Свод правил поведения чеченской молодёжи г. Грозный 2013 г



страница1/5
Дата07.06.2018
Размер1.09 Mb.
  1   2   3   4   5
Министерство Чеченской Республики

по национальной политике, печати и информации
свод правил поведения ЧЕЧЕНСКОЙ МОЛОДЁЖИ

г. Грозный 2013 г.
О целесообразности составления свода этических норм поведения

(К истории вопроса)
Наша страна за сравнительно небольшой исторический промежуток времени пережила много потрясений, которых сторицей хватило бы для многих государств. Начиная с момента становления как централизованного государства, Россия претерпела множество конституционных реформ, смен политических формаций, правящих режимов. Последний самый жестокий удар по стране, который, по словам Президента России В.В. Путина, «является величайшей трагедией 21- го века», был инспирирован извне. Это был развал многонациональной Советской державы, итог которого - сотни тысяч жертв различных межнациональных и межконфессиональных конфликтов.

Слава Всевышнему, в последние годы мы вырвались из этой всепоглощающей трясины, однако, это не значит, что все уже позади, и нам не за что переживать. Недруги России предпринимают новые попытки с целью дестабилизации обстановки. И все это делается не ради нашего светлого будущего, а для того, чтобы в развалившейся на части стране можно было беспрепятственно пользоваться ее природными богатствами, в том числе и генетическим ресурсом. Ибо основное богатство страны составляет многонациональный российский народ.

Итоги последних лет свидетельствуют о том, что основной движущей силой дестабилизации могут стать межнациональные и межконфессиональные конфликты, а основная ставка при этом будет сделана на молодежь. И это не потому, что наша молодежь такая плохая, а потому, что мы достаточно разные, и нам порой трудно понять и принять обычаи друг друга, что зачастую приводит к конфликтам, которые используются недругами против нас и нашей страны.

Межнациональные конфликты в Российской Федерации стали, пожалуй, наиболее болезненным проявлением отсутствия какой-либо национальной идеи. Получается своего рода нонсенс: государство существует свыше двух десятков лет, не имея при этом консолидированной государственной идеологии. Как следствие – вооружённые конфликты на территории страны и события, подобные волнениям на «Манежке».

В этой связи всё чаще и чаще в Интернете звучат заявления об этнической несовместимости граждан единой страны – славян и кавказцев. В качестве основного аргумента приводятся тезисы о так называемом конфликте национальных культур, которые заведомо не дают каких-либо шансов на совместное позитивное сосуществование этнических групп. Подобная ситуация не один год поддерживает моральное напряжение в обществе, тогда как истинной причиной конфликтов являются не сами культуры тех или иных этносов, а бескультурье и тотальное невежество, связанное с незнанием друг друга.

Здесь налицо серьёзные упущения со стороны федерального центра, который не выстроил должной работы по консолидации российского общества.Фактически все рупоры официальной пропаганды отданы на откуп СМИ, мягко говоря, сомнительной идеологической ориентации. В результате обстановку в идеологической сфере отличал сплошной коллапс.

Надо признать, что весь имеющийся до сих пор позитив зиждется на остатках прежней советской идеологии, взрастившей старшее и среднее поколения россиян. Что же касается непосредственно молодёжи, то она практически лишена каких-либо духовных и нравственных ориентиров по той причине, что в настоящее время в стране ощущается серьёзный дефицит идеологической продукции, нацеленной на воспитание здоровой личности и настоящего гражданина Российской Федерации. В поиске позитивных прецедентов интересен экскурс в историю народов. К примеру, семейным уставом на Руси был «Домострой», а у чеченцев – неписаный многовековой духовно-нравственный кодекс «Нохчалла». Быть къонахом - значит, соблюдать кодекс чести чеченца, главные принципы которого – честность, порядочность, благородство и мужество.

Безусловно, каждая эпоха вносит свои коррективы, в соответствии с которыми меняется материальная культура и образ мышления того или иного поколения. Поэтому некоторые этические положения должны быть адаптированы к современным жизненным реалиям.

И если представители различных национальностей станут неукоснительно соблюдать собственные морально-этические кодексы, то вместо столкновения и всеобщего хаоса бескультурья, мы получим диффузию, позитивное сращивание этих самых культур, подобно тому как в многонациональном Советском Союзе за счёт укрепления уз братства происходило взаимообогащение культур.

Осознавая ответственность за будущее страны, представители чеченской молодежи инициировали написание данной Памятки под условным названием «Кодекс поведения молодежи». Этот кодекс должен стать путеводной нитью, которая поможет нам без потерь выйти из лабиринта национальных противоречий. Это рекомендательный документ, его цель - совершенствовать культуру поведения и взаимоотношения молодежи, как в обществе в целом, так и на семейном уровне в частности. Кодекс составлен с учетом национальной специфики, на основе неписаного кодекса чести чеченцев и общечеловеческих ценностей.

Следует особо отметить, что настоящий Кодекс не претендует на статус высшего юридического документа, и, следовательно, не подменяет основного Закона государства – Конституции РФ, тогда как идея Кодекса коррелирует со следующими правовыми нормативными актами:

1) «Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития» (Конституция РФ, ст. 68, п. 3);

2) «Права лиц, относящихся к малочисленным народам, на сохранение и развитие своей самобытной культуры… соблюдать свои традиции и совершать религиозные обряды, не противоречащие федеральным законам» (ФЗ «Об общинах коренных народов Российской Федерации», ст. 10, п. 5).

3) «Общепризнанные традиции и обычаи народов Чеченской Республики – уважение к старшему,женщине, людям различных религиозных убеждений, гостеприимство, милосердие – священны, охраняются Конституцией Чеченской Республики и законами Чеченской Республики» (Конституция ЧР, ст. 35, п. 4).

Таким образом, данный проект Кодекса аккумулирует в себе морально-нравственные воззрения коренных народов страны, опирается на действующее законодательство, никоим образом не противореча главному закону страны – Конституции РФ.

Надеюсь, что настоящие рекомендации станут катализатором создания в будущем Морального Кодекса Россиянина.



Р.А. Кадыров, Глава Чеченской Республики


Часть 1.
Каким должен быть моральный облик современного Чеченца?
Как правило, в восприятии большинства россиян понятие «кавказская молодёжь» напрямую ассоциируется с чеченцами, даже если хулиганские выходки совершаются представителями других национальностей. И именно по этой причине мы обратимся к вайнахскому этикету.

Любому бескультурью сопутствует целый ряд объективных и субъективных предпосылок. Если говорить отдельно о чеченской молодёжи, то появление в её среде аморальных напластований связано с тем, что из-за военной ситуации значительная часть чеченцев формировалась в отрыве от своих этнических корней, в регионах, где не было доступа к национальной духовно-нравственной составляющей. Поэтому сегодня остро стал вопрос преподавания этих основ.

Прежде чем начать рассуждения о современной модели этического поведения хотелось бы под условным наименованием «Моральный Кодекс Чеченца» представить вниманию читателей сделанную нами небольшую «выжимку» из известного многовекового свода адатов:

Имя «Чеченец», помимо этнической принадлежности, отражает духовно-нравственные ориентиры личности, обозначенные в многовековом морально-этическом кодексе Нохчалла.

– Чеченец является человеком Веры – веры в Единого Бога, твёрдо и непреклонно следующий Заветам праведных предков, придающий огромное значение религиозности, родственным отношениям, доброму имиджу нации, материальному благополучию, физическому и нравственному здоровью.

– Одним из главнейших приоритетов Чеченца является стремление достижения заработка и прочих средств пропитания исключительно честным богобоязненным путём, ибо формирование полноценной гармоничной личности невозможно без учёта так называемого Божественного фактора.

– Чеченец не ставит личную, семейную или клановую корысть выше общенародных интересов. Чеченец всецело руководствуется идеей национального приоритета.

– Чеченец не приемлет шовинизма, ксенофобии, расовой ненависти.

–Чеченец толерантен, создаёт доверительный климат на предприятиях, в учебных заведениях, государственных учреждениях и силовых структурах.

– Чеченец в любом коллективе проявляет безукоризненную этику - как с начальством, так и с подчинёнными.

– Чеченец свято почитает родителей и заботится о людях преклонного возраста.

– Чеченец пресекает недостойное отношение к женщине, сознавая, что на её месте может оказаться его мать, сестра, жена или дочь. При этом Чеченец требователен к их моральному и внешнему облику.

–Чеченец свято оберегает свою репутацию, не позволяет предосудительного поведения. Его образ жизни, профессиональные и личностные качества являются слагаемыми доброго имени Чеченца, олицетворяющего собой достойный образ целой нации перед мировым сообществом.

– Чеченец осознаёт индивидуальную ответственность заформирование позитивного национального имиджа, уважительного отношения к чеченцам.

– Чеченец никогда не переводит борьбу идей в борьбу людей. В менталитете чеченцев не принято доводить идейные разногласия до крайности, в плоскость неразрешимого противостояния, ведущего к кровопролитию.

– Чеченец в конфликтных ситуациях ищет точки соприкосновения, исходя в любом споре из следования исламской морали, оберегания родственных уз.

– Чеченец – патриот, беззаветно преданный Отечеству. Проживая за пределами исторической родины, Чеченец принимает участие в делах общенационального масштаба, внося посильную лепту в достойное будущее нации.

– Чеченец стремится к созиданию и здравомыслию, анализируя каждый свой шаг, соизмеряя степень возможной пользы или вреда обществу.



– Чеченец стремится к всеобщему народному единству.


Часть 2.
«НОХЧАЛЛА» - ЗНАЧИТ БЫТЬ ЧЕЧЕНЦЕМ!
Наличие чести у чеченца проявляется в благородных поступках, которые высокой моралью пленили многие народы. Примеры «къонахалла» и «нохчалла» зафиксированы в памяти чеченцев как проявления благородства, на них воспитывалось каждое поколение чеченцев. Что же такое «нохчалла»? Обратимся за разъяснением к экспертам. «Нохчалла – это чеченский характер", - считает известный чеченский писатель и политический деятель С-Х. Нунуев.

Не случайно говорят, что Нохчалла в крови (генах) каждого истинного вайнаха.

От многих доводилось слышать, читать, что Нохчалла – это Нахский Кодекс Чести. Не возражаю. Сам так писал до недавнего времени. Но при внимательном анализе и сопоставлении со многими историческими реалиями получается, что Нохчалла затрагивает не только вопросы чести и достоинства –это основа национальной самоидентификации, обеспечивающая духовно-нравственную связь времен и поколений с глубин тысячелетий.

Нохчалла, таким образом –это национальная идеология нахов, во имя которой надо бороться, жить, причем, жить с высоко поднятой головой!

Люди, живущие в соответствии с Нохчалла, ни в коем случае не могут быть мелочными, лживыми, скупыми и самовлюбленными, не говоря уже о том, что любого рода преступления автоматически исключают их из числа обладателей этого сокровища. Уникальное свойство Нохчалла в том, что держать себя в рамках ее принципов может любой человек, независимо от ранга, сословия, образования, рода деятельности. Главное в Нохчалла – не терять человеческого достоинства, не соблазняться, не зазнаваться, не падать духом.

Каждый истинный вайнах, воспитанный у себя на родине в традиционной семье, имеет прочные задатки рыцаря, джентльмена, дипломата, мужественного заступника и щедрого, надежного товарища. В чем причина? Почему настоящий чеченец или ингуш никогда не подведет, не предаст, не простит обиды, не потерпит зла и насилия, лжи и двуличия, трусости и малодушия?

Нохчалла, как было сказано, недостаточно определить словом «честь». Честь у вайнахов – сий. Недостаточно определить словом «благородство», ибо оно у нас – оьздангалла. Таким образом, у нас «мужество» – доьналла, «смелость» – майралла, «гордость» – яхь, «щедрость» – комаьршалла, «справедливость» – нийсо. Словом, все отдельно взятые достоинства у вайнахов обозначаются конкретными словами и определениями. «Нохчалла» – нечто более широкое, емкое. Это – мировоззрение, идеология. Как оно сложилось? На основе мифов? С мифами предки вайнахов расстались в глубинах тысячелетий. На основе писаний? Их вайнахи не сохранили. На основе ратных дел, ярких эпохальных подвигов? Но в таком случае идеология Нохчалла носила бы боевой, мобилизующий дух. А в Нохчалла нет и намека на агрессивность, воинственность. Напротив, идеология Нохчалла отличается особым миролюбием, этикой и эстетикой, будто создавалась вовсе не на земле, а на небесах.

"Нохчо" значит - чеченец. А понятие "нохчалла" - включаетв себя все особенности чеченского характера, весь спектр моральных, нравственных и этических норм. Ребенок в традиционной чеченской семье впитывает, как говорится, "с молоком матери" качества рыцаря, джентльмена, дипломата, мужественного заступника и щедрого, надежного товарища…

"Нохчалла" - это умение строить свои отношения с людьми, ни в коей мере не демонстрируя своего превосходства, даже будучи в привилегированном положении. Напротив, в такой ситуации следует быть особо учтивым и приветливым, чтобы не задеть ничье самолюбие. Так, сидящий верхом на лошади должен первым поздороваться с пешим. Если же пешеход старше всадника, всадник обязательно должен сойти с коня.

"Нохчалла" - это дружба на всю жизнь: в дни печали и радости. Дружба для горца - понятие святое. Невнимательность или неучтивость по отношению к брату простится, но по отношению к другу - никогда!

"Нохчалла" - это особое почитание женщины. Подчеркивая уважение к родственникам своей матери или своей жены, мужчина сходит с коня прямо при въезде в село, где они живут.

К слову, например, притча о горце, который однажды попросился на ночлег в дом на окраине села, не зная, что хозяйка была дома одна. Она не могла отказать гостю, накормила, уложила его спать. Наутро гость понял, что в доме нет хозяина, а женщина сидела всю ночь в передней у зажженного фонаря. Умываясь, второпях, он случайно задел руку хозяйки мизинцем. Уходя из дома, гость кинжалом отрубил этот палец. Так беречь честь женщины может только мужчина, воспитанный в духе "нохчалла".

"Нохчалла" - это неприятие любого принуждения. Чеченец с малых лет воспитывался защитником, воином. Самый древний вид чеченского приветствия, сохранившийся и ныне - "приходи свободным!" Внутреннее ощущение свободы, готовность отстоять ее - это "нохчалла". При этом "нохчалла" обязывает чеченца проявлять уважение к любому человеку. Причем, уважение тем большее, чем дальше человек по родству, вере или происхождению. В народе говорят: обида, которую ты нанес мусульманину, может быть прощена, ибо возможна встреча в Судный День. Но не прощается обида, причиненная человеку иной веры, ибо такой встречи не будет никогда. С таким грехом пребывать вечно.

"Нохчалла" - не свод рекомендаций и не инструкция чеченца. Это то, чему следует чеченец добровольно и сознательно.

С религиозной точки зрения смысл (Замысел Всевышнего) создания всего (биологического и физического мира, Вселенной) – в выращивании человеческого разума и человеческой совести.

Главное преступление человека и человечества против Бога, против Его Проекта – отступление от разума и совести.

Но Всевышний оттачивает разум и совесть человека и человечества в беспрерывной борьбе. Борьба – главный инструмент развития, реализации Проекта Бога. Именно для беспрерывной борьбы Творец допустил существование сатаны – Иблиса.

Было бы странно, если бы сатана не совершенствовал свои козни в соответствии с меняющимся временем. Вот и появляются провокационные и кощунственные фильмы якобы о Пророке и грязные танцы в православных храмах.

Терпеливое и мудрое выращивание разума и совести – вот что такое Нохчалла. Вера без всяких рекламных ритуалов, лицемерия и демонстраций своей набожности; вера, которая в душе и сердце человека, а не в угоду кому-то или чему-то – вот что такое прямой путь к Всевышнему Аллаху, тарикат Нохчалла! Тарикат с тысячелетними корнями, уходящий к самым истокам Ислама, к самым первым пророкам человечества. (Саид-Хьамзат Нунуевhttp://www.nohchalla.com/etika/chto-znachit-nohchalla.html)

Часть 3
«ГIИЛЛАКХ» – КУЛЬТУРА
Квинтэссенцией всех достижений чеченского народа в области самосовершенствования является культура чеченского народа - «ГIиллакх». Многие известныеавторы,публицисты, историки обращались к этой теме. Так, известный чеченский драматург Муса Ахмадов является автором одной из таких работ под названием «Чеченская традиционная культура и этика». Размышляя над такими понятиями, как «г1иллакх»,«оьздангалла», которые являются неотъемлемой частью «Кодекса чести чеченцев», автор пишет, цитирую:

«В первую очередь необходимо определить содержание употребляемых в чеченском языке терминов «оьздангалла» и «г1иллакх». По нашему мнению, понятие «оьздангалла» по своему содержанию гораздо шире понятия «г1иллакх». Г1иллакх – это внешние формы проявления родственных и других взаимоотношений между людьми. В качестве таковых они являются частью понятия «оьздангалла» – культура. Более того, «оьздангалла» есть чистота тела, сердца и мыслей человека, неразрывно связанных с верой в Бога... Культура проявляется не только в поведении и характере человека, но в первую очередь должна присутствовать в его душе и сознании».

По точному выражению автора другой работы на заданную тему

Я. Умаева: «ГIиллакх - является основой «Крепости чеченца». Именно под таким названием Я. Умаев издал свой труд, опубликованный в Грозном в 2012 году, отрывки из которого мы приводим далее:
Имеющий ГIиллакх:

встанет во весь рост, когда к нему подойдет Человек, независимо от того, кто он;

не сядет сам, не усадив на самое удобное и почетное место того, кто зашел к нему домой или в помещение, где он находится;

не сядет сам на самое удобное и почетное место у себя дома, если в его доме находится гость (самое почетное место то, которое находится на самом далеком расстоянии от входной двери или самое удобное);

ни при каких обстоятельствах не сядет в присутствии тех, при ком ему не положено сидеть (не положено сидеть в присутствии Стариков, родственников Матери, Жены);

не утолит жажду, не предложив попить тем, кто находится в его присутствии, независимо от их возраста. И не выпьет, пока не выпьет Старший по возрасту, если знает, что он был бы не против попить воды, даже если он из вежливости говорит, что не хочет пить;

не утолит голод, не предложив поесть тем, кто находится в его присутствии, и если даже он или они откажутся есть, не станет есть все, не оставив большую часть ему или им;

если попадет туда, где едят, не стесняясь, присоединится к ним, если попадет туда, где работают, не отлынивая, станет помогать им;

поможет тому, кто что-то делает, и тому, кому нужна помощь;

не станет идти рядом с тем, кто Старше его по возрасту, а станет справа или впереди от него;

не перейдет дорогу Старшему по возрасту;

не сядет, если Старший по возрасту стоит;

уважает того, кто Старше него хотя бы на сутки! И помогает уважать себя тому, кто хотя бы на сутки моложе его, подсказывая ему то, чего он не знает.
«ЛАРАМ» - УВАЖЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩИМ
Одним из проявлений «ГIиллакх» является «Ларам» - уважение к окружающим.

Человек, имеющий «Ларам», - уважение:

никогда не перебивает того, кто говорит что-то, пока он не закончит говорить;

никогда не скажет ни одного слова, не попросив на это разрешения у Старшего по возрасту;

всегда говорит только вежливо и приятно;

никогда не ругается, не упрекает, не оскорбляет, не повышает голоса и не кричит;

даже если Старший по возрасту не прав, не перечит ему;

не говорит много, т.е. немногословен;

никогда не говорит то, что кого-то могло бы обидеть;

никогда ни над кем не насмехается, никого не поднимает на смех;

никого не считает ни ниже себя, ни глупее себя.



«ЯХЬ» - ДУХ СОРЕВНОВАНИЯ
Одним из составных частей чеченской культуры и чеченского духа является «Яхь» – дух соревнования – стремление равняться по всему лучшему, что есть в обществе, в котором ты живешь:

- быть одним из лучших в труде, храбрейшим в бою;

- оказаться первым там, где ждет помощи страдающий;

- последним, где идет раздача наград;

- проявлять отзывчивость и щедрость по отношению к другим;

- скромность и умеренность к себе;

- стремиться к общественному признанию.

Вот далеко не полный перечень составных элементов Яхь.
«ОЬЗДАНГАЛЛА» - БЛАГОРОДСТВО, НРАВСТВЕННОСТЬ
Быть «Оьзда» – значит быть благородным, высоконравственным, добропорядочным человеком!
«Оьзда стаг» - благородный, высоконравственный, добропорядочный человек, сделав с кем-нибудь какое-нибудь общее дело, старается, чтобы большая доля досталась товарищу.

А человек, не имеющий «оьздангалла» - благородства, любым способом, даже обманув товарища, или вызвав жалость к себе, старается, чтобы больше досталось ему.

«Оьзда стаг» - благородный человек, старается сберечь товарища от любой трудности и опасности.

А человек, не имеющий «оьздангалла» - благородства, может предать и подставить кого угодно.

«Оьзда стаг» - благородный человек, если он попадет в ситуацию, где еды мало, немного перекусывает и перестает есть, чтобы остальным досталось больше!

А человек, не имеющий «оьзданнгалла» - благородства, старается съесть побольше и не наедается.

«Оьзда стаг» - благородный человек, смотрит на женщин, как на мать и сестру, кроме той, на которой он женат или собирается жениться.

«Оьзда стаг» - благородный человек, даже наедине с собой избегает непристойных, низких или подлых мыслей.

А если они его и посетят, то его тело бросает в огонь от стыда, при мысли: «Какой позор, дойти до того, что в голову пришли такие мысли!»

Есть у Чеченцев еще и такое выражение: «Я бы постыдился своего тела так подумать, или так сказать, или так сделать!»

«СИЙ» - ЧЕСТЬ
«Сий долу стаг» - это человек чести, а человек чести – это «Къонах»!
«Къонах» - делает то, что наказал делать Бог – делает добро, и не делает того, что Бог запретил.

«Къонах» – это настоящий мужчина. И дома, и вне дома, и везде, где бы он ни находился, исполняет, бережет и защищает обычаи и традиции вайнахов.

Того же, кто, потеряв совесть и стыд, начал в его присутствии вести себя недостойно и нарушать общественный покой, т.е. сквернословить, приставать к кому-нибудь, оскорблять или унижать кого-то и т.д. «Къонах» просит успокоиться или перестать вести себя неподобающим образом.

Если он и после этого не успокоится, «Къонах» достойным способом успокоит его, и тем самым восстановит общественный порядок и покой.

«Къонах» решает все проблемы семьи и дома. Относится к проблемам своего села, города, страны, как к собственным.

«Къонах» не позволит даже словом оскорбить себя или как-нибудь унизить и уронить Свое Достоинство и Честь – никому, нигде, никогда, что бы ни происходило и ни при каких обстоятельствах, даже если ему придется там умереть, защищая Свою Честь и Достоинство!

«Къонах» в своем присутствии не позволит даже словом оскорбить или как-нибудь унизить Достоинство и Честь кого бы то ни было, никому, нигде, никогда, чтобы не произошло, не случилось и не происходило, даже своему Другу и Родственнику.

«Къонах» везде, всегда и при любых обстоятельствах будет владеть собой.

«Къонах» не позволит в своем присутствии сквернословить никому, нигде и ни при каких обстоятельствах.

«Къонах», даже делая кому-нибудь замечание, не позволит себе выражаться скверными словами, упрекать или оскорблять.

«Къонах»отвечает за каждое сказанное им слово.

«Къонах» никогда не пообещает того, что он не сможет сделать. Но если он что-то пообещает, обязательно выполнит свое обещание, как бы ему не было трудно или чего бы ему это ни стоило.

«Къонах» никогда наспех не принимает серьезных решений. Но если он примет решение, он его не изменит. Однако, если он поймет, что его решение было неверным, он сам изменит его.

«Къонах» всегда выслушает то, что говорят старшие по возрасту, и если ему надо будет что-то сказать, он попросит на это разрешение у Старших и вежливо выскажется.

«Къонах», где бы то ни было, уважает старших по возрасту и всегда следит за тем, чтобы в его присутствии и другие поступали также.

«Къонах» нигде, никогда и ни при каких обстоятельствах не теряет самообладания, не выходит из себя и не впадает в отчаяние.

«Къонах» никогда и ни за что не продаст себя, не продаст своего слова!

«Къонах» всегда и везде бережет и защищает свою честь и достоинство, а также честь и достоинство других людей, независимо от их вероисповедания, национальности и расовой принадлежности.

«Къонах» никогда не отзывается плохо о тех, кто отсутствует, и не дает отзываться плохо о тех, кто отсутствует, другим.

«Къонах» везде и всегда помогает нуждающемуся и защищает слабого!

«Къонах» всегда и везде защищает и восстанавливает справедливость.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал