Урок №37 (по тематическому планированию) Класс: 4



Скачать 157.52 Kb.
Дата02.06.2018
Размер157.52 Kb.
ТипУрок
Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новосанжаровская средняя общеобразовательная школа»

Русско-Полянского муниципального района Омской области

Учитель: Жигала Татьяна Ивановна, первая квалификационная категория

УМК: «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградова: программа .- Вентана-Граф, 2013.

Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учрежде­ний: в 2 ч. Ч. 1,2/ Н.Ф. Виноградова. -4 изд., испр. - М.: Вентана-Граф, 2013




Раздел: Родная страна: от края до края

Урок № 37 (по тематическому планированию)

Класс: 4

Тема учебного занятия: «Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов»

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма организации проведения: урок - проект.

Вид урока: исследовательский

Цель: создать условия на уроке для того, чтобы учащиеся смогли узнать особенности родной природы и определить место России на планете Земля.

Предметные задачи:

-формирование у учащихся представления о тайге и лесной зоне

-ознакомление с географическим положением зоны тайги и лесов

-ознакомление с растительным и животным миром

-развитие познавательной активности детей

Метапредметные задачи:

-помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала

-способствовать развитию коммуникативных навыков

-создание условий для формирования умений и навыков работы в группе



-умение спланировать свои действия в типичной и новой ситуациях

Планируемый результат:

Предметные:

  • формирование умения выделять особенности тайги и лесной зоны;

  • формирование умения находить эти зоны на географической карте;

  • формирование умения приводить примеры растений и животных этих природных зон;

  • формировать умения бережного отношения к природе тайги и зоне смешанных лесов;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

  • формирование умения составлять план решения проблемы;

  • формирование умения работать по плану, сверяя свои действия с цель и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

  • формирование умения осуществлять контроль, коррекцию, оценку того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознания качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД:

  • умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию;

  • умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий);

  • умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему и пр.);

  • умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;

  • умение осуществлять рефлексию, давать оценку процессу и результатам деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять

роли, договариваться друг с другом и.т.д)

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к самообразованию;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем в образовательной и учебно-исследовательской деятельности.



Методы: Объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый.

Приемы: работа с книгой, беседа, распознавание и определение признаков объектов, демонстрация объектов, целеполагание, сравнение, обобщение.

Форма организации учебной деятельности: работа с текстом учебника, работа в группах, работа с кейсами;

Основные понятия: природные зоны, тайга, смешанный лес, растительный и животный мир, климат природных зон, деятельность человека.

Межпредметные связи: экология, география.

Ресурсы: кейсы – по количеству групп, наборы для проектов – по количеству групп, ножницы - по количеству учащихся, клей – по количеству групп, набор фломастеров – по количеству групп.

Литература:

для учителя:

  • федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2010 г.

  • Программа начального общего образования. Окружающий мир 1-4 классы.

  • Н.Ф.Виноградова. Окружающий мир. 4 класс: учебник – «Вентана Граф»,2013.

  • Н.Ф.Виноградова. Рабочая тетрадь. 4 класс: рабочая тетрадь – «Вентана Граф»,2013.

для учащихся:

  • Н.Ф.Виноградова. Окружающий мир. 4 класс: учебник – «Вентана Граф»,2013.

  • Н.Ф.Виноградова. Рабочая тетрадь. 4 класс: рабочая тетрадь – «Вентана Граф»,2013.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.

Этапы урока

Содержание учебного материала. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Формирование УУД.

  1. Организационный момент

Самоопределение к деятельности

Приветствие учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.

Здравствуйте ребята!

Я рада Вас приветствовать на уроке. Давайте улыбнёмся друг другу. Я вижу у вас хорошее настроение, значит сегодня на уроке, мы с вами дружно и активно поработаем.
Предлагает учащимся, проверить готовность рабочего места.



Приветствуют учителя.
Подготовка класса к работе.



Личностные:

внимание, уважение к сверстникам.


Регулятивные УУД: мобилизация сил и энергии.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Чтение стихотворения:

Тихо в тундре на рассвете-

Даже речка не шумит,

Даже сам бродяга – ветер

Лапы вытянул и спит.

Тихо в тундре тихий, робкий,

В лужах стынет синий лед.

Из – за самой дальней сопки

Солнце рыжее встает.

И, приветствуя светило,

Тундра вдруг отозвалась –

Вся она заговорила,

Пеньем, свистом залилась.

- О какой природной зоне говорится в стихотворении?

(на доску вывешивается табличка название природной зоны)

- Какие ключевые слова вам помогли определить природную зону?

- Давайте вспомним главные признаки этой природной зоны. Откройте пропись на стр. 8, покажите на карте расположение тундры. Где расположена зона тундры? Что можно сказать о климате?

(на доску вывешивается табличка географическое положение, климат)

- Какие особенности у растений тундры?

(на доску вывешивается табличка растительный мир)

- Какие животные обитают в тундре, назовите?

(на доску вывешивается табличка животный мир)

- Чем занимаются жители этих мест?

(на доску вывешивается табличка деятельность человека)


Слушают стихотворение.

Отвечают на поставленные вопросы.
Называют главные признаки природной зоны, показывают на карте зону тундры.
Отвечают на поставленные вопросы.


Коммуникативные УУД: взаимодействуют с учителем, во время ответов на поставленные вопросы и между собой, во время дискуссии.
Познавательные УУД:

Логические – анализ объектов с целью выделения признаков.



  1. Постановка учебной задачи

Организует учебный диалог, формирует темы и цели урока.

Смысловой просмотр. Создаётся проблемная ситуация.


- Мы с вами вспомнили и определили основные признаки, по которым можно определить и другие природные зоны.
- Сейчас вы посмотрите видео, после просмотра определите о каких природных зонах идет речь и попробуйте сформулировать тему урока. Задание понятно?


Работают в группах, не могут дать однозначного ответа.

Формулируют проблему.



Регулятивные УУД: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно).
Познавательные УУД:

логические - постановка и формулирование проблемы.


Коммуникативные УУД: постановка вопросов.


  1. Построение проекта выхода из затруднения

Организует учебный диалог, формирует тему и цели урока.

- О каких природных зонах вы посмотрели видео?

- Сформулируйте тему нашего урока. Откройте учебник на стр.18, 26, посмотрите, как в учебнике сформулирована тема.

Тема: Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов.


- Тему урока мы определили, какие цели мы поставим перед собой?
Фиксирует на доске цели урока.


Предлагают разные варианты темы урока.

Открывают учебник и сравнивают название темы.


Работают в группах. Высказывают предположения.
Формулируют цель урока:

научиться: показывать на карте зону тайги и зону лесов, давать характеристику климату тайги и зоне лесов;

узнать: какие животные обитают в тайге и зоне лесов, какой растительный мир этих природных зон;

отрабатывать навыки работы в группах.



Регулятивные УУД: планирование (составление плана и последовательности действий); целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно).
Познавательные УУД: выдвижение гипотезы и ее обоснование, построение логической цепи рассуждений; структурирование знаний;
поиск и выделение информации;
самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели;
осознанное и произвольное построение речевого

высказывания в устной форме.


Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

  1. Принятие учебных целей и условий их достижения.

Организует выполнение учебных действий школьников в соответствии с планом решебной задачи: состав и последовательность выполнения учебных действий, условия выполнения учебных действий, способов выполнения учебных действий, используемых средств выполнения учебных действий. Организует контроль, оценку учебных действий.
- Посмотрите на карту природных зон в прописи. Южнее тундры постирается тайга. Каким цветом обозначена тайга? Если мы будем двигаться дальше на юг, то тайгу сменяют смешанные леса. Каким цветом обозначена на карте эта зона?

- Ребята, вы знаете, что на нашей планете есть материк Африка. Там всегда тепло, жарко и на нем нет таких природных зон. И поэтому жителям Африки будет очень интересно узнать о тайге и смешанных лесах. Давайте сегодня на уроке создадим продукт, а что это будет вы выберите сами или газета, или рекламный лист.

- Мы должны поработать так, чтобы заинтересовать и им захотелось побывать и в тайге, и в зоне смешанных лесов. При выступлении выбирайте такие слова, чтобы вы могли заинтересовать их, например:

- А, знаете в тайге водятся …

- Оказывается …. и т.д.
- У меня в руках два конверта, старшие группы выйдите выберите конверт, откройте его.

- Первая группа какой у вас цвет? С какой природной зоной будете работать?

(отдает старшей табличку с названием природной зоны)

- Вторая группа, какой цвет у вас? Значит какую природную зону вы будете оформлять?

(отдает старшей табличку с названием природной зоны)

- На столах у вас лежат прописи, откройте их на стр. 8. Первая группа покажите вашу природную зону, вторая группа покажите вашу природную зону.


Раздает кейсы.

- Работая в группах вы будете пользоваться кейсами, которые лежат у вас на столах. В них находится весь материал, который вам понадобится для создания и оформления выбранного продукта.

- Сейчас вы будете работать в группах, приступая к планированию работы в группе, найдите в кейсе лист планирования и продвижения по заданию. В первом столбике вы видите состав работы. В первой строке какую работу вы должны будете выполнять, прочитайте. Обратите внимание здесь написано два пункта, но выполнять их будет один человек, подумайте кто. В работе над этим пунктом вы будете пользоваться учебником стр. 18 - тайга, 26 – зона лесов и справочным материалом.

- Следующая строка, почитайте ее. Кто будет выполнять эту работу, откройте учебник на стр. 18 если это тайга и 26 если зона лесов. Выберите нужную информацию, а также из предложенных растений надо выбрать только те, которые растут в этой природной зоне и подписать. Все это он делает на отдельном листочке.

- Как звучит четвертый пункт, почитайте. Из предложенных животных вы должны выбрать животных вашей природной зоны, наклеить на отдельном листе и подписать. Информацию для этой работы смотрите на стр.19 (тайга) и стр.28 (зона леса).

- И последний пункт работы прочитайте. Для этой работы нужная информация находится у вас в кейсах.

- Главные признаки природной зоны и будут критериями для оценивания работы каждой группы. Я вам даю три минуты для того чтобы вы распределили, кто какую работу будет выполнять.

- Для выполнения задания вы можете пользоваться учебником, справочником, атласом, бумажными иллюстрациями, цветными карандашами, фломастерами, ножницами, клеем, закладками для книг.


Скрытая информация.

- В ваших кейсах на последней странице есть скрытая информация. Вы ее не открываете и к ней не обращаетесь. Это скрытая информация.

- После оформления своей работы, представьте результат. Постарайтесь организовать сообщения так, чтобы смог выступить каждый из вашей группы. Не забудьте при выступлении использовать слова, которые заинтересуют жителей Африки.

- Приступаем к работе. На ее выполнение я вам даю 15 минут, старшие в группе следите за временем, а так же в листах продвижения по заданию вы ставите отметку о выполнении работы.



По плану учебного задания выполняют учебные действия в процессе решения учебной задачи.

Отвечают на поставленные вопросы.

Рассматривают и работают с кейсами, листом планирования и продвижения по заданию.

Читают пункты выполнения работы в листе планирования и продвижения по заданию.

Распределяют, кто какую работу будут выполнять в листе планирования и продвижения по заданию.



Регулятивные УУД: формирование умения работать по плану, сверяя свои действия с цель и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
формирование умения осуществлять контроль, коррекцию, оценку того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознания качества и уровня усвоения.


Познавательные УУД:

умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию;


умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий);
умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему и пр.);
умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
умение осуществлять рефлексию, давать оценку процессу и результатам.

Коммуникативные УУД:

умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и.т.д)


умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.




  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Наблюдает за работой групп.
Обсудите, как вы будете представлять свою группу.

- Первая группа, представьте результат своей группы.

- Что у вас газета или рекламный лист?

Не забудьте использовать слова, чтобы заинтересовать жителей Африки.

- Давайте оценим работу группы.
- Вторая группа теперь вы представьте результат своей работы, так же е забываем заинтересовать жителей Африки.

- Давайте оценим работу группы.


Оценивание работы группы:




1 гр.

2 гр.

Название природной зоны







Географическое положение и климат







Растительный мир







Животный мир







Деятельность человека






- Молодцы, каждая группа поработала очень хорошо судя по критериям я могу вам сегодня поставить 5.




Выполняют работу в группах, готовят выступление.
Участвуют в обсуждении.
Оценивают сообщение группы.



Личностные:

Самообразование.

.
Регулятивные УУД: умение самостоятельно контролировать свое время; контроль в форме сличения результата с эталоном; оценка и выделение учащимися того, что усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Познавательные УУД: умение

анализировать задания по полученным в ходе урока знаниям.



Коммуникативные УУД: умение

обсуждать и анализировать свои ошибки.




7. Рефлексия деятельности (итог урока)

- После плодотворно проделанной работы и оценки работы групп, оцените свой вклад в общую работу и работу своей группы. Возьмите лист самооценки и заполните его.

Подведение итогов.

- Какие цели мы ставили перед собой? Узнали какие животные обитают в этих природных зонах?

Какие растения растут в тайге и зоне леса?

Научились находить и показывать на карте природные зоны, давать характеристику климату этих зон.



Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель, результаты, степень их соответствия.

Личностные: самооценка на основе успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


8. Домашнее задание

- В кейсах у вас осталась скрытая информация, откройте ее.

В зоне тайги есть знаменитый Пинежский заповедник.

А зоне лесов по реке Волга можно добраться до Жигулевского заповедника.


    1. Приготовить рассказ о заповеднике своей природной зоны.

    2. Подготовить презентацию к рассказу о заповеднике.




Просматривают скрытую информацию.

Записывают домашнее задание.



Коммуникативные УУД:

осуществляют взаимный контроль записей в дневнике.





Приложение 1

Лист планирования и продвижения по заданию
ПРОЕКТ «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ»

Тема, выбранная группой __________________________________________

запишите выбранную вами тему


Форма представления проекта.

Отметьте выбранную вами форму:

 А. Газета

 Б. Рекламный лист




Состав работ

Кто выполняет

Отметка о выполнении

(+ или –)

  1. Написать название природной зоны.

  2. Описать географическое положение, климат.







  1. Отобрать растения данной природной зоны.







  1. Отобрать животных данной природной зоны.







  1. Охарактеризовать деятельность человека.









Приложение 2

Лист самооценки


Критерии оценки

Оцениваю себя сам




1. Активно работал в группе







2. Выполнял свои обязанности







3. Соблюдал культуру общения










++ у меня всё получилось

-+ были затруднения, но я справился

- у меня не получилось работать в группе




4.Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.



У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал