Рабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б классов, основное общее образование



Скачать 144.52 Kb.
Дата26.10.2016
Размер144.52 Kb.
ТипРабочая учебная программа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение


«Согласовано»

Зам. директора по УВР

__________(______________)

«_____»___________20 г.


средняя общеобразовательная школа № 1 г.Павлово


Рассмотрено на МО учителей

___________________________

Протокол № ____от

«_____»_____________20 г.

Руководитель МО

___________(Ногтева Г.Н.)




«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 1

____________Бородин М.Ю.

«_____»___________20 г.


Рабочая учебная программа

по историческому краеведению

для 7 А, Б классов, основное общее образование

Год разработки 2014

Составлена на основе

авторской программы «Историческое краеведение. 7-9 классы»

Г. Б. Гречухина, - Нижний Новгород, 2011.

Программу составила

учитель истории

Ногтева Г.Н.

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного курса историческое краеведение для 7 класса составлена на основе авторской программы Г. Б. Гречухина «Историческое краеведение. 7-9 классы»; Нижний Новгород, 2011.



Основные цели курса:

Воспитать гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.



Основные задачи курса:

Образовательные:

  1. Формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;

  2. Ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Нижнего Новгорода как опорного края России.

Воспитательные:

  1. Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

  2. Формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;

  3. Укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;

  4. Изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;

  5. Общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры.

Развивающие:

  1. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

  2. Стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;

  3. Стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы.

В авторскую программу изменений внесено не было.

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю, в том числе 2 часа резерв учителя, 4 часа на итоговое повторение.



В связи с тем, что на историческое краеведение отводится только один час в неделю, при организации учебного процесса используются различные формы урока: урок изучения нового материала, комбинированный урок, урок –семинар, урок – практикум, лабораторное занятие по учебному пособию и документу. Это позволит учащимся применять полученные знания и умения на практике и будет способствовать формированию метапредметных УУД. Контроль знаний будет осуществляться в разных формах каждый урок: устной, письменной, тестирование. Дополнительные формы контроля – сообщение для учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса ученик должен

Знать:

  1. Основные этапы и ключевые события истории родного края с древности до конца XVIII века; исторических деятелей края;

  2. Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края;

  3. Основные источники информации по истории края;

  4. Особенности местоположения Нижнего Новгорода;

  5. Историю возникновения народных ремесел, основные этапы развития истории архитектуры и художественного развития Нижегородского края;

  6. Смысл изученных исторических понятий и терминов

Уметь:

  1. Показывать на карте границу области, города, района, крупные сельские населенные пункты и другие географические объекты, места значительных исторических событий;

  2. Рассказывать о важнейших событиях истории края и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, имен, терминов;

  3. Воспринимать и анализировать текст исторического источника;

  4. Выражать свое отношение к прочитанному;

  5. Строить устные и письменные высказывания;

  6. Участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  7. Давать описание событий истории края и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов;

  8. Соотносить и сравнивать общие исторические процессы, даты и факты по истории края;

  9. Определять особенности условий жизни, работы и быта человека на территории области;

  10. Учитывать природные и исторические предпосылки развития хозяйства;

  11. Определять последовательность и длительность важнейших событий истории родного края;

  12. Группировать их по заданному признаку; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры края.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. Понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  2. Поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, интернет).

Календарно-тематическое планирование

№№ урока


Тема урока



Кол. часов

В том числе:

Плановые сроки прохождения.

Корректировка



Лабор.практ. работы

Контр.работы



7 А

7 Б




Наш край в древности. Первые сведения из истории края.

4













1

Археологическое прошлое Нижегородского края.

1







06.09.14

06.09.14

2

Городец на Волге – древнейший русский город Нижегородского края.

1







13.09.14

13.09.14

3

Основание Нижнего Новгорода.

1







20.09.14

20.09.14

4

У истоков Нижегородского Поволжья.

1








27.09.14

27.09.14




Великое Нижегородско-Суздальское княжество (1341 – 1392 гг.).

2













5

Соперничество Москвы и Твери за Владимирский великий стол.

1







04.10.14

04.10.14

6

Основные периоды истории Великого княжества Нижегородского.

1







11.10.14

11.10.14




Наш край в составе Московского государства.

4













7

Нижегородский край в XV веке: пора утрат и начало возрождения

1






18.10.14

18.10.14

8

XVI век: под стягами Москвы.

1







25.10.14

25.10.14

9

Н.Новгород в системе обороны Русского централизованного государства.

1







01.11.14

01.11.14

10

Нижегородский край в эпоху Ивана IV Грозного.

1







15.11.14

15.11.14




Нижегородский край в XVII веке.


10




2







11

Смута и Нижегородский край.

1







22.11.14

22.11.14

12

Великое дело К. Минина и Д. Пожарского.

1







29.11.14

29.11.14

13

Социально-экономическое и культурное развитие Нижегородского Поволжья в «бунташном» XVII веке.

1







06.12.14

06.12.14

14

Города и посады Нижегородского Поволжья. Нижний Новгород в XVII веке.

1







13.12.14

13.12.14

15

Промышленная Балахна.

1







20.12.14

20.12.14

16

Арзамас в XVII веке.

1







27.12.14

27.12.14

17

Макарьевская ярмарка.

1







17.01.15

17.01.15

18

Раскол в Русской православной церкви.

1







24.01.15

24.01.15

19-20

Повторительно-обобщающие уроки

2




2

31.01.15 07.02.15

31.01.15 07.02.15




Нижний Новгород и Нижегородская губерния в эпоху реформ Петра I и преобразований Екатерины II (XVIII век).

8




2







21

Рождение губернии Нижегородской.

1







14.02.15

14.02.15

22

Петр I в Нижнем Новгороде.

1







21.02.15

21.02.15

23

Питирим и нижегородское старообрядчество.

1







28.02.15

28.02.15

24

Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева в Нижегородской губернии (1773 – 1774 гг.).

1







07.03.15

07.03.15

25

Нижегородское наместничество 1779 – 1796 гг.

1







14.03.15

14.03.15

26

Социально-экономическое развитие Нижегородского наместничества.

1







21.03.15

21.03.15

27

Города, промышленность, ремесла, торговля. Расширение сети городов в Нижегородском Поволжье.

1







04.04.15

04.04.15

28

Формирование Приокского горного округа – «Малого Урала». Промышленники Баташевы.

1







11.04.15

11.04.15

29-30

Нижегородская наука, образование и культура в эпоху «просвещенного абсолютизма».

2





18.04.15

25.04.15


18.04.15

25.04.15


31-32

Повторительно-обобщающие уроки

2







02,16.05.

02,16.05.

33-34

Резерв

2




2

23,30.05

23,30.05

Содержание учебного курса

История Нижегородского края с древности до конца XVIII века.

Раздел 1.Наш край в древности. Первые сведения из истории края. Археологические часы. Каменный, бронзовый и железный века. Сейминская загадка. Археология. Археологический памятник. Археологическая культура.

Древнейший город нашего края – Городец Радилов. Нижегородские находки. Реальное (письменные источники, археологические данные) и легендарное («Сказание о невидимом граде Китеже») в истории Городца.

Русское летописание об основании Нижнего Новгорода. Легенды и предания. П. Мельников о старом городке. «Нижегородский летописец». Спорные проблемы основания Нижнего Новгорода. Роль и место Нижнего Новгорода в системе городов Северо-Восточной Руси.

Великий князь Владимирский Юрий Всеволодович и его племянник Василько Константинович князь Ростовский. Битва на реке Сити. Александр Невский и наш край.



Раздел 2. Великое Нижегородско-Суздальское княжество (1341 – 1392 гг.). Основные периоды в истории княжества. Великие Нижегородско-Суздальские князья Константин Васильевич, Андрей Константинович, Дмитрий Константинович; их биографии.

Сергий Радонежский. Арапша и Пьянское побоище. Возрождение и упадок княжества 1377 – 1392 гг. «Нижегородский летописец». Достижения культуры в XIV веке. Древнейшая Лаврентьевская летопись (1377 г.), ее авторы – монах Лаврентий с сотоварищами. Философ Павел Высокий.

Подвижники и монастыри Нижнего Новгорода. Биографии Макария Унженского и Желтоводский чудотворец. Дионисий – основатель Печерского монастыря. Печерский монастырь.

Раздел 3. Наш край в составе Московского государства. Немногочисленные источники по истории нижегородчины XV века. Основание Макарьев-Желтоводского монастыря. Основание казанского ханства и разрушение монастыря. Нижний Новгород – форпост борьбы с Казанским ханством. Нижегородский край в контексте истории России XV века. События 1505 года и отражение их в документах и легендах. Нижегородский герб.

Нижегородский край в эпоху Ивана Грозного – первая половина XVI века. Укрепление государства Российского. Нижний Новгород и походы на Казань. Нижегородские предания и легенды о походах Ивана Грозного. Путь рати Ивана Грозного на территории Нижегородского края.

Строительство Нижегородского кремля. Особенности нижегородского каменного кремля. А. И. Кирьянов об истории Кремля. Современное состояние башен и перспективы реконструкции. Экскурсия по Нижегородскому кремлю. Дмитриевская башня.

Раздел 4.Нижегородский край в XVII веке. Нижний Новгород в XVII веке. Смута и Нижний Новгород. Нижегородское ополчение. Патриоты земли русской: К. Минин и Д. Пожарский.

Нижний Новгород после Смуты. Управление городом и уездом. Ремесленное производство. Нижний Новгород и новые тенденции хозяйственной жизни XVII века. Нижегородцы в восстании Степана Разина.

Промышленная Балахна. Занятия жителей: соляной промысел, кирпичное производство. Балахнинское усолье как производство мануфактурного типа. Мануфактура, мануфактурное производство.

Арзамас в XVII веке. Хозяйственная жизнь города и его участие в крестьянском движении С. Разина.

Архитектурное зодчество XVII века.

Макарьевская ярмарка От ярмарки Макарьевской до Нижегородской. Нижегородское купечество. Поддержка Романовых. Самая крупная ярмарка в России.

Раскол в русской церкви. Никон и Аввакум. Раскол. Старообрядцы. Заволжские скиты. «Никон – Аввакум». Идейная борьба «никониан» и «ревнителей древнего благочестия».

Раздел 5. Нижний Новгород и Нижегородская губерния в эпоху реформ Петра I и преобразований Екатерины II (XVIII век). Нижний Новгород в эпоху Петра I. Город в эпоху петровских преобразований. Рождение губернии. Государственное устройство при Петре I.

Питирим и нижегородское старообрядчество. Нижегородский край – центр старообрядчества. Основные течения старообрядцев.

Город в эпоху Екатерины II. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева в Нижегородской губернии (1773 – 1774 гг.). Ее особенности на территории края.

Нижегородское наместничество 1779 – 1796 гг. Социально-экономическое развитие нижегородского наместничества. Города, промышленность, ремесла, торговля. Расширение сети городов в Нижегородском Поволжье. Нижегородские гербы. Локальная история городов и сел Екатерининской эпохи.

Формирование Приокского горного округа – «Малого Урала». Промышленники Баташевы. Салиос «Владимирские мономахи».

Нижегородская наука, образование и культура в эпоху «просвещенного абсолютизма». Великие люди земли Нижегородской: Антип Константинов, Г. Д. Строганов, Афанасий Олисов, Д. С. Руднев-Дамаскин, Я. А. Ананьев, И. П. Кулибин, Я.В. Орлов.







Формы и средства контроля.





  • устные ответы по конспектам;

  • письменные самостоятельные работы;

  • самостоятельная работа с историческим документом или историческим текстом;

  • презентации и проектные работы по теме;

  • ведение тетради.



Перечень учебно-методических средств обучения

Литература основная.

  1. Гречухин Г. Б. Программа «Историческое краеведение. 7-9 классы» для общеобразовательных школ, - Н. Новгород, 2011.

  2. Филатов Н. Ф. Нижегородский край: факты, события, люди, - Н. Новгород: НГЦ, 1994.

  3. Филатов Н.Ф. Нижегородский край в русском летописании. – Н.Новгород, 2003

  4. Филатов Н.Ф. Подвиг во имя России. Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. – Н.Новгород. 1996

  5. Наш край. Книга для учащихся школ, гимназий и лицеев, Н. Новгород: «Книги», 2008.

Литература дополнительная

  1. Кузнецов Е. В., Гудков Б. И., Ниякий В. В. Нижегородский край в документах, цифрах, рассказах, мнениях. Хрестоматия. – Н. Новгород: ТПП «ГИУС», 1992.

  2. Нижегородский край. Интегрированный учебный курс для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. Конспекты уроков, - Н. Новгород: НИРО, 2008.

  3. Нижегородский край. Интегрированный учебный курс для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. Контрольно-измерительные материалы, - Н. Новгород: НИРО, 2008.

  4. Тюрина А. И., Федоров В. Д., Чемоданов Л. А. История Горьковской области. Учебное пособие, - Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1989.

  5. Агафонов С. Л. Нижегородский Кремль, - Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1976.






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал