Виктор иванович першин



Скачать 92.38 Kb.
Дата24.08.2017
Размер92.38 Kb.
ВИКТОР ИВАНОВИЧ ПЕРШИН

(Биографический очерк)


Виктор Иванович Першин родился 16 марта 1902 года в Санкт-Петербурге в семье рабочего-столяра. В семье Першиных воспитывалось три брата, Виктор был младшим. В 1913 году он окончил начальное городское трехклассное училище, в 1918 году — высшее начальное четырехклассное училище. В 1918 году В.И. Першин поступил в Петроградский техникум водного транспорта (бывшее училище судовых механиков). В зимнее время учился на механическом отделении и подрабатывал в механических мастерских техникума, а летом нанимался кочегаром или машинистом на речные суда, работавшие на Неве. После четырех лет обучения в 1922 году Першин поступает на кораблестроительное отделение Военно-морского инженерного училища (с 1925 г. — ВМИУ им. Дзержинского). В июне 1927 года он направляется на линейный корабль “Октябрьская революция”, на котором корабельным курсантом проходит предвыпускную стажировку, и со званием корабельного инженера выпускается из училища в октябре того же года. Первое назначение В. И. Першин получил в Научно-технический комитет (НТК) Управления Военно-Морских Сил РККА в качестве инженера кораблестроительной секции.

Из аттестации 1929 года:

«Прикомандированный для работы в корсекции НТК В. И. Першин относится к своим обязанностям с большим интересом и выполняет их весьма старательно, аккуратно и четко. Имеет хорошую теоретическую подготовку, полученную во ВМИУ и пополняемую самостоятельными занятиями. Обладает большой инициативой и самостоятельностью при безукоризненной дисциплинированности...»

В 1929 году В. И. Першин поступил в Военно-морскую академию, в 1931 году закончил ее по специальности корабельного инженера, получил назначение в Контрольно-приемный аппарат (КПА) Управления кораблестроения ВМС РККА и был направлен в Николаев на судостроительные заводы для наблюдения за постройкой военных кораблей. В течение последующих пяти лет В. И. Першин служил в Николаеве на должностях последовательно младшего приемщика, старшего приемщика, старшего военпреда. В этот период на Николаевских заводах и в Севастополе проходил капитальную модернизацию линейный корабль ‘‘Парижская коммуна” (“Севастополь”), ремонтировались крейсер “Профинтерн” (“Красный Крым”) и эсминец “Дзержинский”, строились подводные лодки и надводные корабли. Участие в указанных работах послужило для В. И. Першина хорошей практической школой. Одновременно он заведовал кафедрой строительной механики корабля и читал лекции в Николаевском кораблестроительном институте.

Из аттестации 1933 года:

«Обладает хорошей теоретической подготовкой. Пользуется авторитетом среди начальствующего состава и на заводе. Сильной воли, инициативен и решителен. Правильно умеет руководить подчиненными. Дисциплинирован, много работает над самоусовершенствованием. Языками не владеет. Марксистско-ленинскую подготовку усвоил удовлетворительно. В общественной жизни малоактивен — всегда загружен. Подлежит утверждению старшим приемщиком с присвоением категории “К-9”».

В 1935 году Виктора Ивановича переводят в Ленинград в Научно-исследовательский институт военного кораблестроения (НИВК). В этом году постановлением ЦИК и Совнаркома СССР были установлены персональные воинские звания — до этого военнослужащие различались по должностям. В. И. Першину 23 марта 1936 года было присвоено звание военинженера 2 ранга. В институте он последовательно занимал должности старшего инженера и начальника отделения. Главной областью его деятельности являлись исследования, сочетавшиеся с натурными экспериментами, связанные с созданием броневой и противоминной защиты для проектировавшихся линейных кораблей пр.23 типа “Советский Союз”, тяжелых крейсеров пр.69 типа “Кронштадт” и легких крейсеров пр.68 типа “Чапаев”.

В 1938 году НИВК передается только что образованному Наркомату судостроительной промышленности (НКСП) и переименовывается в НИИ-45 (с 1939 года — ЦНИИ-45). Вместе с другими военнослужащими — сотрудниками института В. И. Першин переподчиняется руководству НКСП, оставаясь в кадрах ВМС (кадровым офицером флота он оставался до конца жизни). В 1938 году В. И. Першин назначается начальником отдела прочности ЦНИИ-45. 20 апреля 1940 года Виктор Иванович становится директором ЦНИИ-45 (приказ НКСП СССР № 82/Н от 20 апреля 1940 г.). 23 сентября того же года ему было присвоено воинское звание военинженера 1 ранга. В 1940 году произошла очередная реформа системы воинских званий РККА и РККФ, и 30 ноября В. И. Першину было присвоено воинское звание инженер-капитан 2 ранга.

Начавшаяся война подвергла молодого директора суровым испытаниям. Он руководит консервацией новой площадки института на Средней Рогатке, обеспечивает эвакуацию сотрудников и оборудования в Казань. Сам же, оставаясь в Ленинграде в самый жестокий период блокады (сентябрь 1941 – декабрь 1942), “содействует, по мере сил, его обороне” (из автобиографии В. И. Першина). Содействие обороне заключалось в помощи фронту и флоту при решении неотложных технических задач, участии в ремонте и восстановлении оружия и техники, повседневной борьбе за сохранение жизни оставшихся сотрудников и материальной базы института. Деятельность В. И. Першина в блокадном Ленинграде была отмечена высокой боевой наградой — орденом Красного Знамени.

16 июля 1942 года В.И. Першину присваивается воинское звание инженер-капитан 1 ранга.


Из представления ннженер-капитана 2 ранга В.И. Першина к воинскому званию “инженер-капитан I ранга”:

...Является крупным специалистом в области военного кораблестроения. Работая долгое время с Ю. А. Шиманским, специализировался, главным образом, в теории строительной механики корабля. Работая в НИВКе, проводил ряд опытных работ, сопровождавших разработку проектов новых крейсеров и линейных кораблей.

В 1936–1937 гг. вел большую опытную работу на Черном море по определению сопротивляемости различных систем и конструкций бронирования воздействию авиабомб. Результаты работы использованы в проектах 23, 69, 68, а также в разработке новых типов авиабомб и способов их метания.

В 1938–1939 гг. руководил большой опытной работой по испытанию различных систем и конструкций противоминной защиты кораблей. Комиссия специалистов, работавших в течение 3-х лет под его руководством, разработала новые конструкции противоминной защиты, усовершенствовала их в процессе испытаний и довела сопротивляемость этих конструкций взрыву до пределов, значительно превосходящих иностранные. Наряду с этим, комиссия дала теоретический анализ физической сущности действия подводного взрыва на корпусные конструкции и разработала методы расчета таких конструкций.

Под его руководством были проведены большие опытные работы на НИМАПе, имевшие целью получение оптимальных конструкций броневой защиты надводных кораблей, а также выполнена работа по изучению и определению действия на корпусную конструкцию дульных газов при выстрелах. Результаты этих работ целиком использованы в проектах 68, 69, 23. Будучи начальником отдела прочности ЦНИИ-45, совместно с профессором Ю.А. Шиманским непосредственно направлял и контролировал работу КБ в части выбора наиболее целесообразных конструкций корпуса и установления методов и норм их расчета.

«Начальник, всегда умеющий организационно обеспечить свое решение и всегда добивающийся проведения его в жизнь... Исключительно энергичен, настойчив и требователен, сочетает эти качества с внимательным отношением и вежливостью обращения с подчиненными. Заслуживает присвоения воинского звания “инженер-капитан I ранга”».

Народный Комиссар Судостроительной Промышленности СССР Носенко
В декабре 1942 года В. И. Першин командируется в составе комиссии специалистов-кораблестроителей в США. Целью командировки являлось изучение передового опыта организации судостроительной промышленности, технологии судостроения и научных достижений в этой области. Командировка длилась почти два года — до сентября 1944 г. Поставленные перед комиссией задачи были решены. Личное участие В. И. Першина было отмечено награждением его в том же 1944 году орденом Ленина.
Из аттестации 1946 года:

«С 1942 по 1944 г. находился в командировке в США и с возложенной на него задачей по перенесению опыта иностранной техники в нашу промышленность справился.

Организованный и квалифицированный инженер-кораблестроитель. Твердый и инициативный военачальник. Волевой офицер, обладающий большой энергией и настойчивостью. Требователен к себе и подчиненным. Свою требовательность сочетает с очень чутким отношением к людям, уделяя много внимания их нуждам и запросам. Обладает необходимой работоспособностью. С большой энергией преодолевает трудности. Умеет сплотить и направить подчиненных на выполнение поставленных задач. В принятии решений самостоятелен. Пользуется деловым и политическим авторитетом среди коллектива института и всей системы судостроения. Заслуживает присвоения очередного воинского звания “инженер-контр-адмирал”».

Инженер-контр-адмирал А. Редькин


По неизвестным причинам присвоение очередного воинского звания в 1946 году не состоялось. По всей видимости, обстановка в ВМФ в первые послевоенные годы была непростой: велось известное “дело адмиралов”, менялись военно-морские министры.

Повторное представление к адмиральскому званию состоялось в августе 1949 года, но только с возвращением Н. Г. Кузнецова на пост военно-морского министра В. И. Першину было присвоено очередное воинское звание (в декабре 1951 года).

По возвращении из США Виктор Иванович занимается реэвакуацией института из Казани в Ленинград и возобновлением строительства его нового комплекса на Московском шоссе. Конец 1940-х — начало 1950-х годов знаменовались развертыванием работ по послевоенным программам военного кораблестроения, в разработке и реализации которых институт принял непосредственное участие. В. И. Першин, кроме того, занимается решением ряда частных, но очень важных задач. К одной из них можно отнести решение проблемы трещинообразования при сварке корпусных конструкций крейсеров проекта 68бис из новых сталей МС-I и СХЛ-4. Драматизм ситуации усугублялся попыткой представителей органов Госбезопасности обвинить участников создания этих кораблей в предумышленном вредительстве. В. И. Першину пришлось лично докладывать И. В. Сталину сущность и сложность решения проблемы, проявив при этом незаурядное мужество. Во многом благодаря В. И. Першину все обошлось без трагических последствий. Техническая проблема вскоре была успешно решена: изменили структуру стали. Правда, для этого потребовалось буквально “содрать” обшивку с броней крейсера “Дзержинский”.

Другой важной и насущной проблемой явилось повышение мореходности легких боевых надводных кораблей, в первую очередь эскадренных миноносцев. Неудовлетворительная мореходность наших эсминцев и сторожевиков проявила себя самым драматическим образом во время Великой Отечественной войны, особенно на Севере. В.И. Першин в 1950–1951 годы возглавил комиссию по проведению мореходных испытаний одного из серийно строившихся эсминцев пр.30бис в Баренцевом и Норвежском морях. Результаты испытаний послужили основой при разработке эсминцев следующего поколения — пр.56, которые впоследствии были признаны зарубежными специалистами, в первую очередь США, лучшими “мореходами” в мире.

В 1955 году В. И. Першин был назначен председателем экспертной комиссии при Правительственной комиссии по расследованию трагической гибели в Севастополе линейного корабля “Новороссийск”. Хотя комиссии и не удалось установить истинных причин этого чрезвычайного происшествия, тем не менее, очень важными результатом ее работы явился пересмотр всей системы обучения и подготовки личного состава по борьбе за живучесть, а также разработка новых нормативных документов и конструктивное обеспечение живучести в проектах новых кораблей.

В 1956 году Виктор Иванович находился в научной командировке в Великобритании, где был избран членом Английского королевского общества морских инженеров.

1950-е годы в отечественном кораблестроении характеризовались внедрением в практику результатов научно-технической революции: создание ядерного оружия, использование атомной энергии, радиоэлектроники, реактивной и ракетной техники, газотурбостроения и т.д.

ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова стоял у истоков создания качественно нового океанского ракетно-ядерного флота и, естественно, роль его директора в решении многопрофильных, невиданных доселе задач была ведущей. В частности, В. И. Першин был одним из очень ограниченного числа специалистов, принимавших участие в создании первой атомной подводной лодки на самых ранних этапах ее проектирования. Он же лично участвовал и в создании первого атомного ледокола, за что был удостоен Ленинской премии.

В эти же годы было завершено, в основном, строительство нового комплекса ЦНИИ имени академика А. Н Крылова на Средней Рогатке, где институт размешается и поныне. И в этом немалая заслуга принадлежит В. И. Першину, равно как и сохранение института в качестве единого центра судостроительной науки и недопущение попыток его раздробления на несколько НИИ.
Из аттестации 1958 года:

«Является квалифицированным специалистом в области судостроения и опытным организатором большого количества исследований и научных работ. В проведении научно-исследовательских и организаторских мероприятий энергичен, настойчив и требователен. Обладает большой работоспособностью и инициативой... Пользуется деловым авторитетом среди коллектива сотрудников института и в организациях, с которыми институт связан».

Начальник технического управления ГКС А. Петров
Несмотря на высокую должность и заслуженный авторитет, В. И. Першину были чужды начальственное чванство, высокомерие, капризность. Характерная деталь — занимая более двадцати лет пост директора крупнейшего НИИ, Виктор Иванович оставался неостепененным руководителем. Он не использовал своего служебного положения в личных целях. О его высоких человеческих качествах говорит и такой характерный факт. В 1951 году, т.е. в недобрую пору “Ленинградского дела” В. И. Першин добился выделения комнаты только что освобожденному, но не реабилитированному Э. Э. Пампелю — выдающемуся специалисту в области корабельных движителей.

Заслуги В. И. Першина были отмечены тремя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени и несколькими медалями, в том числе “За оборону Ленинграда”.

В 1962 году Виктор Иванович серьезно заболел и в марте 1963 года «...в связи с положением о прохождении военной службы офицерами, генералами и адмиралами СА и ВМФ уволен с военной службы в отставку по ст.60, п. “б” по болезни с правом ношения военной формы одежды...».

Одновременно с увольнением в отставку Виктор Иванович Першин оставил пост директора института и ушел на пенсию. Окончательно побороть свой недуг ему так и не удалось. В. И. Першин скончался 19 мая 1968 года.



Память об инженер-контр-адмирале В. И. Першине в 1970 году была увековечена в названии нового морского тральщика пр.266М Тихоокеанского флота. Его имя навсегда сохранится в анналах истории отечественного судостроения и в истории Государственного научного центра ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова, директором которого В. И. Першин был более двадцати лет.
Каталог: rus -> images
rus -> Сводный перечень
images -> Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению
images -> Обоснование темы диссертации
images -> Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению
images -> Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению
images -> Актуальность
images -> Т. Д. Скрынникова Санкт-Петербург
images -> Допускаю к защите зав кафедрой Иконникова С. Н. 20 г. Выпускная квалификационная работа влияние Китая на традиционную культуру тангутов


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал