Станицы смоленской



страница1/7
Дата17.10.2016
Размер1.25 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, МО СЕВЕРСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49

СТАНИЦЫ СМОЛЕНСКОЙ
«Утверждено»

решением педагогического совета

от 28 августа 2015 года протокол № 1

Председатель _________ Н.В.Котова


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По кубановедению

Ступень обучения (класс) - основное общее образование 5-9 класс

Количество часов: 170

Учитель: Зуза Лариса Викторовна

Программа разработана на основе: авторской программы «КУБАНОВЕДЕНИЕ» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (организаций) Краснодарского края, Краснодар. ОИПЦ «Перспективы образования», 2014г. авторы-составители: А.А.Зайцев, В. Н. Басий, Ю. А. Болдырев, Л. М. Галутво, Н. А. Гангур, А. Н. Еремеева, А. Н. Криштопа, С. А. Лукьянов, О. А. Матвеев, Т. А. Науменко, И.А.Терская.


  1. Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе:

Авторской программы «КУБАНОВЕДЕНИЕ» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (организаций) Краснодарского края, Краснодар. ОИПЦ «Перспективы образования», 2014г. авторы-составители: А.А.Зайцев, В. Н. Басий, Ю. А. Болдырев, Л. М. Галутво, Н. А. Гангур, А. Н. Еремеева, А. Н. Криштопа, С. А. Лукьянов, О. А. Матвеев, Т. А. Науменко, И.А.Терская



В соответствии с

  1. Основного общеобразовательной программой МБОУ СОШ №49

  2. Методическими рекомендациями для образовательных организаций Краснодарского края о преподавании предмета «Кубановедения» в 2015- 2016 учебном году

  3. Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.

  4. Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.12. 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»»

  5. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  6. Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.12. 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  7. Письмом Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07. 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

  8. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изм. и дополнениями) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

  9. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  10. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2014г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»

  11. Постановлением Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.

  12. Приказом Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  13. Письмом Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03 -417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».

  14. Письмом министерства образования и науки Краснодарского края от 16.03. 2015 года № 47-3353/15-14 «О структуре основных образовательных программ общеобразовательных организаций».

  15. Письмом министерства образования и науки Краснодарского края от 14.07.2015 г. № 47-10267/ 15-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Краснодарского края на 2015-2016 учебный год»

  16. Примерными основными образовательными программами начального общего образования и основного общего образования, внесенных в реестр образовательных программ, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/5). http://fgosreestr.ru/.

  17. Письмом министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2015 года № 47-10474/15-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования»


Цели образования учебного предмета «Кубановедения»

«Кубановедение»: систематизация знаний о Кубани, накопленных в различных предметных областях, выявление общего и особенного в развитии российского социума и региона, а также создание целостного представления о Кубани как самобытной части Российского государства



Задачи курса «Кубановедение»:

  • комплексное изучение своей малой родины в общероссийском контексте, соответствующее современному уровню знаний;

  • воспитание патриотизма и гражданственности;

  • формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической и экологической культуры;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между представителями различных этнических, религиозных и социальных групп, развитие познавательного интереса;

  • осознание необходимости бережного отношения к родной природе;

  • привитие чувства гордости за достижения известных жителей Кубани;

  • социализация школьников в современной социокультурной среде и регионе;

  • приобщение молодого поколения к сохранению национальных культур и традиций в условиях многонационального государства.


Общая характеристика учебного предмета

Курс «Кубановедение» структурирован путём соединения направлений школьного краеведения (тематических разделов), соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Тематический раздел «История Кубани» является системообразующим. В целом соблюдается хронологический принцип: 5 класс (с древнейших времён до IV века); 6 класс (с конца IV века до XVI века); 7 класс (XVII- XVIII века); 8 класс (XIX век); 9 класс (XX - начало XXI века). Последовательность тем предопределена внутрипредметными и межпредметными связями. Учитываются возрастные особенности школьников, а также требования к знаниям, навыкам и умениям, приобретённым учащимися в ходе изучения основной программы.

На уровне основного общего образования (5-9 классы) интегрированный предмет «Кубановедение» реализуется в контексте следующих предметных областей и учебных предметов: «Общественно-научные предметы» (история, обществознание, география); «Естественно-научные предметы» (биология), «Филология» (русский язык, литература); «Искусство» (музыка, изобразительное искусство).

Главным унифицированным методическим принципом структуры курса является трёхуровневое построение познавательной деятельности и процессе обучения:



  • получение учащимися готовых знаний;

  • самостоятельное приобретение знаний на основе предложенных источников;

  • исследовательская деятельность учащихся; поиск новых источников знаний с последующим их анализом для повышения собственного образовательного уровня.

В силу того что предмет «Кубановедение» имеет интегрированный характер, основополагающий тематический раздел «Кубань - многонациональный край» становится сквозным для всех ступеней основного общего образования. Включение указанного модуля возможно в рамках вводного и итогового уроков, выстроенных в соответствии с возрастными особенностями школьников. Вводный урок нацеливает на каждом уроке и во внеурочной деятельности принятия учащимися Кубани базовых национальных ценностей поликультурного мира и межконфессионального диалога. Итоговое занятие позволяет определить уровень достижения планируемых результатов обучения и воспитательных эффектов в процессе социализации обучающихся.

Для более успешного усвоения материала в основной школе необходимо разнообразить формы проведения учебных занятий: экскурсии и виртуальные экскурсии по местам боевой и трудовой славы кубанцев, на природу, в краеведческий, художественный музеи, очные и заочные путешествия по живописным уголкам края, встречи с интересными людьми и т. д.



Место учебного предмета «Кубановедение» в учебном плане

«Кубановедение» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 170 часов (34 часа в год за счет части, формируемой участниками образовательного процесса, с периодичностью преподавания 1 час в неделю).



Количество часов по темам распределено самостоятельно

Таблица распределения количества учебных часов рабочей программы по истории в соответствии с учебным планом.

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская

программа

Рабочая программа

Рабочая программа по классам

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

1.

История Кубани с древнейших времен до IV века

34

34

34













2.

Введение







1













3.

Раздел I. Кубань в эпоху каменного века







6













4.

Тема 1. Древние собиратели и охотники.







2













5.

Тема 2. Появление человека современного облика







2













6.

Тема 3. Земледельцы и скотоводы







2













7.

Раздел II. Земледельцы и скотоводы Северо-Западного Кавказа в эпоху бронзы







5













8.

Тема 4. Майкопская и ямная археологические культуры.







1













9.

Тема 5. Дольменная культура







2













10.

Тема 6. Северокавказская, катакомбная и срубная культуры







2













11.

Раздел III. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке







8













12.

Тема 7. Кочевники кубанских степей.







3













13.

Тема 8. Меоты – земледельческие племена Северо-Западного Кавказа







2













14.

Тема 9. Мифология. Искусство и быт кочевого и оседлого населения Прикубанья







3













15.

Раздел IV. Греческие колонии на берегах Черного и Азовского морей







10













16.

Тема 10. Начало древнегреческой колонизации







1













17.

Тема 11. Античная мифология и Причерноморье







2













18.

Тема 12. Занятия жителей колоний.







2













19.

Тема 13. Боспорское царство.







2













20.

Тема 14. Культура и быт греческих городов - колоний







1













21.

Тема 15. Культура и быт Боспора римского времени.






















22.

Итоговое повторение и проектная деятельность







4













23.

История Кубани (с конца IV века до XVI века);

34

34




34










24.

Введение










1










25.

Раздел I. Природа малой Родины и человек










8










26.

Раздел II. История Кубани в IV-XVI вв.










14










27.

Тема 5. Кубань в эпоху Средневековья










3










28.

Тема 6. Восточные славяне в Прикубанье. Тмутараканское княжество










4










29.

Тема 7. Кубань в ХIII-ХV вв. Между ордынцами и генуэзцами










3










30.

Тема 8. Народы Кубани в XVI в.










4










31.

Раздел III. Культура народов Прикубанья в Средние века










8










32.

Тема 9. Религиозные верования жителей Северо-Западного Кавказа










5










33.

Тема 10. Кубанские страницы древнерусской литературы. Нартские сказания










3










34.

Итоговое повторение и проектная деятельность










3










35.

История Кубани с (XVII- XVIII века);


34

34







34







36.

История Кубани (XIX века.)

34

34










34




37.

История Кубани (XX - начало XXI века).

34

34













34


Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета «Кубановедение»

Личностные результаты:

  1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

  2. Формирование ответственного отношения к учению, овладение навыками саморазвития и самообразования.

  3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

  4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

  5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

  6. Развитие морального сознания, повышение уровня компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

  7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми.

  8. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

  9. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, навыками принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

  6. Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.

  7. Смысловое чтение.

  8. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

  9. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметные результаты:

  1. Овладение целостными представлениями об историческом развитии своего региона.

  2. Умение связывать исторические факты и понятия в целостную картину.

  3. Выработка умений определять по датам век, этапы, место события и т. д.

  4. Разделение целого на части. Выявление главного, обобщение, группировка, сравнение.

  5. Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности в курсе «Кубановедение»:




  • в 5-м классе предлагается ввести творческие проекты, например, связанные с изготовлением макетов исторических памятников Кубани. Возможны варианты коллективных проектов. Темы предложены с учётом перечня умений и навыков, универсальных учебных действий (УУД), возрастных особенностей подростков;

  • 6-м классе предлагается ввести проекты, связанные с прикладной или игровой деятельностью;

  • в 7-м классе предлагается ввести помимо игровой деятельности элементы исследовательской работы;

  • в 8-м классе предлагается ввести исследовательские и творческие проекты;

  • в 9-м классе организовать проектно-исследовательскую деятельность, связанную с изучением биографий знаменитых земляков-кубанцев.

Таблица распределения проектной деятельности

Сроки освоения

УУД

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся

Формирование ИКТ-компетентности

Межпредметные понятия

5 класс

Называть эпохи истории первобытности (каменный, бронзовый и железный века). Разрабатывать мини-проект (возможно совместно с учителем технологии). Например, изготовить макет физической карты Краснодарского края из подручных материалов (аппликации из ткани, из бумаги, из зерна и т. д.). Рассказывать о переходе древнего человека от собирательства и охоты к мотыжному земледелию. Отличать присваивающий тип хозяйства от производящего. Подготовить мини-проект. Например, изготовить макеты орудий труда и предметов вооружения каменного века ти создать макет «Охота на мамонта», используя пластилин и другие подручные средства.

Кубань в эпоху каменного века –ч.

www.kuban.retroportal.ru/index.html - хронология событий, происходивших на Кубани в XVIII – XX веках. На сайте представлены визуальные материалы из фондов краснодарских краевых государственных и частных архивов, библиотек и музеев, архивные документы, труды историков и краеведов, воспоминания очевидцев;


Использовать дополнительную информацию из разных источников, в том числе Интернета, Иллюстрировать примерами из литературы




Рассказывать об особенностях производства бронзы на Северном Кавказе, о первом общественном разделении труда. Подготовить проект на одну из изученных тем, например, инсценировать один из эпизодов рассказа «Тайны литейщика». Сравнивать особенности общественного строя у племён различных археологических культур. Объяснять происхождение названия «срубная культура». Различать типы дольменов по внешнему виду. Рассказывать о вкладе М. И. Веселовского в изучение памятников катакомбной культуры.

Земледельцы и скотоводы Северо-Западного Кавказа в эпоху бронзы – 1ч.

www.kuban.retroportal.ru/index.html - хронология событий, происходивших на Кубани в XVIII – XX веках. На сайте представлены визуальные материалы из фондов краснодарских краевых государственных и частных архивов, библиотек и музеев, архивные документы, труды историков и краеведов, воспоминания очевидцев;


Систематизировать и анализировать пройденный материал.

Использовать дополнительную литературу и ресурсы Интернета и формулировать собственное мнение.







Называть дату перехода от эпохи бронзы к раннему железу на территории Северо-Западного Кавказа. Рассказывать о втором крупном общественном разделении труда, произошедшем в раннем железном веке. Рассказывать об особенностях обработки железа и меди. Называть дату проникновения сарматов в Прикубанье. Рассказывать о меотских племенах и меотской культуре. Рассказывать о вкладе Геродота в изучение народов Прикубанья. Знать легенды о происхождении скифов.

Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке – 1ч.

www.kuban.retroportal.ru/index.html - хронология событий, происходивших на Кубани в XVIII – XX веках. На сайте представлены визуальные материалы из фондов краснодарских краевых государственных и частных архивов, библиотек и музеев, архивные документы, труды историков и краеведов, воспоминания очевидцев;


Приводить конкретные примеры. Анализировать. Использовать дополнительные источники информации




Называть причины древнегреческой колонизации. Пересказывать миф о путешествии аргонавтов. Рассказывать о встречающихся в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» описаниях Чёрного моря, природы Северного Причерноморья. Характеризовать основные занятия греков-колонистов в Прикубанье. Объяснять происхождение названия Горгиппия. Рассказывать о торговых связях греческих колонистов с городами Греции. Называть товары, которые ввозились в Боспорское царство и вывозились из него. Характеризовать особенности торговли колонистов с меотами. Объяснять причины ослабления Боспорского царства. Рассказывать о роли готов и гуннов в уничтожении Боспорского царства. Называть причины интереса боспорян к христианскому учению. Определять роль апостола Андрея Первозванного в распространении христианских епархий на Северо-Западном Кавказе

Культура и быт Боспора римского времени – 1ч.

www.kuban.retroportal.ru/index.html - хронология событий, происходивших на Кубани в XVIII – XX веках. На сайте представлены визуальные материалы из фондов краснодарских краевых государственных и частных архивов, библиотек и музеев, архивные документы, труды историков и краеведов, воспоминания очевидцев;


Анализировать. Использовать дополнительные источники информации


































  1. Содержание учебного предмета

5 КЛАСС (34 ч)

Введение (1ч)

Что и как изучает предмет «Кубановедение». Историческая память народа. Историческая карта Кубани. Человек в истории. История малой родины как часть всеобщей и российской истории. Источники знаний о прошлом. Природа и история Кубани в древности. Особенности культуры и быта жителей региона в далёком прошлом.



Раздел I. Кубань в эпоху каменного века (6 ч)




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал