Учебно-методический комплекс по дисциплине история культуры и религии китая для подготовки специалистов 031801. 65 Религиоведение



страница1/2
Дата28.10.2016
Размер0.5 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2
Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

Кафедра религиоведения и государственно-конфессиональных отношений



Учебно-методический комплекс по дисциплине
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ И РЕЛИГИИ КИТАЯ

для подготовки специалистов 031801.65 Религиоведение

Рассмотрено и утверждено

на заседании кафедры РиГКО от «25» апреля 2012 г.

Барнаул
СОДЕРЖАНИЕ
Методические рекомендации к курсу

Критерии оценки

Содержание учебной дисциплины

Методические рекомендации по организации работы студентов в ходе лекционных занятий

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

Примерный список вопросов к зачету и экзамену

Рабочая программа дисциплины
Методические рекомендации к курсу

Курс «История культуры и религии Китая» согласно учебному плану для студенты заочного отделения осваивают дисциплину в течение двух семестров. На первый отведено 12 ч лекций и 58 ч СРС, на второй семестр – 12 ч лекций и 45 ч СРС. На подготовку к зачету отводится 4 ч., к экзамену 9 ч.

Основу УМК по спецкурсу «История культуры и религии Китая» составляет программа.

Цель курса – целенаправленная подготовка студентов в области изучения особенностей функционирования культурных, литературных и религиозных традиций Китая.

Задачи курса:

– дать сведения о естественно-географическом и историко-культурном обитании китайского этноса;

– рассмотреть основные этапы истории развития отечественного и зарубежного китаеведения;

– проанализировать теоретико-методологические подходы к изучению истории китайской культуры;

– рассмотреть основные этапы истории развития китайской цивилизации, обладающие собственными культурными традициями;

– дать аналитическое описание архаической культурной традиции Китая;

– реконструировать исходные для китайской цивилизации мировоззренческие модели, ментальные константы и идеологические комплексы, и способы их функционирование в китайском обществе;

– проанализировать архаико-мифологические представления Китая с изложением центральных мифологических сюжетов и выделить опорные пункты для художественной культуры Китая образов-мифологем;

– показать этапы сложения китайской политической, художественной и материальной культуры;

– выявить ведущих мыслителей, деятелей культуры и искусств и определить их вклад в национальную и мировую культуру;

– изучить ведущие для Китая идеологические системы – конфуцианство, даосизм и чань-буддийская традиции – с выявлением основных этапов их развития и религиозных письменных источников;

– дать анализ поведенческих стереотипов китайцев, специфику досугового времяпрепровождения;

– рассмотреть историю развития китайской письменности, поэтического творчества, повествовательной прозы, театрального искусства;

– определить особенности развития китайского изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Студенты, освоившие учебный курс «История культуры и религии Китая» должны:

знать:

основные этапы развития и особенности китайской культуры;

выдающихся мыслителей, деятелей культуры и искусства;

историю формирования основных религиозных институтов Китая и их религиозно-философские системы;

основные открытия и достижения китайской цивилизации;

– иметь представление:

об архаико-мифологических традициях Китая

о целях и задачах научного изучения региона;

уметь:

определять основные жанры литературы, искусства и формы живописи;

квалифицированно пользоваться историческими источниками и научной литературой;

оперировать научно-понятийным и категориальным аппаратом курса;

– сформировать отношение к культуре Китая не только как предмету исследования, но и как к инструменту, необходимому для ценностных ориентаций в мире;

– развить навыки творческого мышления, способствующие индивидуализации и социализации личности.

Контрольно-регулировочный комплекс полученных знаний будет осуществляться в ходе опросов, докладов, контрольных работ, коллоквиумов, а также в виде вопросов для самоконтроля. Завершающим этапом изучения курса служит экзамен, на который выносятся теоретические вопросы, а также планируется свободная беседа по кругу проблем, предусмотренных курсом. Вопросы к итоговой аттестации задаются в соответствии с лекционным материалом, тем, выделенных для самостоятельного изучения, рекомендованных источников и литературы. Итоговая оценка будет складываться из оценки качества выполнения письменных работ, результатов опросов. Главной составляющей курса является формирования научного знания об изучаемом регионе.

Критериями оценки знаний студентов в процессе освоения учебной дисциплины «История культуры и религии Китая» являются:


  • знание учебного материала в соответствии с учебной программой дисциплины (степень освоения учебной литературы по теме); способность дать оценку существующим точкам зрения по раскрываемой проблеме; владение понятийным аппаратом;

  • Доказательность и убедительность выступлений на семинарских занятиях,  умение выделять главные аспекты проблемы, способность отстаивать свою позицию опираясь на знание теоретического и практического материала;

  • наличие конспекта лекций и его активное использование во время самостоятельной работы

  • знание и владение материалом рекомендованной литературы по учебному курсу;

Основанием для получения отличной оценки являются проявленные глубокие знания о предмете при ответе на поставленный вопрос, последовательное изложение материала  с использованием лекционного материала, учебной и научно-исследовательской литературы, ответы на все дополнительные вопросы.

Содержание учебной дисциплины

Часть I. Теоретико-методологические аспекты изучения истории культуры Китая

Тема 1. Естественно-географическое и историко-культурное обитание китайского этноса

Специфика термина «Китай». Основные этноязыковые группы: тайская, тибето- бирманская, тюркская и монгольская. Прото- и собственнокитайская этническая общность - «ханьцы». Исторический ареал обитания ханьцев. Характеристика историко-культурных центров обитания китайского этноса. Окончательное сложение их в XVII-XIX вв. и их этнокультурное разнообразие. Проблема этно- и культурогенеза китайской цивилизации. Основные гипотезы генезиса китайской цивилизации. Моноцентрическая гипотеза: единство этнических и культурных истоков национальной цивилизации и ее возникновение в бассейне Хуанхэ. Региональные культурные очаги как варианты общекитайского культурного субстрата. Мыслители и ученые разрабатывающие моноцентрическую гипотезу.
Тема 2. История изучения культурного наследия Китая в отечественном и зарубежном китаеведении

Китаеведение как отдельное направление в мировой гуманитарии. Основные этапы становления отечественного и зарубежного китаеведения. Первое знакомство Европы с Китаем. Католические миссионеры ордена иезуитов и их деятельность середина XVI нач. XVII вв. (Маттео Риччи .). Российская духовная миссия в Пекине XVIII - XIX вв.




Часть II. Основные этапы развития китайской цивилизации и особенности культурных традиций

Тема 3. Традиционный и научный варианты периодизации истории Китая. Архаический Китай

Китайская историологическая традиция. Формационный подход к определению истории Китая. Основные фазы истории Китая и их внутренние временные отрезки. Архаический Китай - с раннего палеолита и до образования государственности. Древний Китай - XVII до н.э. - III в.н.э. Традиционный Китай - III в. н.э. - 1912 г. Современный Китай с 1912 г. Архаический Китай. Древнейшие антропологические находки. Очаговые культуры периода: «западная», «центральная», «южная», «восточная», «юго-восточная». Памятники региональных культур. Керамические сосуды их художественное оформление. Гончарное дело, камнерезное искусство, лаковое, шелкоткацкое производство. Орудия труда, оружие, музыкальные инструменты, украшения и предметы ритуально-церемониального характера. Культура Луныпань (3300 - 2000 гг. до н.э.). Проблема соотнесения исторической действительности с традиционными китайскими историологическими воззрениями. Эпоха правления «пяти совершенномудрых государей».


Тема 4. Исходные этнокультурные параметры и идеологические процессы в традиционном Китае

Культурные особенности Иньской эпохи. Находки в Аньяне. Возникновение письменности. Утверждение бронзЛво-литейного производства. Формирование социально- экономического и политического устройства местной государственности. Сложение исходных для китайской цивилизации мировоззренческих моделей. Чжоуская эпоха и ее особенности. Качественные изменения в ремеслах и декоративно-прикладном искусстве. Важнейшие открытия в области рациональных знаний. Формирование национальной философской мысли и выделение самостоятельных философских направлений. Сложение национальной письменной культуры, возникновение книги, создание первых письменных поэтических памятников и образцов художественной прозы. Период ранних империй. Культура, политика и идеология в правлении Цинь-ши-хуан-ди.




Тема 5. Духовная и культурная жизнь Китая в XX - XXI вв.

Историко-политические процессы. Новаторские течения. «Движение за новую культуру». Реформирование элитарной письменности и художественной словесности. Переход китайской литературы со старого языка вэнь янъ на язык бай хуа. Развитие новых литературных форм и жанров. Борьба за «новую литературу и новое искусство». Знакомство китайцев с культурой европейской цивилизации. Пропаганда европейских художественных ценностей и эстетических концепций. Появление художников владеющих техникой национального и европейского живописного искусства. Появление киноискусства. Появление тенденции «возвращения к национальным истокам» 70-80 гг. XX в. Пропаганда историко-культурного национального наследия. Научно-просветительская деятельность в КНР. Массовое создание общественных организаций.


III. Мировоззренческие модели и идеологические комплексы архаической культурной традиции»

Тема 6. Космолого-онтологические и антропологические воззрения китайского этноса. Семантика моделей и ментальных констант

Пятичленная космологическая модель. Определение ее по сторонам света. Особенности конфигурации и композиции погребений по пятичленной пространственной схеме. Воспроизведение ее в росписях на неолитической керамике. Окончательное сложение космологической модели в иньскую эпоху. Геополитические представления иньцев. Символика пространствен- но-временных зон. Цветовая космологическая символика. Натурфилософская символика. «Пять первоэлементов». Идея универсальной дуализированности мира: Инь и Янь. Композиция мирового пространства как набор цифровых комбинаций. «Нумерологические» матрицы. Персонологическая космологическая символика. Зооморфные и антропоморфные божества. Культурологема года.
Тема 7. Семантика и сакральность в художественной словесности, музыке и строительстве

Оформление и выделение «музыкального комплекса»: хмузицированпе, пение и танец. Применение его в культовой деятельности и официальных церемоний религиозно-светского и этического характера. Восемь видов набора музыкальных инструментов. Наделение «музыкального комплекса» магическими функциями. «Музыкальный комплекс» и экстатическое состояние, пиршественные церемонии как восстановление социокосмического порядка. Письменная словесность и архаико-ритуальная деятельность. Создание текста как воспроизведение процесса трансформации хаоса. Категории архитектурных ансамблей: город, царская резиденция, храмовый комплекс и частные постройки. Пространственно-планировочные правила архитектурных ансамблей. Композиции китайских культовых ансамблей. Градостроительный канон царских дворцов. Основные технико-конструктивные особенности китайского зодчества.




Тема 8. Государственные верования и культы древнего и имперского Китая.

Культы Неба, Земли и императорских предков и их персонификация. «Верховный Владыка» - Шан-ди. «Владычица-Земля» - Хоу-ту. «Небесный император» - Тянь-ди. Типологические особенности политической культуры Китая. Комплекс представлений о верховной власти и ее носителе. Образ правителя как образ жреца. Культ «харизматического царя» и его трансформация. «Царь воитель». «Просвещенный царь». Проявление харизматической силы через ритуальные и ритуально-этические церемонии. Ритуальное облачение императоров. Концепция «небесного мандата» и ее роль в историко-политической жизни китайского общества.




Часть IV. Архаико-мифологические представления Китая

Тема 9. Специфика китайских мифологических представлений

Проблема характера и содержательного аспекта китайской мифологии. Мифологические сюжеты в текстах: «Каталог гор и морей» (III—I вв. до н.э.) и «Хуайнань-цзы» (179-122 гг. до н.э.). Смыслообразующие тематические блоки мифологем: космогонические мифы, астральные мифы, аграрные мифы, героические мифы, анимистические верования и их характеристика. Космогонические мифы. Миф о Пань-гу - «Свернувшаяся (в кольцо) древность» III в.н.э. Миф о Хаосе-хуньдунь. Изложение его в даосском трактате «Чжуан-цзы». Мотивы «космического яйца» и «космического человека». Собственные китайские космогонические мифы. Отделение Неба от Земли. Элементы сюжета в конфуцианском каноническом тексте - «Шу цзине». Мифологические представления о «трех великих первопредках»: Нюй-ва, Фу-си, Шэнь-нун. Героические мифы. Повествование о божествах повелителях.




Тема 10. Анимистические верования в культуре Китая

Представления о загробном мире. Древо мертвых (Императорское древо). Трансформация загробных представлений в позднеиньскую и раннечжоускую эпохи. Мифологемы загробного царства - Желтый источник (Земля Хаоли). Многоярусное подземное царство - Град мертвых (Сюаньду). Представления о душе. Наличие двух душ: хунь и по. Смыслообразующая основа представления. Душа хунь и трехчастная ее структура. Физическая целостность человеческого существа. Пневма-ци и ее вариации. Душа по и семь ее составляющих. Легенды о духах-мстителях, оборотнях.




Тема 11. Мифологемы в культуре традиционного и современного Китая

Религиозно-мифологические представления китайцев в реликтовой, рудиментарной форме в местных календарных обрядах и праздниках. Праздничные мероприятия и государственные торжества современного Китая. Древний и традиционный обрядовый календарь. Четы- рехчастные, трехчастные и двухчастные ритмы календарной обрядности. Солнечные и лунные календари. Циклы традиционных сезонных праздников. Образно-символическая значимость праздников. Политические праздники: День образования КНР (1 октября).




Часть V. Ведущие религиозно-философские школы и направления Китая

Тема 12. Конфуцианство. Даосизм. Буддизм

Конфуций 551 г.до н.э.. Древнее конфуцианство. Легендарность и историчность Учителя Кун. Сложение идеологической системы конфуцианства как носителя интересов иньской династии. Превращение конфуцианство в идейно-политическую силу. Гонения на конфуцианство в III в. до н.э. Разделение его на ортодоксальное («Древняя словесность») и неортодоксальное («Новая словесность») II—I вв. до н.э. Классическое конфуцианство. Провозглашение конфуцианство идеологической системой в I н.э. во времена правления хацьского императора Мин-ди (58-75 гг.). Неоконфуцианство и его представители. Теоретическая деятельность Хань Юя и его учеников 768-824 гг. Учение философов XI-XII вв. Чжу Си (1130-1200 гг.) - государственный деятель, философ, реформатор. Постконфуцианство. Модернизационные процессы в конфуцианстве XIX в. Социально-этическая антропология конфуцианского учения.


Тема 13. Вариативность индивидуального вероисповедания

Декларирование высших сословий Китая последователями «Трех учений». Реализация учения в повседневной, общественной жизни и творческом наследии. Взаимодействия «Трех учений» на уровне сознания личности. Механизмы взаимодействия конфуцианства, даосизма и буддизма. Сложение принципов досугового времяпрепровождения и влияние на них космо- лого-онтологических и антропологических воззрений. Китайское садово-парковое искусство. Основоположник традиции частного пейзажного сада Сунь Чао IV в. Искусственная дискретность пространства пейзажного сада. Формирование художественно-эстетического канона национальной поэзии и его распространение на сферу изобразительного искусства. Архаико- религиозное натурфилософское осмысление частной жизни людей. Становление натурфилософских эротологических воззрений.




Часть VI. Письменность, художественная словесность, изобразительное и декоративно-прикладное искусство Китая

Тема 14. Развитие иероглифической письменности, поэтического и художественного творчества, театрального искусства

Самостоятельные виды национального письма: триграммы и собственно иероглифика. Графические композиции триграмм. Собственно иероглифическое письмо: кинеграммы, пиктограммы и идеограммы. Появление первых китайских книг. Эволюция книжного искусства. Поэтическое творчество Китая. Антологии «Канон поэзии» и свод «Чуские строфы». Разновидность прозо-поэтических текстов: оды-фу, песни-юэфу и стихи-ши. Самостоятельные тематические направления и группы китайской поэзии: произведения-панегирики (официальная поэзии), поэзия на конфуцианские темы (произведения исторические, социально- политические, военные) и любовно-лирическая поэзия. Поэзия на даосско-религиозные и философские темы.
Тема 15. Особенности изобразительного и декоративно-прикладного искусства

Композиционные особенности изобразительного искусства Древнего Китая и их отражение в монументальной погребальной и светской скульптуре. Наиболее яркие и уникальные памятники: «глиняная армия Цинь-ши-хуань-ди». История создания, культурная семантика и символика. Изобразительное искусство: светская живопись и ее ведущие направления и жанры. Образцы ранней светской живописи. Художник эпохи Шести династий - Гу Кайчжи (344- 406 гг.) и его работы. Жанры китайской классической живописи. Декоративно-прикладное искусство и его разновидности (лаковое, шелкоткацкое и фарфоровое).



Методические рекомендации по организации работы студентов в ходе лекционных занятий
Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.

В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.

1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.

Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.



2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.

3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление

Методика конспектирования учебного материала

Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.



Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Формами организации самостоятельной работы студента является:

1. Углубленное изучение отдельных вопросов курса, которое осуществляется в самостоятельном подборе и изучении теоретической литературы и источников к научным докладам, контрольным работам, подготовке к коллоквиумам, а также в работе с вопросами и заданиями для самоконтроля.

2. Подготовка аналитических сообщений по темам, обсуждение которых выносится на промежуточный контроль после каждой темы курса.

3. Изучение дополнительной литературы по дисциплине.

4. Подготовку к контрольным опросам.


Задания для СРС:
1. Выступление на семинаре (оценивается по устному выступлению на семинаре)

- Проблема этно- и культурогенеза китайской цивилизации

- Основные гипотезы генезиса китайской цивилизации

- Основные этапы становления отечественного и зарубежного китаеведения

- Деятельность Российской духовной миссии в Пекине

- Возникновение отечественной китаеведческой школы и ее представители в нач. XIX – XXI вв.

- Подходы к изучению китайской цивилизации и определение ее места в мировом историко-культурном процессе

- Космогонические, астральные, аграрные, героические мифы, анимистические верования и их характеристика

- Представления о загробном мире

- Праздничные мероприятия и государственные торжества современного Китая


2. Коллоквиум (оценивается по устным выступлениям на семинаре)

- Формационный подход в изучении китайской цивилизации

- Формирование государственности и сложение исходных для китайской цивилизации мировоззренческих моделей

-. «Движение за новую культуру» и «возвращение к национальным истокам» в 70–80-е гг. XX в.

- современная политика КНР в области культуры и религии
3. Доклад на семинаре (оценивается по устному выступлению на семинаре)

- Сложение идеологической системы конфуцианства

- Неоконфуцианство и его представители

- Этапы формирования даосской традиции

- Антропологическая концепция даосского учения

- Формирование китайских школ буддизма

- Механизмы взаимодействия конфуцианства, даосизма и буддизма
4. Контрольная работа (оценивается по работе, выполненной в письменном виде)

- Эволюция китайского книжного искусства

- Китайский роман и его тематические направления

- Театрализованные представления и городская культура

- История лакового производства в Китае

- Шелковое производство и его промыслы

- Фарфоровое производство
Методические рекомендации по написанию контрольной работы

Контрольная работа выполняется студентами на основе самостоятельного изучения рекомендованной литературы, с целью систематизации, закрепления и расширения теоретических знаний, развития творческих способностей студентов, овладения навыками самостоятельной работы с научной, научно-методической литературой, формирования умений анализировать и отвечать на вопросы, поставленные темой работы, делать выводы на основе проведенного анализа. Работы приобщают также студентов к научно-исследовательской деятельности, играют важную роль в учебной подготовке.

Контрольные работы по дисциплине «История культуры и религии Китая» оцениваются по работам, выполненным в письменном виде на практических занятиях и преследуют цель обобщения и аккумуляции информации по отдельным разделам и изученным темам. На выполнение заданий дается 15 мин. В течение этого времени студент должен изложить основное содержание обозначенных тем, продемонстрировав при этом знание литературы и источников.

Методические указания к оформлению докладов.

Темы докладов формируются преподавателем предварительно на основе того материала, который соответствует содержанию дисциплины. Они затрагивают материал, который не разбирается на лекциях и практических занятиях. Подготовка устного доклада осуществляется студентом самостоятельно и предполагает ознакомление с рекомендованной литературой и источниками. Доклад оценивается по совокупности показателей: полнота охвата содержания темы, логическое построение содержания в соответствие с планом, знание учебной и научной литературы, анализ существующих точек зрения.



Коллоквиумы в процессе освоения содержания дисциплины «История культуры и религии Китая» направлены на выявление уровня теоретических знаний по предмету, а также на них предполагается обсуждение отдельных частей, разделов, тем учебного курса, не включенных в тематику практических занятий. Подготовка к коллоквиуму осуществляется по заранее обозначенному преподавателем плану и включает ознакомление с соответствующей научной литературой, анализ различных точек зрения.

ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

  1. Основные естественно-географические координаты и историко-культурные центры обитания китайского этноса. Характеристика одного их них (на ваш выбор).

  2. Основные этапы и характеристика зарубежного и отечественного китаеведения.

  3. Традиционные и научные варианты периодизации истории Китая.

  4. Региональные культуры архаического Китая. Краткая характеристика.

  5. Основные культурные достижения в период ранних империй.

  6. Национальная культура Китая в монгольский период.

  7. Культурные достижения эпохи «классического Китая» VII–XII вв.

  8. Духовная и историко-политическая жизнь Китая в эпоху Мин (XIV–XVII вв.)

  9. Культурно-идеологические тенденции в Китае XX в.

  10. Специфика пятичленной пространственной модели

  11. Особенности цветовой космологической символики

  12. Теория «пяти первоэлементов».

  13. Семантика и сакральность «музыкального комплекса».

  14. Технико-конструктивные особенности китайского зодчества.

  15. Основные культы древнего и императорского Китая.

  16. Китайский комплекс представлений о власти.

  17. Содержательность и структурность космогонических мифов.

  18. Китайские солярные представление и их основные мифологемы.

  19. Астральные мифологические представления китайцев.

  20. Китайские представления о загробном мире и о душе.

  21. Основные календарные праздники Китая.

  22. Ведущие древнекитайские философские школы и направления их общая характеристика

  23. Основные принципы конфуцианского учения. Характеристика антропологического идеала «благородного мужа»

  24. Конфуцианская духовная традиция в философской разработке Чжу Си. Основные черты «модели мира» философа

  25. Даосские методы обретения бессмертия и совершенства

  26. Даосская алхимия, ее основные принципы и направления

  27. Буддизм в Китае и его влияние на формирование буддийского искусства. Китайская храмовая архитектура

  28. Школы китайского буддизма («Школа трактатов», «Школа сутр», «Школа дхъяны») их основная характеристика.

  29. Принципы досугового времяпрепровождения и роль досуга в формировании национальной художественной культуры

  30. Учение о «женственном» и эротологические концепции в даосизме

  31. Китайский язык – литературный и разговорный и его отражение в специфических формах художественного творчества

  32. Поэтическое творчество Китая. Разновидности китайской литературно-теоретической мысли

  33. Классический китайский роман. Тематическая классификация китайского романа.

  34. Этапы становления театрального искусства Китая и их краткая характеристика.

  35. Изобразительное искусство Древнего Китая и его отражение в погребальных памятниках

  36. Основные жанры классической китайской живописи

  37. Основные направления и школы пейзажной живописи

  38. Разновидности декоративно-прикладного искусства в Китае: лаковое, шелкоткацкое и фарфоровое производство

ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

1.      Основные естественно-географические координаты и историко-культурные центры обитания китайского этноса. Характеристика одного их них (на ваш выбор).

2.       Основные этапы и характеристика зарубежного китаеведения.

3.       Традиционные и научные варианты периодизации истории Китая.

4.       Региональные культуры архаического Китая. Краткая характеристика.

5.       Основные культурные достижения в период ранних империй.

6.       Национальная культура Китая в монгольский период.

7.       Культурные достижения эпохи «классического Китая» VII—XII вв.

8.      Духовная и историко-политическая жизнь Китая в эпоху Мин (XIV-XVII вв.)

9.       Культурно-идеологически^ тенденции в Китае XX в.

10.   Специфика пятичленной пространственной модели

11.   Особенности цветовой космологической символики

12.   Теория «пяти первоэлементов».

13.   Семантика и сакральность «музыкального комплекса».

14.   Технико-конструктивные особенности китайского зодчества.

15.   Основные культы древнего и императорского Китая.

16.   Китайский комплекс представлений о власти.

17.   Содержательность и структурность космогонических мифов.

18.  Китайские солярные представление и их основные мифологемы.

19.   Астральные мифологические представления китайцев.

20.   Китайские представления о загробном мире и о душе.

21.   Основные календарные праздники Китая.

22.   Ведущие древнекитайские философские школы и направления их общая характеристика

23.   Основные принципы конфуцианского учения. Характеристика антропологического идеала «благородного мужа»

24.   Конфуцианская духовная традиция в философской разработке Чжу Си. Основные черты «модели мира» философа

25.     Даосские методы обретения бессмертия и совершенства

26.     Даосская алхимия, ее основные принципы и направления

27.   Буддизм в Китае и его влияние на формирование буддийского искусства. Китайская храмовая архитектура

28.     Школы китайского буддизма («Школа трактатов», «Школа сутр», «Школа дхъяны») их основная характеристика.

29.   Принципы досугового времяпрепровождения и роль досуга в формировании национальной художественной культуры

30.   Учение о «женственном» и эротологические концепции в даосизме

31.   Китайский язык - литературный и разговорный и его отражение в специфических формах художественного творчества

32.   Поэтическое творчество Китая. Разновидности китайской литературно-теоретической мысли

33.   Классический китайский роман. Тематическая классификация китайского романа.

34.   Этапы становления театрального искусства Китая и их краткая характеристика.

35.     Изобразительное искусство Древнего Китая и его отражение в погребальных памятниках

36.   Основные жанры классической китайской живописи

37.     Основные направления и школы пейзажной живописи



38.       Разновидности декоративно-прикладного искусства в Китае: лаковое, шелкоткацкое и фарфоровое производство





МИНОБРНАУКИ РОССИИ







Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Алтайский государственный университет"

(ФГБОУ ВПО «АлтГУ»)







УТВЕРЖДАЮ




Декан

Притчина Е.В.

__________________________




История культуры и религии Китая

рабочая программа дисциплины







Закреплена за кафедрой:




Кафедра религиоведения и государственно-конфессиональных отношений

Учебный план:

031801_65-00-3456-2623.plz
031801.65 специальность "Религиоведение"







Часов по ГОС (из УП):

140




Часов по рабочему учебному плану:

140







Часов по прим. программе:




Часов по рабочей программе:

140




Часов на самостоятельную работу по ППД:










Часов на самостоятельную работу по РУП:

116 (82%)




Часов на самостоятельную работу по РПД:

116 (82%)













Коэффициент уникальности дисциплины:

0
















Виды контроля
в семестрах
(на курсах)










Экзамены 4




Зачёты 4




Курсовые проекты




Курсовые работы




























Распределение часов дисциплины по курсам

Вид занятий

Номера курсов

1




2




3




4




5




6




Итого




УП

РПД

УП

РПД

УП

РПД

УП

РПД

УП

РПД

УП

РПД

УП

РПД




Лекции



















24

24













24

24




Лабораторные














































Практические














































КСР














































Ауд. занятия



















24

24













24

24




Сам. работа



















116

116













116

116




Итого



















140

140













140

140






Программу составил(и):










к.и.н., преподаватель кафедры религиоведения и государственно-конфессиональных отношений Шелепова Елена Владимировна _________________




Рецензент (председатель методической комиссии факультета):




к.и.н., доцент кафедры политология Опекун Оксана Сергеевна _________________




Рабочая программа дисциплины




История культуры и религии Китая




разработана в соответствии с ГОС ВПО:




ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 031801 РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ РЕЛИГИОВЕД)
Утвержден Заместителем Министра образования Российской Федерации В.Д. Шадриковым от 05 апреля 2000 г. Номер государственной регистрации 315 гум/сп




составлена на основании учебного плана:




031801.65 специальность "Религиоведение"

утвержденного учёным советом вуза от 28.03.2007 протокол № 7.




Рабочая программа одобрена на заседании кафедры

Кафедра религиоведения и государственно-конфессиональных отношений




Протокол от __ __________ г. № __
Срок действия программы: 2012-2013 уч.г.
Зав. кафедрой д.и.н., профессор Дашковский Пётр Константинович
























Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году




Утверждаю: Декан




Притчина Е.В. __ __________ г.




Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в ______________ учебном году на заседании кафедры

Кафедра религиоведения и государственно-конфессиональных отношений







Протокол от __ __________ г. № __
Зав. кафедрой д.и.н., профессор Дашковский Пётр Константинович
















Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году




Утверждаю: Декан




Притчина Е.В. __ __________ г.




Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в ____________ учебном году на заседании кафедры

Кафедра религиоведения и государственно-конфессиональных отношений







Протокол от __ __________ г. № __
Зав. кафедрой д.и.н., профессор Дашковский Пётр Константинович
















Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году




Утверждаю: Декан




Притчина Е.В. __ __________ г.




Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в _____________ учебном году на заседании кафедры

Кафедра религиоведения и государственно-конфессиональных отношений







Протокол от __ __________ г. № __
Зав. кафедрой д.и.н., профессор Дашковский Пётр Константинович
















Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году




Утверждаю: Декан




Притчина Е.В. __ __________ г.




Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в _____________ учебном году на заседании кафедры

Кафедра религиоведения и государственно-конфессиональных отношений







Протокол от __ __________ г. № __
Зав. кафедрой д.и.н., профессор Дашковский Пётр Константинович

Каталог: %D4%E0%EA%F3%EB%FC%F2%E5%F2%20%EF%EE%EB%E8%F2%E8%F7%E5%F1%EA%E8%F5%20%ED%E0%F3%EA
%D4%E0%EA%F3%EB%FC%F2%E5%F2%20%EF%EE%EB%E8%F2%E8%F7%E5%F1%EA%E8%F5%20%ED%E0%F3%EA -> Учебно-методический комплекс по дисциплине гендерные исследования в религиоведении для направления подготовки магистров 033300. 68 Религиоведение
%D4%E0%EA%F3%EB%FC%F2%E5%F2%20%EF%EE%EB%E8%F2%E8%F7%E5%F1%EA%E8%F5%20%ED%E0%F3%EA -> Учебно-методический комплекс по дисциплине Современная организация государственных учреждений России для специальности 032001. 65 «Документоведение и документационное обеспечение управления»
%D4%E0%EA%F3%EB%FC%F2%E5%F2%20%EF%EE%EB%E8%F2%E8%F7%E5%F1%EA%E8%F5%20%ED%E0%F3%EA -> Учебно-методический комплекс по дисциплине Математика и информатика для подготовки по специальности 030201. 65
%D4%E0%EA%F3%EB%FC%F2%E5%F2%20%EF%EE%EB%E8%F2%E8%F7%E5%F1%EA%E8%F5%20%ED%E0%F3%EA -> Учебно-методический комплекс по дисциплине история мировых цивилизаций для направления подготовки бакалавров 030200. 62 Политология


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал