. Лакин. – М.: Высш. шк., 1990. – 352 с.

  1. Латюшин В.В. Голуби Южного Урала: основы любительского голубеводства в школе: учеб.-мет. пособие / В.В. Латюшин, Л.А.Рязанова, Р.М. Салимов, А.И. Скрыльков. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2008. – 132 с.

  2. Лутова Л.А. и др. Генетика развития растений /под ред. чл.-кор. РАН С.Г. Инге-Вечтомова. – СПб: Наука, 2000. – 539с.

  3. Московкина Н.Н. Генетика и наследственные болезни собак и кошек / Н.Н. Московкина, М.Н. Сотская. − М.: ООО «Аквариум Принт», 2004. − 448 с.

  4. Мыльников С.В. Генетические экскурсии на Белом море: Учебно-методическое пособие / С.В. Мыльников, Л.В. Барабанова и др. / Под. ред. С.А. Кожина. - СПб.: Издательство Н-Л, ООО, 2006. - 138с.

  5. Рязанова Л.А. Гены и голуби / Л.А. Рязанова, Р.М. Салимов – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. – 106с.

  6. Рязанова Л.А. Задачник по генетике для самостоятельной работы: учебное пособие / Л.А.Рязанова.- Челябинск: Изд-во Челяб. гос.пед.ун-та, 2012.

в) Мультимедийное программное обеспечение

Презентации по темам полевой практики.



6. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  1. ru.wikipedia.ord

  2. www.google.ru

  3. http: //www.edu.var.ru/

  4. http: //www.ya.ru/

  5. http://www.mediaterra.ru/project/biology/ - Базовые разделы биологии

  6. http://learnbiology.narod.ru/ - Изучаем биологию

  7. http://bioword.narod.ru/index5.htm - Биологический словарь

  8. http://www.chat.ru/~dronisimo/homepage1/anatom1.htm - Биология

  9. www.golubevod.com


7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ,

НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ

1. Кабинет генетики на ест-тех факультете.

2. Кабинет генетики на АБС ЧГПУ.

3. Участок генетики на АБС ЧГПУ.

4. Инвентарная с оборудованием для проведения работ на участке.

5. Лабораторное оборудование для проведения гибридизации.

6. Основным материалом для постановки опытов и организации наблюдений служат коллекции гороха, ячменя, фасоли, гречихи, томатов, зеленных овощных и цветочно-декоративных культур. В генетическом анализе используются также дикорастущие виды растений, такие как клевер ползучий, берёза бородавчатая, горошек мышиный, тысячелистник обыкновенный, пырей ползучий и другие растения, произрастающие на АБС.

Приложение


ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ
РПП ______________________________________________________________

утверждена «___»________20___г.



Внесены изменения:



Содержание изменения

Дата и № протокола заседания кафедры

1.







2.







3.







4







5.







6.






7.







Каталог: %D0%A0%D0%9F%D0%9F
%D0%A0%D0%9F%D0%9F -> Рабочая программа профессионального модуля «проектирование цифровых устройств»
%D0%A0%D0%9F%D0%9F -> Энциклопедия авиации. Главный редактор: Г. П. Свищёв. Издательство: Москва, «Большая Российская Энциклопедия»
%D0%A0%D0%9F%D0%9F -> Зарубежный опыт на российской почве
%D0%A0%D0%9F%D0%9F -> Рабочая программа дисциплины общая экономическая и социальная география Направление: 44. 03. 05 Педагогическое образование
%D0%A0%D0%9F%D0%9F -> Отчет по индивидуальному заданию по учебной практике
%D0%A0%D0%9F%D0%9F -> Лекция 2 Раздел технология программирования. Основные понятия и подходы тема 1 Основные понятия и определения. Требования к программному изделию. Проблемы разработки сложных программных систем
%D0%A0%D0%9F%D0%9F -> Технология разработки программных продуктов
%D0%A0%D0%9F%D0%9F -> Рабочая программа дисциплины Автоматизированные системы управления предприятием Направление подготовки
%D0%A0%D0%9F%D0%9F -> Ежегодная краевая конференция предпринимателей 28. 11. 2014 Круглые столы
%D0%A0%D0%9F%D0%9F -> Рабочая программа дисциплины система менеджмента качества в образовании направление: 44. 04. 01 Педагогическое образование


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал