Военная деятельность местных органов власти в великой отечественной войне 1941-1945 гг.



Скачать 351.39 Kb.
Дата23.10.2016
Размер351.39 Kb.
ТипАвтореферат

На правах рукописи

Красноженова Елена Евгеньевна
ВОЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 гг.

(НА МАТЕРИАЛАХ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ)

Специальность 07.00.02 - отечественная история



АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Астрахань

2008

Работа выполнена на кафедре истории России исторического факультета

Астраханского государственного университета

Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор Виноградов Сергей Вадимович


Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки республики Калмыкия, Заслуженный деятель науки РФ Убушаев Владимир Бадахаевич

кандидат исторических наук, доцент Батрашев Даниар Кубашевич


Ведущая организация:

Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН

Защита состоится «______»_____________2008 г. в _______ч. на заседании диссертационного совета ДМ 212.009.08 при Астраханском государственном университете по адресу 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, д. 20, ауд_____.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке АГУ по адресу 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, д. 20 а.


Автореферат разослан «_____» ____________2008г.

Ученый секретарь

диссертационного совета ______________________Е. В. Савельева




  1. Общая характеристика работы.


Актуальность выбранной темы определяется тем, что большую роль в победе Советского Союза в Великой Отечественной войне сыграли органы государственной власти разного уровня, поскольку многое зависело от их своевременных решений, умения организовывать людей и направлять их на выполнение задач, продиктованных военной обстановкой.

В период до 90-х гг. XX в. проблема военной деятельности местных органов власти рассматривалась исключительно с позиций официальной идеологии и в силу этого не могла быть всесторонне исследована. С начала 1990-х гг., после отказа государства от идеологических догм и политической цензуры, изменения произошли как в самом государстве, так и в исторической науке. В этот период для историков открылись возможности по-иному исследовать широкий круг проблем, возникающих в деятельности местных органов власти, стали доступными многие архивные материалы. Это позволило более глубоко и всесторонне исследовать все то, что сделали органы власти региона для достижения победы в Великой Отечественной войне. Изучение военной деятельности государственных органов власти в центре и на местах по мобилизации всех сил и средств для достижения победы в войне представляет научный интерес. Далеко не все аспекты деятельности местных органов власти в военный период были изучены всесторонне, что вызывает необходимость их дальнейшего исследования.

Всестороннее изучение опыта военной деятельности государственных органов власти способствует глубокому пониманию источников и корней победы. Вклад государственных органов власти в победу является актуальным для изучения, поскольку без работы государственных учреждений не удалось бы мобилизовать людские и материальные ресурсы в той мере, которая обеспечила бы победу над врагом.

О важности и актуальности проблемы исследования можно говорить с точки зрения возможности использования данного исторического опыта в возможных чрезвычайных обстоятельствах.



Степень изученности проблемы. Автор выделяет в отечественной историографии проблемы деятельности органов государственной власти в Великой Отечественной войне два больших периода: 1) 1945-1991─ период советской историографии данной проблемы; 2) 1991─ по настоящее время ─ постсоветский период.

Период до середины 50-х гг. XX в. в части научного исследования проблемы был малопродуктивным. Узость источниковой базы не позволила ученым полностью реализовать показ военной истории государственных органов власти. Однако в военные годы и послевоенное десятилетие были заложены основы для изучения многих проблем Великой Отечественной войны. Основной методологической базой всех работ явились труды И. В. Сталина, речи и статьи В. М. Молотова, Н. А. Булганина К. Е. Ворошилова1 и других политических деятелей.

Первые публикации, характеризовавшие изменения в военные годы форм и методов деятельности органов власти, появились ещё в период войны. К ним относятся статьи и выступления советских партийно-государственных деятелей М. И. Калинина, А. Ф. Горкина, А. С. Чуянова и других.2 Исследованию правового статуса, функций и места городских комитетов обороны в системе власти посвящено исследование О. М. Якубы,3 одним из первых к обобщению опыта работы Советов военного времени приступил академик И. П. Трайнин.4 Некоторые аспекты военной деятельности государственных органов, прежде всего Советов, нашли отражение в работах Н. И Ананова, В. М. Котока, Е. Д. Диренка.5 В работах Н. И. Ананова и Е. Д. Диренка анализируются основные направления деятельности Советов военного периода. В. М. Коток исследовал сессионный порядок работы Советов в военное время.

По-новому стала решаться проблема историографии военной деятельности государственных органов власти после XX съезда КПСС (1956 г.), когда стали более доступными многие архивные источники, публиковались сборники с важнейшими партийно-государственными постановлениями и директивами военного времени, что позволило ввести в научный оборот новые документы. Изменения коснулись и документальной основы изучаемой темы. Так, в «Историческом архиве» были опубликованы постановления Сталинградского ГорКО и мемуарные свидетельства А. С. Чуянова.1 В середине 50-х гг. ХХ в. проблема функционирования государственных органов в военный период становится предметом самостоятельного изучения историков.2 Одной из первых обобщающих работ о деятельности государственных органов власти явилась книга «Из истории деятельности Советов».3 Важную роль в определении проблематики и структуры целого ряда работ по истории государственных органов, их военной деятельности в годы войны сыграли монографии, статьи ученых-историков. В их число можно отнести работы С. К. Каймолдина, исследовавшего проблемы Советов в период войны, их задачи и характер деятельности.4 В монографии и статье А. И. Лепешкина освещались многие стороны работы Советов, предпринята попытка показать взаимодействие их с чрезвычайными органами и военным командованием на всей территории государства.5 Представление о значении и объеме деятельности органов власти регионов, близких к фронту, содержался в монографиях и публикациях о различных направлениях оборонной работы в тылу. В них приводились отдельные решения местных комитетов обороны, однако чаще всего подобные материалы служили лишь дополнением к показу деятельности партийных организаций.6

Большой пласт литературы посвящен истории отдельных регионов России в военный период. Некоторые сведения об органах власти Нижнего Поволжья в годы Великой Отечественной войны в той или иной степени были представлены в обобщающих трудах и диссертациях В. С. Красавина, Е. Ф. Калинина, И. И. Панина, Л. В. Храмкова, Д. П. Ванчинова, М. А. Водолагина и других исследователей.1

В 70-е ─ первой половине 80-х гг. ХХ в. появляются исследования деятельности местных органов власти по решению различных оборонных задач ─ статья Н. А. Арисова, Н. В. Каюшина, работы Т. Г. Архиповой, М. Л. Гутина.2 В. Н. Данилов рассмотрел роль и функции городских комитетов обороны, процесс их создания, место в системе управления и характер взаимоотношений с государственно-политическими и военными структурами.3 Наряду с индивидуальными появились коллективные труды, в которых, хотя и в ограниченных пределах, освещается работа государственных органов власти.4

В 90-х гг. ХХ в. создаются условия для переосмысления многих явлений в деятельности государственных органов власти военного периода. Гласность и первые импульсы к демократизации общества создали предпосылки вступления науки в новый этап развития, о чем свидетельствует зарождение плюрализма мнений и взглядов. Этому способствовала ликвидация секретности архивов, доступ к новым историческим источникам. Еще в конце 80-х гг. появились исследования, в которых освещены некоторые стороны военной деятельности органов власти в годы войны.1 Наряду с отдельными статьями, появившимися на страницах журналов и газет, были созданы труды, освещавшие работу государственных органов на территории отдельных регионов нашего государства.2

В начале 90-х гг. ХХ в. появились диссертации, посвященные проблемам функционирования органов государственной власти в военный период. Интерес представляет диссертация Т. Г. Архиповой, где в отдельной главе рассмотрены взаимоотношения центральных органов власти СССР и РСФСР с местными.3 Данная работа представляет интерес в плане определения историками роли и места городских комитетов обороны в политической системе советского общества в целом. По отдельным регионам и проблемам в работе государственных органов в годы войны в 90-е гг. защищен ряд кандидатских диссертаций.4 Социальная политика партийно-государственного аппарата в годы войны исследуется в работах В. С. Кожурина, Г. Г. Загвоздкина и М. С. Зинича.1 Вопросы, связанные с организацией ополченческих формирований и их участием в боевых действиях, рассмотрены в монографии П. В. Доброва «Народное ополчение в годы Великой Отечественной войны».2

Таким образом, в отечественной историографии далеко не все аспекты деятельности местных органов государственной власти в военный период изучались всесторонне. К их числу относится проблема функционирования чрезвычайных органов власти в Нижнем Поволжье в военный период, вопрос организации мобилизационной работы. В исторических работах, изученных автором, мало внимания уделялось освещению вопроса привлечения гражданского населения к строительству оборонительных укреплений и соответственно усилиям местных чрезвычайных органов в этой области. Им была присуща декларативность и описательность в изложении материала, замалчивание негативных моментов, просчетов и упущений в работе местных органов власти в период Великой Отечественной войны. Общим для многих трудов было замалчивание неудач, преувеличение успехов в работе органов государственной власти на местах.

Анализ изученной автором литературы, источников по проблеме деятельности местных органов власти в военный период позволяет сделать вывод о том, что при всей своей актуальности научная разработка вышеуказанной проблемы явно недостаточна и требует дополнительного исследования.



Целью диссертации является комплексный анализ деятельности местных органов государственной власти Нижнего Поволжья в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Для достижения поставленной цели в диссертации ставятся конкретные задачи по ее реализации, которые заключаются в следующем:

● выявить основные направления перестройки органов государственной власти Нижнего Поволжья в период Великой Отечественной войны;

● рассмотреть структуру, охарактеризовать формы и методы деятельности местных органов власти в военный период;

● проанализировать основное содержание деятельности местных органов власти в период Великой Отечественной войны в области укрепления тыла действующей армии, в организации работы военизированных формирований, оборонительного строительства в Нижнем Поволжье, проведения мобилизационных мероприятий, в организации всевобуча, противовоздушной обороны региона, в оказании помощи военнослужащим и их семьям.

● выявить результаты, вскрыть позитивные и негативные стороны деятельности местных органов власти Нижнего Поволжья в военный период.



Источниковая база исследования. Настоящая диссертация основывается на многообразном круге источников, включающих в себя архивные материалы, документальные публикации, периодическую печать военных лет, мемуарную литературу.

Важную группу источников составили документы и материалы архивов. Значительное количество их выявлено в фондах, являвшихся ранее закрытыми и доступ к которым исследователи получили только в последние годы. При подготовке диссертации использованы документы 28 фондов 8 архивов. Прежде всего, следует отметить исключительную важность для настоящего исследования материалов, хранящихся в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ). Значительную ценность представляет комплекс документов Государственного Комитета Обороны. Нормативные документы ГКО позволяют получить представление о его участии в управлении страной, проследить роль высших структур власти в формировании основных направлений деятельности местных государственных органов. Особый интерес представляют постановления ГКО, затрагивающие области рассматриваемого региона о проведении призывов в Красную Армию, строительстве оборонительных сооружений, работе госпиталей и другие, в которых ставились задачи, требующие исполнения местными органами.1

В этом же архиве хранится большое количество материалов самих местных органов, поступивших в свое время в адрес ЦК ВКП (б). Так, в делах сектора информации оргинструкторского отдела ЦК содержатся постановления и распоряжения 33 городских комитетов обороны, в том числе Сталинградского, Саратовского и Астраханского, содержащие информацию о деятельности этих органов власти.2

Для раскрытия темы использовались документальные материалы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), в фондах которого представлены решения СНК СССР, содержится ряд материалов о работе оборонных обществ, о роли государственных органов в организации всевобуча.3

Многочисленная и важная часть документов по рассматриваемой проблеме сосредоточена в фондах местных архивов областей Нижнего Поволжья. Особенно в этом плане выделяются Астраханские, Саратовские и Волгоградские архивы. В них содержится обширная информация о деятельности областных и районных партийных организаций, местных Советов, комитетов обороны. Различные справки, информации, отчеты, планы, переписка во многом раскрывают сущность деятельности местных органов власти, позволяют выяснить, с какими трудностями, проблемами сталкивались они в своей работе.1

Наряду с материалами архивов, в работе использовались документы, опубликованные в различных сборниках.2 Прежде всего, это постановления и решения высших и центральных государственных и партийных органов по рассматриваемым вопросам периода Великой Отечественной войны. Данные издания дают возможность ознакомиться с постановлениями, директивами, приказами, распоряжениями Государственного Комитета Обороны, Совета Народных Комиссаров, ЦК ВКП (б) и других структур, раскрывающими проблемы взаимодействия Красной Армии и тыла, сущность проводимых государственными органами мероприятий в области военной деятельности. Разнообразные документальные материалы о деятельности местных советских, партийных органов, о помощи гражданского населения региона фронту содержится в сборниках по отдельным областям Нижнего Поволжья.3 Обобщающие выводы, оценка деятельности органов власти содержатся в выступлениях, статьях и речах руководителей партии и государства и военачальников.4

Большую ценность для исследования проблемы представляет центральная и местная периодическая печать. На страницах таких газет, как «Известия», «Волга», «Правда», «Сталинградская правда», «Коммунист» (г. Саратов), «Коммунист» (г. Астрахань), «Большевик» (г. Балашов), «Цемент» (г. Вольск) и др. имеются официальные материалы, опубликованные постановления государственных органов, краткие информации об их деятельности.

Немалый интерес для восполнения истории местных органов власти представляют опубликованные воспоминания практических работников, работавших в годы войны в государственных органах региона.1 Таким образом, весь комплекс источников, исследованных при разработке темы диссертации, содержит разнообразную информацию, позволяющую обеспечить решение поставленных в диссертации задач, воссоздав картину военной деятельности местных органов власти Нижнего Поволжья в военный период.



Методологической основой диссертации стали принципы научного познания. С позиций принципа историзма деятельность региональных органов власти рассмотрена в исторической последовательности на основе привлечения архивных материалов. В соответствии с принципом объективности при анализе системы власти на местах в военный период мы старались исходить из приоритета фактов, документальных свидетельств и избегать какой бы то ни было идеологической заданности. В процессе разработки избранной темы использован и принцип системности, поскольку невозможно рассматривать работу органов власти региона в отрыве от развития и функционирования общественной системы страны в целом.

В работе использованы следующие методы исследования. Из общенаучных методов познания применяются исторический и логический. Исторический метод предусматривает исследование военной деятельности органов власти Нижнего Поволжья в ее хронологическом развитии, в исторической последовательности в рамках всего периода. Логический метод позволяет делать выводы и обобщения о результативности проводимых местными органами власти региона мероприятий. К специально-историческим методам исследования, используемым в диссертации, отнесены структурно-функциональный метод, способствующий определению основных направлений работы органов власти региона и характера их влияния на ход войны; историко-сравнительный метод, дающий возможность выделить общее, особенное в функционировании местных органов власти Нижнего Поволжья; статистический метод, позволивший обработать количественные показатели, содержащиеся в различных справках, отчетах, переписке и других источниках.



Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе деятельности местных органов власти Нижнего Поволжья в Великой Отечественной войне. На основе различных групп источников, прежде всего архивных материалов, многие из которых введены автором в научный оборот впервые, исследован целый ряд вопросов, связанных с работой региональных органов власти в военный период, позволивший по-новому оценить их деятельность и ее результативность в военный период.

Автором исследованы малоизученные направления в деятельности местных органов власти Нижнего Поволжья в военный период. В их число вошли мобилизационная работа региональных органов власти, деятельность местных чрезвычайных органов управления, вопросы привлечения гражданского населения к оборонительному строительству в регионе и другие.

В исследовании отмечено, что деятельность местных органов власти Нижнего Поволжья сопровождалась не только неуклонной и последовательной исполнительностью, ориентируясь на осуществление мероприятий, определенных многочисленными постановлениями, директивами, приказами центральных государственных органов и военного командования, но и собственной инициативой, что было важно в военный период. Наглядным примером послужила деятельность по организации народного ополчения, когда местные органы власти различных областей Нижнего Поволжья были поставлены перед необходимостью действовать каждый по-своему, что привело к некоторому разнообразию в организационных мероприятиях, структуре подразделений, боевой подготовке ополченцев и т. д.

Исследуя проблему перестройки деятельности местных органов власти в военный период, автор приходит к выводу, что существовавшие до войны постоянно действующие комиссии в ряде городских и районных Советов либо работали нерегулярно, либо вовсе прекратили своё существование.

В целом деятельность региональных органов власти в военный период была достаточно результативной. Материалы архивов позволили сделать вывод, что проверки состояния учета и контроля за правильностью бронирования военнообязанных и облавы, организуемые органами власти региона, давали значительный эффект, поскольку способствовали выявлению случаев неправильного ведения учета военнообязанных, приема на работу без воинских документов.

В процессе исследования работы местных органов власти региона в военный период автором выявлены не только ее позитивные, но и негативные стороны. При анализе работы местных органов власти по организации всевобуча отмечено низкое качество и посещаемость занятий, низкая воинская дисциплина, отсутствие контроля за ходом военного обучения среди призывников. Недостатки в организации всевобуча стали следствием некоторых упущений со стороны региональных органов власти, но вместе с тем значительные затруднения в проведении работы по организации всевобуча были связаны с недостаточностью, а порой и отсутствием материальной базы: боевого и учебного оружия, наглядных пособий и литературы по военной подготовке, транспорта, помещений и т. д.



После удаления фронта от территории Нижнего Поволжья отмечено ослабление военной деятельности местных органов власти региона. Не уделялось достаточного внимания вопросам укрепления МПВО, не принимались меры к сохранению укрытий, в результате чего многие из них подверглись разрушению. На первый план в военной деятельности местных органов власти в этот период выдвинулись мероприятия по оказанию помощи семьям фронтовиков. В ходе исследования работы местных органов власти в данном направлении автором выявлены факты несвоевременного рассмотрения и неправильного разрешения жалоб семей военнослужащих, неправильного установления пособий. Кроме того, была слабо поставлена работа по вовлечению семей фронтовиков в производство, в результате чего многие из них не были трудоустроены. Необходимо отметить, что после соответствующей работы местных органов власти выявленные недостатки в большинстве случаев ими были ликвидированы.

Хронологические рамки исследования охватывают весь период Великой Отечественной войны, начиная с июня 1941 г., когда государственные органы власти начали осуществлять первые мероприятия по перестройке своей работы на военный лад и оказанию помощи фронту, до победного завершения войны в мае 1945 г. Такие временные границы позволяют целостно рассмотреть процесс развития военной деятельности местных органов власти Нижнего Поволжья.

Территориальные рамки диссертации включают в себя территорию Нижнего Поволжья ─ Саратовскую, Сталинградскую и Астраханскую области. Данный выбор не случаен, поскольку указанный регион представляет особый интерес по ряду причин. В годы Великой Отечественной войны данная территория стала ареной многих важных событий, имевших существенное значение для всего хода борьбы на советско-германском фронте. Нижнее Поволжье длительное время (с середины июля 1942 г. до середины февраля 1943 г.) находилось в зоне боевых действий воюющих сторон, Сталинградская битва явилась ключевым моментом в достижении коренного перелома во всей Второй Мировой войне. В связи с этим важно проследить, какую роль в достижении победы под Сталинградом и в других операциях Красной Армии сыграли гражданское население и местные органы власти Нижнего Поволжья. Военная деятельность властных структур прифронтовых и фронтовых областей, каковыми являлись области Нижнего Поволжья, требует особого внимания, поскольку здесь они работали в экстремальной ситуации, создававшей дополнительные проблемы и трудности.

Практическая значимость исследования. Материалы и результаты исследования могут использоваться при создании научных трудов, учебных пособий по истории Нижнего Поволжья военного периода.

Апробация результатов исследования. Результаты научного исследования отражены в публикациях автора, в выступлениях на научных конференциях по исследуемой тематике.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.

II. Основное содержание работы.

Во введении обоснована актуальность избранной темы, установлены территориальные и хронологические рамки исследования, выявлена степень изученности проблемы, сформулированы ее цель и задачи, определены источниковая база и методологические принципы, выявлены научная новизна и практическая значимость диссертации.

В первой главе ─ «Перестройка государственного аппарата в период Великой Отечественной войны» показана перестройка государственного аппарата на решение задач, выдвинутых войной, и как следствие этого, образование чрезвычайных органов власти в центре и на местах, определена структура, формы и методы деятельности государственных органов власти в военный период.

В первом параграфе ─ «Образование чрезвычайных органов власти в центре и на местах» рассмотрен перевод работы органов государственной власти региона на военный лад, в ходе которого решались многочисленные задачи, выдвигаемые «центром» и военной обстановкой. При этом не хватало необходимого опыта, а количество и сложность решаемых проблем нарастали по мере приближения фронта и особенно после появления на территории региона войск противника.

Усилия различных властных структур в деле подготовки важнейших центров региона к обороне позволили сконцентрировать образованные не только в центре, но и на местах чрезвычайные органы власти ─ городские комитеты обороны (ГорКО). ГорКО обеспечивали военную подготовку граждан, организовывали защиту городов Нижнего Поволжья. Они определяли начертание и сроки готовности оборонительных рубежей, а также привлекаемые для их оборудования силы и средства. Примером может служить работа Сталинградского ГорКО, включавшая в себя множество направлений, в том числе организацию оборонительного строительства, формирование подразделений народного ополчения, укрепление истребительных батальонов, борьбу с дезертирством и т. д. Создание городских комитетов обороны не упраздняло другие местные органы власти и управления. Одной из форм реализации решений комитета обороны было создание оперативных групп, особоуполномоченных и чрезвычайных комиссий, штабов при ГорКО. Они направлялись на строительство оборонительных рубежей, на железнодорожные узлы, сооружения МПВО, решая на месте неотложные вопросы. Сталинградский ГорКО, например, за время своего существования образовал 6 оперативных групп и 9 особоуполномоченных комиссий.1



Во втором параграфе ─ «Структура, формы и методы деятельности Советов депутатов трудящихся в военный период» рассмотрены особенности работы Советов депутатов трудящихся в военный период. Главная цель перестройки работы Советов депутатов трудящихся и партийных организаций сводилось к тому, чтобы правильно решать военные вопросы, нацеленные на усиление помощи фронту, обеспечения устройства жизни и быта населения в тылу. Все изменения в задачах, организационно-правовых формах, структуре и методах деятельности Советов депутатов трудящихся имели целью максимально приспособить аппарат Советов к нуждам военного времени. Происходило сращвание государственного и партийного руководства (городские комитеты обороны, суженные исполкомы, оргкомитеты, специальные комиссии, тройки). Одним из направлений перестройки работы органов власти является изменение численного состава Советов и их исполнительно- распорядительных органов в условиях военного времени. За годы войны состав местных Советов сократился. Поэтому при выполнении мероприятий оборонного характера Советы сразу же столкнулись с проблемой трудовых ресурсов. В годы войны использовались такие формы обучения кадров, как курсы от 5 – дневных до 1,5 – месячных, семинары, семинары – совещания, школы, комбинаты советской работы, которые позволили в течение 1941 – 1945 гг. постоянно регулировать численный состав Советов. Перестройка работы Советов в годы войны затронула и такой немаловажный вопрос, как деятельность в условиях военного времени постоянных комиссий, отделов, бюро. Военные условия способствовали появлению особых, чрезвычайных комиссий, занимающихся военными вопросами. Таковыми были оборонные комиссии. Они занимались вопросами всеобщего военного обучения, организацией ПВО и ПВХО, оборонных работ, организацией народного ополчения, созданием военных формирований, истребительных рот и батальонов. Участвовали они в сборе подарков для бойцов и командиров Красной Армии. Большое место в военной деятельности государственных органов, прежде всего местных Советов, занимала массово-политическая работа. Она проводилась среди призываемых в РККА, на пунктах всевобуча, на участках строительства оборонительных рубежей, среди бойцов истребительных батальонов, во время развертывания патриотических движений. Важную роль играла местная периодическая печать и другие средства пропаганды, которые внесли вклад в распространение движения по оказанию помощи фронту, госпиталям, семьям военнослужащих.

Во второй главе ─ «Деятельность местных органов власти по укреплению тыла Красной Армии» анализируется работа государственных органов в области оборонительного строительства, по обеспечению местной противовоздушной обороны и работы военизированных формирований ─ истребительных батальонов, полков народного ополчения и партизанских отрядов.

Первый параграф ─ «Оборонительное строительство в период Великой Отечественной войны». В силу прифронтового и фронтового положения областей Нижнего Поволжья значительное место в военной деятельности органов власти занимала деятельность, связанная с укреплением ближайшего тыла действующей армии. Вопросы обеспечения оборонительного строительства занимали одно из ведущих мест в комплексе принимавшихся городскими комитетами обороны решений. Так, Сталинградским ГорКО с октября 1941 г. по январь 1942 г. такого рода решений было вынесено 35 из общего числа 186 принятых постановлений.1 Подобные решения определяли главным образом следующие мероприятия: мобилизацию рабочей силы, тягла и техники на объекты оборонительных укреплений, выделение строительных материалов, обеспечение материально-бытовых условий работавших, организацию и подбор кадрового состава руководителей строительства. В Нижнем Поволжье оборонительное строительство продолжалось около полутора лет, включая весь период Сталинградской битвы. К строительству оборонительных рубежей в Поволжье привлекался значительный контингент военнослужащих сапёрных частей и гарнизонов, местного населения, масса техники и тягловой силы. Необходимо подчеркнуть, что качество оборонительных рубежей, построенных осенью 1941 г. и зимой 1941-1942 гг. на территории региона, было не высоким. Как отмечалось в акте обследования, направленном 3 мая 1942 г. Сталинградскому ГорКО, «оборонительные рубежи и сооружения, расположенные на территории области, в настоящее время требуют капитального ремонта, без чего использовать их в целях обороны невозможно».2 Городским комитетам обороны, местным Советам и партийным организациям не оставалось иного выбора, как снова заниматься вопросами оборонительного строительства.

Местные органы власти значительное внимание уделяли организации строительства убежищ. Большая работа в этом направлении проведена в Сталинграде. Вопрос об обеспечении Сталинграда бомбогазоубежищами не раз рассматривался местными органами власти города. Сталинградский ГорКО 9 декабря 1941 г. вынес постановление «Об обеспечении средствами защиты и укрытиями г. Сталинграда», 28 февраля 1942 г. ─ «О строительстве бомбоубежищ для населения г. Сталинграда», 26 апреля 1943 г.─ «Об обеспечении областных, городских и районных организаций бомбо─ и газоубежищами в Кировском районе», 1 сентября 1942 г. ─ постановление «О дополнительном сооружении баррикад»1 Подобные решения принимались местными органами власти других городов региона. Местные органы власти не только организовывали строительство новых оборонительных укреплений, ни и занимались вопросами поддержания в боевой готовности уже существующих. Поэтому мероприятия по укреплению ближайших подступов к городам Нижнего Поволжья, каким является оборонительное строительство, стали одним из важнейших направлений всей военной деятельности местных органов власти, поскольку наряду с мерами по обеспечению местной противовоздушной обороны позволили укрепить оборону поволжских городов и тыл Красной Армии.



Во втором параграфе ─ «Организация противовоздушной обороны Нижнего Поволжья» анализируется деятельность местных органов власти по организации противовоздушной обороны региона, которая улучшилась после ряда постановлений СНК СССР.2 С началом войны органами власти Нижнего Поволжья принимаются такие важные решения, как создание штабов МПВО всех звеньев: областных, городских, районных и объектовых, а также служб и формирований, групп самозащиты, активизируется подготовка населения к противовоздушной и противохимической обороне. Особенно большую работу по подготовке населения к противовоздушной обороне провели местные органы власти Сталинградской области. В период усиления угрозы городам Нижнего Поволжья, т. е. в разгар Сталинградской битвы, когда Сталинградская, Саратовская области и Астраханский округ становятся прифронтовыми и фронтовыми, деятельность местных органов власти активизируется, в ней выделяются такие направления, как обеспечение населения укрытиями, бомбо─ и газоубежищами, введение угрожаемого, осадного и военного положения, обеспечение режима светомаскировки важнейших объектов, охрана общественного порядка, проверка состояния паспортного режима, правил прописки, охрана важнейших объектов и др. Местными органами власти региона планировались противопожарные мероприятия, решались вопросы эвакуации населения, оборудования, материалов. Для проверки состояния местной противовоздушной обороны Нижнего Поволжья местными органами власти проводились учебные воздушные тревоги, в ходе которых выявился ряд существенных недостатков в ее организации, и задачей органов власти региона стала работа по их устранению. По мере удаления фронта от Сталинграда и всего Нижнего Поволжья на первый план в деятельности местных органов власти встали иные вопросы, главным из которых было восстановление разрушенного хозяйства г. Сталинграда.

В третьем параграфе ─ «Деятельность местных органов власти по обеспечению работы военизированных формирований» исследуется организация различных военизированных формирований: народного ополчения, истребительных батальонов, партизанских отрядов, посредством которых осуществлялось вовлечение граждан СССР в вооруженную борьбу с врагом в военный период. Народное ополчение и истребительные батальоны совместно с местными государственными органами приняли участие в охране тыла страны. Деятельность государственных органов по формированию подразделений народного ополчения сводились к отбору добровольцев, обеспечению их вооружением, снаряжением, обмундированием за счёт внутренних ресурсов, а также путём организации ремонта боевой техники и вооружения, производства инвентаря. В решении указанных задач большая роль принадлежала городским комитетам обороны. В их распоряжение поступали войска НКВД, милиция, истребительные батальоны, отряды народного ополчения и другие местные формирования из гражданского населения. Органы государственной власти занимались не только формированием частей и соединений народного ополчения, но и налаживали обучение добровольцев военному делу. Советы, их исполкомы и оборонные комиссии прежде всего следили за точным исполнением принципа территориально – производственного формирования подразделений народного ополчения. Мелкие подразделения создавались на отдельных предприятиях. Наиболее крупные ─ в масштабе района, города, области, края. Деятельность местных органов власти региона по созданию и укреплению истребительных батальонов по своему содержанию тесно переплеталась с задачей формирования частей народного ополчения. Истребительные батальоны обеспечивали охрану ближнего тыла, на них была возложена борьба с диверсантами, охрана важнейших промышленных предприятий, населённых пунктов и транспортных узлов. Между тем формирование истребительных батальонов из лиц, подлежавших призыву в армию, изначально вело к частой смене их состава, его недокомплекту и слабой подготовке. Наиболее эффективно батальоны действовали осенью 1942 г., когда враг вышел к Волге в районе Сталинграда и начал активно воздействовать на Саратовский тыл. Во второй половине июля 1942 г. истребительные батальоны Сталинградской области переводились на казарменное положение. Спад напряженности на фронте и продолжавшийся отток бойцов в армию повлияли повсеместно зимой-весной 1943 г. на снижение боеспособности истребительных батальонов. В результате численность их личного состава в Сталинграде уменьшилась к лету 1943 г. на 30 %.1 Фактически распались истребительные батальоны Саратовской области.2

В третьей главе ─ «Деятельность местных органов власти по оказанию всесторонней помощи фронту» рассматривается организация всевобуча, комплекс мобилизационных мероприятий, проводимых властными органами, их работа по оказанию помощи семьям военнослужащих.

В первом параграфе ─ «Организация всевобуча местными органами власти региона» рассматривается деятельность местных органов власти в области подготовки военнообученных резервов для действующей армии. Подготовка боевых резервов для фронта осуществлялась по нескольким каналам ─ всевобуча, добровольных оборонно-массовых, физкультурных организаций, военного обучения в школах и других учебных заведениях. Всевобуч в военный период явился основной государственной формой подготовки резервов в массовом масштабе. Военное обучение населения местными органами власти регионов Нижнего Поволжья проводилось в соответствии с решением ГКО о всевобуче.3 В основу военного обучения населения областей Нижнего Поволжья, как и по всей стране, в целях подготовки квалифицированных резервов была положена 110-часовая программа, которая позволяла дать обучаемым военные знания и практические навыки. Только в 1942 г. в Сталинграде и области было подготовлено 30308 человек, которые пополнили ряды защитников Сталинграда.4 Важную роль в организации всевобуча играли оборонные комиссии местных Советов. Они оказывали содействие в учёбе допризывников и военнообязанных, занимались учётом всех видов транспорта и тягла, активно помогали пропагандировать военные знания, помогали организовать всеобщее военное обучение населения, много внимания уделяли организации учебных пунктов всевобуча. Кроме того, подготовкой обученных резервов для Красной Армии занимался Осоавиахим (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству СССР). Системе всевобуча в военный период пришлось испытать ряд серьёзных затруднений, главными из которых стали слабая учебно-материальная база его местных организаций, нехватка командно – инструкторского состава. Чтобы преодолеть данные недостатки в постановке военного обучения, было налажено изготовление на месте недостающего имущества, в целях повышения квалификации командно – инструкторского состава при военкоматах и военно-учебных пунктах началась переподготовка всего командного состава. В программу Всевобуча внесли вклад городские комитеты обороны, которые на территории Нижнего Поволжья выносили постановления о подготовке для фронта бойцов различных специальностей. Так возникли группы специального военного обучения: шла подготовка снайперов, радистов, телефонистов, шоферов, истребителей танков и т.д.

Во втором параграфе ─ «Мобилизационные мероприятия местных органов власти» рассмотрены проводимые в регионе органами власти мобилизации и очередные призывы в РККА, проверки состояния воинского учета, правильности бронирования и предоставления отсрочек от призыва, борьба с дезертирством и уклонением от военной службы, сбор денежных средств на приобретение для фронта боевой техники, агитационная работа вокруг компаний по сбору средств. То, что дезертирство имело место в военный период, говорят следующие сведения. По Микояновскому району г. Астрахани за период июль ─ октябрь 1941 г. было выявлено 75 дезертиров и 386 нарушителей военного учета. По г. Астрахани только за сентябрь 1942 г. было задержано дезертиров 722 человека из числа военнослужащих и 950 человек из числа военнообязанных.1 В Саратовской области в 1943 г. было задержано 700, а в Сталинградской ─ 1076 дезертиров.2 В то же время исходя из данных цифр, можно сделать вывод, что проверка и облавы, организуемые местными органами власти региона, давали значительный эффект. В целом же знакомство с документами местных органов власти, хранящихся в архивах Сталинграда, Саратова, Астрахани показывает, что неявка на призывные пункты по уважительным и неуважительным причинам составляла десятые доли процента от учтенного контингента, подлежавшего призыву, что свидетельствует о патриотических чувствах, присущих различным социальным и возрастным группам населения, активно поддерживающих военно-организаторские мероприятия местных органов власти. Местным органам власти предстояло наладить работу мобилизационных пунктов, быстрое оповещение и организованную явку мобилизуемых на сборные пункты. Военкоматы, партийные и советские организации оповещали военнообязанных об их призыве, отмобилизовывали автомехтранспорт, развертывали госпитали, обеспечивали переход предприятий и учреждений на работу в условиях военного времени. Определённая часть военно-мобилизационной работы осуществлялась оборонными комиссиями Советов, которые оказывали содействие военному командованию, тесно сотрудничали с комитетами обороны на местах. Кроме содействия проведению мобилизаций по нарядам центра, в периоды непосредственных военных действий на подвластной территории местные органы власти Сталинграда и других городов Нижнего Поволжья осуществляли экстренные пополнения сражавшихся боевых частей и соединений Красной Армии. Важнейшей задачей, выдвинутой войной перед местными органами власти, явилась мобилизация денежных средств для оказания поддержки действующей армии. Источником пополнения государственного бюджета становится движение за создание фонда обороны страны, которое приняло самые разнообразные формы: устройство субботников и воскресников, организация добровольных отчислений от заработка рабочих и служащих, внесение трудящимися личных сбережений, ценностей (деньгами, облигациями, драгоценными вещами) и т.д. Во всех областях, городах и районах Нижнего Поволжья, при сельских Советах были созданы специальные комитеты и комиссии по организации материальной помощи фронту.

В третьем параграфе ─ «Оказание помощи военнослужащим и их семьям» исследуются такие участки работы местных органов власти, как сбор теплых вещей и подарков для Красной Армии, помощь семьям военнослужащих и инвалидам войны. Вопрос обеспечения семей военнослужащих в течение всего периода войны являлся одним из основных в работе как центральных, так и местных органов власти. Задачей государственных органов стала организация различных патриотических движений по оказанию помощи фронту и раненым воинам, сбору денежных средств, займовых кампаний, организации шефства над госпиталями, донорства, трудоустройству инвалидов и т. д. Прежде всего, следует упомянуть о денежных выплатах ─ пенсиях, пособиях, семьям военнослужащих были предоставлены различные льготы ─ по налогам, квартплате и другие. Большие семьи, а также не имевшие трудоспособных, освобождались от всех видов налогов. В целях оказания помощи фронту в городах Поволжья, как и по всей стране, организовывались месячники и декадники помощи семьям военнослужащих и инвалидам войны. При Горисполкомах и райисполкомах создавались отделы государственного обеспечения и бытового устройства семей военнослужащих, а также районные комиссии по назначению и выплате пособий семьям военнослужащих, председателями которых были утверждены заместители председателей районных Советов. В своей практической деятельности отделы гособеспечения приняли участие в работе по обеспечению семей фронтовиков топливом, одеждой, обувью, продовольствием и т. д. Задачами отделов гособеспечения стало упорядочение процесса назначения и выплаты госпособий и пенсий, улучшение работы по трудоустройству семей военнослужащих. В ходе начавшейся мобилизации на сборных пунктах организовывались столы справок, где можно было получить консультацию по вопросам назначения пособий семьям военнослужащих. Проблема обеспечения военнослужащих часто являлась темой бесед и других массово-политических мероприятий, проводившихся среди мобилизованных. В то же время не всегда своевременно рассматривались и правильно разрешались жалобы семей военнослужащих, была слабо поставлена массовая работа с их семьями. Однако несмотря на имеющиеся недостатки, работа по оказанию помощи фронту имела огромное значение для обеспечения успеха на фронтах.

В заключении представлены наблюдения и выводы, полученные при анализе военной деятельности местных государственных органов власти Нижнего Поволжья в военный период, их вклад в победу.

Основные положения диссертационного исследования изложены в следующих публикациях автора:

I. Работы, опубликованные в перечне научных изданий, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:

Статьи:

1) Городские комитеты обороны Нижнего Поволжья в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.// Вопросы истории. ─2007. ─ № 7. ─ С. 130-134.



II. Работы, опубликованные в других научных изданиях:

Статьи:


2) Деятельность местных органов власти в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (На материалах Астраханской области) // Россия и Восток. Обучающееся общество и социально- устойчивое развитие Каспийского региона: Материалы III Международной научной конференции (21-22 апреля 2005 г.) Т. IV. ─ Астрахань: изд. дом «Астраханский университет», 2005 г. ─ С. 43-46.

3) Деятельность местных органов власти по оказанию помощи Красной Армии в 1941-1945 гг. (На материалах Астраханской области) // Вклад народов Северного Кавказа в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (27-28 апреля 2005 г.) ─ Элиста: КГУ, 2005 г. ─ С. 108-110.





1 Сталин И. В. О Великой Отечественной войне Советского Союза.─ М., 1953; Калинин М. И. Статьи и речи (1941-1946).─ М., 1975; Молотов В. М. Сталин и сталинское руководство //Вопросы истории.─ 1949.─ № 12; Булганин Н. А. Тридцать лет Советских Вооруженных Сил.─ М., 1948; Ворошилов К. Е. Гениальный полководец Великой Отечественной войны.─ М., 1950 и др.

2 Горкин А. Ф. Работа Советов депутатов трудящихся в условиях Отечественной войны // Большевик.─ 1942.─ № 3.─ С. 13-24; Калинин М. И. Работа Советов в условиях войны // Избранные статьи и речи (1941-1946). ─М., 1975.─ С. 281-287; Чуянов А. С. Сталинград ─ город боевых традиций // Партийное строительство. ─ 1945. ─ № 9-10, Из документов героической борьбы за Сталинград // Партийное строительство. ─ 1943. ─ № 3, На стремнине века. ─ М., 1976; Пигалев Д. М. Накануне // Битва за Сталинград. ─ Волгоград, 1969.

3 Якуба О. М. Чрезвычайные органы советского социалистического государства // Ученые записки Свердловского юридического института. Т. 1. ─ Свердловск, 1945.

4 Трайнин И. П. Советская демократия в Великой Отечественной войне. ─ М., 1945.

5 Ананов Н. И. Местные Советы в период Отечественной войны // Советское государство и право. – 1946. ─ № 1. – С. 23-25; Коток В. М. Сессионный порядок работы местных Советов в военное время // Там же. ─ № 3-4. ─ С. 13-21; Диренок Е. Д. Советское государство в Великой Отечественной войне. Дис. к. и. н. ─ М., 1950.

1 Документы Сталинградского городского комитета обороны // Исторический архив. ─1962. ─ № 3-5; Чуянов А. С. В дни великой битвы. Записки председателя Сталинградского комитета обороны // Исторический архив. ─ 1962. ─ № 5.

2 Синицын А. М. Чрезвычайные органы советского государства в годы Великой Отечественной войны.// Вопросы истории. ─ 1958. ─ № 2. ─ С. 45-58; Его же. Из истории патриотического движения советского народа за создание фонда обороны в первый период Великой Отечественной войны // Вопросы истории. – 1959. ─ № 1. ─ С. 44-58.

3 Из истории деятельности Советов: Сб. статей. ─ М., 1966; Советы за 50 лет. ─ М., 1967. ─ С. 313-359.

4 Каймолдин С. К. Деятельность местных Советов депутатов трудящихся по укреплению тыла и оказанию помощи фронту в годы Великой Отечественной войны Советского Союза (1941-1945 гг.) Дис. к. и. н.. ─ М., 1966.

5 Лепешкин А. И. Вместе со всем народом // Советы депутатов трудящихся.─ 1970. ─ № 5.

6 Колесник А. Д. Ополченческие формирования Российской Федерации в годы Великой Отечественной войны. М., 1988; Добров П. В., Пашко Н. Я., Колесник А. Д., Куманев Г. А. Народное ополчение защищает Родину. М., 1989; Беляев А. Н. Местная противовоздушная оборона страны в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. М., 1985 и др.

1 Ванчинов Д. П. Военные годы Поволжья. ─ Саратов, 1980; Его же. Саратовское Поволжье в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Исторический очерк. ─ Саратов, 1976; Его же. Саратовское Поволжье в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Дис. Д.и.н. ─ Саратов, 1973.; Красавин В. С. Партийные организации Нижнего Поволжья в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): Дис. д. и. н. ─ Волгоград, 1968; Панин И. И. Астраханская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): Дис. к. и. н. ─ М., 1971; Храмков Л. В. Советы депутатов трудящихся Поволжья в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. ─ Саратов, 1973; Его же. Во имя победы: Деятельность местных Советов Поволжья годы Великой Отечественной войны (1941-1945). ─ Саратов, 1973; Колесник А. Д. Ополченческие формирования Российской Федерации в годы Великой Отечественной войны. ─ М., 1988; Добров П. В., Пашко Н. Я., Колесник А. Д., Куманев Г. А. Народное ополчение защищает Родину. ─ М., 1990; Банников Н. Ф. Истребительные батальоны НКВД СССР в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.). ─ М., 1968; Биленко С. В. Истребительные батальоны в Великой Отечественной войне. ─ М., 1969; Беляев А. Н. Местная противовоздушная оборона страны в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. ─ М, 1985; Ченакал Д. Д. Военное небо Поволжья. ─ Саратов, 1986; Калинин Е. Ф. Саратовский городской комитет обороны в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) : Автореф. Дис. к. ю. н. ─ Саратов, 1983.

2 Арисов Н. А., Каюшин Н. В. Местные Советы в годы войны // Советское государство и право. ─ 1975. ─ № 5. ─ С. 25-30; Архипова Т. Г. Государственный аппарат РСФСР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). ─ М., 1981; Гутин М. Л. О деятельности местных комитетов обороны в годы Великой Отечественной войны // Вопросы истории КПСС. ─ 1970. ─ № 7.

3 Данилов В. Н. Городские комитеты обороны Поволжья─ на защите Родины // Поволжский край. ─ Саратов, 1979. ─ Вып. 6. ─ С. 100-112; Его же. О некоторых сторонах военно-хозяйственной деятельности городских комитетов обороны Поволжья в годы Великой Отечественной войны // Единство марксистско-ленинской теории и практики. ─ Саратов, 1978. ─ С. 85-95; Его же. Система местной самообороны Поволжья // Вклад трудящихся Поволжья в победу советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг ─ Куйбышев, 1983. ─ С. 42-46; Его же. Система местной самообороны Поволжья в годы Великой Отечественной войне 1941-1945 гг .: Дис. к. и. н. ─ Саратов, 1978; Его же. Чрезвычайные органы власти регионов России в годы Великой Отечественной войны Дис. д. и. н. ─ Саратов, 1996.

4 История второй мировой войны 1939-1945 // В 12 т. ─ М., 1973-1981; Советский тыл в Великой Отечественной войне. ─ М., 1974; Цикулин В. А. История государственных учреждений СССР. 1936-1965 гг. ─ М., 1966; Коржихина Т. П. История и современная организация государственных учреждений СССР. 1917-1972 гг. ─ М., 1977; Великая Отечественная война, 1941-1945: Военно-исторические очерки. ─ М., 1985.

1 Володин В. М. Руководство КПСС деятельностью Советов депутатов трудящихся по подготовке резервов для фронта в период Отечественной войны (июнь 1941-1945 гг.): Дис. к. и. н. ─ М., 1988; Горинский Н. Н. Роль Советов Восточной Сибири в организации помощи раненым, инвалидам и семьям военнослужащих в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). ─ Братск, 1988; Чугунцева Н. А. Роль Советов депутатов трудящихся в обеспечении единства фронта и тыла // Деятельность КПСС по укреплению армии и народа. ─ Иваново, 1988; История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории советского государства. ─ М., 1991; Наше Отечество (Опыт политической истории). Ч. II. ─ М., 1991.

2 Павленко В. Д. Идейно-политическая работа Советов Урала среди трудящихся (1941-1945 гг.) // Общественно-политическая жизнь Урала в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) ─ Челябинск, 1988; Элькинбард Л. М. Городские Советы Центра РСФСР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. ─ М., 1986 и др.

3 Архипова Т. Г. Высшие и центральные государственные учреждения РСФСР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (Организация и основные направления деятельности). Дис. д. и. н. ─ М., 1991.

4 Филимонова Е. Н. Городские Советы Среднего Поволжья в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Дис. к. и. н. ─ Самара, 1992; Степанов С. Н. Деятельность местных органов власти по восстановлению народного хозяйства в западных областях Российской Федерации (1943-1950 гг.). Дис. к. и. н. ─ М., 1994; Перчиков Ю. А. Советы Волго-Вятского региона в 1941-1945 гг. ─ Самара, 1992.

1 Кожурин В. С. Неизвестная война: Деятельность Советского государства по обеспечению условий жизни и труда рабочих в годы Великой Отечественной войны. ─ М., 1990; Загвоздкин Г. Г. Цена победы: Социальная политика военных лет. ─ Киров, 1990; Зинич М. С. Будни военного лихолетья. 1941-1945 гг. Вып. 1-2. ─М., 1994.

2 Добров П. В. Народное ополчение в годы Великой Отечественной войны. ─ М., 1994.

1 О мероприятиях по обеспечению Красной Армии теплыми вещами на зимний период 1941-1942 гг. // РГАСПИ, ф. 644, оп. 1, д. 3, л. 137-138; О мероприятиях по усилению противовоздушной обороны // там же, д. 10, л. 1-3, 5. и др.

2 О состоянии местной противовоздушной обороны Кировского района г. Сталинграда // РГАСПИ, ф. 17, оп. 88, д. 436, лл. 19-23; О светомаскировке г. Саратова // там же, д. 225, лл. 3-5; О строительстве оборонительных рубежей Сталинградского обвода // там же, д. 311, лл. 277-279 и др.

3 О начальной и допризывной военной подготовке учащихся 5-10 классов неполных средних и средних школ и техникумов // ГАРФ, ф. 8355, оп. 1, д. 309, л. 20-22; Устав Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству СССР // там же, д. 280, л. 1-3 и др.

1 Переписка по вопросам обороны города Астрахани и работы предприятий, занятых на специальных заказах // ГАСДАО, ф. 10, оп. 2, д. 6; Справка о состоянии противопожарной обороны г. Астрахани // там же, ф. 6, оп. 1, д. 694, лл. 13-14 и др.

2 Важнейшие законы и постановления Советского государства за время Великой Отечественной войны. ─ М., 1946; Хронологические собрания законов, указов Президиума Верховного Совета и постановлений правительства РСФСР. Т. 3. 1940-1947. ─ М., 1958; Собрание постановлений Правительства СССР. ─ М., 1924-1949 гг.; Собрание постановлений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства РСФСР. ─ М., 1941-1945; КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза. 1917-1958. ─ М., 1958; Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны Советского Союза (1941-1945). ─ М., 1969.

3 В дни суровых испытаний. (Сталинградская партийная организация в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.) ─ Волгоград, 1966; Героический Сталинград. В 2 ч. ─ Сталинград, 1943; Саратовская партийная организация в годы Великой Отечественной войны. ─ Саратов, 1969; Астраханская партийная организация в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. ─ Астрахань, 1962.

4 Калинин М. И. Статьи и речи (1941-1946). ─ М., 1975; Сталин И. В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. ─ М., 1953; Еременко А. И. Сталинград. ─ М., 1961; Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. ─ М., 1974.

1 Чуянов. А. С. На стремнине века. ─ М., 1976; Пигалев Д. М. Накануне // Битва за Сталинград. ─ Волгоград, 1969 и др.

1 РГАСПИ, ф. 17, оп. 88, д. 507, 530, 533.


1 РГАСПИ, ф. 17, оп. 88, д. 507, лл. 1-159.

2 ЦДНИВО, ф. 171, оп. 1, д. 106, л. 72.

1 РГАСПИ, ф. 17, оп. 88. д. 507, лл. 37, 165, 282; д. 530, л. 32.

2 «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне», «О порядке подготовки населения к противовоздушной и противохимической обороне и порядке организации групп самозащиты на территории РСФСР», «Об организации местной противовоздушной обороны в городах и населённых пунктах РСФСР». // Правда. ─ 1941. ─ 2 июля, 10 июля.

1 ГАВО, ф. 773, оп. 1, д. 4, л. 67.

2 РГАСПИ, ф. 17, оп. 88, д. 505, л. 30

3 О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР// Правда. ─ 1941. ─ 18 сентября.

4 ЦДНИВО, ф. 113, оп. 12, д. 125, л. 4.

1 ГАСД АО, ф.6, д. 1104, лл. 33-34.

2 ГАСО, ф. 2674, оп. 1, д. 14, л. 21; ГАВО, ф. 773, оп. 1, д. 92, л. 460.



Каталог: images -> File -> ilil
File -> Рабочая программа география
File -> Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов
File -> Пояснительная записка к рабочей программе по географии 10 класса
ilil -> Интеграционные процессы в сфере высшего образования и их регулирование государством
ilil -> Задания по географии для второго (очного) тура олимпиады на звание «Стипендиат агу» 10-11 классы
ilil -> Философские проблемы естественных наук
ilil -> Студент по обмену
ilil -> Формирование профессиональных компетенций выпускников колледжа


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал