Статья 1: Право на самоопределение 33-40 12



страница1/9
Дата31.10.2016
Размер1.83 Mb.
ТипСтатья
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Организация Объединенных Наций




E/C.12/RWA/2-4



Экономический
и Социальный Совет


Distr.: General

4 October 2011

Russian

Original: French


Комитет по экономическим, социальным
и культурным правам


Осуществление Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах

Второй, третий и четвертый периодические доклады, представленные в одном документе в соответствии со статьями 16 и 17 Пакта

Руанда*

[20 января 2010]

Содержание

Пункты Стр.

Сокращения и аббревиатуры 3

Перечень таблиц и графиков 6

Введение 1–11 7

I. Общая информация о Руанде 12–32 9

A. Базовые данные о Руанде 12–18 9

B. Демографическая ситуация 19–21 10

C. Институциональная основа 22–24 10

D. Социально-экономическая ситуация 25–32 11

II. Меры, принятые для поощрения и осуществления прав, закрепленных


в Международном пакте об экономических, культурных
и социальных правах 33–336 12

A. Общие положения Пакта 33–48 12

1. Статья 1: Право на самоопределение 33–40 12

2. Статья 2: Осуществление прав обеспечивается при отсутствии


дискриминации 41–48 15

B. Отдельные права 49–336 18

1. Статья 6: Право на труд 49–97 18

2. Статья 7: Справедливые и благоприятные условия труда 98–117 28

3. Статья 8: Свобода образования профсоюзов и федераций
и их свободная деятельность 118–134 35

4. Статья 9: Право на социальное обеспечение 135–157 38

5. Статья 10: Защита "семьи" 158–188 42

6. Статья 11: Уровень жизни 189–236 54

7. Статья 12: Право на физическое и психическое здоровье 237–267 72

8. Статья 13: Право на образование 268–308 85

9. Статья 15: Право на участие в культурной жизни 309–336 97

Заключение 337–339 106

Приложение

Библиография 107



Сокращения и аббревиатуры

АРС Антиретровирусные средства

АРФС Агентство Руанды по финансированию студентов

АХП-Умуримо Ассоциация христианских профсоюзов-Умуримо

ВВП Внутренний валовой продукт

ВПБАУ Всеобъемлющая продовольственная безопасность и анализ уязвимости

ВПНЖФ Всеобщая перепись населения и жилищного фонда

ГИСР Государственный институт статистики Руанды

ДМР Департамент международного развития Великобритании

ИАНР Институт агрономических наук Руанды

Имидугуду групповые поселения

Ингандо Лагеря солидарности

ИНТИ Институт научных и технологических исследований

ИНТК Институт науки и технологии Кигали

ИСТР Информационная система трудовых ресурсов

Итореро Место собрания, ассамблея

Квитура признание добрых поступков человека и ответная благодарность

КИУЖД Комплексное исследование в области условий жизни домохозяйств

КОМЕСА Общий рынок Восточной и Южной Африки

КПЛДЗ Комплексный подход к лечению детских заболеваний

КСОР Касса социального обеспечения Руанды

Кугабира осуществление пожертвований

MГСТ Министерство государственной службы и труда

MИНАГРИ Министерство сельского хозяйства и животных ресурсов

MИНАЛОК Министерство по делам местной администрации

MИНЗДРАВ Министерство здравоохранения

MИНИНФРА Министерство инфраструктуры

MИНИРЕНА Министерство природных ресурсов

MИНИСПОК Министерство культуры и спорта

MИНОБР Министерство образования, науки, технологий и научных исследований

МИПОСЕМ Министерство при аппарате премьер-министра по вопросам пола и продвижения семьи

MИНЭКОФИН Министерство финансов и экономического планирования

MИНЮСТ Министерство правосудия

МКООСР Молодежный кооператив самозанятости и развития

MГРС Министерство при аппарате премьер-министра по гендерным вопросам и развитию семьи

МФСР Международный фонд сельскохозяйственного развития

НПО Неправительственная организация

Общий цикл Цикл обучения, предшествующий среднему

О.В. Официальный вестник

ОПР Общественно-полезные работы

ОРМА Организация за развитие и мир в Африке

ПМР-ХИМО Программа местного развития с интенсивным использованием ручного труда

ПМСПР Продвижение малых и средних предприятий в Руанде

ППСС Проект по поддержке сельскохозяйственного сектора

ПРОДИАФ Продвижение диалога во франкоязычной Африке

ПРКРЭ Проект по развитию культуры ренты и экспорта

ПРООН Программа развития Организации Объединенных Наций

ПРР Правительство Руанды

РИЕПА Агентство по продвижению инвестиций и экспорта в Руанде

РФР Руандийский франк
(Средний курс: 1 долл. США = 658 394,668 РФР)

СВАП Секторальный подход

СВОПБИ Совет по взаимодействию организаций поддержки базовых инициатив

СЕСТРАР Конфедерация профсоюзов Руанды

СИДЗ Социологическое исследование в области демографии и здоровья

СКК Сберегательный и кредитный кооператив

СПРСХ Стратегический план реформы сельского хозяйства

ССНЭР Стратегия сокращения нищеты и экономического развития

СУК Свободный университет Кигали

ТВЕТ Техническая и профессиональная образовательная подготовка

ТК Трудовой кодекс

УПТР Управление подготовки трудовых ресурсов

УЭМР Управление экологического менеджмента Руанды

ФАО Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций

ФАЖП Форум африканских женщин-педагогов

ФППГ Фонд помощи пострадавшим от геноцида Тутси

ХИДА Государственное агентство по развитию людских ресурсов и институциональных возможностей

ЦЕРН Европейский центр ядерных исследований

ЦЛИ-СПИД Центр лечения и исследований СПИД

ЦУГИВФ Центральное управление государственных инвестиций и внешнего финансирования

ЦПМ Центр подготовки молодежи

ЦПМСПР Центр поддержки малых и средних предприятий в Руанде

ЦПП Центр профессиональной подготовки

ЮСЕЙД Агентство США по международному развитию

ЯАМС Японское агентство международного сотрудничества

Перечень таблиц

Таблица 1 Достижения в области ОПР

Таблица 2 Многостороннее сотрудничество: список партнеров и объемы финансирования

Таблица 3 Двустороннее сотрудничество: список партнеров и объемы финансирования

Таблица 4 Показатели положения в сфере занятости

Таблица 5 Данные о работниках неформального сектора

Таблица 6 Ситуация с безработицей

Таблица 7 Сравнительное исследование уровня заработной платы работников государственного и частного сектора

Таблица 8 Данные по профессиональным рискам

Таблица 9 Данные по детскому и юношескому труду

Таблица 10 Финансирование МКООСР

Таблица 11 Данные по уровню жизни

Таблица 12 Состояние уязвимости домохозяйств

Таблица 13 Развитие ситуации в области питания

Таблица 14 Домохозяйства, подверженные рискам, связанным с питанием

Таблица 15 Категория домохозяйств, подверженных рискам, связанным с питанием

Таблица 16 Показатели в области здравоохранения

Таблица 17 Ситуация со слепотой

Таблица 18 Бюджетные ассигнования на здравоохранение

Таблица 19 Показатели в области начального образования

Таблица 20 Показатели в области среднего образования

Таблица 21 Показатели в области борьбы с неграмотностью

Таблица 22 Бюджетные ассигнования на образование

Таблица 23 Данные о зарплате преподавательского состава

Таблица 24 Общее сравнение зарплат преподавателей и государственных служащих

Таблица 25 Данные по частным учебным заведениям



Перечень графиков

График 1 Тенденции изменения уровня жизни по регионам

График 2 Данные по регионам, подверженным риску, связанному с питанием

Введение

1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый 16 декабря 1966 года, вступил в силу 3 января 1976 года. Руанда присоединилась к нему 16 апреля 1975 года. Пакт был включен во внутреннее законодательство страны декретом-законом № 8/75 от 12 февраля 1975 года (О.В., 1975, стр. 230).

2. При присоединении правительство Руанды сделало оговорку к статье 13 настоящего Пакта. Текст оговорки гласит: "В том, что касается образования, правительство Руанды будет соблюдать положения конституции страны".

3. Эта оговорка была снята президентским указом1 о снятии оговорки Республики Руанда к статье 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (см. уведомление депозитария: CN.1034.2008 TREATIES−8).

4. Настоящий доклад представляет собой объединенный документ, состоящий из докладов, которые Республика Руанда должна была представить в соответствии со статьями 16 и 17 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Отметим, что до принятия руководящих принципов 1991 года периодические доклады касались лишь по некоторых статей. Последний периодический доклад (2−й доклад) был сделан только по статьям 6−9, и был представлен Руандой 9 ноября 1987 года.

Настоящий доклад включает следующие доклады: 2-й доклад (статьи 10−12), подлежавший представлению 30 июня 1990 года, 3-й доклад, подлежавший представлению 30 июня 1995 года, 4-й, подлежавший представлению 30 июня 2000 года и 5-й доклад, подлежавший представлению 30 июня 2005 года. Документ охватывает период от даты представления последнего доклада до июля 2009 года.

5. Задержка с представлением докладов, предусмотренная настоящим Пактом, частично объясняется тем, что технические службы, занимающиеся составлением докладов для представления Комитету Объединенных Наций, не справляются со своей работой.

6. Задержка также объясняется кризисной ситуацией в стране, которая в конце концов привела к геноциду Тутси в 1994 году. После геноцида наступил период чрезвычайного положения, страна столкнулась с огромными проблемами, такими, как положение перемещенных лиц, появление множества уязвимых лиц – вдов, детей-сирот и других −, а также с проблемой беженцев – тех, кто на протяжении нескольких десятилетий не могли вернуться в свою страну и тех, кто бежали из страны позднее в 1994 году, стали заложниками в соседних странах и служили живым щитом для лиц, спланировавших и осуществивших этот геноцид. К тому же, экономическая деятельность полностью остановилась и социальные службы практически прекратили свою работу. Более того, была подорвана вера народа в государство. Правительство в первую очередь занялось восстановлением социальной, экономической и политической жизни.

7. Настоящий Пакт, как и другие международные договоры и инструменты, занял надлежащее место во внутреннем законодательстве Руанды, в соответствии со статьей 190 Конституции2 Руанды, в которой предусмотрено, что должным образом ратифицированные или одобренные международные договоры и соглашения с момента их публикации в Официальном вестнике имеют преимущественную силу перед органическими и обычными законами, при условии применения другой стороной каждого из таких соглашений и договоров.

8. Эта работа не могла бы быть завершена без помощи и содействия различных государственных учреждений и организаций гражданского общества, а также других правительственных организаций. Последние играют особенно важную роль в осуществлении, поощрении и развитии прав, предусмотренных настоящим Пактом.

9. Отдельно отметим некоторые государственные организации гражданского общества, занимающиеся защитой прав, закрепленных в настоящем Пакте. Они содействовали сбору фактических данных:

a) ФППГ: Фонд помощи пострадавшим от геноцида тутси. Это правительственная организация, созданная в 1998 году с целью решения постоянно возникающих проблем, связанных с геноцидом тутси. Ее деятельность сосредоточена в областях образования, здравоохранения и жилья для пострадавших;

b) СВОПБИ: Совет по взаимодействию организаций поддержки базовых инициатив. Это объединение руандийских НПО, работающих в области развития. Его задача – содействие более активному участию населения в своем собственном развитии;

c) СЕСТРАР: Конфедерация профсоюзов Руанды. Это самое старое профсоюзное объединение Руанды, в которое на сегодняшний день входит подавляющее большинство членов профсоюзов;

d) КЛАДХО: Комитет лиг и ассоциаций по защите прав человека в Руанде;

e) Объединение за свободу и права женщин в Руанде (ПРОММЕС/ТВЕЗЕ ХАМВЕ).

10. Отметим также роль, которую сыграли в сборе данных международные организации, такие как CAIRE International, World Vision и др., а также специализированные учреждения Организации Объединенных Наций, такие, как ПРООН, ЮНИСЕФ и др.

11. Данная работа делится на две большие части. Первая содержит общие сведения о Руанде с институциональной и социально-экономических точек зрения; во второй излагаются меры, принятые с целью осуществления прав, содержащихся в настоящем Пакте.

I. Общая информация о Руанде

A. Базовые данные о Руанде

12. Республика Руанда – это анклавная страна в Центральной Африке, на севере граничащая с Угандой, на юге – с Бурунди, на востоке – с Танзанией, и на западе – с Демократической Республикой Конго. Площадь страны составляет 26 338 кв. км, она расположена между 1° и 3° южной широты и 29−31° восточной долготы; климат в Руанде горный, тропический.

13. В настоящее время численность ее населения3 составляет 9 567 190 жителей при плотности4 в 368 жителей на кв.км. Страна разделена на 4 провинции (Северную, Южную, Восточную, Западную) и город Кигали, и на 30 районов.

14. С момента обретения независимости в 1962 году учреждения Республики Руанда характеризовались массовыми нарушениями прав человека. За политикой разделения в Руанде последовала прочно укоренившаяся политика социального отчуждения, породившая этническую ненависть и нетерпимость в социальной и политической жизни страны, что привело, в конечном счете, к массовым расправам и геноциду тутси в 1994 году.

15. С тех пор в Руанде завершился этап, на протяжении которого страной руководило переходное правительство.

16. После завершения этого периода в 2003 году, в стране была принята новая Конституция и были созданы новые, избранные демократическим путем институты.

17. Эта Конституция стала краеугольным камнем конца переходного периода. Она гарантирует основные права и свободы каждого гражданина и предусматривает создание новых учреждений для консолидации демократии. Среди главных принципов новой Конституции можно выделить следующие:

a) Создание правового государства, основанного на уважении основных прав и свобод личности, равенстве между мужчинами и женщинами, которое выражается в предоставлении женщинам как минимум 30% постов в органах, принимающих решения;

b) борьба с идеологией геноцида тутси и всем, что к нему относится;

c) создание государства, действующего на благо населения и во имя социальной справедливости.

18. Правительство приступило к осуществлению административных реформ и создало институты, которые занялись контролем за управлением, среди которых, в частности, бюро омбудсмена, Центр гендерных исследований, многочисленные комиссии (например, Комиссию по борьбе с геноцидом, Государственную комиссию по вопросам единства и примирения, и др.), различные советы (женщин и молодежи), а также суды Гакака для отправления правосудия переходного периода.

B. Демографическая ситуация

19. Богатством Руанды является ее однородное население, 99,4% населения говорит на одном языке, киньяруанда, часть населения также говорит и на других языках: 3,9% − на французском, 1,9% − на английском и 3,0% − на суахили5.

20. 49,8% руандийцев являются католиками, 27,3% − протестантами, остальное население принадлежит к другим другими религиозным вероисповеданиям, таким, как адвентисты, мусульмане и другие.

21. Население Руанды является молодым: более 6 млн. жителей моложе 25 лет, в то время, как

a) численность населения в возрасте менее 5 лет составляет 16,3%;

b) численность населения в возрасте менее 15 лет составляет 42,1%;

c) численность населения в возрасте от 15 до 64 лет составляет 55,2%;

d) численность населения в возрасте более 65 лет составляет 2,7%;

e) средняя ожидаемая продолжительность жизни у мужчин составляет 50,2 года, у женщин – 55,6 лет. Общий коэффициент фертильности в 2008 году составил 5,56; темпы годового прироста составляют 6,0%. Большинство населения Руанды проживает в сельской местности, это более 7 млн. человек, тогда как в городах проживают более 1,8 млн. человек7. Средний размер обычных домохозяйств составляет 4,53 человека8.

C. Институциональная основа

22. Сразу после геноцида тутси правительство Руанды создало соответствующие институты для укрепления правового государства. В соответствии с Конституцией были созданы структуры представительства и участия граждан, учреждены различные органы и комиссии, описанные в последующих пунктах.

23. Демократические органы, представлены законодательной властью, осуществляемой 2 палатами (Палата депутатов и Сенат) (статья 62 и след.) и исполнительной властью, осуществляемой Президентом Республики и правительством. Правительство состоит из премьер-министра, министров, государственных секретарей и других членов, которых может назначать Президент Республики (статья 97 и след.). Судебная власть состоит из целой системы судов и трибуналов (статья 140 и след.).

24. Для особых вопросов были также созданы специализированные государственные комиссии и органы. В целях настоящего доклада мы сошлемся лишь на некоторые из них, такие, как Государственная комиссия по правам личности, Государственная комиссия по вопросам единства и примирения, Центр гендерных исследований, управление генерального аудитора и управление омбудсмена.



D. Социально-экономическая ситуация

25. Сельское хозяйство занимает господствующее место в экономике Руанды: этот сектор составляет 39% ВВП, при этом промышленный сектор и сектор услуг составляют 14% и 41% ВВП соответственно9.

26. ВВП на душу населения составлял в 2006 году 314 долл. США, целью программы 2020 является достижение уровня 900 долл. США10. Темпы прироста ВВП на душу населения в 2003 году составили 5,8%, а в 2007 году – 14,3%. Что же касается валового государственного дохода, то он преодолел в 2001 году порог в 798,6 млрд. РФР и достиг в 2006 году 1 785 92 млрд. РФР. Индекс потребительских цен в 2001 году составлял 74,6%, а в первом квартале 2008 года он составил 152,8%11. Порог нищеты в 2005/06 годах находился на уровне 56,9%, что на 3,5% меньше 60,4% в 2000/01 годах12. Государственный долг сокращается: в марте 2008 года он составлял около 165 млрд. РФР, а в декабре 2007 года эта цифра достигала 172 млрд. РФР13. Что же касается займов с целью финансирования бюджета, то они сократились на 22% для бюджета на 2000 год, в 2003 году они составляли 14%, а в бюджет 2008 года заложена цифра 8%; такого снижения удалось добиться благодаря экономическому росту.

27. После 1994 года на повестке дня правительства национального единства стоит вопрос обеспечения налоговой стабильности и экономического роста. Пройдя тяжелый этап чрезвычайного положения и добившись стабилизации ситуации, страна находится на правильном пути долгосрочного развития в соответствии с программой 2020, принятой в начале этого века и программами по сокращению масштабов нищеты (английское сокращение EDPRS).

28. Программа 2020 является частью усилий Руанды по обеспечению экономического роста в стране на основе некоторых опорных направлений развития, в частности, речь идет о создании нации и ее социального капитала; создании эффективного и заслуживающего доверия государства, управляемого согласно принципам правового государства; подготовке кадров в соответствии с задачей создания в Руанде процветающей экономики на основе знаний и навыков; развитии базовой инфраструктуры, в том числе городском планировании; развитии предпринимательства и частного сектора; и наконец, модернизации сельского хозяйства и животноводства. При этом необходимо помнить и о "сквозных" направлениях развития, таких как гендерный фактор, охрана окружающей среды, наука и технологии, а также региональная интеграция. По прогнозам правительства, в 2020 году Руанда должна достичь среднего уровня доходов и стать экономикой знания.

29. Программа сокращения масштабов нищеты, которая является частью Стратегии экономического развития и сокращения масштабов нищеты14, в частности, предусматривает повышение темпов экономического роста, поддержку интеграции сельскохозяйственного развития и консолидацию рационального управления.

30. Выполняются программы по сокращению нищеты, направленные на увеличение темпов экономического роста:

a) с упором на инвестиции в инфраструктуру, модернизацию сельского хозяйства и развитие навыков;

b) по сокращению населения с помощью программ планирования семьи;

c) по борьбе с крайней нищетой и направленные на повышение продовольственной безопасности, создание рабочих мест и улучшение методов социальной защиты.

31. Чтобы добиться этих целей, Руанда создала институты, способные придать новый импульс различным политическим инициативам и стратегиям. Отметим создание Совета по развитию Руанды, в который вошли учреждения15, способные придать необходимый импульс новому подъему экономики с помощью мобилизации как местных, так и иностранных инвестиций, подготовки кадров и информационных и коммуникационных технологий, а также продвижения экспорта и туризма.

32. Руанда укрепляет сотрудничество и партнерские отношения с другими странами. Страна является членом различных организаций по развитию, таких, как Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), Международная конференция региона Великих озер; а также входит в Сообщество стран Восточной Африки; наряду с этим, страна возобновила региональное сотрудничество в рамках Экономического сообщества региона Великих озер.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал