Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по специальности «Ветеринария» М.: Фгбоу впо мгавмиБ, 2014



страница1/5
Дата23.10.2016
Размер0.81 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ И БИОТЕХНОЛОГИИ имени К.И. СКРЯБИНА»


Н.И. Пепелина

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Учебно-методическое пособие

Допущено Учебно-методическим объединением

высших учебных заведений РФ по образованию в области зоотехнии и ветеринарии

в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся специальности

36.05.01- Ветеринария (квалификация «ветеринарный врач и по направлению подготовки 36.03.02 –Зоотехния (квалификация (степень «бакалавр»).

Москва 2014


УДК 008 (075.8)
Пепелина Н.И. Культурология: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по специальности «Ветеринария» – М.: ФГБОУ ВПО МГАВМиБ, 2014.
Учебно-методическое пособие «Культурология» ориентировано на студентов, обучающихся в высших учебных заведениях по биологической специальности «Ветеринария»; оно может быть использовано при изучении дисциплины «Культурология» студентами других направлений подготовки («Зоотехния», «Ветсанэкспертиза», «Биология», «Товароведение» и др.). Пособие содержит список тем для самостоятельной работы студентов в виде написания реферата, для каждой темы представлены аннотация, примерные вопросы по теме, а также список литературы, который сопровождается шифром библиотеки ФГБОУ ВПО МГАВМиБ.
Рецензенты: доцент кафедры истории древнего мира Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), доктор исторических наук Сморчков А. М.; заведующая кафедрой иностранного и русского языков Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологий им. К.И. Скрябина, доктор филологических наук, профессор Белоусова А.Р.

Культурология – гуманитарная дисциплина, изучающая культуру в совокупности ее цельных исторических форм. Предметом ее являются объективные закономерности общечеловеческих и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей. Культурология не только изучает предпосылки и факторы, под влиянием которых возникают, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей, но и исследует их участие в создании, приумножении, сохранении и передачи культурных ценностей.

Цель дисциплины «культурология» - познакомить студентов с богатствами культурного наследия, выработанного человечеством за историю своего развития, со специфическими особенностями наиболее известных культур и цивилизационных общностей, наметить перед студентами основные закономерности развития культуры.
Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию и самообразованию. Самостоятельная работа в форме написания реферата помогает выработать у студентов навыки исследовательской деятельности, творческого осмысления материала, требует от учащихся ориентации на активные методы овладения знаниями, предполагает переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и интересов личности.

Методические рекомендации для самостоятельной работы помогут студентам сориентироваться в изучении тем, дополняющих общую программу курса. В курс культурологии входят разделы: введение в культурологию, история культуры (культура Древнего Востока, Античности, Средневековья, Возрождения, Нового времени, русская культура, современная западная культура, культура советской эпохи), теория культуры (культура и цивилизация, основные школы культурологии, культура и природа. Для каждого раздела предложена тема для углубленного изучения.

Список рекомендованной литературы сопровождается шифром библиотеки ФГБОУ ВПО МГАВМиБ.
Краткие методические рекомендации по написанию и оформлению реферата

Реферат – это исследование на выбранную тему, проведенное на основании обзора рекомендованной литературы. Работа должна отражать различные точки зрения на изучаемый вопрос, в том числе и мнение автора. Особую роль играет умение студента работать с текстами, начиная с поиска литературы и заканчивая оформлением работы.

Работа над рефератом начинается с выбора литературы по теме исследования. Поиск следует производить в научных библиотеках (например, ФГБУ «Российская государственная библиотека»: http://www.rsl.ru/) , где подбор источников можно производить как в книжном фонде, так и в отделах периодических изданий и диссертаций. Особое внимание следует уделить электронным библиотекам в сети интернет, они значительно упрощают работу по поиску литературы (например, научная электронная библиотека eLIBRARY.ru: http://elibrary.ru/). Следует обратить внимание на энциклопедические издания (например, интернет-версия издания «Новый Российский гуманитарный энциклопедический словарь»: http://slovari.yandex.ru/~книги/Гуманитарный словарь).
Выбор темы

Выбор темы происходит на основании двух последних цифр номера зачетной книжки. Если данная цифра больше 30, то берется их сумма. В соответствии с полученной цифрой выбирается номер темы реферата.

Если студент хочет выбрать собственную тему для самостоятельной работы, он может написать реферат по интересующей его проблематике, заранее согласовав с преподавателем.
Структура реферата


  • Титульный лист

  • Содержание

  • Введение

  • Теоретическая часть

  • Заключение

  • Список литературы

  • Приложения (по желанию)




    1. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями МГАВМиБ им. К.И. Скрябина к письменной работе.

    2. В содержании указываются названия разделов в соответствии с номером их начальной страницы.

    3. Во введении обосновывается выбор темы, формулируются цели и задачи реферата.

    4. Теоретическая часть представляет собой раскрытие темы реферата (может состоять из 3-5 разделов).

    5. В заключении подводится итог решения задач, поставленных в рамках данной темы реферата, формулируются выводы.

    6. Список литературы должен быть представлен в алфавитном порядке. Пример оформления:

Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. СПб.: 1998. С. 17

Пепелина Н.И. Трансформация школьного исторического образования после Октябрьской революции // Современные гуманитарные исследования. 2011. № 1 (38). С. 116-120.
Требования по оформлению реферата
Общий объем – 22-25 страниц

Кегль - 14

Шрифт - TimesNewRoman

Интервал – 1,5

Выравнивание по обеим сторонам

Поля – 2,5 (левое), остальные - 2


Темы для самостоятельного изучения

  1. Понятия «культура» и «цивилизация» в европейской и отечественной мысли.

  2. Понимание культуры в натуралистической теории З.Фрейда.

  3. Культура как игра в теории Й Хёйзинги.

  4. Религия и наука в контексте культуры.

  5. Человек и природа в культуре первобытной эпохи.

  6. Символизм в культуре Древнего Египта.

  7. Развитие научных знаний в культуре Месопотамии.

  8. Культ природы в культуре Древней Индии.

  9. Религиозные системы Древнего Китая.

  10. Закономерности развития японской культуры.

  11. Быт и нравы в античной культурной традиции.

  12. Развитие системы образования в Древнем Риме.

  13. Культурное наследие Византии.

  14. Разнообразие и противоречия в русской культуре.

  15. Образы природы в верованиях древних славян.

  16. Арабская средневековая культура.

  17. Миры христианской и исламской культур.

  18. Культура Западной Европы Раннего и Высокого Средневековья.

  19. Средневековый город: образование, наука и религия.

  20. Мастера итальянского Возрождения

  21. Развитие естественных наук в эпоху Просвещения. Новые тенденции в культуре.

  22. Культура России 18 века. Русское Просвещение.

  23. Проблемы трансформации культуры в конце 19 – начале 20 веков.

  24. Творчество и идеология в культуре СССР в довоенный период.

  25. Постмодерн: проблемы и противоречия культуры.

  26. Роль науки в западноевропейской культуре.

  27. Субкультура и контркультура в современном мире: причины появления и особенности развития.

  28. Экология культуры.

  29. Природа и культура.

  30. Культурологический аспект ветеринарии: животный мир в художественной культуре.

  31. Культурологический аспект ветеринарии: отношение к животным как часть культуры человека.


1. Понятия «культура» и «цивилизация» в европейской и отечественной мысли.

Два основополагающих понятия в культурологической науке – это «культура» и «цивилизация». Их взаимодействие – ключевой вопрос культурологии и он, без сомнения, требует глубокого осмысления. Студентам предлагается самостоятельно познакомиться с различными концепциями философов, культурологов, историков, раскрывающих суть поставленной проблемы.

На протяжении 18-20 веков имели место различные подходы к определению сущности культуры. Она рассматривалась как социальная форма наследования информации. Важным вопросом культуры являлось ценностное отношение человека к миру. Изучались и анализировались закономерности ее развития. Не меньше внимания было отведено смысловому анализу понятия «цивилизация», которое трактовалось как организованная форма человеческих сообществ, как особая периодизация мирового исторического процесса. Рассматривалась множественность типов цивилизации, их взаимосвязь во времени и пространстве. Также возникла идея интерпретировать цивилизацию как определенную характеристику народов мира. На основании сделанных выводов развивались различные теории возникновения и существования цивилизаций. Выделяют, во-первых, теории стадиального развития культуры и цивилизации и, во-вторых, теории «замкнутых культур» или локальных цивилизаций.

Таким образом, в реферате студент должен отразить путь трансформации смыслов понятий «культура» и «цивилизация», обратившись к наиболее значительным культурологическим концепциям. Говоря о стадиальных теориях, целесообразно обстоятельно проанализировать научные взгляды таких ученых как Л. Фергюсон, Л.-Г. Морган, К. Маркс, Л. Мечников, К. Ясперс, Э. Тоффлер (на выбор студента). При освещении теории «замкнутых» культур и локальных цивилизаций следует обратиться к концепциям О. Шпенглера, А. Тойнби, Н.Данилевского, К. Леонтьева, Л. Гумилева (на выбор студента).

В заключении работы целесообразно отметить особенности современной цивилизации, развития культуры, их взаимодействие и дальнейшее развитие с учетом реалий сегодняшнего дня.
Примерные вопросы по теме:


  1. Происхождение понятий «культура» и «цивилизация». История их употребления.

  2. Понимание цивилизации как высшей стадии развития культуры.

  3. Противопоставление культуры и цивилизации в культурологии

  4. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в развитии культурологической мысли.

ЛИТЕРАТУРА



  1. Афанасьев В. В., Качура Г. Н. Циклы цивилизаций. М.: 2010

  2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: 2011

  3. Кравченко А.И. Культурология. Культурная динамика. Культурогенез. Культурная стратификация. Культура и цивилизация. М.: 2001

  4. Леонтьев К. Н. Записки отшельника. М.: 2002

  5. 37(075)

Н 625

Никитич Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры. М.: 2005

  1. Шпенглер О. Закат Европы. М.: 2009

  2. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: 1994


2. Понимание культуры в натуралистической теории З. Фрейда.

Фигура Зигмунда Фрейда в научной картине 20 века значительна. Он внес крупный вклад в развитие медицины, психологии, психиатрии, а также философии и культурологии.

З. Фрейд являлся одним из основоположников психологического направления натуралистической школы в культурологии, в становлении которой значительную роль сыграла биология. Он ставил вопрос о проблеме происхождения культуры, подчеркивая ее именно биологическую обусловленность и предлагая собственное разрешение задачи.

В ходе работы над данной темой реферата студентам следует проанализировать специфику фрейдистского понимания культуры, ибо З. Фрейд объяснял ее, исходя из психобиологической природы человека. Также в работе следует раскрыть концепцию З. Фрейда о происхождения культуры, его понимание терминов «культура» и «цивилизация», особенностей влияния психики на формирование культурного пространства человека. С точки зрения З. Фрейда культура служит для приспособления человека к окружающей среде таким же образом, как и приспособляемость в животном мире. То есть, в понимании культуры у З.Фрейда преобладают биологические мотивации.

Важное место в реферате должно быть отведено роли бессознательного – иррациональной, животной части человеческой психики – именно это и является стержнем культурологической теории Фрейда. Кроме того, З. Фрейд не оставался равнодушным к проблемам современности, в рамках собственной концепции он сформировал видение будущего культуры.

Необходимым фактором написания реферата является знакомство с творчеством австрийского психолога, обращение как к его фундаментальным трудам, так и очеркам, статьям, посвященным психологическим аспектам искусства, психологии творца на конкретных исторических примерах. Таким образом, это позволит студентам объективно проанализировать современные проблемы культурной жизни общества, установить и осознать прочность межпредметных связей естественных и гуманитарных дисциплин.


Примерные вопросы по теме:

  1. Становление психоаналитической концепции З. Фрейда в культурологии.

  2. Теория личности З. Фрейда.

  3. Проблема происхождение религии, морали и искусства в культурологической концепции З.Фрейда.

  4. Понятия «культура» и «цивилизация» в концепции З.Фрейда.

ЛИТЕРАТУРА



  1. 008

М268

Маркова А.Н. Культурология. М.: 2011

  1. Попова М.А. Фрейдизм и религия. М.: 1985

  2. Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру. М.: 1985

  3. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. Собрание сочинений. Том 1. 2012

  4. Фрейд З. Тотем и табу. М.: 2013

  5. Штереншис М. Зигмунд Фрейд. М.: 2012


3. Культура как игра в теории Й. Хёйзинги.

Йохан Хёйзинга голландский философ, историк, исследователь культуры. Он создал игровую концепцию происхождения культуры, где игра представлена как культурно-историческая универсалия. Именно игра, по мнению Й. Хейзинги, есть основание всей культуры, которая заключена в сферах духовной, материальной и социальной сферах.

Основополагающий тезис концепции Й. Хейзинги заключается в том, что «игра старше культуры». Все основные черты игры можно наблюдать у животных. Всякая игра имеет определенные правила, выполняет определенные функции, приносит удовольствие и радость. Человеческий мир значительно увеличивает функции игры, расширяет диапазон ее проявлений. Игра представлена как разрядка жизненной энергии, как вид отдыха, как тренировка перед серьезным делом, как упражнение в принятии решений, как реализация стремлений к состязанию и соперничеству и поддержания инициативы - таковы лишь некоторые аспекты объяснения необходимости игры в жизнедеятельности человека.

Задача студента при подготовке реферата по данной теме – найти в теории Й. Хейзинги ответы на вопросы: как игра становится элементом культуры? Как она закрепляется культурой? Какие виды и формы игры характерны для культуры? Что отличает игру человека от игр животных? Для ответа на эти вопросы необходимо проанализировать главные признаки игры, приведенные философом в своих трудах. Обосновать понимание игры как, прежде всего, свободной деятельности. Игра по принуждению, по приказу становится навязанной имитацией, лишается главного смысла и назначения. Игрой заняты в свободное время, она не диктуется необходимостью и обязанностью, а определяется желанием, личным настроением.

Работа над данной темой реферата позволит студентам проанализировать одну из оригинальных современной концепцией происхождения и развития культуры, отраженную в творчестве выдающегося мыслителя 20 века.
Примерные вопросы по теме:


  1. Творческий путь Й. Хейзинги.

  2. Игровая теория происхождения культуры.

  3. «Человек играющий» в концепции Й. Хейзинги.

ЛИТЕРАТУРА



  1. 37(075)

Г951

Гуревич П.С. Культурология. М.: 2009

  1. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: 2001

  2. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. М.: 2005

  3. Тавризян Г. М. О. Шпенглер, Й. Хейзинга: две концепции кризиса культуры. М.: 1988

  4. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. М.: 2011

  5. Хейзинга Й. Осень Средневековья. М.: 2011

  6. Хейзинга Й. Тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемненный мир. М.: 2010


4. Религия и наука в контексте культуры.

Проблема соотношения науки и религии в пространстве культуры всегда вызывала большой интерес у мыслителей разных мировоззренческих ориентаций. Единого мнения о соотношении науки и религии нет. Студент, работающий над раскрытием данной темы, должен в реферате определить место религии и науки в системе культуры. Для этого целесообразно проследить длительный и сложный путь формирования религии, осмыслить причины ее возникновения и развития. Ведь истоки религии следует искать в человеческой практике, но в той ее стороне, которая отражает зависимость человека от окружающего мира. Именно тогда у него появляется желание прибегнуть к помощи сверхъестественных сил. Во всемирно-историческом процессе различные религии играют различную роль. Наиболее заметную выполняют те из них, которые принято называть мировыми по количеству верующих: буддизм, христианство, ислам. Студентам следует отразить в работе особенности становления каждой из мировых религий.

Особую сферу человеческой деятельности составляет наука, которая является формой общественного сознания. Наука включает деятельность по получению нового знания, а также по накоплению научных знаний, приобретенных прежде. Наука есть феномен культуры, она обогащает человека и тем самым способствует его развитию. Наука возникает только на определенном уровне социально-экономического развития общества, когда зарождается потребность в научных знаниях, и на соответствующем уровне развития культуры, которая формирует благоприятную атмосферу для возникновения и развития научных знаний. Студент должен отразить условия формирования научный знаний в разные исторические эпохи. Показать историю сосуществования религии и науки как двух путей познания мира. При работе над рефератом студент должен размышлять над особенностями научного и религиозного мировоззрения, проблемой их взаимодействия в современном мире. Он должен ответить для себя на вопрос: чем сегодня являются наука и религия – взаимодополняющими и/или взаимоисключающими составляющими культуры?
Примерные вопросы по теме:


  1. Религия и наука как формы духовной культуры.

  2. Проблема происхождения религий.

  3. Мировые религии мира.

  4. Становление и развитие науки.

  5. Взаимососуществование науки и религии в современном мире.

ЛИТЕРАТУРА



  1. Брук Х. Дж. Наука и религия. М.: 2004

  2. Геффдинг Г. Философия религии. М.: 2011

  3. Ершова Г. Г., Черносвитов П. Ю. Наука и религия: новый симбиоз? М.: 2003

  4. Маркова Л. А. Наука и религия. Проблемы границы. М.: 2000

  5. Попов А.В. Взаимодействие науки и религии. Гносеологический аспект. М.: 2011

  6. Торосян В.Г. История и философия науки. М.: 2012

  7. Турсунов А. Человек и мироздание: взгляд науки и религии. М.: 1986


5. Человек и природа в культуре первобытной эпохи.

Первобытная эпоха - самая длинная и трудная в истории развития человечества. Это время выделения человека из природной среды и время постоянной борьбы его за выживание, но, с другой стороны, и время глубочайшего единства человека и природы. Именно в первобытной истории надо искать истоки культурной, социальной, политической, экономической систем общества в разные временные эпохи. Знакомясь с материалами по предложенной теме реферата, студент сможет приобщиться к загадочному миру первобытного человека, история происхождения которого начинается в далеком прошлом.

Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точке его эволюции. Очевидно, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии весьма извилистый путь.

В эпоху первобытности человек не отделял себя от природы, но пытался познать ее через миф, через искусство. Первобытный человек одушевлял все явления живой и неживой природы. Вероятно, это связано с перенесением человеком собственных ощущений на весь окружающий мир. Так складывалось мировоззрение первобытного человека, формировалась картина мира, развивалась система древнейших верований, зарождалось искусство.

При подготовке реферата необходимо рассмотреть различные концепции происхождения культуры в эпоху первобытности, сделать акцент на таких важных моментах, как формирование мифологического сознания - первой формы духовной культуры, складывание системы религиозных верований первобытного человека. Целесообразно также познакомиться и отразить в реферате данные о видах первобытного искусства: пещерная и наскальная живопись, скульптура, петроглифы, рельефные изображения.

При изучении предложенной темы реферата важно помнить, что первобытное искусство не составляет автономной области в сфере древнейшей культуры. Художественная деятельность первобытного общества тесно переплетается с мифологией. В первобытном искусстве получают свое развитие первые представления об окружающем мире, они способствуют закреплению и передачи знаний, умений и навыков людей, служат средством общения. Культурный мир, создаваемый человеком, позволял упорядочить систему представлений об окружающем природном мире и научить человека жить в гармонии с ним. В период палеолита закладывались основы медицины и ветеринарии. Были одомашнены собака, овца, коза, бык, лошадь. Происходило развитие гигиенических навыков, лечение растительными, животными и минеральными средствами, шел длительный процесс накопления знаний и опыта.


Примерные вопросы по теме:

  1. Особенности мышления и мировосприятия первобытного человека.

  2. Теории происхождения культуры.

  3. Отражение взаимодействие природы и человека в первобытной мифологии.

  4. Художественная культура первобытной эпохи.

ЛИТЕРАТУРА



  1. Кабо В.Р. Круг и крест. Размышления этнолога о первобытной духовности. М.: 2007

  2. Квеннелл М.: Квеннелл Ч. Первобытные люди. Быт, религия, культура. М.: 2005



  3. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал