Учебно-методическое пособие для бакалавров экономического факультета направление подготовки «менеджмент»



Скачать 496.6 Kb.
страница1/3
Дата20.10.2016
Размер496.6 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

О. С.Мозговая

История России

Учебно-методическое пособие для бакалавров экономического факультета направление подготовки «менеджмент»

Саратов 2015
Мозговая О. С.

История России: Учебно-методическое пособие для бакалавров экономического факультета направление подготовки «менеджмент». Саратов, 2015


Данное учебно-методическое пособие предназначено для бакалавров экономического факультета по направлению подготовки 38.03.02 (080200) «Менеджмент». В учебно-методическом пособие представлены планы учебной дисциплины, программа курса, темы лекционных и семинарских занятий с указанием обязательной литературы, темы докладов, контрольные вопросы к итоговой аттестации студентов. Пособие может быт использовано студентами в рамках самостоятельной работы по дисциплине «История».

Рецензенты:

Кандидат исторических наук, доцент А. А. Меньшикова


Рекомендует к печати:

Кафедра отечественной истории и историографии Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета имени Н. Г.Чернышевского


ВВЕДЕНИЕ
1. Цели освоения учебной дисциплины

Изучение учебной дисциплины «История» предполагает получение и усвоение бакалаврами знаний об основных этапах и важнейших тенденциях развития нашего Отечества в контексте мирового исторического процесса, законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности

В результате изучения дисциплины «История» студент должен иметь представление об основных этапах развития Российского государства, о вкладе России в развитие мирового исторического процесса, о состоянии развития исторической науки в России и за рубежом, о наиболее актуальных проблемах истории. Уметь анализировать и оценивать исторические события и процессы. Анализировать социальнозначимые проблемы и процессы
2.Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина История относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла. Она обеспечивает взаимосвязь всех изучаемых исторических дисциплин и дает базовые знания по направлению «История».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины История.
Знанием базовых ценностей мировой культуры и готовых опираться на них в своем личностном и общекультурном развитие (Ок-1);

Знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

Способностью занимать активную гражданскую позицию (ОК-3);

Умением анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4);

Владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выберу путей ее достижения (ОК-5);

Умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные периоды в развитии России, важнейшие исторические факты, даты, события и имена отечественных исторических деятелей;

- основные проблемы социально-экономического, политического, военного и культурного развития России;

- конкретный исторический материал, содержащийся в рекомендованных документальных источниках и учебной литературе.



Уметь: Студент должен уметь пользоваться полученными знания для выражения и обоснования своей позиции по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому; объективной оценки формы организации и эволюции государственного и общественного устройства России на различных этапах её развития; выявления и обоснования значимости исторических знаний для анализа политического, социально-экономического, культурного и других процессов в России; определения связей исторических знаний со спецификой и основными сферами будущей профессиональной деятельности выпускников; ориентировки в перспективах развития отечества в контексте развития мирового сообщества на основе осмысления исторического опыта генезиса мировых цивилизаций, анализа и оценки современных событий в стране и мире.

Владеть: основополагающими понятиями, терминами и категориями исторической науки;

- основными методами написания доклада.

- самостоятельной работы с рекомендуемой научной литературой по истории;

- сравнительного анализа исторических фактов, событий и явлений общественной жизни на основе исторического материала.



  • 4. Структура и содержание дисциплины История

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часа (4 зачетные единицы)
4.1. Структура преподавания дисциплины

п/п



Раздел

дисциплины



Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам

Лекции

Практические занятия

Семинары.

Самостоятельная раб студ.





Введение в курс «История». Образование и развитие Древнерусского государства. Феодальная раздробленность на Руси и борьба русского народа с иноземными захватчиками.

1

1

2




4

5

Оценка выступлений на семинаре



Образование Русского централизованного государства. Российское государство при Иване IV Грозном.

1

2

2




4

6

Выполнение практических заданий



Российское государство в XVI – XVII веках.

1

3

2




4

6

Устный опрос. Проведение тестирования



Российское государство в XVIII.

1

4

2




4

5

Оценка выступлений на семинаре Тестирование



Российская империя в XIX – начале XX веков (1801-1914 гг.).

1

5

2




4

6

Оценка выступлений на семинаре



Россия в Первой мировой войне. Россия в 1917 году и годы Гражданской войны

1

6

2




4

6

Проведение исторической ролевой игры по теме семинара



Политическое и социально-экономическое развитие СССР (1921-1941 гг.). Внешняя политика СССР в 1920-1941 годы.

1

7

2




4

6

Оценка выступлений на семинаре



СССР в годы Великой Отечественной войны СССР в послевоенное время (1945-1953 гг.) и период «Оттепели».

1

8

2




4

6

Проведение круглого стола по теме семинарского занятия



Развитие СССР в 1964-1985 гг. «Перестройка».1985-1991гг. История современной России.

1

9

2




4

8

Оценка выступлений на семинаре Итоговое тестирование




Итого за семестр







18




36

54







Итого за учебный курс

144




18




36

54







Итоговый контроль



















экзамен


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение в курс «История».

  1. Образование и развитие Древнерусского государства. Феодальная раздробленность на Руси и борьба русского народа с иноземными захватчиками.

Формирование и развитие монголо-татарской империи при Чингисхане. Особенности социально-политического развития монгольского государства. Военная организация монголо-татарского войска. Начало завоевательных походов. Битва на реке Калке (1223 г.).

Нашествие Батыя на Русь. Завоевание Рязанского, Владимиро-Суздальского княжества, поход на Новгород. Поход на Юго-Западную Русь: Переяславское, Черниговское, Киевское, Галицко-Волынское княжества. Вторжение в Западную Европу (Польша, Венгрия, Чехия, Молдавия). Образование государства Золотая Орда и установление монголо-татарского ига на Руси. Ярлык на «великое княжение, дань, роль баскачества, отношения с русской православной церковью.

Прибалтика в конце X - начале XII вв. Вторжение крестоносцев, образование Ордена меченосцев. Значение битвы под Шауляем (1236 г.) образование Ливонского ордена. Призвание Александра Невского на княжение в Новгород. Невская битва (1240 г.). Куликовская битва (1242 г.).




  1. Образование Русского централизованного государства. Российское государство при Иване IV Грозном.

Социально-экономическое и политическое положение российского государства в правление Елены Глинской и попытки проведения реформ. Борьба за власть боярских группировок. Восстание в Москве 1547 г. Венчание Ивана IV на царство.

Состав и деятельность «Избранной Рады». Земский собор 1549 года. Стоглавый собор 1551 года. Судебник 1550 года. Создание приказов, формирование стрелецкого войска, отмена кормлений, осуществление губной реформы, упорядотечение местничества. Развитие сословно-представительной монархии.

Падение правительства «Избранной Рады» (1560), начало «Опричнины». Введение опричного управления в 1565 году и его цели. Деление на опричнину и земщину, Опричное войско, опричный террор, разгром Новгорода, нашествие хана Девлет-Гирея. Отмена «Опричнины». Введение «заповедных лет» 1581-1582 гг. «Указная» и «безуказная» теории закрепощения крестьян.

Основные задачи и направления внешней политики Российского государства в период правления Ивана Грозного. Восточное направление: захват и присоединение Казанского, Астраханского и Сибирского ханств. Присоединение Поволжья. Столкновения с Крымским ханством. Западное направление: Ливонская война (1558-1583). Основные этапы Ливонской войны: борьба с Ливонским орденом, Речью Посполитой, Швецией. Люблинская уния 1569 года и поход князя Стефана Батория. Рост внутриполитических противоречий, вызванных военными неудачами в ходе Ливонской войны. Ям-Запольское перемирие (1582 г.) и Плюсский мир (1583 г.). Итоги Ливонской войны.


  1. Российское государство в XVIXVII веках.

Экономическое положение Российского государства после «Смутного времени» и пути выхода из кризиса. Крепостное хозяйство и развитие крепостного права. Отмена местничества 1682 г. Особенности возникновения и развития мануфактур. Складывание общероссийского рынка и его особенности. Торговый устав 1653 г. и Новоторговый устав 1667 г. Эволюция центрального и местного управления. Политический портрет Алексея Михайловича. Состав, деятельность Боярской Думы, Земских соборов 1613-1653 гг., расцвет приказной системы. Соборное уложение 1649 года. Патриарх Никон и реформирование русской православной церкви: причины, цели, последствия. Раскол русской православной церкви. Старообрядчество. Соловецкое восстание 1668-1676 гг.

Обострение социальной обстановки и городские восстания середины XVII века. «Соляной бунт» (1648 г.) в Москве, восстания в Новгороде и Пскове, «Медный бунт» (1662 г.): причины, социальный состав, особенности, последствия. Движение под предводительством С. Т. Разина.

Основные направления и задачи внешней политики Российского государства. Ликвидация последствий Смуты. Смоленская война: задачи, ход событий, причины неудач. Обострение национальной борьбы на Украине. Казачество в Украине. Национально-освободительное движение под предводительством Б. Хмельницкого (1648-1654). Активизация национального движения на территории Белоруссии. Земский Собор 1653 года и Переяславская Рада 1654 г.: вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой. Андрусовское перемирие 1667 г. Русско-шведская война 1656-1658 гг. и заключение Кардисского мира 1661 г. Русско-османские и русско-крымские отношения. Русско-турецкая война 1677-1681 гг. Бахчисарайский мир. Освоение Сибири.


  1. Российское государство в XVIII.

Социально-экономическое и политическое положение России накануне петровских реформ. Борьба за власть придворных группировок, стрелецкий бунт 1682 г. Приход к власти Петра Алексеевича. Административные реформы: областная реформа, учреждение Сената, коллегий, административно-территориальное деление. Церковная реформа, учреждение Синода. Военная реформа. Социальная структура русского общества. Положение дворянства и крестьянства. Указ о единонаследии 1714 г., «Табель о рангах» 1722 г., перепись 1718-1724 и введение подушной подати. Восстания в Астрахани и на Дону.

Основные направления внешней политики России в конце XVII – первой четверти XVIII вв. Азовский поход Петра I. Великое посольство. Образование Северного союза. Основные этапы Северной войны: битва под Нарвой, победа русских войск в Прибалтике в 1701-1703 гг. Основание Петербурга. Полтавская битва 1709 г. Прутский поход 1711 г. Победы русского флота (м. Гангут 1714, о. Гренгам 1720 г.). Заключение Ништадского мирного договора 1721 г.

Причина, ход событий, политическая борьба в период «Дворцовых переворотов», личностные характеристики российских императоров и императриц. «Бироновщина». Внутренняя политика Российского государства 1725-1752 гг. Вопрос о судьбах дворянства, расширение их привилегий. Положение крепостного населения. Преобразования государственного аппарата. Взаимоотношения с русской православной церковью. Образование и культурное развитие. Деятельность М. В. Ломоносова.

Основные направления внешней политики. Вмешательство России в дело о «Польском наследстве» 1733-1735 гг. Русско-турецкая война 1735-1739 гг. Русско-шведская война 1741-1743 гг. Усиление влияния России в Казахстане. Участие Российской империи в Семилетней войне (1756-1763 гг.).

Приход к власти и первые годы царствования. Политика «просвещенного абсолютизма». Уложенная комиссия 1767-1768 гг.: цели, социальный состав, противоречия, результаты деятельности, значение. Областная реформа, упразднение автономии некоторых окраин. Реформы в области промышленности, торговли. Социально-экономическое и политическое положение дворянства и крестьянства в период правления Екатерины Великой. «Золотой век дворянства». Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г. Путешествие в Крым. Церковная политика. Политика в сфере образования и культуры.

Канун крестьянской войны. Крестьянские и казацкие восстания: причины, ход событий, итоги. Анализ причин крестьянской войны 1773-1775 гг. Ход событий, социальный состав, причины поражения, значение.

Основные направления и задачи внешней политики Российского государства в период правления Екатерины Великой. Русско-турецкие войны. Причины, ход военных событий, итоги. Кючук-Кайнарджийский (1774 г.), Георгиевский (1783 г.), Ясский (1791 г.) мирные договора. Русско-шведская война 1788-1790 гг. Россия и Французская революция. Разделы Речи Посполитой.

Основные направления внутренней и внешней политики Павла I. Указ о престолонаследии, Реформы в области государственного устройства, решение дворянского и крестьянского вопросов. Участие России в антинаполеоновской коалиции. Военный гений Ф. Ф. Ушакова, А. В. Суворова. Изменение внешнеполитического курса в 1800 г. Последний дворцовый переворот 12 марта 1801 г.




  1. Российская империя в XIX – начале XX веков (1801-1914 гг.).

Политический портрет Александра I. Деятельность «Негласного комитета». Манифест 12 марта 1801 г. Указ о вольных хлебопашцах (1803 г.), министерская реформа 1802-1811 гг., положения об учебных заведениях. Крестьянский вопрос. Деятельность М. М. Сперанского, А. А. Аракчеева. Основные направления внешней политика России.

Формирование Южного и Северного общества декабристов. Программы: «Русская правда» П. И. Пестеля и «Конституция» Н. Муравьева. Проекты решения крестьянского вопроса. Восстание 14 декабря 1825 года.

Реформа государственного управления Николая I. Реформирование правовой системы. Кодификация законов. «Свод законов Российской империи». Реформы в области образования и цензуры. Устав учебных заведений (1828 г.). Университетский устав (1835 г.). Усиление контроля государства. III отделение. Крестьянский вопрос. Инвентарная реформа 1847 г. Работа секретных комитетов 1839-1842 гг. Указ об обязанных крестьянах (1842 г. ). Реформа П. Д. Киселева (1837-1841 гг.). Реформа Е. Ф. Канкрина в области финансовой системы. Основные направления внешней политики. Крымская война. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Политические взгляды западников и славянофилов.

Вступление Александра II на российский престол. Подготовка и проведение крестьянской реформы. Подготовка и реализация реформ в области местного самоуправления, военной, судебной в сфере образования. Взгляды А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского на развитие российского общества и зарождение народничества. Основные этапы движения народников (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, причины и итоги «хождения в народ», деятельность «Земли и воли» и ее раскол). Рабочее движение и начало распространение марксизма.

Динамика и основные особенности экономического развития России в начале ХХ века. Складывание «военно-феодального империализма», монополизации промышленности и многоукладного характера российской экономики, роль иностранного капитала. Основные пути развития сельского хозяйства. Обострение ситуации на Дальнем Востоке, экономические и политические противостояния России и Японии.

Обосновать буржуазно-демократический характер первой русской революции и выделить основные цели революции. Выделить основные этапы революции: начальный (январь – сентябрь 1905 г.), высший подъем революции (октябрь – декабрь 1905 г.), спад (январь 1906 г. – июнь 1907 г.). Итоги революции.

Значение манифеста 17 октября 1905 года и последующих правительственных указов, касающихся политических преобразований в России. Формирование и развитие основных политических партий в ходе революции. Выборы, состав и деятельность I и II Государственных дум. Решение основных вопросов: аграрного, рабочего, национального и др. Формирование «третьиюньской» политической системы. Деятельность III Государственной думы и столыпинская программа модернизации. Аграрная реформа П. А. Столыпина.


  1. Россия в Первой мировой войне. Россия в 1917 году и годы Гражданской войны.

Вступление России в Первую мировую войну. Ход военных действий в 1914-1917 годах. Основные военные операции. Дипломатические отношения России с союзниками. Состав и состояние российской армии в ходе войны.

Внутриполитическая обстановка в стране в период войны. Отношение к войне различных общественно-политических сил. Взаимоотношения Государственной думы и правительства. Экономическое положение страны в период войны.

Причины, характер, цели революции, социальный состав. Начало революции. Образование Временного правительства и его программа. Отречение Николая II. Создание Советов рабочих и солдатских депутатов. Понятие и сущность «двоевластия».

Программа и деятельность Временного правительства в военном, аграрном, рабочем, национальном вопросах. Политические кризисы Временного правительства: причины, основные события и итоги (апрельский кризис, июльский, выступление Л. Г. Корнилова). Деятельность основных политических партий (кадеты, октябристы, эсеры, меньшевики) в рамках Временного правительства и Советов. I Всероссийский съезд Советов и его политическое значение. Формирование новой системы государственного аппарата. Учредительное собрание: выборы, состав, деятельность причины и последствия разгона. III Съезд советов. Провозглашение РСФСР и принятие Конституции. Основные принципы советской внешней политики. Брестский мирный договор и обострение внутриполитической ситуации в стране.

Причины, этапы, противодействующие силы Гражданской войны. Основные военные действия. Понятие и сущность политики «военного коммунизма». Причины проведения политики «военного коммунизма» и ее этапы. Последствия политики «военного коммунизма» в сфере экономического и политического развития страны.


  1. Каталог: sites -> default -> files -> documents -> 2015
    documents -> Отчет о выполнении проекта реализации технологической платформы «Освоение океана» в 2012 году г. Москва
    2015 -> Порядок размещения электронного образовательного курса для системы дистанционного образования
    2015 -> Карта компетенции выпускника программы бакалавриата
    2015 -> Темы контрольных работ по курсу «Методология анализа и прогнозирования экономического развития»
    2015 -> Учебно-методическое пособие для бакалавров экономического факультета направление подготовки «менеджмент»


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал