В. Н. Каразина конституционное право украины учебное пособие



страница1/24
Дата18.10.2016
Размер6.02 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


Министерство образования и науки,

молодежи и спорта Украины


Харьковский национальный

университет имени В.Н. Каразина


КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО УКРАИНЫ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Харьков–2012
УДК 342(477)

ББК 67.9 (4Укр) 3

К 65
Рецензенты:

Любченко П. Н. – профессор кафедры государственного строительства Национального университета «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», доктор юридических наук, доцент;

Серегин В. А. начальник кафедры государственно-правовых дисциплин Харьковского национального университета внутренних дел, доктор юридических наук, доцент;

Ярмыш А. Н. – руководитель научно-организационного отдела Аппарата Президиума Национальной академии правовых наук Украины, член-корреспондент Национальной академии правовых наук Украины, доктор юридических наук, профессор.
Утверждено к печати решением Ученого совета Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина

(протокол № от )

К 65


Конституционное право Украины : учебное пособие (для иностранных студентов) / М. Н. Воронов, А. В. Зубенко, Т. Е. Кагановская и др. ; под ред. М. Н. Воронова – Х. : ХНУ имени В. Н. Каразина, 2012. - 526 с.


Авторский коллектив:

Воронов М.Н., к.ю.н., доц. – §1-8 главы 6; §1-4,6 главы 7; §1-3,5 главы 8; §1-2,4-5 главы13.

Зубенко А.В., к.ю.н. – §1-5 главы 9; глава 10; глава 11; глава 12.

Кагановская Т.Є. д.ю.н., доц. – §3-4 главы 4; §4 главы 8.

Мирошниченко Ю.Р. к.п.н. – §9 главы 6; §5 главы 7.

Писаренко В.В., к.ю.н. – §6 главы 9; §3 главы 13.

Червяцова А.О., к.ю.н., доц. – глава 1; глава 2; глава 3; §1-2 главы 4; глава 5.
Учебное пособие по Конституционному праву Украины подготовлено на основе Конституции Украины с учетом достижений науки конституционного права и практики конституционного строительства.

В учебном пособии рассматриваются конституционное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина, основы теории конституции, основы конституционного строя Украины, конституционно-правовой статус человека и гражданина, формы непосредственной демократии, конституционно-правовой статус органов государственной власти и местного самоуправления, конституционные основы территориальной организации власти. Для студентов юридических вузов и факультетов.


УДК 342.(477)

ББК 67.9 (4Укр) 3
© Харьковский национальный

университет имени В. Н. Каразина, 2012

© Воронов М. Н., Зубенко А. В.,

Кагановская Т. Е., Мирошниченко Ю. Р.,

Писаренко В. В., Червяцова А. О. 2012

© Дончик И. Н., макет обложки, 2012



Содержание
Введение………………………………………………………………………….8

Глава 1.

Конституционное право Украины как ведущая отрасль национальной правовой системы………………………………………………………………9

§1. Понятие, предмет и метод конституционного права Украины……..9

§2. Система конституционного права Украины как отрасли права Конституционно-правовые принципы, нормы и институты……….12

§3. Конституционно-правовые отношения: понятие, особенности,

виды……………………………………………………………….….…17

§4. Источники конституционного права Украины………………………19

§5. Конституционное право Украины как отраслевая юридическая наука и учебная дисциплина…………………………………………………21

Глава 2.

Конституция Украины – Основной Закон общества и государства….…25

§1. Понятие, сущность и виды конституций……………………………..25

§2. Юридические свойства Конституции Украины……………………..29

§3. Функции Конституции Украины……………………………………..32

§4. Юридическая характеристика Конституции Украины……………...35

§5. Юридическая характеристика Конституции Азербайджана и Конституции Туркменистана……………………………………….38



Глава 3.

Основы конституционного строя Украины………………………………...59

§1. Понятие и признаки конституционного строя……………………….59

§2. Принципы конституционного строя……………………………….…62

§3. Конституционно-правовое регулирование государственных

символов Украины…………………………………………………..…71

Глава 4.

Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Украине…75

§1. Понятие и элементы конституционно-правового статуса человека и

гражданина……………………………………………………………..75

§2. Основные (конституционные) права и обязанности человека и

гражданина в Украине…………………………………………………77

§3. Гражданство Украины…………………………………………………83

§4. Конституционно-правовой статус иностранцев и лиц без

гражданства в Украине………………………………………………..95



Глава 5.

Конституционно-правовое регулирование институтов непосредственной демократии в Украине……………………………………………………….106

§1. Понятие и виды институтов непосредственной демократии……...106

§2. Конституционно-правовые основы организации и проведения

выборов в Украине…………………………………………………...112

§3. Конституционно-правовые основы организации и проведения

референдумов в Украине……………………………………………121



Глава 6.

Конституционно-правовой статус Верховной Рады Украины………….130

§1. Верховная Рада Украины – единственный орган законодательной

власти в Украине……………………………………………………..130

§2. Формирование Верховной Рады Украины………………………….135

§3. Конституционный состав и структура Верховной Рады Украины..153

§4. Функции и полномочия Верховной Рады Украины………………..169

§5. Формы деятельности Верховной Рады Украины…………………..176

§6. Законодательный процесс и другие парламентские процедуры…..185

§7. Конституционно-правовой статус Уполномоченного Верховной

рады Украины по правам человека………………………………... 198

§8. Конституционно-правовой статус Счетной палаты……………….207

§9. Конституционно-правовой статус народного депутата Украины..216



Глава 7.

Конституционно-правовой статус Президента Украины………………..236
§1. Президент Украины – глава украинского государства……………...236

§2. Порядок избрания Президента Украины……………………………239

§3. Функции и полномочия Президента Украины………………………248

§4. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий

Президента Украины…………………………………………………257

§5. Правовой статус Администрации Президента Украины………….

§6. Конституционно-правовой статус Совета национальной

безопасности и обороны Украины………………………………….263



Глава 8.

Конституционно-правовой статус органов исполнительной власти в Украине……………………………………………………………………..….273

§1. Кабинет Министров Украины (правительство) – высшей орган в

системе органов исполнительной власти…………………………….273

§2. Порядок формирования Кабинета Министров Украины и

прекращения его полномочий………………………………………...281

§3. Полномочия Кабинета Министров Украины………………………..289

§4. Конституционно-правовой статус министерств и других

центральных органов исполнительной власти………………………298

§5. Конституционно-правовой статус местных государственных

администраций………………………………………………………...309



Глава 9.

Конституционно-правовой статус органов судебной власти и прокуратуры в Украине……………………………………………………...323

§1.  Общая характеристика судебной власти в Украине………………..323

§2.  Судебная система Украины……………………………………….…326

§3.  Конституционно-правовой статус судей……………………………332

§4.  Судейское самоуправление в Украине……………………………...338

§5.  Конституционно-правовой статус Высшего совета юстиции….…342

§6. Правовой статус прокуратуры Украины……………………………346

Глава 10.

Конституционный контроль в Украине…………………………………..353

§1.  Понятие, сущность, модели и виды конституционного контроля

(правосудия)…………………………………………………………..353
§2.  Конституционный Суд Украины – единственный орган

конституционной юрисдикции……………………………………...358

§3.  Функции и полномочия Конституционного Суда Украины………365

§4.  Правовой статус судей Конституционного Суда Украины……….368

§5.  Конституционное судопроизводство.  Формы обращения в

Конституционный Суд Украины………………………………….374



Глава 11.

Конституционные основы территориальной организации власти в Украине……………………………………………………………………..….383

§1. Понятие территориального устройства. Формы государственно-

территориального устройства……………………………………......383

§2. Особенности унитарного государства.  Украина – унитарное

государство……………………………………………………………388
§3. Понятие и сущность автономии.  Правовой статус Автономной

Республики Крым…………………………………………………….391



Глава 12.

Конституционно-правовой статус органов власти Автономной Республики Крым…………………………………………………………..…397

§1.  Общая характеристика органов власти Автономной Республики

Крым…………………………………………………………………..397

§2.  Верховная Рада Автономной Республики Крым –

представительский орган власти Автономной Республики Крым..399

§3. Правовой статус депутата Верховной Рады Автономной

Республики Крым…………………………………………………….410

§4.  Исполнительные органы власти Автономной Республики Крым...421

§5. Представительство Президента Украины в Автономной

Республике Крым………………………………………………….…428



Глава 13.

Конституционные основы местного самоуправления в Украине…...…432

§1. Понятие местного самоуправления…………………………………432

§2. Система местного самоуправления в Украине……………………..448

§3. Организационно-правовая и материально-финансовая основы

местного самоуправления в Украине……………………………….471

§4. Гарантии местного самоуправления……………………….………493

§5. Конституционно-правовой статус депутата местного совета…….498

Введение
Принятие Конституции Украины 28 июня 1996 г. и провозглашение Украины суверенным, независимым, демократическим, социальным, правовым государством, признание человека наивысшей социальной ценностью подытожило предыдущие формирование украинского общества и государства и создало необходимые правовые основы их дальнейшего функционирования и развития.

Основной Закон Украины стал источником для всех отраслей национальной системы права Украины, и прежде всего, для такой отрасли, как конституционное право Украины.

Законы Украины, принятые на основе и в развитие положений Конституции Украины закрепили широкий спектр важных общественных отношений в сфере политики, экономики, гарантий прав и свобод человека и гражданина, чем посодействовали становлению большинства институтов конституционного права Украины – основ государственного и общественного строя, правового статуса человека и гражданина, форм непосредственной демократии, местного самоуправления и др.

Овладение отраслью Конституционного права Украины предусматривает всестороннее познание и осмысление конституционно-правовых явлений, институтов и норм данной отрасли, процессов, связанных с их становлением, развитием и функционированием. Студенты должны знать содержание основных институтов конституционного права Украины, уметь их анализировать в историческом и сравнительном плане, иметь всестороннюю картину конституционного строя Украины и одновременно понимать нормативные положения, имеющие исходное значение для всех других отраслей права.

Предложенное учебное пособие «Конституционное право Украины» предназначено для достижения данной цели.
Глава 1. Конституционное право Украины
как ведущая отрасль национальной правовой системы



  1. Понятие, предмет и метод конституционного права Украины.

  2. Система конституционного права Украины как отрасли права. Конституционно-правовые принципы, нормы и институты.

  3. Конституционно-правовые отношения: понятие, особенности, виды.

  4. Источники конституционного права Украины.

  5. Конституционное право Украины как отраслевая юридическая наука и учебная дисциплина.


§1. Понятие, предмет и метод конституционного права Украины

Конституционное право Украины как отрасль права1 представляет собой систему конституционно-правовых норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения: основы конституционного строя, форму государства, правовой статус человека и гражданина.

Конституционному праву Украины присущи как общие признаки, которые характеризуют все отрасли права (нормативность, формальная определенность, системность, регулирование общественных отношений, обеспеченность мерами государственного принуждения и т.д.), так и специальные, позволяющие выделить конституционное право в самостоятельную отрасль права национальной правовой системы. К специальным признакам конституционного права, в первую очередь, относят предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – система общественных отношений, на упорядочение и защиту которых направлено действие правовых норм соответствующей отрасли права.

Конституционное право Украины имеет широкий предмет правового регулирования, так как его нормы воздействуют на общественные отношения, возникающие во всех сферах жизнедеятельности общества – политической, социальной, экономической, духовно-культурной. Особенность этих отношений заключается в том, что все они, так или иначе, связаны с организацией и осуществлением публичной власти (государственной власти и местного самоуправления).

Таким образом, предметом правового регулирования конституционного права Украины как отрасли права являются:

- основы конституционного (общественного) строя: нормы конституционного права устанавливают принципы взаимодействия между государством и гражданским обществом, такие как принцип народного суверенитета, верховенства права, ответственности государства перед личностью и обществом, принцип политического, идеологического и экономического плюрализма и так далее;

- форма государства: нормы конституционного права определяют форму государственного правления (Украина является республикой), форму государственного (территориального) устройства (Украина – унитарное государство), методы и способы осуществления государственной власти (политический режим), порядок формирования системы высших органов государственной власти и местного самоуправления, их функции, компетенцию;

- основы правового статуса человека и гражданина: нормы конституционного права закрепляют основные права, свободы и обязанности, определяющие правовое положение личности в обществе и государстве.

Учитывая исключительное социально-политическое значение общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, конституционное право является ведущей отраслью национальной правовой системы. Ведущее место конституционного права определяется также тем, что основным источником данной отрасли является Конституция Украины – Основной Закон, нормы которого являются основополагающими для всех отраслей права. Кроме того, именно конституция регулирует процесс нормотворчества и устанавливает иерархию нормативно-правовых актов.

Конституционное право Украины воздействует на общественные отношения с помощью способов и средств правового воздействия, совокупность которых дает метод конституционного права (метод правового регулирования). Таким образом, метод конституционного права Украины – совокупность способов и средств, обеспечивающих правовое воздействие конституционно-правовых норм на общественные отношения, составляющие предмет конституционно-правового регулирования, с целью их упорядочения и защиты.

Применение тех или иных способов и средств правового воздействия в конституционном праве зависит от предмета правового регулирования, то есть общественных отношений, на которые направлено воздействие конституционно-правовых норм: отношения, связанные с реализацией субъективных прав и свобод, регулируются на основании принципа общего разрешения – «дозволено все, что не запрещено законом»; в основе правового регулирования отношений, связанных с осуществлением функций органами публичной власти и их должностными лицами, лежит принцип специального разрешения – «дозволено только то, что разрешено законом»2. Таким образом, конституционное право предоставляет гражданам и их объединениям широкую свободу в выборе вариантов поведения, в то время как деятельность органов государственной власти и местного самоуправления (должностных лиц) строго нормируется, а их свобода усмотрения ограничена.

Различные принципы правового регулирования деятельности субъектов конституционно-правовых отношений предполагают использование различных способов и средств правового воздействия, к которым относятся: 1) дозволение; 2) возложение обязанностей; 3) запрет. Их сочетание дает два метода правого регулирования – императивный и диспозитивный.

Применение императивного метода правового регулирования характерно для публичного права; диспозитивный метод используется частным правом. Конституционное право сочетает в себе элементы частного и публичного права с преобладанием элементов последнего, так как конституционное право связано, в первую очередь, со сферой общих государственных интересов, и во вторую – индивидуальных, частных. Нормы конституционного права являются базовыми и для публичного, и для частного права. Именно этим объясняется использование в конституционном праве императивно-диспозитивного метода правового регулирования.

Императивный метод лежит в основе правового регулирования государственно-властных отношений, системы органов публичной власти, их функций, взаимодействия и полномочий; диспозитивный – применяется при определении правового статуса личности, системы основных прав и свобод.
§2. Система конституционного права Украины как отрасли права. Конституционно-правовые принципы, нормы и институты

Конституционному праву Украины, как и любой другой отрасли права и праву в целом, присуще свойство системности. Системность означает логичность формы и содержания права; право не может отрицать само себя в силу внутренних противоречий – требование и, вместе с тем, условие системности. Таким образом, система конституционного права Украины – совокупность взаимосвязанных, внутренне согласованных элементов, какими являются принципы конституционного права, конституционно-правовые нормы и институты. Система конституционного права отражает обусловленное предметом правового регулирования единство и дифференциацию конституционно-правовых норм.

Принципы конституционного права Украины – фундаментальные идеи, руководящие начала, которые выражают сущность и политико-правовое значение конституционного права как отрасли права3.

Системность права требует существования определенных объективных ориентиров (критериев), обеспечивающих единообразие и согласованность множества его элементов. Такими ориентирами выступают принципы права. Иначе говоря, внутренняя согласованность, логичность системы права обеспечивается соответствием ее элементов (норм, институтов, отраслей) принципам права. Следовательно, принципы права – это своеобразная система координат, в рамках которой развивается право, и, одновременно, вектор, определяющий направление этого развития.

Закон является легитимным, если он наполнен правовым содержанием, т.е. соответствует принципам права. Итак, принципы права – это не просто юридические идеи, это – объективно необходимые и общеобязательные критерии справедливого и должного в праве и законодательстве.

Принципы конституционного права характеризуются универсальностью, всеобщностью, обладают высшей императивностью, формулируют наиболее важные правовые положения. Они делятся на общие и специальные. Общие принципы конституционного права закреплены непосредственно в Конституции Украины, выражают ее основные идеи, раскрывают ее социально-политическое предназначение и сущность. К ним относится принцип верховенства права, принцип народного суверенитета, принцип демократизма, принцип признания человека, его прав и свобод наивысшей социальной ценностью и другие. Общие принципы конституционного права оказывают воздействие на всю систему общественных отношений в отличие от специальных принципов, которые касаются определенной группы и находят свое закрепление на уровне отраслевого, конституционного законодательства. Специальными принципами конституционного права являются: принцип единого гражданства, принцип выборности органов местного самоуправления, принцип всеобщего избирательного права и так далее.

Первичным элементом системы конституционного права является конституционно-правовая норма – формально определенное, общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и регулирующее конституционно-правовые отношения.

Норма конституционного права является разновидностью правовой нормы, следовательно, обладает всеми признаками, которые характеризуют правовую норму как таковую. Вместе с тем, нормы конституционного права имеют особые признаки, которые позволяют выделить их в отдельную группу правовых норм.

К специальным признакам следует отнести:


  • содержание конституционно-правовых норм (нормы конституционного права регулируют отдельную группу общественных отношений, связанных с организацией и осуществлением публичной власти);

  • учредительный характер (нормы конституционного права устанавливают основы общественного строя, правовой статус личности, систему органов государственной власти и местного самоуправления, определяют порядок осуществления нормотворчества и т.д.);

  • высшая юридическая сила по отношению к нормам других отраслей права;

  • особенности структуры конституционно-правовой нормы (нормы конституционного права, как правило, не имеют классической трехзвенной структуры, которая предполагает наличие гипотезы, диспозиции и санкции); для конституционного права характерно широкое применение нетипичных правовых предписаний – норм дефиниций, норм-принципов, норм-деклараций, норм-целей и так далее.

Кроме того, нормы конституционного права характеризуются:

  • высоким, по сравнению с другими отраслями, уровнем стабильности правового регулирования;

  • повышенной охраной со стороны государства;

  • политической направленностью.

Нормы конституционного права Украины можно классифицировать, исходя из различных критериев:

  • в зависимости от предмета конституционного права выделяют группы норм, которые регулируют основы конституционного (общественного) строя, правовой статус личности, форму государства;

  • по содержанию нормы конституционного права делятся на нормы материального права (определют права, обязанности, функции, полномочия субъектов конституционно-правовых отношений) и процессуального права (устанавливают порядок реализации норм материального права);

  • по функциональной направленности нормы конституционного права могут быть регулятивными и правоохранительными; в свою очередь, регулятивные нормы делятся на: уполномочивающие нормы (предусматривают право субъекта на совершение позитивных действий), обязывающие (устанавливают обязанность субъекта совершить определенные действия) и запрещающие (содержат запрет на совершение определенных действий);

  • по степени определенности правовых предписаний нормы конституционного права делятся на: абсолютно определенные (требуют от субъекта определенного поведения, не оставляя ему возможности выбора) и диспозитивные или относительно определенные;

Кроме того, нормы конституционного права могут быть классифицированы в зависимости от территории действия на общегосударственные и локальные (местные), по времени действия – постоянные и временные, по субъекту нормотворчества – принятые парламентом, главой государства, правительством, референдумом и т.д., по юридической силе – имеющие высшую юридическую силу и иные нормы (юридическая сила норм конституционного права зависит от источника, в котором они содержатся).

Нормы, регулирующие определенную группу однородных, однопорядковых общественных отношений в рамках предмета конституционного права Украины, образуют конституционно-правовые институты, которые отличаются друг от друга по содержанию, структуре, методам и задачам правового воздействия. Таким образом, институт конституционного права – сложный элемент системы конституционного права, представляющий собой функционально обособленную внутренне согласованную подсистему взаимосвязанных конституционно-правовых норм.

В зависимости от содержания и объема конституционно-правового регулирования институты конституционного права подразделяются на основные (генеральные) институты и простые (обычные) институты.

Основные (генеральные) институты имеют в своей структуре несколько простых (обычных) институтов, которые, в свою очередь, объединяют однопорядковые конституционно-правовые нормы.

Генеральные институты конституционного права совпадают со структурой Конституции Украины. Соответственно, принято выделять:


  • институт основ конституционного строя;

  • институт конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Украине;

  • институт непосредственной демократии, который делится на институт выборов и институт референдума;

  • институт формы правления, включающий в себя институт Верховной Рады Украины, институт Президента Украины, институт Кабинета Министров Украины, институт судебной системы;

  • институт формы государственного (территориального) устройства;

  • институт конституционных основ местного самоуправления.

Примером простых (обычных) конституционно-правовых институтов могут быть: институт досрочного прекращения полномочий главы государства, институт приобретения гражданства Украины и т.д.
§3. Конституционно-правовые отношения: понятие, особенности, виды

Конституционно-правовые отношения – общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права Украины, содержанием которых является юридическая связь между субъектами в форме прав (свобод), обязанностей, полномочий, предусмотренных соответствующей конституционно-правовой нормой. Конституционно-правовые отношения имеют как общие признаки (характерны для всех правоотношений), так и особенные (характерны исключительно для конституционно-правовых отношений, характеризуют их как таковые).

Общие признаки конституционно-правовых отношений означают, что конституционно-правовые отношения:


  • являются общественными отношениями;

  • имеют волевой характер;

  • складываются между субъектами права;

  • возникают, развиваются, изменяются, прекращаются в соответствии с правовой нормой.

Юридическое содержание правоотношений заключается в правомочиях и обязанностях их участников, следовательно, особенности конституционно-правовых отношений обусловлены спецификой прав (свобод), обязанностей и полномочий субъектов конституционного права, которые установлены для них конституционно-правовыми нормами.

Специальными признаками, которые позволяют выделить конституционно-правовые отношения в системе правоотношений, являются:



  • фундаментальность конституционно-правовых отношений (конституционно-правовые отношения имеют основополагающих характер, обуславливают возникновение и существование всех иных общественных отношений, их юридическое содержание и направленность);

  • политико-правовой характер (конституционно-правовые отношения имеют государственно-властный элемент; различные сферы общественных отношений урегулированы нормами конституционного права в связи с участием в этих отношениях публичной власти; конституционное право ограничивается установлением общих принципов этих отношений, которые детализируются нормами иных отраслей права);

  • повышенная стабильность (отражают общие закономерности развития государства и общества, поэтому долгое время могут оставаться неизменными; стабильность конституционно-правовых отношений является гарантией стабильности всей системы общественных отношений);

  • особенность объектов (конституционно-правовые отношения возникают по поводу определенных политико-правовых ценностей, в частности таких, как суверенитет (народный и государственный), публичная власть (государственная и муниципальная), основные права и свободы личности и т.д.);

  • особый субъектный состав (наряду с общими субъектами правовых отношений участниками конституционно-правовых отношений являются субъекты, которые не встречаются в других отраслях права, – народ Украины, украинская нация, национальные меньшинства, территориальные громады, избирательные комиссии и так далее).

В основу классификации конституционно-правовых отношений могут быть положены различные критерии, которые позволяют выделить виды конституционно-правовых отношений:

  • по сфере возникновения и реализации – конституционно-правовые отношения социального, политического, экономического и духовно-культурного характера;

  • по времени существования – долгосрочные (правовые состояния) и краткосрочные конституционно-правовые отношения;

  • по характеру связей между субъектами – координационные (паритетные, равные) и субординационные (отношения власти-подчинения);

  • по целевому предназначению – материальные и процессуальные.


§4. Источники конституционного права Украины

В правовой доктрине под источниками права понимаются внешние формы выражения права. Соответственно, источники конституционного права Украины – способы внешнего оформления, объективизации конституционно-правовых норм. Тот или иной способ закрепления норм конституционного права, наделения их общеобязательной силой является источником конституционного права, если отвечает трем требованиям: во-первых, он должен быть нормативным и быть рассчитанным на многократное использование; во-вторых, он должен иметь юридическую силу, т.е. закреплять действующие нормы; в-третьих, содержать хотя бы одну норму конституционного права.

Система источников права зависит от типа правовой системы. Украина характеризуется признаками романо-германской правовой системы, в которой основным источником права признается нормативно-правовой акт. Следует отметить, что в последнее время в результате процессов глобализации, которые в том числе коснулись и правовых систем, различия между романо-германской и англосаксонской правыми системами стираются, происходит их взаимное обогащение и проникновение в друг друга.

К источникам конституционного права Украины относятся:

Нормативно-правовые акты – правовые документы, которые приняты в установленном порядке компетентными органами публичной власти и которые содержат общеобязательные, формально определенные правила поведения (нормы права). Нормативно-правовые акты наделены различной юридической силой. Наивысшую юридическую силу имеет Конституция Украины – Основной Закон государства и общества. Далее следуют законы, которые по отношению к конституции могут быть: конституционными (вносят изменения в Основной Закон, имеют равную с ним юридическую силу), органичными (принимаются в соответствии с прямым указанием, которое содержится в конституции), обычные (конституция не содержит ссылки на эти законы; они принимаются с целью урегулирования общественных отношений). Законы имеют высшую юридическую силу. На основании и во исполнение законов принимаются подзаконные нормативно-правовые акты.

Нормативно-правовые договоры являются источниками конституционного права Украины. В настоящее время к этой категории источников относятся только международные договоры конституционно-правового содержания (Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Европейская конвенция прав человека и основных свобод и другие), но история независимой Украины дает примеры внутригосударственных договоров – Конституционный Договор 1995 года.

Конституционно-правовые обычаи можно условно отнести к источникам конституционного права Украины, так как для формирования правовых обычаев необходим длительный период времени, в течение которого должна сформироваться политико-правовая практика. Украина как молодое государство не имела достаточно времени для формирования конституционно-правовых обычаев. Тем не менее, примером конституционно-правового обычая может быть местоположение Первого заместителя Председателя Верховной Рады Украины справа, а заместителя – слева от Председателя на заседаниях парламента.

Относительно новыми источниками конституционного права являются конституционно-правовые (судебные) прецеденты. Роль этого источника существенно возрастает в связи с участием Украины в европейской системе защиты прав человека, в основе которой лежит Европейская конвенция защиты прав человека и основных свобод. В частности статья 17 Закона Украины «Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» от 23 февраля 2006 года признает решения Европейского суда по правам человека источником права национальной правовой системы Украины.

Спорным является вопрос о признании источниками конституционного права решений Конституционного Суда Украины, так как в соответствии с Конституцией Украины и Законом Украины «О Конституционном Суде Украины» единственный орган конституционной юрисдикции принимает интерпретационные (акты толкования) и правоприменительные акты и не наделен полномочием создавать нормы права.
§5. Конституционное право Украины как отраслевая юридическая наука и учебная дисциплина

Наука конституционного права Украины – это отраслевая юридическая наука, которая представляет собой целостную систему обобщенных знаний, идей, понятий и выводов, касающихся конституционного права как отрасли национальной правовой системы (источников, норм, субъектов, объектов, конституционно-правовых отношений и так далее). Таким образом, предметом науки конституционного права являются: конституционно-правовые отношения, конституционно-правовые нормы, конституционно-правовая (политико-правовая) практика, конституционно-правовые теории (доктрина).

Наука конституционного права изучает содержание конституционно-правовых норм, практику их применения, исследует закономерности развития политико-правовых процессов, которые происходят в государстве, формулирует практические рекомендации с целью совершенствования конституционно-правового регулирования политико-правовых отношений, составляющих предмет конституционного права Украины как отрасли права. К предмету науки конституционного права Украины также относится изучение становления и развития института прав человека, институтов прямого и представительного народовластия и так далее.

Соответственно, источниками науки конституционного права Украины выступают:

нормативно-правовые акты, которые содержат конституционно-правовые нормы (как действующие на данный момент, так и те, которые утратили юридическую силу, а также нормативно-правые акты, находящиеся на стадии разработки и принятия);

материалы практики органов государственной власти и органов местного самоуправления, объединений граждан и так далее, которые дают возможность проанализировать развитие политико-правовых процессов, происходящих в государстве;

научные работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам конституционного права.

Следует отметить, что город Харьков имеет собственную школу конституционного (государственного) права, основы которой были заложены учеными юридического факультета Императорского Харьковского университета в середине XIX века. С Императорским Харьковским университетом связана научная и педагогическая деятельность таких государствоведов, как М. М. Алексеенко, И. И. Дитятин, Н. О. Куплевасский, М. И. Палиенко, А. Г. Станиславский, А. Н. Стоянов и других. Существенный вклад в развитие науки конституционного права Украины в целом и отдельных ее направлений внесли: М. А. Баймуратов, Л. В. Бориславский, А. З. Георгица, А. Н. Колодий, А. Л. Копыленко, Л. Т. Кривенко, О. В. Марцеляк, М. Ф. Орзих, В. Ф. Погорилко, П. М. Рабинович, В. А. Серегин, О. Ф. Фрицкий, В. М. Шаповал, Ю. С. Шемшученко, Л. И. Юзьков, А. Н. Ярмыш и другие.

Как учебная дисциплина конституционное право Украины представляет собой часть науки конституционного права Украины, изучение которой является необходимым условием полноценного формирования юриста. Учебная дисциплина «Конституционное право Украины» преподается во всех юридический учебных заведениях (юридических факультетах) и открывает цикл отраслевых юридических дисциплин.

Цель учебной дисциплины «Конституционное право Украины» – дать слушателям знания об основных понятиях, которыми оперирует наука конституционного права, раскрыть сущность и значение Конституции Украины, а также конституционно-правовых институтов, ознакомить с основными источниками конституционного права. Таким образом, объем учебной дисциплины «Конституционное право Украины» намного уже объема одноименной науки: если наука конституционного права охватывает всю совокупность знаний о конституционном праве и конституционно-правовых явлениях, то учебная дисциплина включает только ту часть, которая необходима для подготовки юриста-специалиста.


Контрольные вопросы к главе:

  • Назовите общественные отношения, которые составляют предмет правового регулирования конституционного права Украины.

  • Дайте определение конституционного права как отрасли права.

  • Чем обусловлена ведущая роль конституционного права в национальной правовой системе?

  • В чем особенности конституционно-правовых отношений? Как можно классифицировать конституционно-правовые отношения?

  • Назовите субъектов конституционно-правовых отношений. В чем их особенности?

  • Что такое конституционно-правовая норма? Какие виды конституционно-правовых норм существуют?

  • Дайте определение понятия «источники конституционного права». Охарактеризуйте нормативно-правовые акты как источники конституционного права Украины.

  • Определите понятие науки конституционного права. Раскройте соотношение науки конституционного права с одноименной учебной дисциплиной.



Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Ресурсное обеспечение экономического развития промышленных регионов в кризисных условиях
123456789 -> Аналого-цифровые преобразователи Общие сведения
123456789 -> Конспект лекций по учебной дисциплине «международное публичное право» тема 1 понятие, сущность и роль международного права в современных международ ны Х отношениях
123456789 -> Московский государственный
123456789 -> Беларусь молдова: взаимодействие в условиях перехода на новый уровень
123456789 -> Конспект лекций по курсу «История славянских народов: История России и Украины
123456789 -> Acceptor — акцептор access — доступ, подход; вход, лаз accessible
123456789 -> 1. Предмет прикладной климатологии Задачи науки Изучаемые явления и процессы
123456789 -> Тема 17. Паннельно-лучистое отопление 17 Характеристика и классификация панельно лучистого отопления
123456789 -> В средневековой системе образования


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал