Самообразование педагогов



Скачать 120.33 Kb.
Дата14.06.2018
Размер120.33 Kb.
Самообразование педагогов

Если процесс совершенствования профессионально значимых качеств педагога осуществляется добровольно, осуществляется сознательно, планируется, управляется и контролируется самим человеком, необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о самообразовании.



Самообразование – это непрерывный процесс совершенствования профессионально значимых качеств педагога под влиянием внешних воздействий, профессиональной деятельности и собственных усилий личности, выражающийся в саморазвитии и самореализации в педагогической деятельности.

Непрерывное образование педагога становится реальностью и необходимостью в условиях современного общества, характеризующегося стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей.



В компетентность учителя входит осуществление обучения и воспитания учащихся, использование современных образовательных технологий обучения, в том числе информационно-коммуникационных, способность эффективно применять учебно-методические, информационные, иные ресурсы, постоянно развиваться профессионально и интеллектуально.

Целью самообразования педагога является систематическое, непрерывное повышение педагогами своего профессионального уровня.

Задачи:

  1. Совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства;

  2. Овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания;

  3. Изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других социальных наук, новых педагогических технологий;

  4. Развитие инновационных процессов школы;

  5. Повышение качества образования;

  6. Успешное прохождение аттестации.

Условия, при которых процесс самообразования будет происходить эффективно:

  1. В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

  2. Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.

  3. Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

  4. Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

  5. Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

  6. Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.


Этапы саморазвития педагога


Этап

Содержание

Самопознание

  • Изучение требований, предъявляемых к педагогу.

  • Самоизучение уровня компетентности.

  • Рефлексия собственной профессиональной деятельности, её самооценку.




Планирование


  • Определение целей и задач.

  • Разработка программы саморазвития.

  • Выбор правил поведения, форм, средств, методов и приёмов решения задач работы.




Реализация

  • Практическая деятельность.

Самоконтроль и самокоррекция


  • Рефлексия деятельности.

  • Ведение дневника.

  • Анализ результатов труда – обученность и воспитанность учащихся, повышение собственного уровня профессиональной компетентности.



Уровни профессионального роста учителя (И. Щербо), уровни его саморазвития:



0-й уровень – слабая методическая подготовка.

1-й уровень – стабильные результаты при использовании традиционных программ и учебников.

2-й уровень – применение новых технологий обучения.

3-й уровень – разработка новых форм учебных занятий.

4-й уровень – разработка новых методик при частичном изменении содержания.

5-й уровень – изменение содержания курса без изменения идеологии  предмета.

6-й уровень – создание авторского курса с  изменением целевой и содержательной части.

7-й уровень – создание авторского курса, не имеющего аналога, но востребованного социальным заказом и образовательным учреждением.
Взаимосвязь личностного и профессионального развития педагога

Параметры

Личностное

развитие

Профессиональное развитие

Ценности

Развитие и расширение системы ценностных ориентаций личности как системы морально-этических принципов, детерминирующих деятельность

Развитие и расширение системы ценностных ориентаций личности как системы морально-этических принципов, детерминирующих профессиональную деятельность

Цель

Развитие тенденции к самоактуализации и самореализации

Развитие положительной мотивации к профессиональной деятельности и повышению своего мастерства, самореализация

Я-концепция

Развитие и углубление адекватного и целостного представления о себе. Укрепление позитивной Я-концепции.

Адекватное формирование Я-концепции учителя. Укрепление адекватной профессиональной самооценки. Укрепление позитивной защищенности.

Перспектива

Определение направлений и перспектив дальнейшего внутреннего роста

Прогнозирование карьерного роста и «творение» собственной профессиональной биографии

Задачи

развития

Активизирование развития когнитивной сферы как способности к более абстрактному и обобщенному пониманию и дифференциации, категоризации явлений окружающего мира. Рефлексия собственной деятельности, личностного опыта.

Корректировка, совершенствование имеющихся профессиональных умений, навыков, способов деятельности на основе интериоризации новой информации. Рефлексия профессиональной деятельности, педагогического опыта

 Не секрет, что новая школа сегодня – это по-новому работающий учитель. Особенно актуальным и значимым в нынешнее время становится воспитание личности, ориентированной на самообразование, стремящейся к творческой самореализации в любых видах деятельности.



Формы организации самообразования:

  1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

  2. Получение второго высшего образования или второй специальности.

  3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

  4. Сетевые педагогические сообщества. 

Порядок работы над темой самообразования:

    1. Выбор темы и сроков работы.

    2. Составление индивидуального плана.

    3. Отслеживание педагогом работы по теме.

    4. Результаты работы и формы его представления.

    5. Работа методиста по учету тем самообразования.

Остановимся подробнее на каждом пункте.

 1.  Выбор темы и установление  сроков работы.

Тема самообразования формируется, исходя из методической темы школы,   затруднений

педагогов, специфики их индивидуальных интересов. Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от одного до трех лет.



2. Составление индивидуального плана.

Существуют разные варианты написания индивидуального плана самообразования. На методическом совете мы ознакомили педагогов с примерным планом работы над темой (таблица1).



Таблица 1

Индивидуальный план по самообразованию

Ф.И.О. учителя _____________________________предмет______________________




Тема самообразования:




Цель:




Задачи:





Предполагаемый результат:




Сроки

(начало и окончание работы):




Этапы работы по самообразованию:




Форма, в которой будут представлены результаты:




Когда и где будут представлены результаты:





3. Отслеживание педагогом работы по теме. 

В помощь педагогу для отслеживания  работы над темой подготовлены следующие формы:



  • формирование банка данных по теме (таблица 2);

  • посещение методических мероприятий: открытых занятий, методических объединений, семинаров, педагогических и методических советов, конференций, форумов, курсов повышения квалификации и др. (таблица 3).

Таблица 2

Банк данных по теме самообразования


п/п

Информация об источнике

Краткое описание















































Таблица 3

Посещение методических мероприятий  



п/п

Мероприятие

Тема 
 мероприятия

Дата 
 проведения

Ф.И.О.

выступающего

Полезная

информация




































Ежегодно педагоги сдают отчеты по работе над темой по самообразованию, согласно примерному плану (таблица 4).



Таблица 4

Отчет по работе над темой самообразования за 20__ - 20__ учебный год

Ф.И.О. учителя _____________________________предмет______________________




Методическая тема школы:




Тема самообразования:




Год работы над темой:




Этап работы над темой:




Цель:




Задачи:





Деятельность по реализации темы

Изучил источники информации:




Познакомился с опытом работы педагога (Ф.И.О.)




Посетил открытые занятия, семинары, мастеркласссы:




Прошел обучение на курсах повышения квалификации:




Подготовил методическую разработку, дидактический материал:




Разработал и провел открытый урок, мероприятие:




Подготовил статью для публикации:




Выступал с докладом, сообщением по теме:




Обобщил педагогический опыт:



 По окончании работы над темой самообразования сдаётся итоговый отчёт  (таблица 5). 



Таблица 5

Итоговый отчет по теме самообразования

Ф.И.О. учителя _____________________________предмет______________________




Тема самообразования:




Период работы над темой:




Цель инновационного поиска:




Задачи:





Содержательно-целевая направленность:




Информация о теме самообразования

Технология реализации:




Полученный результат:




Методическая результативность:





4. Результаты работы и формы его представления.

Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме:



  • доклада

  • реферата,

  • статьи в журнале,

  • программы,

  • дидактического материала,

  • методического пособия,

  • научно-методической разработки и т.д.

Кроме того, в процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагог представляет наработанный материал. Формы представления могут быть различны:

  • выступления (отчет) на заседании ШМО, МС, педсовета;

  • теоретический, методический и практический семинар;

  • практикум;

  • тренинг;

  • мастеркласс;

  • открытое занятие и т.д.

Весь наработанный материал сдается в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами.

5. Работа заместителя директора по учету работы над темой самообразования.

Заместитель директора ведет учет тем самообразования, курирует деятельность педагогов по их реализации, консультирует, оказывает необходимую методическую помощь.



Ежегодно, для отслеживания работы педагогов над темой по их отчетам заполняется банк данных (таблица 6).

Банк данных по темам самообразования педагогов

Ф.И.О. педагога

Тема

самообразования

Цель

Год

работы над темой

Форма отчёта по теме

самообразования

Предоставление

отчёта по теме самообразования




















Введение графы "Год работы над темой" позволяет отследить, на каком этапе работы над темой находится педагог, и, если требуется, оказать соответствующую методическую помощь, определить виды деятельности в реализации темы в течение конкретного учебного года. Изменения в таблицу вносятся ежегодно. Такая система работы позволяет выявить передовой педагогический опыт, обобщить его и выбрать формы распространения. Наиболее значимый опыт работы педагога рекомендуется к распространению на различных уровнях.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал