Разработка учебных материалов по пакету свободного программного обеспечения



Скачать 48.99 Kb.
Дата21.08.2017
Размер48.99 Kb.
разработка учебных материалов по пакету

свободного программного обеспечения

Казарин Сергей Анатольевич (kazarinsa@tspu.edu.ru)



Томский государственный педагогический университет (ТГПУ), кафедра
информатики


Аннотация

В статье рассмотрены проблемы использования свободного программного обеспечения в рамках современных образовательных учреждений. В качестве путей решения указанных проблем рассмотрен проект разработки учебно-методических материалов по пакету СПО. Основное внимание уделено программному продукту Eclipse, как среде объектно-ориентированного программирования.


Процессы развития и использования свободного программного обеспечения (СПО) оказывают сильнейшее влияние практически на все уровни образования в России и связанные с ней области науки и техники, а именно оказывает комплексное воздействие и способствует развитию собственной отрасли разработки программ для ЭВМ, расширяет возможности участия российских разработчиков в выполнении работ и оказании услуг для государственных и муниципальных нужд, предоставляет широкие возможности обеспечения информационной безопасности и технологической независимости, снижает количество нарушений в сфере правовой защиты программ для ЭВМ, повышает уровень независимости заказчиков ПО от конечного исполнителя, повышает конкурентоспособность отечественного программного обеспечения относительно зарубежных коммерческих аналогов.

Использование свободного программного обеспечения предоставляет пользователям ряд значительных преимуществ:



  • незначительные материальные затраты;

  • неограниченные сроки использования;

  • уникальные возможности для целей образования в области информационно-коммуникационных технологий вследствие имеющей правовую основу возможности свободно изучать документированный исходный код свободных программ и модифицировать его, в том числе создавать на его базе собственные разработки; [4]

  • повышает конкурентоспособность отечественного программного обеспечения относительно зарубежных коммерческих аналогов.

В последнее время реализуется большое количество проектов по внедрению свободного программного обеспечения (СПО) в учреждения бюджетной сферы, в том числе, учреждения системы образования. Это требует, в свою очередь, наличия квалифицированных кадров, обладающих навыками работы в СПО.[3]

В связи с необходимостью переподготовки различных групп пользователей ПК, в рамках проекта внедрения ПСПО в школьные учебные заведения пилотных регионов РФ в Томском государственном педагогическом университете был разработан комплект учебно-методических материалов по стандартному набору программного обеспечения. Наряду с пакетом учебных материалов был разработан набор учебных курсов для различных аудиторий пользователей.

Довольно обширная область покрытия пособиями предоставляет относительно полное изучение свободного программного обеспечения, начиная с изучения операционной системы и, заканчивая задачами системного и сетевого администрирования [1]. Данный комплект учебных материалов представляет собой набор из двадцати пяти отдельных пособий, каждое из которых посвящено одному или нескольким программным продуктам, входящих в пакет СПО. Материалы по таким продуктам как Eclipse, Squid, ClamAV, IPTables, пакет образовательных приложений KdeEdu и др., в силу серьезной нехватки или почти полного отсутствия аналогов, являются очень ценными и значимыми на сегодняшний день, как для учителей и учащихся, сменивших операционную систему и набор программного обеспечения в учебном процессе на свободные и бесплатные аналоги, так и для любого пользователя, использующего данные продукты.

Из всего набора учебных материалов следует отметить пособие по такому продукту, как Eclipse IDE. Как правило, современные средства создания Java-приложений поддерживают разработку приложений для нескольких различных платформ, а зачастую и сами существуют в версиях для различных платформ. Обычно в их число входят Windows, Linux, Solaris и Mac OS.

Одним из основных представителей свободного программного обеспечения, предназначенного для объектно-ориентированного программирования, выступает Eclipse. Данный программный продукт имеет очень большой набор инструментария для разработки как Java приложений, так и приложений C++. Проектный способ ведения приложений, система рефакторинга, встроенная система отладки приложений, независимая система отладки приложений на базе тест-кейсов JUnit, система сборки пакетов и проектов Eclipse Ant, система автокода и многое другое, значительно упрощают процесс разработки приложений.

Компания Eclipse Foundation ведет постоянную поддержку данного продукта, на официальном сайте которой [1] есть множество полезных материалов, посвященных данной среде программирования, а так же исчерпывающий набор ссылок на загрузку всего ПО и документации связанной с Eclipse.

Учебные материалы по таким продуктам как Eclipse, которые на сегодняшний день, так или иначе, доступны для пользователя, не имеют достаточного уровня адаптивности к контингенту школьных учебных заведений, что значительно повышает ценность и значимость разработанного пособия по данному продукту. Из основных отличительных характеристик пособия можно отметить следующие:


  • пошаговое изучение работы с ориентацией на минимальный набор базовых знаний читателя;

  • подробное иллюстрирование всех важных элементов;

  • набор полноценных лабораторных работ, охватывающих весь спектр разделов школьного программирования.

Таким образом, адаптация СПО в Российских школах позволит школьникам получить наиболее современные и высокопроизводительные средства разработки, а, имея в арсенале учебного процесса материалы данного типа, значительно повысить эффективность и снизить сложность обучения.

Программное обеспечение, используемое в школьном учебном процессе, играет очень важную роль в развитии у учащихся главных стереотипов относительно программного контента, который может быть использован в повседневной работе с компьютером. Таким образом, развивая навыки работы учащихся в использовании СПО с открытым исходным кодом, можно значительно повысить мотивацию будущих специалистов в самостоятельной разработке программного обеспечения, способствовать более массовому внедрению СПО в различные сферы образования и производства, а так же значительно сократить количество нарушений авторско-правового законодательства.



Литература

  1. Янюшкин В.В., Клишин А.П. Организация системы контентной фильтрации на базе прокси-сервера Squid: – учебное пособие. — Томск: ТГПУ, 2008. – 36 с.

  2. Смирнов А.В. СПО в России: с просёлка на большую дорогу. // Всероссийская научно-практическая конференция: «Свободное программное обеспечение: разработка и внедрение». – Томск, 2008. – С. 8.

  3. Пьяных Е.Г. Об опыте педагогического университета по повышению квалификации в области СПО различных категорий работников образования. // Всероссийская научно-практическая конференция: «Свободное программное обеспечение: разработка и внедрение». – Томск, 2008. – С 26.

  4. Методические и справочные материалы для реализации комплексных мер по внедрению и использованию программно-технических средств, обеспечивающих исключение доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания учащихся. — М.: 2006. — 150 c.

Каталог: vconf -> files
files -> Учебная автоматизированная система проектирования элементов оптоволоконных систем связи и управления
files -> Реализация спектрального анализа в различных системах компьютерной математики
files -> О реализации образовательных программ рудн в республике болгария по дистанционной технологии
files -> Информационные системы для управления системой образования города москвы
files -> Объем и содержание понятия «дистанционное обучение»
vconf -> Краткий обзор миграционных процессов и тенденций развития
files -> Вопросы проектирования телекоммуникационных сетей


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал