В. П. Астафьев замечательный русский писатель, наш с вами земляк. Его произведения посвящены событиям военных лет, природе и людям Сибири. Он создал целый цикл произведений о своем детстве. Одно из них Васюткино



Скачать 90.87 Kb.
Дата02.06.2018
Размер90.87 Kb.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 71

п.Кедровый Красноярского края»

ТЕМА ПРОЕКТА: «Как выжить в тайге»

Исполнитель проекта:

Голубков Владислав, 5-б класс

Руководитель: Седова Н.П,

учитель русского языка и литературы


п. Кедровый
2016 год

Оглавление


I.Основная часть 3

1.Теоретическая часть. 3

1.1.Поведение Васютки в тайге 3

1.2.Знания и навыки, которые помогли Васютке выжить в тайге 5

II.Практическая часть 7

2.1. Советы идущему в лес. 7

2.2. Если ты заблудился 7

III.Заключение 8

IV.Список использованной литературы 9



Введение

В.П.Астафьев – замечательный русский писатель, наш с вами земляк. Его произведения посвящены событиям военных лет, природе и людям Сибири. Он создал целый цикл произведений о своем детстве. Одно из них – «Васюткино озеро». Этот рассказ автобиографический, потому что события, положенные в его основу, произошли с писателем, когда он был, как и мы сейчас, в 5 классе. Он описал их в своем сочинении, назвав его «Жив». Потом, через много лет ,на основе своего школьного сочинения автор пишет рассказ «Васюткино озеро». Главный герой этого произведения –Васютка Шадрин, тринадцатилетний деревенский мальчишка. Васютка родился и вырос в таёжном краю, в семье рыбака. В жизни случаются ситуации, когда от человека требуется проявление самообладания, мужества и выдержки. В такое положение попал и мальчик Васютка: как-то раз он пошел в лес за кедровыми орешками для рыбаков и не сразу понял, что случилась беда — он заблудился. Но Васютке удалось выжить… Каким образом? Ведь даже взрослые люди, оказавшись в тайге, часто не возвращаются. Что делать, если ты оказался в такой экстремальной ситуации?



Тема моей работы: «Как выжить в тайге».

В чём актуальность данной работы? Мы живём в сибирской тайге, и с каждым из нас может произойти подобное. Чтобы лес стал не врагом, а другом, нужно многое знать и уметь.



Цель работы:исследовать, как удалось выжить в тайге Васютке, составить инструкции по выживанию.

Задачи:

  • внимательно перечитать рассказ;

  • отобрать информацию, что знал и умел Васютка;

  • выявить, какими качествами обладал герой;

  • составить рекомендации «Идущему в тайгу», «Если ты заблудился»

Гипотеза: если обобщить опыт героя рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро», то можно понять, как выжить в тайге, или предупредить ситуации заблуждения в лесу.

  1. Основная часть

  1. Теоретическая часть.

    1. Поведение Васютки в тайге


.«….Тайга... Тайга... Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, всё ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дальше смотрел Васютка, тем они делались гуще, и наконец голубые проёмы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них….»

Вот что увидел и почувствовал тринадцатилетний Васютка, когда понял, что заблудился в бескрайней тайге.

В тайге он сумел выжить благодаря тем навыкам, которыми владел, и благодаря тем советам, которые ему когда-то давали взрослые. Каждый, кто хоть немного знаком с суровыми законами тайги, знает, какая опасность грозила мальчику. Конечно, ему было очень страшно одному в тайге. Однако главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро» совсем не похож на тех людей, которые, попав в трудную ситуацию, падают духом и трусливо ждут собственной смерти. Испугавшись вначале, запаниковав, Васютка сумел взять себя в руки, спокойно обдумать свое положение и принять верное решение. Вдумчиво, не суетясь шел Васютка к своему спасению, и удача от него не отвернулась. Мальчик постоянно размышляет, у него очень пытливый ум, это оказывается решающим в его путешествии.

Героя рассказа Виктора Астафьева "Васюткино озеро" спасла природная память, смекалка, находчивость, знание леса, примет, приобретённые навыки и умения. А главное - желание выжить во что бы то ни стало. "Тайга хлипких не любит,"-эти слова отца и деда вспомнились мальчику в самую страшную минуту, когда он был в отчаянии, они придали ему сил. Хорошим подспорьем оказались и услышанные им ранее рассказы рыбаков о том, как нужно себя вести, оказавшись в подобной ситуации. Самообладание и практические знания о тайге помогли заблудившемуся мальчику целых пять дней продержаться в неприветливом осеннем лесу. Даже по ночам, когда страх и слезы подбирались совсем близко, Васютка не давал себе пасть духом. Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. Он предусмотрительно вешал мешок с остатками еды на сук, не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу, не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться. И вот, когда последняя краюшка хлеба, взятая из дома, оказалась съеденной, мужество мальчика было сторицей вознаграждено. Он нашел озеро, полное рыбы, — настоящий подарок для рыбаков. Васютка выбрал правильное направление на север, догадался, что озеро проточное, раз в нём водится речная рыба, что речка от озера обязательно выведет к Енисею. Следуя по течению, Васютке удалось выйти к Енисею, а там его подобрали на бот друзья отца.Все потом удивлялись, как мальцу удалось победить тайгу. Васютка рассказывал правду о пережитом, но отец и дед не позволяли ему хвастаться: они растили из него настоящего мужчину, сибиряка. 



Так какие же знания и умения помогли Васютке выжить в тайге?
    1. Знания и навыки, которые помогли Васютке выжить в тайге




Васютка знал

Васютка умел

  1. «Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери еду, бери спички»

  2. «Всякая таёжная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдёт немного, ещё топором тюкнет, потом ещё. За этим человеком пойдут другие люди»

  3. « Стрелять он не стал. Ему ужо не paз драли уши за попусту сожженные патроны. Трепет перед драгоценным «припасом» (так называют сибирские охотники порох и дробь) крепко вбит в сибиряков отроду»

  4. «… глухаря часто берут с собакой...глухарь, сидя на дереве, с любопытством смотрит вниз на собаку, а порой и подразнивает её. Охотник тем временем незаметно подходит с тыла и стреляет»

  5. «Долго Васютка отыскивал глазами жёлтую полоску лиственника среди неподвижного зелёного моря (лиственный лec обычно тянется по берегам реки)»

  6. «Рассудил он просто: в южную сторону тайга тянется на тысячи километров, в ней вовсе затеряешься. А если идти на север, то километров через сто лес кончится, начнётся тундра»

  7. «…трава растет обычно вблизи больших водоёмов. «Неужели впереди Енисей?»

  8. «…ещё раз поглядел на озеро, на кровянистое небо и с тревогой проговорил: « Ветер завтра будет. А вдруг ещё с дождём? «Вызвездило — к холоду!»

  9. Он не раз слышал от рыбаков, что в некоторых озёрах будто бы водится белая рыба, но озёра эти должны быть или были когда-то проточными»

  10. «Гудок парохода откликается на ближнем водоеме»




  1. «Склонность к пространным рассуждениям, как у всякого таёжника, рано появилась у Васютки»

  2. «…Васютка с ружьём на плече и с патронташем па поясе, похожий па коренастого, маленького мужичка, вышел из избы»

  3. «Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому. Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил всё в кучку и поджёг. Огонёк, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам»

  4. «Ощипав глухаря, начал перочинным ножиком потрошить его. Потом сгрёб костёр в сторону, на горячем месте выкопал ямку и положил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпал горячей землёй, золой, углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров»

  5. В одном месте почти из-под ног взметнулся здоровенный глухарь и сел неподалёку. Васютка показал ему кукиш:

-А этого не хочешь? Провалиться мне, если я ещё свяжусь с вашим братом!

  1. «Чтобы заглушить тошноту, Васютка на ходу срывал гроздья красной смородины, совал их в рот вместе со стебельками»

  2. «Васютка защитил от ветра кучу веток и лоскуток берёсты. Спичек осталось четыре штуки. Не дыша, он чиркнул спичку о коробок, дал огоньку разгореться в ладонях и поднёс к берёсте. Она стала корчиться, свернулась в трубочку и занялась»

  3. «Васютка снял прохудившиеся сапоги, размотал грязные портянки. Ноги издрябли и сморщились от сырости.

  4. «Он высушил сапоги и портянки, оторвал от кальсон тесёмки и подвязал ими державшуюся на трёх гвоздях подошву правого сапога»


  1. Практическая часть


Проанализировав поведение Васютки в лесу, мысли и чувства мальчика, которые помогли ему сделать правильные выводы и выбраться к реке; навыки, полученные им в общении с взрослыми, я приступил к составлению памяток. Конечно, современные городские дети не так приспособлены к жизни в тайге, им больше стоит рассчитывать на помощь взрослых, но и о Васюткиных уроках забывать не следует.

2.1. Советы идущему в лес.

1.Выучи таёжные приметы

2. Продумай маршрут.

3.Возьми компас, спички, продукты, средства защиты от насекомых.

4. Оденься теплее.

5. Надевай яркую одежду

6. Предупреди взрослых.

7. Делай заметки и не отходи от них.



2.2. Если ты заблудился

1. Успокойся, не паникуй.

2. Осмотри местность.

3. Собери хворост, дрова для костра на ночь.

4. Разожги костер, приготовь пищу.

5. Приготовь место для ночлега.

6. Спокойно ожидай спасателей

  1. Заключение


Таким образом, обобщив опыт героя рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро», я понял, что в тайгевыжить можно, если ты много знаешь и умеешь.Так как современные городские дети не слишком приспособлены к жизни в тайге, им больше стоит рассчитывать на помощь взрослых. Цель проекта -исследовать, как удалось выжить в тайге Васютке, составить инструкции по выживанию – достигнута. Результат проекта – составленные мною памятки-инструкции - могут быть полезными для всех, отправляющихся в тайгу.

Гипотеза подтверждена теоретически, подтверждать её практически следует только по мере необходимости

  1. Список использованной литературы


1. Астафьев В.П. Васюткино озеро. В уч.» Литература.5 класс,часть2. В.Я.Коровина, М., Просвещение, 2012.

2.http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/11/24/urok-issledovanie-po-rasskazu-vpastafeva-vasyutkino-ozero



3. http://infourok.ru/urok_po_rasskazu_v._astafyeva_vasyutkino_ozero-480761.htm



Каталог: servisy -> meropriyatiya -> faily ishodniki
faily ishodniki -> Сценарий утренника на 23 февраля «Папы для нас очень важны, папы нам наши очень нужны»
faily ishodniki -> История государственного флага России
faily ishodniki -> Календарно-тематическое планирование Литература Приложение №1 Приложение №2 Приложение №3
faily ishodniki -> Цель проекта: Подвести детей к самостоятельной исследовательской деятельности в расширении знаний о развитии растений. Задачи проекта
faily ishodniki -> Международный день спорта на благо развития и мира в рамках юнеско
faily ishodniki -> Реферат Тема: СССР в 1945-1953 гг. Учащийся 9г класса маоу «сош №18» г. Сыктывкара
faily ishodniki -> Проект «Мы – такие разные»
faily ishodniki -> Экологический проект
faily ishodniki -> Проект «Игрушка» (возраст: 6 лет)
faily ishodniki -> Урок по «окружающему миру»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал