Усть-Майского улуса (района) рс (Я)



страница1/3
Дата06.08.2017
Размер0.53 Mb.
ТипПротокол
  1   2   3
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы»

Усть-Майского улуса (района) РС (Я)



ПРИНЯТО

На заседании педагогического Совета

Протокол № ____от_____________

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД «ЦВР»

__________________Болдина Е.В.


«___»________________2014 г.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ГРУППЫ «ИСЧЕЗНУВШИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ»


Тип программы - Дополнительное образование,

Вид программы – модифицированная

Изучаемая дисциплина – История древнего мира

Срок реализации: 2 года

Возраст участников: 14-16 лет

Педагог ДО: Дьяконова Алена Николаевна

П. Усть-Мая, 2014 г.

Пояснительная записка
Приблизительно в III—II тысячелетиях до н. э. часть человечества совершила гигантский прорыв — перешла от первобытности к цивилизации. Начал со­здаваться качественно иной мир, хотя долгое время он еще имел много связей с первобытностью, да и сам пе­реход к цивилизации, конечно, осуществлялся посте­пенно, начиная с IV—III тысячелетий до н. э.

В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Благодаря строительству грандиозных по тем временам иррига­ционных сооружений резко повысилась производи­тельность сельского хозяйства. Усложнилась структура общества: в нем появились разные социальные слои, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по материальному положению, объему прав и привилегий. Образовалось государство — система органов управления обществом и его подавления.

Была создана письменность, благодаря которой люди смогли закрепить законы, научные и религиоз­ные идеи и передать их потомству.

Появились города — особый тип поселений, в кото­рых жители, по крайней мере частично, были осво­бождены от сельского труда. Начали возводиться мо­нументальные сооружения (пирамиды, храмы), не имеющие хозяйственного назначения.

Древние цивилизации, зародившиеся на заре исто­рии человечества, некоторые ученые называют пер­вичными. Это название подчеркивает, что они вырос­ли непосредственно из первобытности. В отличие от более поздних по происхождению цивилизаций им еще не предшествовала цивилизационная традиция, плодами которой можно было воспользоваться. На­против, древние цивилизации должны были создавать ее сами, преодолевая первобытность. Но полностью эта первобытность не исчезла, в большей или меньшей степени оставаясь и в сознании людей, и в жизни об­щества. В этом заключается одна из важнейших осо­бенностей цивилизаций древнего мира.

Географическая зона, в пределах которой возник­ли очаги древних цивилизаций, по сравнению с остальной площадью мировой суши кажется остров­ком среди бескрайнего моря народов, стоявших на сту­пени дикости или только приближавшихся к порогу цивилизации.

Уже в IV—III тысячелетиях до н. э. очаги цивили­зации возникли в Египте, в долине реки Нил, и в Месо­потамии — между реками Тигр и Евфрат. Там были заложены основы египетской и вавилонской цивилиза­ций. Несколько позднее — в III—II тысячелетиях до н. э. — в долине реки Инд зародилась индийская ци­вилизация, а во II тысячелетии — китайская (в долине реки Хуанхэ). Примерно в это же время складываются цивилизация хеттов в Малой Азии, финикийская — в Передней Азии, древнееврейская — в Палестине. На рубеже III—II тысячелетий до н. э. на юге Балканского полуострова появилась крито-микенская цивилиза­ция, из которой выросла древнегреческая. В I тысяче­летии до н. э. список древнейших цивилизаций попол­нился: на территории Закавказья сформировалась цивилизация Урарту, на территории Ирана — могуще­ственная цивилизация персов, в Италии — римская цивилизация. Зона цивилизаций охватила не только Старый Свет, но и Америку, где в центральной ее части (Мезоамерика) сложились цивилизации майя, ацтеков и инков. Однако здесь развитие цивилизации началось лишь на рубеже нашей эры.

Направленность. Данная общеобразовательная программа имеет социально-педагогическую направленность. По целевой ориентации программа является учебно - познавательной.

Актуальность. Как память – основа личности человека, так история – основа любого

общества. Подобно человеческой памяти, история хранит в себе суммированный, переработанный и осмысленный опыт поколений. Без истории у общества нет будущего, поскольку она представляет собой базис, на котором оно развивается. Знание истории служит не только показателем уровня образованности, но и необходимым фактором развития человека как социального существа, поскольку знание прошлого позволяет нам лучше ориентироваться в настоящем и делать прогнозы на будущее.

Таким образом, изучение истории древних цивилизаций позволяет нам ответить на насущный мировоззренческий вопрос: кто мы и откуда мы пришли. Оно помогает нам понять истоки морали нашего общества, способ мышления и способ познания, которые мы почерпнули из философии древних времен, и взглянуть на себя со стороны, критически отнестись к своему настоящему и осознать свою ответственность за богатейшее наследие, доставшееся нам.

Новизна данной программы заключается, во-первых, в параллельном изучении наук (история, география, археология, культурология), непосредственно связанных между собой, что позволяет представить мир как целостную систему фактов и событий.

Во-вторых, данная программа позволит учащимся не только познакомиться с основными событиями, ключевыми личностями, политическими и экономических условиями конкретной эпохи, но и взглянуть на повседневную жизнь представителей различных слоев.



Педагогическая целесообразность. По мнению многих учащихся, основную сложность в изучении истории для них представляет, помимо прочего, большой объем фактической информации, которую им необходимо усвоить. Поэтому для реализации обучающих задач

педагогический процесс должен быть организован таким образом, чтобы сформировать у детей устойчивую мотивацию к изучению предмета. В предлагаемой программе это достигается особым образом построенной системой методов, ведущую роль в которой отводится методу проектов. Данный метод способствует не только более прочному усвоению материала, но и развитию познавательных навыков, умений находить информацию, работать с источниками, ориентироваться в материале, критически и творчески подходить к решению задач, что является основой учебных умений, необходимых человеку на протяжении всей жизни.



Педагогическая технология, используемая при изучении данного курса, предполагает проведение занятий в трёх формах: лекционные, групповые, индивидуальные. Лекционные занятия проводятся со всей аудиторией, используются технические средства обучения. При групповой работе учащиеся обсуждают материалы лекции, участвуют в дискуссиях, решают проблемные вопросы. Индивидуальная работа учащихся проводится по заполнению журнала «Исчезнувшие цивилизации» и созданию проектов.

Цель. Целью данной программы является развитие разносторонних интересов и способностей учащихся.

Задачи.

Обучающие:

- Дать представление об истории как о научной дисциплине, о ее методах, источниках, науках, входящих в ее состав, и смежных с ней дисциплинах;

- Дать представление о понятии «цивилизация», ее основных признаках.

- Ознакомить с хронологией событий Древнего мира;

- Дать представление об исторической значимости древних цивилизаций;

- Расширить знания о географических, политических, экономических, религиозных, культурологических аспектах развития цивилизаций;

- Ознакомить с повседневной жизнью представителей древних цивилизаций;

Развивающие:

- Развивать познавательные умения и навыки: сравнивать, анализировать, оценивать;

- Развивать творческие умения и навыки: генерировать идеи, находить нестандартные способы решения проблемы, неординарно мыслить, выстраивать гипотезы;

- Развивать умения и навыки работы с источниками: ориентироваться в информационном пространстве, находить нужную информацию, выделять главное, уделять внимание деталям, реферировать, обобщать, сопоставлять, критически оценивать, переосмысливать;



Воспитательные:

- Формировать интерес к истории как к основе мировоззрения;

- Воспитывать уважение к историческому наследию;

Возраст учащихся, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы

14-16 лет. Срок реализации данной программы составляет 2 года.



Форма и режим занятий

Используемые формы организации деятельности детей на занятии: лекционные, групповые и индивидуально-групповые.

Режим занятий 1 года обучения: 2 занятия в неделю по 2 часа.

Режим занятий 2 года обучения: 2 занятия в неделю по 2 часа.

Общее количество часов в год 136 часов/68 занятия.

Используемые формы занятий: лекции, диспуты, дискуссии, конференция, круглый стол, презентация, подготовка и представление проектов, викторина, игра, конкурс.

Структура учебного занятия:

Общая структура занятия состоит из следующих этапов:

1. Презентация материала

2. Объяснение

3. Повторение

4. Закрепление

Данная структура носит условный характер и может видоизменяться в зависимости от особых целей и задач занятия и выбранной формы занятия.

Формы контроля и подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы

Эффективность образовательного процесса в рамках предлагаемой программы оценивается посредством следующих этапов контроля:

- начальный контроль проводится на вводном занятии с целью оценки имеющихся знаний и умений учащихся я перед прохождением данной программы

- текущий контроль проводится в течение всего учебного года в различных формах: оценка активности на занятии, опрос, тестирование и т.д.

- промежуточный контроль проводится по окончании изучения очередной темы в форме письменного исследования, доклада, проверочной работы, конкурса

- итоговый контроль проводится посредством защиты проекта.






Тема

Всего

Теория

Практика

Учебно-тематический план 1 года обучения

1.

Вводное занятие.

Введение в историческую науку.



2

1

1

2

Что такое Цивилизация. Основные признаки цивилизации. Цивилизация и природа.

2

1

1

3

Египет: земля фараонов

14

8

6

3.1.

Местоположение, природа, климат. Возникновение цивилизации

2

1

1

3.2.

Пирамида власти:

политический строй



2

1

1

3.3.

Религия Египта и зарождение монотеизма

2

2




3.4.

Наследие древнеегипетской цивилизации

6

4

2

3.5.

Итоговое занятие по теме «Египет: земля фараонов». Защита презентаций.

2




2

4.

Древнейшие государства Месопотамии. Вавилон, Ассирия, Шумер: города Эдема

14

6

8

4.1.

Местоположение, природа, климат Возникновение цивилизации

4

2

2

4.2.

Политический строй. Повседневная жизнь в

Плодородном полумесяце.



4

2

2

4.3.

Религия, культура

4

2

2

4.4.

Итоговое занятие по теме «Древнейшие государства Месопотамии». Викторина.

2




2

5.

Древняя Индия: страна чудес.

16

8

8

5.1.

Природные условия, климат, занятия населения. Возникновение Индской цивилизации

4

2

2

5.2.

Повседневная жизнь в Индии. Кастовая система.

4

2

2

5.3.

Религия, культура Древней Индии.

6

4

2

5.4.

Итоговое занятие по теме «Древняя Индия: страна чудес». Дебаты.

2




2

6

Погребенные царства Китая

16

8

8

6.1.

Природные условия, климат, занятия населения. Возникновение Китайской цивилизации

4

2

2

6.2.

Политический строй. Повседневная жизнь в Китае.

4

2

2

6.3.

Религия, культура Древнего Китая.

6

4

2

6.4.

Итоговое занятие по теме «Погребенные царства Китая». Защита презентации.

2




2

7.

Хеттская держава

14

6

8

7.1.

Образование и расцвет Хеттской державы.

4

2

2

7.2.

Общественный строй и культура хеттского государства.

4

2

2

7.3.

Религия хеттского общества.

4

2

2

7.4.

Итоговое занятие по теме «Хеттская держава». Конференция «Религия хеттского общества»

2




2

8

Финикия

16

8

8

8.1.

Тир – крупнейший финикийский город. Его расцвет при царе Хираме I.

3

2

1

8.2.

Финикийское мореходство.

3

2

1

8.3.

Духовная культура Финикии. Специфические особенности финикийской религии.

4

2

2

8.4.

Карфаген – город – государство финикийцев

4

2

2

8.5.

Итоговое занятие по теме «Финикия». Игра «Что? Где? Когда?»

2




2

9.

Древнееврейская цивилизация в Палестине

16

8

8

9.1.

Географическое положение Палестины. Ландшафт. Климат.

4

2

2

9.2.

Исход евреев из Египта в начале XI века до н.э. Объединение еврейских племен в единое Изараильско-Иудейское царство царем Давидом.

4

2

2

9.3.

Религия. Культура.

6

4

2

9.4.

Итоговое занятие по теме «Древнееврейская цивилизация в Палестине». Конференция на тему «Христианство: история, традиции, современность»

2




2

10.

Подготовка и защита проектов.

26

6

20




ИТОГО

136

60

76

Учебно-тематический план 2 года обучения

1.

Вводное занятие.

2

1

1

2.

Удивительные Эгейские царства.

Греция: Храмы, надгробия и сокровища

22

9

13

2.1.

Природные условия, население

4

2

2

2.2.

Древнейшие государства: Крит, Микены, Троя (быт, культура, управление);

4

2

2

2.3.

Древняя Греция. Развитие полисов (городов - государств). Афины и Спарта.

4

2

2

2.4.

Повседневная жизнь в Древней Греции

2

1

1

2.5.

Политический строй: первая демократия

2

1

1

2.6.

Религия. Культура Древней Греции

4

1

3

2.7.

Итоговое занятие по теме «Удивительные Эгейские царства. Греция: Храмы, надгробия и сокровища». Викторина «Своя игра»

2




2

3.

Цивилизация Урарту

14

6

8

3.1.

Образование союза племён Уруатри. Образование двух государств: Урарту (на территории нынешней Республики Армения) и Наири (в районе озера Ван в Турецкой Республике).

4

2

2

3.2.

Общественный строй. Социальное устройство Урарту.

4

2

2

3.3.

Культура. Религия.

4

2

2

3.4.

Итоговое занятие «Цивилизация Урарту». Защита презентаций на тему «Повседневная жизнь в Урарту»

2




2

4.

Персия. Властители империи.

14

6

8

4.1.

Местоположение, природа, климат Возникновение цивилизации

4

2

2

4.2.

Политический строй. Повседневная жизнь в Персидской империи

5

2

3

4.3.

Религия. Культура Персии

5

2

3

4.4.

Итоговое занятие по теме «Персия». Конференция на тему «Персия: интересные факты»










5

Этруски: Италийское жизнелюбие

4

2

2

6

Рим: эхо имперской славы

18

8

10

6.1

Превращение Римской республики в Римскую империю

4

2

2

6.2.

Повседневная жизнь в Древнем Риме

4

2

2

6.3.

Политический строй/ Римское гражданство

4

2

2

6.5.

Религия. Культура Древнего Рима

4

2

2

6.6.

Итоговое занятие по теме «Рим: эхо имперской славы». Ролевая игра «Римский сенат»

2




2

7.

Помпеи: Сгинувший город

4

2

2

8.

Ацтеки: империя крови и величия.

14

8

6

7.1.

Природа, население, современные территории;

6

4

2

8.2.

Культура, история зарождения цивилизации. Религия.

6

4

2

8.3.

Итоговое занятие «Ацтеки империя я крови и величия». Защита презентаций на тему «Религия ацтекского общества»

2




2

9

Затерянный мир Майя.

14

8

6

9.1.

Природа, население, современные территории;

6

4

2

9.2.

Культура, история зарождения цивилизации. Религия

6

4

2

9.3.

Итоговое занятие по теме «Затерянный мир Майя». Круглый стол «Загадки календаря майя»

2




2

10.

Инки: владыки золота и славы.

14

8

6

10.1.

Природа, население, современные территории;

6

4

2

10.2.

Культура, история зарождения цивилизации. Религия.

6

4

2

10.3.

Итоговое занятие по теме «Инки: владыки золота и славы». Викторина

2




2

11.

Подготовка и защита проектов

16

4

10




ИТОГО

136

64

72

Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Представление
2015 -> Городу иркутску 355 лет Иркутский хронограф
2015 -> Закон о промышленной безопасности опасных
2015 -> Грузовое судно, которое частично использует солнечную энергию, было построено японскими судостроителями на верфи «Imabari Shipbuilding Industry Ltd»
2015 -> Подготовил:
2015 -> О материально-техническом обеспечении основной профессиональной образовательной программы высшего образования ординатуры
2015 -> Реестр наилучших «зелёных» технологий


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал