Справочник по оказанию технической помощи воис подготовлен Секретариатом



страница1/2
Дата19.12.2017
Размер1.19 Mb.
ТипСправочник
  1   2






R

CDIP/12/7

оригинал: английский

дата: 8 октября 2013 г.


Комитет по развитию и интеллектуальной собственности (КРИС)

Двенадцатая сессия

Женева, 18-21 ноября 2013 г.

СПРАВОЧНИК ПО ОКАЗАНИЮ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ВОИС


подготовлен Секретариатом
1. Комитет по развитию и интеллектуальной собственности (КРИС) на своей одиннадцатой сессии просил Секретариат «свести существующие материалы в комплексный справочник по оказанию технической помощи в соответствии с рекомендацией А(2)(а), содержащейся в документе CDIP/9/16».
2. В связи с этой просьбой внешним консультантом г-жой Франсуаз Веж был подготовлен прилагаемый ниже справочник, который был рассмотрен Сектором развития.
3. Комитету предлагается принять к сведению информацию, содержащуюся в приложении к настоящему документу.

[Приложение следует]


ПРЕАМБУЛА
Настоящий справочник подготовлен в ответ на рекомендацию, сделанную государствами-членами Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) на одиннадцатой сессии Комитета по развитию и интеллектуальной собственности (КРИС); государства-члены призвали повысить транспарентность технической помощи ВОИС и просили ВОИС свести существующие материалы, касающиеся оказания технической помощи, в комплексный справочник по оказанию технической помощи.1

Этот справочник должен быть источником информации о деятельности по оказанию технической помощи и услугах, которые предоставляет ВОИС. Он предназначен для государств-членов, учреждений и частных лиц, заинтересованных в программах ВОИС по оказанию технической помощи развивающимся странам, наименее развитым странам и странам с переходной экономикой.


Справочник скомпонован как единый документ, которым удобно пользоваться.
Во введении к этому документу излагаются главные цели технической помощи и принципы Повестки дня ВОИС в области развития, которыми руководствуются в процессе оказания технической помощи.
В первом разделе содержится обзор основных элементов политики и процедур оказания технической помощи, которые были разработаны для того, чтобы содействовать оказанию, отслеживанию и оценке технической помощи.
Наконец, в этом справочнике освещаются основные сферы оказания технической помощи и связанные с этим виды деятельности, чтобы заинтересованные частные лица и учреждения могли принимать правильные решения относительно программ ВОИС по оказанию технической помощи.
Содержание справочника основано на докладах ВОИС, материалах об имеющихся инструментах и предоставляемых услугах, программе и бюджете ВОИС, докладах о выполнении программ и различных внутренних инструкциях по технической помощи и укреплению потенциала.
ВВЕДЕНИЕ____ЦЕЛИ_И_ПРИНЦИПЫ_ПОВЕСТКИ_ДНЯ_В_ОБЛАСТИ_РАЗВИТИЯ___II'>СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ



  1. ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ПОВЕСТКИ ДНЯ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ


II. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ВОИС

  1. политика и руководящие принципы технической помощи ВОИС

  2. стратегия оказания помощи

  3. бенефициары

  4. источники финансовых средств

(i) регулярный бюджет

(ii) средства в целевых фондах

(iii) добровольные взносы
III. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ПРОЦЕДУРЫ ОКАЗАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

  1. формы сотрудничества

  2. процедуры:

(i) разработка страновых планов и национальных стратегий в области интеллектуальной собственности

(ii) мониторинг и оценка деятельности по сотрудничеству в целях развития

(iii) подача заявок на получение помощи

  1. критерии для утверждения решения об оказании помощи и сроки исполнения

  2. процедура привлечения других организаций к деятельности по сотрудничеству в целях развития

  3. базы данных, касающихся развития:

(i) База данных о технической помощи (БДТП)

(ii) Реестр консультантов (РК)

(iii) Сводная база данных
IV. ПРОГРАММЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ
Часть 1: Основные области деятельности и соответствующие инструменты
(название каждой программы/деятельности, краткое описание, перечисление организаций, оказывающих услуги, и партнеров, координатор в рамках ВОИС, веб-сайт)


  1. разработка и осуществление национальной, учрежденческой и отраслевой стратегии в области ИС

  2. расширение доступа к знаниям и обмену технологиями:

    1. создание инфраструктуры (ЦПТИ…)

    2. электронные базы данных («Патентоскоп», IP Advantage, ARDI, ASPI)

    3. такие платформы, как Re-Search, WIPO-Green

    4. службы патентной информации (современные методы поиска, отчеты о патентном поиске)

  3. укрепление технической инфраструктуры и инфраструктуры знаний:
    (i) IPAS
    (
    ii) платформы для обмена информацией (региональные/субрегиональные)

  4. оказание помощи в области законодательства и консультирование по вопросам политики
    (i) промышленная собственность
    (
    ii) авторские права

  5. оказание поддержки и консультирование в целях охраны традиционных знаний, традиционных выражений культуры и генетических ресурсов

  6. использование инструментов ИС для продвижения бренда и повышения ценности товаров местного производства

  7. укрепление потенциала в следующих целях:

    1. регулирование и управление в области промышленной собственности

    2. регулирование и управление в области авторских прав

    3. создание, использование и управление использованием объектов ИС малыми и средними предприятиями (МСП), университетами и научно-исследовательскими институтами (НИИ)

    4. обеспечение соблюдения прав ИС

(h) преподавание дисциплин, связанных с ИС, на национальном и региональном уровнях:

(i) национальные и региональные академии интеллектуальной собственности, магистр права интеллектуальной собственности, новые академии, коллоквиум для преподавателей по вопросам интеллектуальной собственности, дистанционное обучение, летняя школа, обучение преподавателей

(i) активизация использования ИС в национальных инновационных системах

(j) укрепление межрегионального, регионального и субрегионального сотрудничества

(k) партнерство с учреждениями Организации Объединенных Наций, межправительственными организациями (МПО) и неправительственными организациями (НПО)

(l) услуги, связанные с арбитражем и посредничеством

(m) распространение информации об ИС среди широкой общественности

(n) инструменты для стран с переходной экономикой

(o) экономические исследования

(p) поддержка и консультирование в процессе мобилизации ресурсов и установления партнерств в области ИС



Часть 2: Помощь наименее развитым странам (НРС)

ДОПОЛНЕНИЯ


  1. Резюме Председателя одиннадцатой сессии Комитета по развитию и интеллектуальной собственности (КРИС) и прилагаемые к нему рекомендации, содержащиеся в совместном предложении Группы по повестке дня в области развития и Африканской группы в отношении технической помощи ВОИС в области сотрудничества в целях развития.

  2. Схема странового плана: инструмент планирования и оказания технической помощи ВОИС.

  3. Список принципов, рекомендаций и инструкций ВОИС, регулирующих оказание технической помощи.


ВВЕДЕНИЕ
I. ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ПOBЕСТКИ ДНЯ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ
Техническая помощь входит в число задач, предусмотренных первоначальным мандатом Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), который, в частности, гласит, что одна из целей Организации заключается в том, чтобы содействовать охране интеллектуальной собственности (ИС) во всем мире путем сотрудничества государств и в соответствующих случаях во взаимодействии с любой другой международной организацией.2 Для выполнения этой задачи в статье 4 (v) Конвенции, учреждающей ВОИС, предусмотрено, что Организация «предлагает свое сотрудничество государствам, запрашивающим юридико-техническую помощь в области интеллектуальной собственности». Эта роль была вновь подчеркнута в Соглашении, подписанном в 1974 году между Организацией Объединенных Наций и ВОИС, в котором содержался призыв сотрудничать в оказании технической помощи в целях развития в области интеллектуального творчества, а также в содействии и облегчении передачи технологии развивающимся странам.3

В 2007 году Ассамблея государств-членов ВОИС приняла Повестку дня в области развития, в результате чего деятельность по развитию стала центральным элементом всей работы Организации, и постановила, что деятельность по сотрудничеству должна быть:




  • направленной на развитие;

  • определяемой спросом;

  • транспарентной;

  • ориентированной на удовлетворение потребностей конкретных стран;

она должна также учитывать особые потребности, приоритеты и различные уровни развития государств-членов, причем особое внимание должно уделяться наименее развитым странам (НРС).4
В свете вышеупомянутого мандата и принципов Повестки дня в области развития основными целями технической помощи ВОИС должны быть:

  • оказание помощи развивающимся странам, чтобы они могли получать пользу от системы ИС;

  • сокращение разрыва в уровнях знаний между развитыми и развивающимися странами;

  • обеспечение более активного участия развивающихся стран в глобальной инновационной экономике и в использовании ИС для целей развития.



II. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ВОИС
(a) Политика и руководящие принципы технической помощи ВОИС
Главной особенностью технической помощи ВОИС с 1970-х годов, когда было положено начало этой деятельности, является тот факт, что политика в области оказания технической помощи постоянно эволюционировала в качестве реакции на изменяющиеся требования мирового рынка, предъявляемые к интеллектуальной собственности. В первые годы Организация, действуя в соответствии со своими полномочиями, уделяла основное внимание юридическим аспектам оказания технической помощи в целях содействия созданию надлежащей инфраструктуры и администрации интеллектуальной собственности в государствах-членах. Главным направлением деятельности по оказанию помощи было создание адекватной административно-правовой инфраструктуры интеллектуальной собственности во всех развивающихся странах.

Глобализация торговли, принятие Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС) в 1994 году, создание Всемирной торговой организации (ВТО) в 1995 году и «цифровая революция» 1990-х годов кардинально изменили социально-экономические условия и культурную среду, вследствие чего характер технической помощи, которую оказывает ВОИС, тоже сильно изменился. По просьбе государств-членов было изменено основное направление технической помощи ВОИС для того, чтобы отразить задачи, возникшие в связи с членством в ВТО, поскольку оно повлекло за собой признание конкретных норм, содержащихся в Соглашении ТРИПС. Главным приоритетом технической помощи ВОИС стало оказание содействия развивающимся и наименее развитым странам, чтобы они понимали свои международные обязательства и принимали обдуманные политические решения относительно выполнения положений Соглашения ТРИПС. С этой целью в 1995 году ВОИС и ВТО подписали соглашение о сотрудничестве, которое позволило обеим этим организациям скоординированным образом оказывать помощь своим государствам-членам в области права и законодательства, чтобы распространять информацию о международных обязательствах, вытекающих из Соглашения ТРИПС, и совместными усилиями осуществлять программы по укреплению потенциала на национальном, субрегиональном, региональном и межрегиональном уровнях. Одновременно с этим ВОИС занималась модернизацией ведомств по ИС в целях повышения качества услуг, связанных с ИС, которые предоставляются пользователям.

В конце 1990-х годов ВОИС, проводя кампанию по распространению знаний об ИС, стала постепенно расширять свою программу по оказанию технической помощи, чтобы охватить новые и только появляющиеся вопросы, такие как ИС и электронная торговля; ИС и малые и средние предприятия; ИС и биотехнология; охрана традиционных знаний, генетических ресурсов, традиционных выражений культуры и фольклора; ИС и творческие отрасли. При этом ВОИС стремилась также повысить возможности развивающихся стран по раскрытию потенциала их систем ИС. Поэтому технической помощи стали уделять больше внимания, а спрос на нее резко увеличился.

Принятие целей развития, сформулированных в Декларации тысячелетия (ЦРДТ), Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 2000 году стало еще одной вехой в эволюции политики в области ИС. В результате принятия ЦРДТ концепция устойчивого развития заняла центральное место в деятельности организаций и учреждений системы Организации Объединенных Наций по оказанию помощи развивающимся и наименее развитым странам. Это означало, что в сфере ИС появилась концепция, говорящая о необходимости установления баланса между режимом охраны ИС и пользой для общества и социального развития. Хотя продолжалась работа по оказанию традиционной помощи в области права и укрепления потенциала, акцент был перенесен на распространение информации о гибких положениях Соглашения ТРИПС, повышение способности государств-участников создавать, иметь в своей собственности, управлять и использовать в коммерческих целях свои активы ИС, а также на разработку и проведение в жизнь национальной и институциональной политики и стратегии в области ИС в качестве основы для последовательного, стратегически ориентированного и эффективного использования ИС в целях развития.

С 2008 года ВОИС по просьбе Комитета по развитию и интеллектуальной собственности (КРИС) стала отражать вопросы развития во всех своих видах деятельности и дискуссиях. Эта последняя тенденция привела к разработке и осуществлению конкретных практических проектов, а также к разработке различных механизмов и услуг, направленных на повышение способности использовать ИС для ускорения социально-экономического, культурного и технического развития.

(b) Стратегия оказания помощи


Стратегия оказания технической помощи имеет следующие цели:

  • создание собственного потенциала стран по разработке и проведению в жизнь национальной политики и стратегии в области ИС, которая заложила бы хорошую основу для повышения эффективности использования ИС в целях развития;

  • подготовка специалистов из числа политиков, администраторов ИС, юристов-практиков, управленцев-технологов, судей, обладателей и создателей объектов ИС, а также пользователей авторских прав и других прав на ИС в творческих отраслях; эти задачи решаются главным образом с помощью Академии ВОИС;

  • содействие созданию органов, которые поддерживают генерирование активов ИС и управление ими, в университетах, научно-исследовательских институтах, на малых и средних предприятиях и в творческих отраслях;

  • создание современной деловой инфраструктуры ИС в целях повышения качества и эффективности оказания услуг сторонам, заинтересованным в ИС, и пользователям ИС, включая передачу знаний местному персоналу;

  • создание партнерств на национальном и региональном уровнях в целях расширения сферы охвата программ; это достигается с помощью заключения соглашений о сотрудничестве и подписания меморандумов о взаимопонимании с различными партнерскими учреждениями и организациями, такими как Африканская региональная организация интеллектуальной собственности (АРОИС), Африканская организация интеллектуальной собственности (АОИС), Рабочая группа АСЕАН по сотрудничеству в области интеллектуальной собственности, Инициатива стран Бенгальского залива в области многосекторального технического и экономического сотрудничества (БИМСТЕК), Форум стран тихоокеанских островов, Андское сообщество наций, Карибское сообщество, Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР), Организация восточнокарибских государств, Секретариат центральноамериканской интеграции, различные университеты, национальные и региональные академии ИС;

  • содействие участию развивающихся государств-членов, НРС и стран с переходной экономикой в международных обсуждениях ИС и создание площадок для диалога и обмена опытом в целях укрепления внутрирегионального и межрегионального сотрудничества, в том числе сотрудничества по линии Юг-Юг.

В ходе оказания технической помощи, когда поступает такая просьба, ВОИС:

  • дает юридические, политические и технические консультации специалистов на ведомственном, национальном и региональном уровнях;

  • проводит программы дистанционного и аудиторного обучения и дает стипендии для получения степени магистра права интеллектуальной собственности;

  • организует ознакомительные поездки для повышения квалификации должностных лиц в различных областях администрирования ИС и руководства организациями по управлению авторскими правами, а также для подготовки должностных лиц, занимающихся вопросами интеллектуальной собственности, на месте их работы в более современных ведомствах по ИС;

  • организует семинары, конференции высокого уровня, симпозиумы и коллоквиумы по различным вопросам ИС, которые касаются развивающихся стран и НРС;

  • проводит исследования и обеспечивает доступ к различным базам научно-технических данных, с тем чтобы получить больше знаний в области ИС и предоставить информацию о возможных вариантах политики;

  • разрабатывает инфраструктуру и оказывает техническую помощь в рамках проектов по созданию инфраструктуры, которые часто предполагают подписание соглашений об оказании услуг между ВОИС и странами-бенефициарами или организациями-бенефициарами, поскольку это необходимо для обеспечения ответственности стран или организаций, причастных к процессу осуществления проекта.

Такие же принципы применяются в отношении проектов в рамках Повестки дня в области развития и мероприятий, финансируемых из целевых фондов.

(c) Бенефициары
Бенефициарами технической помощи ВОИС являются 87 развивающихся стран, 49 наименее развитых стран и 33 страны с переходной экономикой в Европе и Азии, то есть в общей сложности 169 стран.
Правительства являются главными получателями технической помощи ВОИС, которая предназначена, в частности, для различных государственных ведомств, политиков, лиц, принимающих решения, парламентариев, ученых, обладателей прав ИС, потенциальных создателей и рационализаторов, научно-исследовательских центров, ведомств, отвечающих за соблюдение прав ИС, малых, средних и крупных предприятий, отраслей экономики, потребителей и гражданского общества.
ВОИС осуществляет программы, направленные на обеспечение того, чтобы молодые люди лучше знали и понимали ИС и задачи, которые необходимо решать в связи с ней на мировых рынках.
Межправительственные и неправительственные организации, которые подписали соглашения о сотрудничестве с ВОИС, тоже получают от нее техническую помощь в результате обмена информацией по вопросам, представляющим взаимный интерес, консультирования по юридическим и политическим вопросам, связанным с ИС, ознакомления с проблематикой ИС с помощью учебных посещений или курсов переподготовки, а также благодаря участию в заседаниях ВОИС и других мероприятиях.
(d) Источники финансовых средств

ВОИС является самофинансируемой организацией. Девяносто три процента всего бюджета на 2012-2013 годы было покрыто самой ВОИС.


Мероприятия и услуги по оказанию технической помощи финансируются из регулярного бюджета и добровольных взносов, которые поступают по линии соглашений о целевых фондах, заключаемых с двусторонними донорами и учреждениями по развитию. Третий источник финансирования – это добровольные взносы деньгами или натурой, которые делают двусторонние доноры и межправительственные и неправительственные организации для проведения конкретных мероприятий.
Согласно годовому финансовому отчету и финансовым ведомостям за 2012 год, в течение того года на оказание технической помощи было выделено в общей сложности 7,7 млн. швейцарских франков, что составляло 2,3% всех поступлений ВОИС.5
Source:


Приводимая ниже таблица показывает долю ассигнований на развитие в предлагаемом бюджете на 2014-2015 годы, которая, как ожидается, составит 21% всего бюджета ВОИС.


Источник: Предлагаемые программа и бюджет на 2014/15 двухгодичный период.

Примечание: бюджет еще должен быть одобрен Ассамблеей государств-членов ВОИС.





СЦ I - Основа для ИС

СЦ IV - Инфраструктура ИС

СЦ VII– Вопросы политики в области ИС



СЦ II - Глобальные услуги в области ИС

СЦ III- ИС в целях развития

СЦ V – Информация и анализ ИС

СЦ VI – Соблюдение прав ИС

СЦ VIII – Ответственная взаимосвязь

СЦ IX – Административно-финансовая поддержка

ВСЕГО




  1. Регулярный бюджет

Регулярный бюджет является самым крупным источником средств для программы технической помощи ВОИС. Он охватывает широкий круг мероприятий, включая оказание помощи в области права и законодательства, разработку политики и стратегии в области ИС, развитие инфраструктуры в целях модернизации и обеспечения эффективной работы ведомств по ИС, развитие организационных и людских ресурсов – прежде всего в целях укрепления инновационного и творческого потенциала, обеспечение более эффективного использования ИС малыми и средними предприятиями, научно-исследовательскими организациями и творческими отраслями в целях повышения их конкурентоспособности на мировых ранках, а также участие в различных дискуссиях по вопросам политики в области ИС.



  1. Средства в целевых фондах (СЦФ)

СЦФ являются важным источником ресурсов для проведения мероприятий по оказанию технической помощи; эти ресурсы дополняют ассигнования, поступающие из регулярного бюджета. В течение двухгодичного периода 2012-2013 годов ВОИС управляла целевыми фондами, средства в которые поступили из Бразилии, Испании, Италии, Кореи, Португалии, Соединенных Штатов Америки, Финляндии, Франции и Японии. Они были направлены на деятельность в таких областях, как консультирование по вопросам политики; сотрудничество между странами Юга; модернизация инфраструктуры ИС; создание партнерств и укрепление потенциала в области разработки и проведения в жизнь политики, касающейся ИС; инновации, передача технологий и вопросы управления; использование инструментов ИС для продвижения бренда местных товаров и услуг; авторское право и обеспечение более строгого соблюдения прав ИС.


СЦФ управляются ВОИС в соответствии с соглашениями, подписанными между ВОИС и донорами, а также в соответствии с финансовыми положениями и правилами ВОИС. Конкретные процедуры зависят от доноров. Как правило, между ВОИС и донором проводятся предварительные консультации для того, чтобы определить цели, сферу охвата деятельности, финансируемой из СЦФ, и страны-получатели. После подписания соглашения и выделения средств ВОИС, действуя в тесной консультации с донором и странами-бенефициарами, осуществляет проекты и проводит мероприятия. Мониторинг и оценка мероприятий, проводимых за счет СЦФ, оговариваются в соглашении.

Средства в целевых фондах, поступившие в рамках программы 2012/13 гг.
(с разбивкой по донорам )

Source: Программа и бюджет ВОИС на двухгодичный период 2012/13 годов, утвержденные Ассамблеей государств-членов ВОИС 29 сентября 2011 года.




Source: WIPO Program and Budget for the 2012/13 Biennium as approved by the Assemblies of the Member States of WIPO on September 29, 2011.




  1. Другие добровольные взносы

Еще одним источником ресурсов для оказания технической помощи являются добровольные взносы, которые делаются государствами-членами ВОИС – как развитыми, так и развивающимися государствами – на конкретные проекты и мероприятия. Вот лишь несколько примеров: взнос Южной Африки в Добровольный фонд для аккредитованных коренных и местных общин, созданный в 2005 году для того, чтобы содействовать участию коренных народов в работе Межправительственного комитета по традиционным знаниям, генетическим ресурсам и фольклору; участие Шведского агентства международного сотрудничества (SIDA) в финансировании деятельности по укреплению потенциала НРС; участие Государственного бюро интеллектуальной собственности Китайской Народной Республики (SIPO) в финансировании различных ежегодных мероприятий по региональному и межрегиональному сотрудничеству в области развития; соглашения о взносах натурой, которые заключаются между ВОИС и некоторыми странами и учреждениями, такие как Меморандум о взаимопонимании между ВОИС и Сингапуром и ежегодная учебная программа, реализуемая вместе с Корейским международным институтом интеллектуальной собственности (IIPTI).


III. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ПРОЦЕДУРЫ ОКАЗАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
(a) формы сотрудничества
Техническая помощь предоставляется главным образом по линии страновых планов. Другими формами сотрудничества с ВОИС являются проекты и мероприятия, финансируемые средствами из целевых фондов.

Страновые планы были внедрены в течение двухгодичного периода 2012-2013 годов в качестве инструмента повышения эффективности планирования и оказания технической помощи развивающимся странам, НРС и странам с переходной экономикой. Каждый такой план основан на потребностях, интересах и главных целях развития, определяемых путем проведения консультаций с соответствующей страной, а также внутренних консультаций в рамках всей Организации. В нем описывается техническая помощь, которую будет оказывать ВОИС в целом конкретной стране в течение двух лет с тем, чтобы использовать ИС для достижения целей данной страны в области развития. Осуществление плана подлежит ежегодному обзору и оценке с учетом цикла представления отчетности о ходе реализации программ ВОИС.

Как правило, проекты разрабатываются в ответ на конкретные просьбы государств-членов. Например, к 2012 году государства-члены одобрили в общей сложности 27 проектов в рамках Повестки дня ВОИС в области развития на сумму в 25,4 млн. швейцарских франков в ответ на рекомендации КРИС, а в конце 2012 года 11 проектов еще находились в стадии осуществления.6 Эти проекты были направлены на решение различных вопросов, касающихся политики, укрепления потенциала, развития навыков и инфраструктуры, и осуществлялись на страновом, региональном или межрегиональном уровне.

Еще одну категорию составляют мероприятия, проводимые за счет СЦФ и других добровольных взносов. В этой связи следует отметить, что в таких случаях механизмом сотрудничества является заключение соглашения или подписание меморандума о взаимопонимании или сотрудничестве между ВОИС и государством или учреждением, выступающим в качестве партнера, где указываются области и мероприятия, представляющие взаимный интерес, ожидаемые результаты, сроки осуществления, страны-получатели или регион-получатель, ресурсы и график мониторинга и оценки хода осуществления. Мероприятия, проводимые за счет СЦФ, и соответствующие ресурсы включаются в страновой план.


(b) процедуры:
(ii) разработка страновых планов и национальных стратегий в области интеллектуальной собственности
Страновой план разрабатывается в тесной консультации с данным государством-членом и всеми ключевыми партнерами.
Процедура разработки странового плана включает:

  • определение потребностей, приоритетов и целей страны;

  • определение ожидаемых результатов, которые должны быть получены в данной стране, мероприятий, нацеленных на достижение этих результатов, и показателей достигнутых успехов;

  • определение ресурсов в рамках ВОИС и/или других региональных или международных организаций в соответствующих случаях.

В этой процедуре участвуют различные стороны. На каждом этапе необходим постоянный диалог с соответствующей страной и должны проходить также параллельные консультации с другими отделами, секторами и программами ВОИС, участвующими в осуществлении этого плана. Этой процедурой руководит соответствующее Региональное бюро ВОИС или Департамент стран с переходной экономикой и развитых стран, который считается ответственным за реализацию страновых планов.


В дополнении II приводится схема, которая призвана облегчить и согласовать эти процедуры.
В процедуре разработки национальных стратегий в области интеллектуальной собственности тоже участвует много сторон и применяется комплексный подход.
Существуют следующие этапы этой процедуры:

  • оценка потребностей, проводимая местными и международными консультантами, и создание государственными властями специального руководящего комитета, который должен руководить разработкой политики и стратегии;

  • организация форума заинтересованных сторон для утверждения доклада по оценке и содержащихся в нем выводов относительно оценки потребностей;

  • разработка проекта – на основе выводов доклада – политики и стратегии редакционным комитетом с помощью консультантов ВОИС и представление проекта текста на рассмотрение ВОИС для получения ее замечаний;

  • обзор проекта политики и стратегии в рамках ВОИС и направление замечаний редакционному комитету;

  • доработка проекта документа и организация форума заинтересованных сторон для его утверждения;

  • представление данного текста правительству для получения одобрения с его стороны;

  • после принятия данного документа организация форума для распространения информации о новой политике и стратегии и для согласования плана осуществления;

  • проведение дополнительных консультаций для обсуждения возможной поддержки со стороны ВОИС и принятия дальнейших мер, а в соответствующих случаях – для содействия выявлению потенциальных партнеров.


(ii) мониторинг и оценка деятельности по сотрудничеству в целях развития
Функции по мониторингу и оценке выполняются благодаря внутреннему надзору, который координируется Отделом внутреннего аудита и надзора (ОВАН) и Независимым консультативным комитетом ВОИС по надзору (НККН), помогающим государствам-членам осуществлять надзор за деятельностью ВОИС. Основные функции ОВАН заключаются в независимом изучении и анализе деятельности и порядка работы ВОИС, в обеспечении системного подхода к оценке и повышению эффективности работы и в определении того, были ли достигнуты ожидаемые результаты. НККН состоит из семи членов, представляющих семь географических регионов, в которых расположены государства-члены ВОИС.
ВОИС привлекает независимых экспертов со всего мира для проведения оценок. Оценка внебюджетной деятельности проводится по просьбе и в сотрудничестве с заинтересованными сторонами. В 2010 году по просьбе государств-членов внешними экспертами была проведена оценка технической помощи ВОИС в области сотрудничества в целях развития. Этот документ размещен на веб-сайте www.wipo.int/about-WIPO/en/oversight/.
Кроме того, в рамках Программы стратегической перестройки (ПСП) ВОИС создала систему, ориентированную на конкретные результаты, которая улучшила стратегическое и оперативное планирование деятельности по развитию и повысила возможности самооценки. Эта система является ценным инструментом, который дает государствам-членам информацию более высокого качества о ходе работы и о других услугах, предоставляемых Всемирной организацией интеллектуальной собственности. Оценка проводится в конце каждого года для того, чтобы можно было правильно планировать работу на следующий год. Оценка внебюджетной деятельности проводится по просьбе и в сотрудничестве с заинтересованными сторонами.
Свои комментарии или мнения относительно технической помощи ВОИС следует направлять по адресу:
The Deputy Director General

Cooperation for development Sector

World Intellectual Property Organization (WIPO)

34, Chemin des Colombettes

CH-1211 Geneva 20

Switzerland



(iii) подача заявок на получение помощи

Все заявки на получение помощи следует направлять по адресу:


The Director General

World Intellectual Property Organization (WIPO)

34 Chemin des Colombettes

CH-1211 Geneva 20

Switzerland
Порядок подачи заявок на получение помощи зависит от вида деятельности, как объясняется ниже:


  • Стране или организации, которая заинтересована в получении технической помощи ВОИС, следует направить письмо, в котором следует указать вид необходимой помощи, цель, связь – если таковая имеется – с целями данной страны в области развития, ожидаемые результаты, число и характер бенефициаров и самый подходящий период для проведения этой деятельности.



  • Стране или организации, заинтересованной в участии в новом или текущем проекте, следует направить письмо, в котором следует указать проект, вызывающий интерес, мотивы данной просьбы, связь с целями страны в области развития, ожидаемые результаты или последствия, бенефициаров, возможных местных партнеров (в соответствующих случаях), степень готовности данной страны или организации к получению такой помощи, а также оптимальные сроки.




  • Лицам, проявляющим интерес к занятиям в Академии ВОИС, следует заполнить анкету и представить ее в ВОИС к установленному сроку. Каталог годовой программы и анкета размещены на веб-сайте Академии ВОИС: www.wipo.int/academy/en.

Важно отметить, что странам (развивающимся или наименее развитым) следует обращаться в свое Регионально бюро (для Африки, арабских стран, стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки и Карибского бассейна) для получения предварительных и неофициальных консультаций, поддержания контактов и/или для получения какой-либо информации о технической помощи ВОИС. В этой связи надо иметь в виду, что координаторами ВОИС являются:
Региональные директора:

Региональные бюро для Африки/арабских стран/стран Азиатско-Тихоокеанского региона/стран Латинской Америки и Карибского бассейна

World Intellectual Property Organization (WIPO)

34, chemin des Colombettes

CH-1211 Geneva 20

Switzerland


Кроме того, есть координатор ВОИС, который занимается оказанием технической помощи в целях удовлетворения особых потребностей НРС:

Директор

Отдел наименее развитых стран (НРС)

World Intellectual Property Organization (WIPO)

34, Chemin des Colombettes

CH-1211 Geneva 20

Switzerland 
Координатор ВОИС для стран Европы и Азии с переходной экономикой:
Директор

Департамент стран с переходной экономикой и развитых стран

World Intellectual Property Organization (WIPO)

34, chemin des Colombettes

Ch-1211 Geneva 20

Switzerland


(c) критерии для утверждения решения об оказании помощи и сроки исполнения
Просьбы об оказании помощи, поступающие в ВОИС, рассматриваются соответствующим Региональным бюро или Сектором/Отделом/Секцией с использованием следующих критериев:


  • нужно, чтобы ВОИС получила официальную просьбу;

  • данная деятельность должна быть частью странового плана или национальной стратегии в области ИС, проекта или инициативы ВОИС;

  • эта деятельность должна быть направлена на удовлетворение потребностей данной страны и должна соответствовать ее целям развития; потребности в технической помощи и ожидаемые результаты определяются путем проведения систематических оценок потребностей и/или консультаций с соответствующими национальными властями еще до разработки годового плана работы и составления набросок необходимого бюджета.

В число других критериев входят следующие:


  • готовность получающей страны или организации принять помощь в согласованные сроки; степень готовности определяется путем направления миссий по установлению фактов/оценке потребностей;

  • наличие ресурсов; в процессе составления окончательного годового плана работы и набросок бюджета устанавливается степень очередности проектов в зависимости от степени важности данной деятельности и от имеющегося бюджета.

Все заявки на получение помощи изучаются в ходе консультаций с соответствующими секторами или отделами ВОИС и с учреждениями-партнерами.
Заявки на зачисление в число слушателей курсов Академии ВОИС следует подавать не позже даты, указанной на веб-сайте Академии ВОИС: www.wipo.int/academy/en. Просьбы, связанные с другими видами деятельности, следует подавать не менее чем за пять-шесть месяцев до ожидаемой даты начала этой деятельности, чтобы было достаточно времени для консультаций с ключевыми партнерами и для внутренних процедур утверждения.
(d) процедура привлечения других организаций к деятельности по сотрудничеству в целях развития
Для осуществления проектов и мероприятий по оказанию технической помощи, связанной с созданием инфраструктуры и укреплением потенциала учреждений, часто приходится привлекать другие организации, предоставляющие такие услуги. Эти услуги может оказывать частная компания или одна из организаций, с которыми установлены партнерские отношения. Для обеспечения участия такой организации заключаются официальные контракты и/или соглашения, которые официально закрепляют данные взаимоотношения в соответствии с финансовыми положениями и правилами ВОИС.
(e) базы данных, касающихся развития
В рамках Повестки дня в области развития были созданы следующие базы данных с механизмом поиска в целях облегчения оказания технической помощи государствам-членам и информирования общественности, что повышает уровень транспарентности в сфере технической помощи:
(i) База данных о технической помощи в области интеллектуальной собственности (БДТП-ИС):

БДТП-ИС содержит информацию о деятельности по оказанию технической помощи, проводимой в развивающихся странах, НРС и странах с переходной экономикой. Эта информация извлекается из докладов, которые получила ВОИС. См. подробное описание на веб-сайте: www.wipo.int/tad/en/.


(ii) Реестр консультантов (РК):

РК – это база данных с механизмом поиска, которая была создана в 2009 году по просьбе КРИС. Она содержит полезную информацию о консультантах и экспертах, нанятых ВОИС для проведения конкретной деятельности по оказанию технической помощи на национальном и региональном уровнях. Эта база данных призвана дать более подробную информацию о специалистах, которых привлекают к деятельности по оказанию технической помощи в развивающихся странах, НРС и странах с переходной экономикой. См. более подробное описание на веб-сайте: www.wipo.int/roc/en/.


(iii) Сводная база данных:

Это электронный инструмент, позволяющий сопоставлять имеющиеся ресурсы с конкретными потребностями развития, касающимися ИС, благодаря чему:



  • развивающиеся страны, НРС и страны с переходной экономикой формулируют свои потребности;

  • потенциальные доноры предлагают свои ресурсы;

  • ВОИС анализирует идеи и подбирает подходящих партнеров.

См. подробное описание на веб-сайте: www.wipo.int/dmd/en/.

IV. ПРОГРАММЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал