Разработан Минэкономразвития РФ



страница1/35
Дата28.10.2016
Размер6.57 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35
Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года
(разработан Минэкономразвития РФ)


ГАРАНТ:

См. Правила разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития РФ на долгосрочный период, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2015 г. N 1218

Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года является одним из основных документов системы стратегического планирования развития Российской Федерации. Он определяет направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в долгосрочной перспективе и содержит обоснование внутренних и внешних условий достижения целевых показателей, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Долгосрочный прогноз формирует единую платформу для разработки долгосрочных стратегий, целевых программ, а также прогнозных и плановых документов среднесрочного характера.

Исходными для разработки долгосрочного прогноза являются основные положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596-606 и другие документы долгосрочного характера.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года базируется на сценарных условиях прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, а также подготовленных на их основе прогнозных материалах федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
1. Итоги социально-экономического развития Российской Федерации в 2001 - 2012 годах
Экономическое развитие России в 2001 - 2012 годах в целом характеризовалось ростом со среднегодовыми темпами 5,1%, однако было крайне неравномерным. Условно можно выделить следующие три периода:

1. Период 2001 - 2008 годов - подъем экономики после завершения трансформационного кризиса и восстановления после валютного и бюджетного кризиса 1998 года. В этот период среднегодовой темп роста ВВП составил 6,6%, что позволило к 2006 году по размеру экономики достичь уровня 1991 года, а к концу периода на 18% превысить его. Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура позволила достичь значительного положительного сальдо платежного баланса, накопить валютные резервы. Система государственных финансов в кратчайшие сроки перешла от дефицитов, неплатежеспособности, зависимости от зарубежных кредитов и огромного государственного долга к профициту, значительным объемам резервных фондов, одному из самых низких уровней государственного долга в мире.

Последствия кризиса 1998 года, связанные с обесценением внутреннего государственного долга и относительным снижением стоимости основных факторов производства, обеспечили начальный импульс экономическому росту в рассматриваемый период. В дальнейшем экономический рост был поддержан ростом цен на нефть, газ и другие сырьевые товары, а также активным проведением структурных реформ и стабилизацией финансовых и экономических институтов.

Существенный импульс экономическому росту обеспечили чрезвычайно благоприятные внешние условия. Мировая экономика после замедления в 2001 году демонстрировала очень динамичное развитие практически во всех регионах. Высокий уровень глобальной ликвидности обеспечивал низкую стоимость кредита, переток капитала на развивающиеся рынки и рост цен на сырьевые товары. Цена на нефть за рассматриваемый период выросла с 23 долларов США за баррель в 2001 году до более 130 долларов США в середине 2008 года. Это привело к значительному укреплению позиций платежного баланса и государственного бюджета России. Профицит счета текущих операций в среднем за период составлял около 9% ВВП. Хронический нетто-отток капитала из частного сектора экономики, наблюдаемый с начала нового российского периода иссяк к 2005 году, а с 2006 года образовался существенный приток средств в частый сектор экономики. Эти тенденции привели к устойчивому укреплению курса рубля, который в реальном (эффективном) выражении к середине 2008 года стоил в 1,5 раза дороже, чем в начале 2001 года. Денежная политика в этот период в основном определялась политикой по сдерживанию динамики укрепления национальной валюты. Международные валютные резервы увеличились с 28 млрд. долларов США в начале 2001 года почти до 600 млрд. долларов США к середине 2008 года. Это являлось одним из основных источников увеличения денежной массы, которая в среднем росла более чем на 40% в год. Высокий уровень ликвидности и очень низкая база обеспечили существенный рост кредитования нефинансовых предприятий и населения. Объем требований к населению за период с 1 января 2001 г. по 1 сентября 2008 г. увеличился почти в 90 раз, требований к нефинансовым организациям - в 12 раз.

Постоянно растущие доходы от экспорта позволили существенно улучшить сбалансированность государственных финансов. Профицит федерального бюджета в период 2001 - 2008 гг. в среднем составлял около 4% ВВП. Это позволило быстро снизить объем государственного долга (с 143% ВВП в 1998 году до 6,5% в конце 2008 года) и сформировать бюджетные сбережения. В 2004 году был создан Государственный стабилизационный фонд России, который в конце 2007 года был преобразован в Фонд национального благосостояния и Резервный фонд. В совокупности эти фонды в 2008 году составляли 16% ВВП. 

Высокие доходы от экспорта и рост доступа к кредиту успешно трансформировались в рост внутреннего спроса. Среднегодовой прирост инвестиций в период 2001 - 2008 гг. составил более 12%, что позволило модернизировать часть отечественных производств. Наиболее быстрыми темпами росло производство в отраслях неторгуемого сектора (строительство, торговля, услуги). В то же время быстрое укрепление курса рубля существенно снижало потенциал развития производств, конкурирующих с импортом. Промышленное производство росло медленнее, чем ВВП - в среднем на 5,2% в год. Рост отмечался в традиционных промышленных видах деятельности, прежде всего в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производстве резиновых и пластмассовых изделий, производстве транспортных средств и оборудования, производстве продовольственных товаров. 

Рост потребительского спроса приблизительно соответствовал росту инвестиций. Высокие темпы потребления обеспечивались ростом доходов населения и снижением бедности. Среднегодовой темп прироста реальной заработной платы в 2001 - 2008 гг. составил 14%, реальных располагаемых доходов - более 10%. Начиная с 2005 года рост спроса населения существенно поддерживался потребительским кредитованием. В то же время на потребительском рынке сохранялась относительно высокая инфляция, которая на большей части рассматриваемого периода составляла двухзначные значения.

Таким образом, в период 2001 - 2008 гг. Россия сделала впечатляющий рывок практически по всем направлениям социально-экономического развития. При этом удалось выстроить в целом работоспособную систему институтов рыночной экономики, включающую налоговое и бюджетное законодательство, регулирование вопросов собственности (в том числе интеллектуальной), корпоративных, земельных и трудовых отношений.

2. Период 2009 - 2011 годов - период мирового кризиса второй половины 2008 - 2009 годов и посткризисного восстановления экономики, завершившегося к концу 2011 года. 

Во время мирового экономического кризиса российская экономика продемонстрировала наибольшую степень цикличности среди экономик большой двадцатки. К середине 2009 года ВВП сократился на 11% по сравнению с пиком, достигнутым в середине 2008 года, благодаря падению инвестиционного спроса более чем на 20% и резкому сокращению инвестирования в запасы. Такое резкое изменение экономической динамики подтвердило сохраняющуюся зависимость роста от резких колебаний цены на нефть, которая снизилась с более 130 долларов США за баррель в середине 2008 года до менее 40 долларов США за баррель к концу года. Снижение экспортных доходов привело к немедленному пересмотру инвестиционных планов, а возобновившийся отток капитала и ужесточившийся доступ к кредиту значительно усилили экономическое падение.

Кризисный период характеризовался значительным ужесточением денежных условий, несмотря на активную политику Банка России по расширению возможностей предоставления ликвидности банкам. Годовой рост денежного агрегата М2 стал отрицательным к началу 2009 года. С некоторым лагом стало сокращаться и кредитование: кредитный портфель нефинансовым организациям и населению за 2009 год сократился на 2,5% (в том числе населению - на 11% при отсутствии изменений в кредитовании нефинансовых организаций). 

В условиях прогрессировавшего мирового финансового кризиса практически прекратился доступ к финансовым ресурсам на внешних рынках. Напротив, инвесторы массированно изымали средства с развивающихся рынков. С августа 2008 по март 2009 года чистый отток капитала из России превысил 200 млрд. долларов США. Для сохранения устойчивости обменного курса Банк России потратил за этот период около 170 млрд. долларов США, что позволило адаптироваться к изменению курса как банкам и предприятиям, имеющим существенную негативную валютную позицию, так и населению. Значительно сократился негосударственный внешний долг: с 505 млрд. долларов США по состоянию на 1 октября 2008 г. до 416 млрд. долларов США. Реальный эффективный курс рубля за период острой фазы кризиса ослаб на 15 процентов.

Экономический спад в России приостановился к середине 2009 года благодаря и улучшению конъюнктуры на мировых рынках сырья и топлива. Рост цен на нефть возобновился во II квартале 2009 года, начал также восстанавливаться спрос на российскую сырьевую продукцию на внешних рынках. Другим важным фактором прекращения спада стала успешная реализация Правительственной антикризисной программы. В отличие от кризиса 1998 года удалось избежать значительного падения доходов населения. Увеличение государственных социальных расходов, в том числе значительное увеличение пенсий, позволило достаточно быстро возобновить положительную динамику реальных располагаемых доходов. Сохранялась относительная устойчивость на рынке труда, несмотря на существенное падение ВВП, всплеск безработицы был ниже, чем во многих развитых странах. 

Период 2009 - 2010 гг. характеризовался отказом от принятых перед кризисом бюджетных правил и образованием дефицита федерального бюджета (6% ВВП в 2009 году и 4% ВВП в 2010 году), вызванного как снижением доходов бюджета, так и общим увеличением расходов, связанным с реализацией антикризисного плана. Финансирование дефицита большей частью опиралось на использование государственных сбережений. В указанный период было потрачено более половины всех средств нефтегазовых фондов - около 8,3% ВВП. 

Восстановление экономического роста началось с возобновления положительного роста выпуска промышленного производства, а к концу 2009 года восстановление экономики значительно ускорилось в результате быстрого роста строительства и сельского хозяйства. К концу 2011 года практически все макроэкономические показатели, кроме инвестиций и объемов строительных работ, достигли или превысили максимальные предкризисные значения. 

Восстановление высоких цен на нефть привело к исчерпанию дефицита федерального бюджета и возобновлению укрепления курса рубля. Восстановилась кредитная активность, основным источником которой стали операции по рефинансированию Центрального Банка. Возобновился рост денежного предложения. С облегчением доступа на мировые рынки капитала стал расти частный внешний долг. В то же время возможности внешних займов были ограничены доступом к ним только части ключевых компаний сырьевого сектора. В целом чистый отток капитала сохранялся на большей части посткризисного периода, который поддерживался высокими доходами экспортно-ориентированного сектора. Другим отличием от предкризисного периода стал более сбалансированный рост заработной платы, который в целом соответствовал росту производительности труда. 

За период 2009 - 2011 гг. несколько изменилась структура экономики, при этом качественных, радикальных структурных сдвигов в этот период не произошло. Со стороны спроса повысился вес потребления домашних хозяйств при снижении доли валового накопления основного капитала. Со стороны производства повысилась доля услуг, в которых преобладает бюджетный сектор (государственное управление, здравоохранение, образование) за счет снижения веса обрабатывающих производств, а также торговли. 

3. В 2012 году российская экономика перешла к новой фазе роста, характеризующейся замедлением как инвестиционного, так и потребительского спроса, на фоне ослабления внешнего спроса.


Одним из ключевых факторов посткризисного роста в 2010 - 2011 годах стало восстановление спроса на производственные и товарные запасы. По мере выхода на предкризисные объемы производства действие этого фактора к 2012 году оказалось полностью исчерпано. Одновременно 2012 год характеризовался усилением негативных тенденций в мировой экономике и достаточно неблагоприятными погодными условиями, которые привели к потере части урожая и росту цен на продовольствие. Динамика большинства экономических показателей начала замедляться со второй половины 2012 года. Существенно замедлились развитие промышленного производства, рост инвестиций, строительства, а также розничного товарооборота, что привело, по оценке Минэкономразвития России, к замедлению общеэкономической динамики до 3,5% против 4,3% в 2011 году. 

Одними из "новых" факторов роста в 2012 году, которые обеспечили относительно уверенный рост потребительских расходов, стали ускорение снижения нормы сбережения домашних хозяйств и рост заработной платы, прежде всего в бюджетном секторе. Рост реальной заработной платы ускорился с 2,8% в 2011 году до 7,8% в 2012 году в основном благодаря существенному повышению оплаты труда военнослужащих, а также работников секторов образования и здравоохранения. Норма сбережения снизилась со среднего уровня 12% в 2011 году менее чем до 9% во второй половине 2012 года. Это во многом было связано со значительным ускорением темпов кредитования населения, которое составило на конец года почти 40%. При этом в 2012 году возобновилось ужесточение денежной политики. В сентябре Банк России повысил процентную ставку, а динамика агрегата М2 снизилась с 22% в начале года до 12% в конце. Это предопределило быстрое замедления роста кредита нефинансовым организациям, который замедлился до 13%. Повышение стоимости кредитования начало негативно влиять на динамику инвестиций во второй половине года.

Другим "новым" фактором 2012 года стало резкое замедление темпов роста импорта и большая ориентация внутреннего спроса на отечественную продукцию. Рост импорта замедлился до 5,3% против 20-28% в 2010 - 2011 годах, несмотря на снижение части импортных пошлин. Во многом это замедление было связано не только со снижением роста внутреннего спроса с 9,1% в 2011 году до 4,8%, но и со значительным изменением структуры роста спроса в пользу менее ориентированного на импорт потребительского спроса за счет сокращения спроса на запасы. 



Таким образом, 2012 год в целом характеризовался переходом к новой более низкой траектории экономического роста даже на фоне сохранения высоких экспортных доходов и стимулирующей бюджетной политики - факторов, которые могут быть исчерпаны в ближайший период. 
Основные показатели социально-экономического развития России в 2001 - 2012 годах


(рост в % в среднем за год)

 

2001 - 2008

2009 - 2011

2012

2001 - 2012

ВВП

106,6

100,2

103,5*

104,7

Индекс потребительских цен, на конец года

112,8

107,9

106,6

111,0

Индекс промышленного производства**

105,2

100,9

102,6

103,9

Индекс производства продукции сельского хозяйства

103,5

103,4

95,3

102,8

Инвестиции в основной капитал

112,3

98,9

106,7

108,3

Реальные располагаемые денежные доходы

110,6

103,1

104,2

108,2

Реальная начисленная среднемесячная заработная плата

114,0

101,4

107,8

110,2

Оборот розничной торговли

112,4

102,6

105,9

109,3

Объем платных услуг населению

105,8

100,6

103,5

104,3

Экспорт товаров

120,7

103,4

101,7*

114,5

Импорт товаров

126,4

103,5

103,6*

118,2

Счет текущих операций, в % к ВВП

8,8

4,7

4,2

7,4

Денежная масса в национальном определении

(агрегат М2)



136,3

123,7

111,9

131,1

Дефицит федерального бюджета

4,4

-3,0

0,0

2,1


Динамика государственного долга


(% к ВВП, на конец периода)




2000 г.

2008 г.

2011 г.

2012 г.

Государственный долг Российской Федерации

62,9

6,5

9,6

10,4***

Совокупный объем нефтегазовых фондов

0,0

16,0

6,5

7,3*

Чистый государственный долг

62,9

-9,5

3,1

3,1

_____________________________

* Оценка Минэкономразвития России.

** Агрегированный индекс производства по видам деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды". С учетом поправки на неформальную деятельность. Данные за 2000 и 2001 гг. - расчетные.

*** Оценка Минфина России
2. Условия развития экономики в долгосрочной перспективе
2.1. Мировая экономика: консервативный рост
В долгосрочной перспективе рост мировой экономики будет определяться темпами научно-технического прогресса, возможностями использования капитальных и человеческих ресурсов. 

В развитых странах в условиях демографических и экологических ограничений рост экономики будет опираться на рост производительности труда под влиянием научно-технического прогресса. Усиление глобализации будет способствовать возможностям догоняющего роста в развивающихся странах, расширяя доступ к достижениям мирового технологического развития путем улучшения восприимчивости к передовым технологическим достижениям и предпринимательского климата. 

Основной вариант прогноза мировой экономики исходит из достаточно позитивных условий роста населения и производительности труда, а также возможностей мягкого разрешения долгового кризиса в ключевых странах в среднесрочный период. 

Основными характеристиками мирового развития станут:

- тенденция восстановления сбалансированности экономик и поддержание относительно высоких темпов технологического прогресса и роста производительности труда;

- увеличение продолжительности жизни в пенсионном возрасте в соответствии с прогнозами ожидаемой продолжительности жизни для сохранения достигнутого уровня производительной активности населения;

- снижение объемов бюджетных дефицитов США и стран Западной Европы до уровней, обеспечивающих возможность рыночного обслуживания государственного долга, сбалансированного по внешним и внутренним источникам уровня сбережений;

- уменьшение дисбалансов международной торговли и платежей, более быстрая динамика потребления в странах с высоким уровнем сбережений, сокращение уровня избыточных трудовых ресурсов развивающихся стран;

- распространение современных технологий и стандартов потребления в развивающихся странах и превращение группы ведущих развивающихся стран в лидеры мирового экономического роста;

- развитие глобальных коммуникаций и экспансия относительно молодых рынков в Азии, Африке и Латинской Америке;

- трансформация мировой валютно-кредитной системы и приведение ее в соответствие с изменяющимся соотношением уровней и динамики экономического развития отдельных стран и регионов, появление новых мировых резервных валют.

Базовый - основной сценарий прогноза является относительно благоприятным. Динамика мирового ВВП в 2013 - 2030 гг. оценивается на уровне 3,5%, что ниже среднего роста в 2001 - 2008 гг. (около 4%), но примерно соответствует среднему темпу роста в период 1980 - 2010 годов. В то же время нарастание демографических, природных ограничений, а также повышение требований к финансовой сбалансированности будет препятствовать возвращению мировой экономики на высокие докризисные темпы роста в 4% и более в год. В среднесрочный период сценарий предполагает постепенные структурные реформы и оптимальные темпы фискальной консолидации, не подрывающие возможности роста. Среднегодовой глобальный рост в период до 2020 года составит 3,7%. Динамика развивающихся стран будет опережать динамику развитых, однако этот разрыв будет сокращаться. К концу второго десятилетия глобальный экономический рост замедлится до 3-3,2%, что будет связано с:

- сокращением численности трудоспособного населения в ведущих развитых странах и замедление темпов роста трудовых ресурсов в развивающихся государствах;

- постепенным снижением роста производительности в быстрорастущих азиатских странах по мере сокращения разрыва со странами - лидерами;

- замедлением темпов роста производительности труда вследствие снижения темпов накопления основного капитала, ограничения финансирования фронта фундаментальных исследований и опытно-конструкторских разработок;

- усилением экологических ограничений, связанных с ростом затрат на обеспечение сохранения приемлемой среды обитания и экологических стандартов производства и потребления не только в развитых, но и в развивающихся странах. 

Замедление темпов будет происходить на фоне трансформации сложившихся тенденций глобализации, смещения акцента с либерализации финансовых рынков к более свободному обмену технологиями и человеческим капиталом, переориентации ранее доминировавших в мировой экономике направлений движения капитала и других факторов производства, перестройки системы мировых валютно-кредитных отношений, формирования и укрепления новых региональных центров глобальных интеграционных процессов. 

Динамика мировой торговли предполагает постепенное сокращение существующих дисбалансов. В американской экономике посткризисное восстановление будет опираться на рост инвестиций и увеличение нормы сбережений, потребление, напротив, будет расти в азиатских странах и прежде всего в Китае. Отсутствие роста мировых цен на сырьевые товары сократит торговый профицит в странах-экспортерах сырья. Растущая географическая диверсификация отраслевых и межотраслевых цепочек добавленной стоимости создает условия для ускоренного развития процессов прямого иностранного инвестирования. При этом будет наблюдаться дальнейшее повышение доли прямых инвестиций, направляемых в сектор услуг. Развитие транснациональных компаний, имеющих производственную базу в развивающихся странах, в ближайшее десятилетие станет одной из ведущих стратегий встраивания этих стран в мировую экономику и будет способствовать увеличению экспорта капитала из них в развитые и другие развивающиеся страны. В то же время развитые страны будут оставаться нетто-донорами прямых иностранных инвестиций. Более низкие трудовые и энергетические издержки во многих развивающихся регионах будут способствовать перемещению из развитого мира трудоемких и энергоемких производств, а также выходу стран на траекторию потенциального роста. 

В долгосрочной перспективе повышается роль демографического барьера роста. Проблема изменения возрастного состава населения в пользу более пожилых возрастов и соответственно роста коэффициента демографической нагрузки будет актуальна для большинства стран, но наиболее остро ситуация сложится в Японии и странах Евросоюза. Это будет сильно сдерживать возможности экономического развития, несмотря на меры по увеличению активного возраста населения, особенно в условиях проведения политики ограничения миграции.

Другим ограничением экономического роста в развитых странах в среднесрочной перспективе будет являться необходимость консолидации (снижения) бюджетных расходов для преодоления долгового кризиса и сокращения бюджетных дефицитов в развитых экономиках. Ограничение бюджетных расходов будет проходить на фоне сохранения определенных стимулов предпринимательской и промышленной активности для сохранения потенциала экономического роста. Постепенно реализуются структурные реформы для стимулирования потенциального объема производства, в том числе меры поддержки роста занятости и стабилизации рынка труда и меры по подготовке стран к решению проблем, связанных со старением населения.


В базовом сценарии предполагается, что экономика развитых стран будет расти в среднем на 1,5-2% в год. При этом удельный вес стран Еврозоны, США и Японии в общем объеме мировой экономики снизится с 40% в 2010 году до 28% в 2030 году. 

Рост экономики США будет оставаться достаточно высоким. В 2013 - 2030 гг. экономика будет расти в среднем на 2% в год (в 1980 - 2010 гг. - 2,7%). При этом к концу первого десятилетия ожидается волна замедления роста численности населения в трудоспособном возрасте по мере выхода на пенсию населения военного бэби-бума. Пик этого замедления придется на середину второго десятилетия, после чего рост населения США в трудоспособном возрасте возобновится, но на уровне ниже 1% в год. Экономический рост будет обеспечиваться ростом инвестиций в исследования и разработки, что будет компенсировать снижение численности экономически активного населения. Рост производительности труда в прогнозный период составит 1,4-1,5% в год. При этом демографические тренды могут ослабить экономический рост в 2020 - 2030 годах. 

Более сильные демографические ограничения, обусловленные тенденциями старения населения Еврозоны, ограничат возможности роста европейской экономики: среднегодовые темпы роста за период 2013 - 2030 гг. не превысят 1,5%, что ниже среднегодовых темпов роста со времени образования Евросоюза в 1991 году, достигавших без учета спада 2009 года почти 2%. Среднегодовой темп роста экономически активного населения существенно сократится с 0,8% в среднем за период 1991 - 2010 гг. до 0,1% за период 2013 - 2030 годов. Рост экономики будет обеспечен ростом производительности труда в среднем на 1-1,2%, что примерно соответствует среднегодовому росту за период с 1991 по 2010 год. 

В целом в мировой экономике будут сохраняться тенденции глобализации рынков с опережающим ростом мировой торговли и продолжающимся сокращением разрыва в уровне доходов между развивающимися и развитыми странами. Так, если ВВП по паритету покупательной способности на душу населения в Китае и Индии в 2010 году составило соответственно 16 и 7% от уровня США, то в 2020 году эти показатели увеличатся соответственно до 28 и 10%, в странах СНГ этот показатель увеличится с 23 до 32% от уровня США. К 2030 году в Китае и Индии ВВП на душу населения от уровня США составят 38 и 14%, в странах СНГ - 43 процента.

Экономический глобальный рост будет достигнут главным образом за счет развивающихся стран, прежде всего Китая и Индии, на долю которых будет приходиться более 40% всего мирового роста. Суммарно экономики этих двух стран в 2010 году обеспечили около 18% мирового выпуска, в 2020 году их размер превысит 26% от мирового ВВП, а к 2030 году - более 30%. Рост экономики Китая в период до 2030 года понизится и составит в среднем 5,5-6% в год по сравнению со средним ежегодным ростом на 10% в 1980 - 2010 годах. Уникальная демографическая ситуация, являвшаяся преимуществом Китая, будет постепенно превращаться в сдерживающий фактор развития. Темпы роста трудовых ресурсов начали замедляться уже после 2011 года, а начиная с 2015 года до конца прогнозного периода в Китае ожидается ускорение сокращения экономически активного населения. Значительное сдерживающее влияние будут оказывать энергетические и экологические барьеры. В то же время, учитывая относительно невысокий базовый уровень, среднегодовые темпы роста производительности труда будут существенно выше, чем в развитых странах - на уровне 6% в среднем за год. В 2017 году экономика Китая обгонит США и станет крупнейшей в мире.

Неблагоприятные демографические тренды будут ослаблять экономический рост и в других развивающихся странах, в Индии и Бразилии рост трудовых ресурсов уже в середине второго десятилетия не превысит 1,5 процента. 

Произойдет сдвиг мирового производства в Тихоокеанский и Индоазиатский регионы. В основном варианте прогноза объем мировой экономики к 2030 году увеличится по сравнению с 2010 годом в 2 раза.



Каталог: data -> 2016
2016 -> 1. Область применения и нормативные ссылки
2016 -> Карьерная карта – Факультета Мировой Экономики и Мировой Политики Направление мировая экономика Сферы профессиональной деятельности выпускников
2016 -> Проектирование автоматизированных систем
2016 -> "Социокультурные и философские аспекты билингвизма" по специальности 09. 00. 11 социальная философия и получила ученое звание профессора по кафедре английского языка
2016 -> Рабочая программа дисциплины Теория языка для образовательной программы «Фундаментальная и прикладная лингвистика»
2016 -> 1. Основные положения 3 Актуальность 3
2016 -> Образовательная
2016 -> Билеты дифференцированного зачета за 2 курс


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал