Ретроспектива развития российского высшего образования



Дата16.08.2017
Размер80.5 Kb.
РЕТРОСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ




Вдовина А.А.

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

Высшее образование является заключительным звеном в системе народного образования и обеспечивает подготовку специалистов высшей квалификации для различных отраслей народного хозяйства и культуры на основе новейших достижений науки. Высшее образование и наука-это неразрывное органическое единство. Как без науки немыслимо возникновение и развитие высшего образования, так и без высшего образования невозможно непрерывное развитие науки. И наука и высшее образование развиваются под влиянием жизни и ее практических требований, когда в обществе возникает необходимость в разрешении жизненно важных задач, будь то вопросы философии, экономического или политического развития.

Когда наука еще была мало дифференцирована, высшее образование было общим для всех обучающихся, т.е. все слушатели получали одинаковую подготовку, изучая семь свободных искусств, философию и теологию. Но с течением времени наука, развиваясь и совершенствуясь в своих методах, становится обширной по объему и разнообразной по характеру. В связи с этим еще в средние века университетское образование разделилось по трем основным направлениям, представленным богословским, медицинским и юридическим факультетами. Это, по существу, и было началом специализации высшего образования. В дальнейшем процесс специализации шел параллельно или вслед за развитием науки в соответствии с жизненными требованиями.

По мере появления новых научных знаний они в той или иной форме с течением времени включались в систему университетского преподавания. Однако многие прогрессивные теории с большим трудом прокладывали дорогу в высшую школу, завоевывая признание лишь в результате многолетней острой и упорной борьбы передовых ученых с реакционными силами. Новые научные теории в сущности излагались с университетских кафедр, т.к. других средств распространения знаний почти не было.

Рассадниками высшего образования в Российской империи были университеты, в особенности Московский университет, открытый по инициативе М.В. Ломоносова в 1755 году. Именно здесь зарождалась русская наука, постепенно складывались научные школы, накапливался педагогический опыт, создавалась система высшего образования. М. В Ломоносов, сам ученый-энциклопедист, был сторонником специализации науки, самостоятельного развития отдельных отраслей знаний. Он «обнял все отрасли просвещения; жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей.

Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник»,- писал о М. В.

Ломоносове А. С. Пушкин.[1]

Стремление М. В Ломоносова к углублению науки путем специализации подготовки нашло свое выражение в той системе обучения, которая была создана им и осуществлялась в университете при Академии Наук. Ломоносов считал необходимым разделить студентов на три класса. «…Первого класса студенты ходят на все лекции, для того, чтобы иметь понятие о всех науках, и чтобы всяк мог видеть, в какой кто науке больше способен и охоту имеет; второго класса студенты ходить должны на лекции только того класса, в котором их наука» (курсив мой - А.В.), то есть на втором году обучения студенты должны были избрать себе определенную научную область и начать специализироваться в ней. Наконец, «третьего класса студенты те, которые определены уже к одному профессору и упражняются в одной науке». [2]

Следовательно, студенты третьего года обучения могли специализироваться, воспринимая не только знания, но и методы научных исследований. При такой системе обучения создавалась возможность формирования научных школ, что впоследствии проявилось не только в университетах, но и в других высших учебных заведениях. Так совершался постепенный подход к специализации знаний на широкой общенаучной основе, что является одним из главных принципов российской высшей школы. Ломоносовские традиции в организации высшего образования развивались на протяжении многих десятилетий передовыми русскими учеными.

Число университетов в России постепенно увеличивалось, опыт их работы получал дальнейшее распространение. К началу XIX века в России сформировалось высшее техническое образование, в котором ощущалась настоятельная необходимость, т.к. к середине XVIII века выросло значение российского купечества - верхнего слоя складывавшейся русской буржуазии. К этому времени купечество стало заметной общественной силой, с которой вынуждено было считаться дворянское правительство. Усиление торгово- промышленной буржуазии вызвало необходимость создания высших учебных заведений, наиболее отвечающих ее интересам. В Указе об открытии в Москве Горного института говорилось, что «металлические» и «минеральные» заводы очень нужны и «польза оных есть действующая причина коммерции, полезнейшая вещь государства; известно и то сколь наука подает способов к приведению всякого дела в совершенство». Следовательно, высшее техническое образование в России возникло как специализированная отрасль знаний. Очевидно, что высшая школа в России уже с первых лет своего существования развивалась по специализированным отраслям. Даже в университетах, представлявших «совокупность наук», изучение науки разделялось по факультетам и кафедрам. Но преподавание наук на факультетах того времени не соответствовало требованиям жизни и было оторвано от практики.

До начала XX века высшая школа готовила энциклопедистов, которые «знают всего понемногу, но не умеют ничего и прилагать научных методов к конкретным техническим задачам, т.е. быть настоящими инженерами не могут». [3]

Далее в этом проекте подчеркивалось, что вне специализации при современном уровне техники студент может превратиться в непригодного для жизни «энциклопедиста». Таким образом необходимо отметить, что передовые ученые России того времени хорошо понимали необходимость специализации высшего образования и упорно искали пути решения этой задачи. Причину процветания энциклопедизма можно объяснить преобладанием в России в тот период небольших предприятий с недостаточной специализацией производства; от инженера в таких условиях требовались именно универсальные знания. Вместе с тем появившимся к началу XX века крупным предприятиям требовались инженеры с четко выраженной специальной подготовкой. Владельцы промышленных предприятий воочию убеждались в том, что наука содействует развитию промышленности, поэтому многие из них стали оказывать помощь высшим учебным заведениям. Это объективно принесло пользу как развитию техники, так и совершенствованию высшего образования. Например, Московское высшее техническое училище к 1903 году на средства крупных промышленников построило и оборудовало четыре новых корпуса с большим количеством лабораторий.

В 1906 году в российских вузах была введена предметная система при свободном посещении занятий с широким выбором дисциплин для изучения. Это содействовало и углублению специализации и сближению обучения с требованием практики. В «Проекте развития имп. Московского технического училища» отмечалось, что под влиянием предметной системы на механическом отделении специализация преподавания «развилась довольно широко». Развитие специализации в начале XX века привело к созданию новых вузов: в Киеве в 1898 году, в Петербурге в 1902 году и в Новочеркасске в 1909 году были открыты политехнические институты. Кроме того были открыты Высшие женские курсы, специализировавшие слушательниц в области филологии, истории и естествознания. К 1914 году в России сложились следующие отрасли высшего образования: университетское, техническое, сельскохозяйственное, лесное, ветеринарное, коммерческое, финансово-экономическое, художественное, художественно-промышленное, музыкальное и педагогическое. При этом университетское образование охватывало самые разнообразные отрасли научных знаний: филологию, историю, юридические, физико-математические, естественные, географические, медицинские и др. науки. Существовали также специальные дипломатические учебные заведения. Кроме того, особое место в системе образования занимали лицеи - дворянские учебные заведения университетского типа.

Высшие технические, сельскохозяйственные и экономические учебные заведения к началу XX века осуществляли подготовку специалистов по таким направлениям, как: машиностроение и судостроение (общее машиностроение, горные машины, паровозостроение, машины и двигатели внутреннего сгорания, паровые турбины, кораблестроение); электротехника и электромеханика (общая и промышленная электротехника, телефония и беспроволочный телеграф, электрохимия, городской трамвай, электрические станции); горное дело (геология и разведка полезных ископаемых); технология различных производств (технология текстильных производств, технология волокнистых и красящих веществ, химические производства, сахарное производство, металлургия и газовое производство); строительство и геодезия (гражданское строительство, архитектура, мостостроение, железные дороги, межевое дело); сельское хозяйство и ветеринария (агрономия, лесоводство, ветеринария); коммерческое дело, экономика и финансы.

Таким образом, уже в конце XIX - начале XX века высшее образование в России значительно специализировалось. Представляется возможным подчеркнуть, что процесс специализации высшего образования есть отражение развития науки. К. Д. Ушинский отмечал: «главная задача

университетов состоит в том, чтобы держать уровень образования постоянно на одинаковой высоте с уровнем науки».[4] А другой выдающийся русский ученый Н.И. Пирогов утверждал: «Отделить учебное от научного в университете нельзя. Но научное без учебного все - таки светит и греет. А учебное без научного, как бы не была приманчива для национальности его внешность, - только блестит». [5]

Развиваясь вместе с государством, высшая школа зеркально отражает проблемы государственного развития. Так, в 20-е и 30-е годы XX века российские вузы вновь пережили несколько перестроечных волн, в том числе и излишнюю узость специализации. К концу первой пятилетки, в 1931/32 учебном году в высших учебных заведениях нашей страны насчитывалось более 450 специальностей. Однако это были не специальности в современном понимании этого слова, а только известное профилирование общей для многих отраслей высшего образования специальной подготовки на определенной научно - теоретической основе. Разница во многих родственных специальностях часто была очень незначительной и выражалась главным образом в определенной направленности ряда специальных курсов и производственной практики. К середине 30-х годов вновь начинается укрупнение специальностей. Это позволило осуществлять подготовку специалистов более широкого профиля и создало предпосылки для улучшения качества подготовки специалистов, при участии которых была создана наша довоенная промышленность. В период Великой Отечественной войны подготовка специалистов не только не прекращалась, но и совершенствовалась, несмотря на трудности военного времени. Высшая школа чутко прислушивалась к требованиям народного хозяйства и стремилась удовлетворить их. Расширялась общетеоретическая подготовка и усиливалась научная основа как естественноматематических, так и гуманитарных наук. Наряду со специальностями широкого профиля в годы войны создавались специальности отраслевого значения, например по холодной штамповке, патроногильзовому производству и т.п. Это помогло обеспечить оборонную промышленность специалистами, которые успешно справились со специфическими задачами народного хозяйства военного времени.

В настоящее время, в условиях формирования новых социально-экономических и политических реальностей, проблемы, связанные с высшей школой, вновь выходят на первый план. Опираясь на прочный фундамент своей 258-летней истории и сохраняя основные принципы развития высшего образования, российская высшая школа, модернизируясь и совершенствуясь, включает в свою систему все то новое и прогрессивное, что способно обеспечить подготовку специалистов по вновь возникающим отраслям науки и техники.


Список литературы

1. Пушкин, А.С. Полн. собр. соч. Т. VII. - М., 1949. С. 28.

2. Билярский, П. А. Материалы для биографии Ломоносова. - Спб., 1865. С.119-120

3. Проект развития имп. Московского технического училища в школу политехничекского типа. - М., 1915. С. 18-19

4. Ушинский, К. Д. Собр. пед. соч. Изд. 5. Т. I. - М., 1916. С. 491

5. Пирогов, Н. И. Избр. пед. соч . - М., 1952. С. 392
Каталог: assets -> files -> conf reports -> conf9
conf9 -> Роль классического университета в модернизации информационной инфраструктуры региона
conf9 -> В данной работе рассматривается гамма-метод и две его модификации: интегральный и спектральный гамма-каротаж
conf9 -> Методика быстрого вычисления корреляции двух информационных сигналов
conf9 -> Историко-педагогический аспект явления академической мобильности
conf9 -> Женское педагогическое образование в уфимской губернии
conf9 -> Анализ рисков при переходе мобу «лицей №8» на фгос ООО
conf9 -> Экономико-организационное обеспечение развития сельского туризма
conf9 -> К проблеме перевода сокращений
conf9 -> О роли системыобразования в политической социализации молодежи


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал