Ядерный контроль выпуск #14 (395), 2010 17 сентября – 30 сентября



Скачать 430.64 Kb.
страница1/2
Дата31.10.2016
Размер430.64 Kb.
  1   2
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ

Выпуск #14 (395), 2010

17 сентября – 30 сентября

ЦИТАТА НОМЕРА

«Нет доказательств того, что Иран хочет получить (атомную) бомбу. У нас нет доказательств того, что Иран принял политическое решение начать обогащение урана до оружейного уровня. Мы полностью убеждены, что Иран хочет иметь возможность проведения ядерного цикла для получения топлива, что не запрещено Договором о нераспространении ядерного оружия. Но нужно хорошо понимать, что Иран - это страна, в отношении ядерной программы которой существуют подозрения. И эти подозрения необходимо полностью снять».

Министр иностранных дел России Сергей Лавров

СОДЕРЖАНИЕ

ЯДЕРНОЕ И РАКЕТНОЕ ДОСЬЕ


  • Иранское ядерное досье

  • Переговоры по ядерной программе КНДР

  • Процесс ратификации Договора СНВ

  • Система противоракетной обороны

  • Международное атомное сотрудничество

  • Мирный атом России

МНЕНИЕ

  • О Договоре СНВ

ИНФОРМАЦИЯ ПИР-ЦЕНТРА

  • Гштаадский процесс

  • Добро пожаловать в при-центр.рф

  • Консультативный статус при ЭКОСОС ООН

  • О бюллетене

ЯДЕРНОЕ И РАКЕТНОЕ ДОСЬЕ

  • Иранское ядерное досье

Санкции среднего радиуса действия. Владимир Соловьев. Коммерсант. 23 сентября 2010

22 сентября президент Дмитрий Медведев подписал указ “О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1929 от 9 июня 2010 года”. В 20-страничном документе детально расписаны беспрецедентно жесткие меры в отношении Ирана, которые обязалась принять Россия в рамках санкций, введенных против Тегерана этим летом. Во-первых, господин Медведев запретил передачу Ирану комплексов С-300, бронетехники, боевых самолетов, вертолетов и кораблей. А во-вторых, он обнародовал список иранцев, которых со вчерашнего дня следует считать персонами нон грата,— в него вошли ученые и чиновники, связанные с иранской ядерной программой. Указ российского лидера появился на фоне критики США решения Москвы поставить Сирии противокорабельные ракеты “Яхонт”.

Указ Дмитрия Медведева, конкретизирующий, как российским министерствам и ведомствам надлежит вести себя в отношении Ирана в связи с санкциями ООН, принятыми 9 июня этого года, был обнародован вчера поздно вечером. На десяти страницах документа и одиннадцати страницах приложений к нему (с их полным текстом можно ознакомиться на сайте www.kremlin.ru) чаще всего встречается слово «запрещается». 

Запрет распространяется на транзит через территорию РФ, вывоз с ее территории и передачу Ирану “любых боевых танков, бронированных машин, артиллерийских систем большого калибра, боевых самолетов, боевых вертолетов, военных кораблей, ракет и ракетных систем”, а также зенитных ракетных систем С-300. Также теперь запрещено предоставлять Ирану любую техническую помощь, финансовые ресурсы и услуги, связанные с поставкой, продажей, передачей, производством или использованием вышеперечисленных вооружений. Одновременно всем российским госучреждениям, промышленным, торговым, финансовым, транспортным и другим предприятиям, банкам, организациям и даже физическим лицам наказано “проявлять бдительность в отношении поставки, продажи и передачи Ирану всех остальных видов вооружений и относящихся к ним материальных средств”. Дмитрий Медведев предписывает проверять грузы, следующие в Иран и из него через Россию, если возникнут основания полагать, что они содержат подпадающие под санкции и прописанные в указе товары и технологии.

Запретительные меры касаются и финансовой сферы. На территории РФ запрещено открывать филиалы иранских банков, если возникнут подозрения, что они как-то способствуют ядерной деятельности Тегерана.

Подпунктом “д” пункта 1 президентского указа запрещен въезд в Россию или транзит через нее иранцам, связанным сейчас или в прошлом с ядерными программами или разработкой ядерного оружия. Список из 13 таких персон приведен в приложении N 1 к указу. В нем ученые, чиновники и военные. В частности, это Аббас Резаи Аштиани, занимающий руководящую должность в управлении Организации по атомной энергии Ирана по геологоразведке и добыче и бригадный генерал Мохаммад Реза Нагди — бывший заместитель начальника генштаба иранских вооруженных сил по тыловому обеспечению и промышленным исследованиям.

Кроме того, в приложениях содержится список иранских физических и юридических лиц, связанных каким-либо образом с ядерной деятельностью (всего их 23), чьи грузы в случае их попадания на российскую территорию будут досматриваться с особой тщательностью. А также списки организаций и людей, связанных или подконтрольных Корпусу стражей исламской революции. Следить за исполнением документа поручено почти всем российским министерствам и ведомствам, включая МИД, МВД, Минобороны, ФСБ, СВР, Центробанк и “Росатом”.

Как пояснили “Ъ” в постоянном представительстве РФ при ООН, тот факт, что господин Медведев подписал указ вчера, вовсе не означает, что Москва только сейчас приступила к исполнению июньской резолюции по Ирану. “Это обычная практика и чисто техническая деталь — после каждой такой резолюции подписывается соответствующий указ. Санкции же мы начали исполнять сразу после их принятия в июне. Просто теперь все систематизировано”,— пояснил “Ъ” сотрудник постпредства.

Тем не менее именно вчера была поставлена точка в разговорах вокруг поставок Ирану комплексов С-300. Ранее российские чиновники выступали с противоречивыми высказываниями на этот счет. Например, в июне, когда санкции против Тегерана были уже приняты, глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев заявлял, что Россия не считает себя связанной новой резолюцией в том, что касается поставок иранцам С-300. “Работа по этому контракту идет”,— отметил тогда он. И это при том, что Москва еще год назад твердо пообещала Вашингтону, что готова отказаться от выполнения этого контракта. По данным “Ъ”, договоренность президентов США и РФ Барака Обамы и Дмитрия Медведева о введении антииранских санкций и отказе России от поставок С-300 была достигнута в прошлом сентябре, когда господин Медведев летал в Нью-Йорк на сессию Генассамблеи ООН.

Содержание беспрецедентного по жесткости президентского указа объясняет, почему Иран так возмущался по поводу нежелания России исполнять давний контракт на поставку комплексов С-300 и обвинял ее в том, что она пляшет под дудку США. Очевидно, что еще во время обсуждения ООН будущих санкций в Тегеране хорошо представляли себе их содержание, которое и отражено в документе, подписанном вчера господином Медведевым. Примечательно также, что президентский указ появился сразу же после того, как разгорелся скандал вокруг поставок Сирии российских противокорабельных ракет “Яхонт”. С критикой этих намерений выступили США и Израиль. Однако теперь Москва вполне может заявить, что она придерживается международных обязательств в отношении Ирана, поставки же Сирии ни под какие санкции не подпадают. Или же что и эти поставки могут стать предметом отдельного торга

Доказательств того, что Иран хочет создать ядерное оружие, нет. Дмитрий Горностаев. РИА Новости. 23 сентября 2010

Доказательств того, что Иран принял политическое решение о разработке атомного оружия, нет, однако для снятия санкции ООН с Исламской Республики необходимо получить подтверждение, что ядерная программа Тегерана имеет полностью мирный характер, заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью американскому телеканалу PBS.

“Нет доказательств того, что Иран хочет получить (атомную) бомбу. У нас нет доказательств того, что Иран принял политическое решение начать обогащение урана до оружейного уровня. Мы полностью убеждены, что Иран хочет иметь возможность проведения ядерного цикла для получения топлива, что не запрещено Договором о нераспространении ядерного оружия. Но нужно хорошо понимать, что Иран - это страна, в отношении ядерной программы которой существуют подозрения. И эти подозрения необходимо полностью снять. Этим как раз и занимается “шестерка”, - сказал Сергей Лавров.

Как только будет получено подтверждение исключительно мирного характера ядерной программы, “санкции прекратятся”, отметил глава МИД РФ.

Лавров предупредил, что в случае применения силы против Ирана со стороны какой-либо из стран, последствия для региона, и без того переживающего одновременно несколько кризисов и конфликтов, будут крайне негативными.

“Если угрозы, которые мы слышим время от времени с нескольких сторон, материализуются, и будет применена сила, то это окажется кратчайшим путем для победы радикалов в Иране и принятия решения по логике “если уж по нам ударили, то мы должны получить ядерное оружие”. Удар по Ирану, на мой взгляд, будет кратчайшим путем вынуждения иранцев сделать свою страну ядерной в военном смысле”, - сказал российский министр.

Лавров подчеркнул, что Россия имеет тесные многовековые культурные связи с Ираном и хочет видеть его стабильным государством, полноправным членом мирового сообщества. Вместе с тем он отметил, что РФ голосовала за введение санкций СБ ООН против Тегерана, чтобы показать, что “мы не потерпим нарушений Договора о нераспространении ядерного оружия”.

“Мы хотим понимать, что конкретно происходило в Иране за те 18 лет осуществления там секретной ядерной программы, когда Иран не сообщал МАГАТЭ то, что должен был сообщить. Многие аспекты агентство уже прояснило, но ряд вопросов остается без ответа”, - сказал Лавров.

В этой связи он вновь призвал иранские власти пойти навстречу требованиям мирового сообщества и возобновить сотрудничество в полном объеме. Отношения Тегерана и МАГАТЭ обострились после того, как двум инспекторам агентства было отказано во въезде в страну на прошлой неделе.

“Мы не поддерживаем Иран в том, что он игнорирует запросы агентства. Мы считаем, что Иран должен в большей степени идти навстречу, мы хотим, чтобы Иран сбросил с себя бремя подозрений и стал равноправным и конструктивным участником регионального диалога, поскольку он имеет рычаги влияния на многие ситуации в регионе - в Ираке, Афганистане, Палестине, Сирии, Ливане”, - отметил глава МИД РФ.



Переговоры Ирана и “шестерки” могут состояться в октябре. РИА Новости. 24 сентября

Официальный представитель Ирана может встретиться с представителем “шестерки” (РФ, США, КНР, Великобритания, Франция, ФРГ) для обсуждения ситуации вокруг ядерной программы Тегерана в октябре, сообщил президент Ирана Махмуд Ахмадинежад 24 сентября.

“Согласно предварительным планам, возможно, в октябре представитель Ирана встретится с одним из членов группы “пять плюс один”... Думаю, госпожа Эштон, если она выйдет на контакт с иранским представителем, может назначить время переговоров”, - сказал иранский лидер, которого цитирует агентство Рейтер.

“Мы рассчитываем, что к октябрю мы будем готовы возобновить переговоры, но мы уже говорили, каковы наши предварительные условия”, - сказал иранский лидер.

Ахмадинежад ранее заявил, что в качестве основы для возобновления диалога Иран рассматривает Тегеранскую декларацию об условиях обмена низкообогащенного урана на обогащенный до 20% уран, которая была подписана при участии Турции и Бразилии.

Министры иностранных дел стран “шестерки” 22 сентября выразили надежду на скорейшее урегулирование путем переговоров иранской ядерной проблемы.

По итогам министерской встречи “шестерки” по Ирану заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков отметил, что работы по обогащению урана в Иране не могут не сказаться на обсуждении вопросов поставок топлива для Тегеранского исследовательского реактора (ТИР).

Рябков напомнил, что за время проработки возможности поставок топлива для ТИР Ираном было накоплено уже 2,8 тонны низкообогащенного урана в Натанзе и продолжается обогащение урана до 20%. “Это имеет прямую проекцию на дискуссию по топливозамещению”, - подчеркнул высокопоставленный российский дипломат, являющийся также одним из политдиректоров “шестерки” международных посредников по ядерной проблеме Ирана.



Иран предлагает обмениваться информацией о ядерных проектах в регионе. РИА Новости. 20 сентября 2010

Иран предлагает создать в регионе международную техническую группу по обмену информацией в ядерной области, в том числе в сфере ядерной безопасности, заявил вице-президент Ирана, глава Организации по атомной энергии Ирана Али Акбар Салехи в понедельник в ходе 54-й сессии генеральной конференции Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).

Он напомнил, что МАГАТЭ недавно одобрила место для строительства в Египте первой атомной станции.

По словам Салехи, учитывая планы развития атомной энергетики в соседних странах, “мы предлагаем создать региональную техническую группу по обмену знаниями (в ядерной энергетики - ред.), в частности в ядерной безопасности”.

Он также заявил, что АЭС Бушер, физический пуск которой состоялся в августе, “вскоре начнет давать электроэнергию”.

Салехи отметил, что “все наши (иранские - ред.) ядерные установки находятся под контролем МАГАТЭ” и заявил, что процесс контроля над развитием ядерной энергетики в Иране со стороны МАГАТЭ должен применяться без двойных стандартов в отношении Тегерана.



Вирусная атака на объекты инфраструктуры ИРИ.  ПИР-ПРЕСС. 28 сентября 2010

По сообщениям информационных агентств стало известно, что в персональных компьютерах иранской атомной электростанции в Бушере был обнаружен вирус Stuxnet, атаковавший системы контроля многих промышленных предприятий Ирана. Менеджер отдела проектов станции Махмуд Джафари (Mahmoud Jafari) заявил, что вирус поразил несколько компьютеров, но не нанес какой-либо ущерб основной операционной системе станции,  поэтому происшествие не помешает планам пуска станции в октябре.

Новый компьютерный вирус Stuxnet был обнаружен экспертами из Германии в июле. Этотчервь был создан специально для того, чтобы взять под контроль системы управления промышленных объектов. Вирус уже в течение нескольких недель атакует предприятия Ирана. Он также был зафиксирован в Индонезии, Индии и США.

По словам председателя Совета ПИР-Центра, заместителя председателя специальной рабочей группы Совета Европы по проблемам трансграничного интернета Михаила Якушева «подобных масштабов вирусная атака на объекты инфраструктуры того или иного государства может быть расценена как минимум в качестве действий, нарушающих безопасность того или иного государства. Но если то, о чём передают средства массовой информации, действительно имеет такие масштабы и последствия, то с юридической точки зрения такие действия могут рассматриваться как преступление. И если иранское руководство сможет доказать чью-либо вину, то это может иметь определённые международно-правовые последствия».

Вопросы кибербезопасности имеют большую значимость и требуют сотрудничества между странами. 18 сентября с.г. в Гштааде (Швейцария) в рамках семинара «За гранью геополитики – общие вызовы, совместные решения?», одним из организаторов которого выступил ПИР-Центр, состоялось обсуждение вопросов информационной безопасности, в частности угроз кибербезопасности. Участниками стали эксперты и представители государственной власти из многих стран мира.

В ходе обсуждения были затронуты проблемы правового регулирования в безграничном пространстве мировой паутины. Обеспечение законности в интернете наталкивается на проблемы транснациональной юрисдикции и географических границ. Кроме того, в целом законодательство не успевает адаптироваться к стремительно меняющейся технологической сфере.

 «Решение вопросов информационной безопасности невозможно без определенного уровня доверия между государствами. Взаимодействие между странами должно осуществляться на двустороннем и многостороннем уровнях. Примером такого взаимодействия могут служить результаты деятельности специальной рабочей группы Совета Европы по проблемам трансграничного интернета, а именно принятая в 1994 г. Конвенция о киберпреступности Совета Европы», – подчеркнул Михаил Якушев.


  • Переговоры по ядерной программе КНДР

КНДР намерена наращивать ядерные силы, заявил замглавы МИД страны. Дмитрий Горностаев. РИА Новости. 29 сентября 2010

Северная Корея намерена наращивать свои ядерные силы для сдерживания возможной агрессии, заявил 29 сентября заместитель министра иностранных дел КНДР Пак Киль Йон на общеполитической дискуссии Генеральной ассамблеи ООН.

“Пока американский авианосец с ядерным оружием ходит по морям вокруг нашей страны, мы никогда не откажемся от наших сил ядерного сдерживания, напротив, они должны быть еще больше усилены”, - сказал замминистра.

Замглавы МИД КНДР указал, что Пхеньян воспринимает как серьезную угрозу военно-морские учения, которые часто проводят у берегов Корейского полуострова США и Южная Корея. В недавних маневрах в июле этого года принимал участие авианосец “Джордж Вашингтон”, а сейчас в этом же регионе проходят совместные американо-южнокорейские противолодочные учения.

“Мы извлекли урок (из недавних учений США и Южной Кореи). КНДР считает своим благородным долгом как страна-член ООН охранять мир и безопасность и обеспечивать социально-экономическое развитие и всеобщее процветание на Корейском полуострове и вокруг него. Если бы не мощные силы сдерживания войны, созданные в результате политики великого вождя нашего народа, генерала Ким Чен Ира, Корейский полуостров уже множество раз превратился бы в поле сражения, что привело бы к уничтожению мира и стабильности в регионе”, - сказал северокорейский дипломат.

Вместе с тем, по его словам, Пхеньян не намерен использовать ядерное оружие для нападения на кого-либо. “Наше ядерное оружие не является средством нападения или угрозы другим (государствам), а силами сдерживания - в целях самообороны, единственными целями и задачами которых является противодействие агрессии и нападению извне”, - сказал Пак Киль Йон.

Замглавы МИД КНДР также заявил о желании страны получить официальный статус ядерной державы. “Будучи ответственным государством, обладающим ядерным оружием, мы хотим присоединиться к международным усилиям в сфере нераспространения и безопасного использования ядерных материалов на равноправной основе с другими государствами, обладающими ядерным оружием”, - заявил Пак Киль Йон.

Северокорейский дипломат с трибуны ООН также вновь повторил призыв Пхеньяна к скорейшему началу переговоров по подписанию Договора о мире вместо действующего уже более полувека соглашения о перемирии после Корейской войны. “Заключение мирного соглашения станет наиболее эффективной мерой доверия между участниками соглашения о перемирии и будет служить мощной движущей силой, гарантирующей денуклеаризацию Корейского полуострова”, - сказал Пак Киль Йон.

Он при этом подчеркнул, что принципиально Пхеньян поддерживает идею полного освобождения Корейского полуострова от ядерного оружия. КНДР подозревает, что в Южной Корее давно размещено атомное оружие США. Вашингтон никогда не подтверждал, но и не опровергал эти утверждения, однако в 1991 году Сеул официально заявил, что отныне американское ядерное оружие больше не будет находиться в Южной Корее, таким образом лишь укрепив подозрения Пхеньяна.

“Денуклеаризация Корейского полуострова... - это процесс превращения всего Корейского полуострова в зону, свободную от ядерного оружия, на основе полного уничтожения реальных внешних ядерных угроз при наличии возможности проверки соблюдения такого режима”, - сказал северокорейский дипломат.



  • Процесс ратификации договора СНВ

МИД РФ приветствует решение сенатского комитета США по Договору СНВ. РИА Новости. 17 сентября 2010

В Москве рассчитывают, что американские законодатели после внимательного изучения нового договора по СНВ ратифицируют его, заявил официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко на брифинге в Москве.

Дипломат сказал, что 16 сентября  в Вашингтоне был сделан очень важный шаг на пути реализации планов сокращения стратегических наступательных вооружений - сенатский комитет США по международным делам рекомендовал Конгрессу ратифицировать договор о СНВ, подписанный в апреле российским и американским президентами.

“У нас необходимые процедуры в целом идут в плановом режиме. После тщательного рассмотрения договора профильными комитетами Государственной думы были приняты положительные заключения по проекту Федерального закона о его ратификации”, - сказал дипломат.

Следующий шаг, по его словам, - рассмотрение данного проекта на пленарном заседании Госдумы.

“Что касается прохождения договора через профильные комиссии Сената США, то это дело сугубо внутреннее, и мы не вправе давать какие-либо оценки и рекомендации, но шаг, который был сделан вчера сенатской комиссией, очень важен”, - добавил он.

По словам Нестеренко, для России очевидно, что договор о СНВ разработан на строго паритетной основе и отвечает интересам безопасности обеих стран.

“Более того, подписание данного соглашения уже благотворно сказывается на международной стабильности и безопасности в целом. Его реализация будет способствовать укреплению режима нераспространения ядерного оружия. Рассчитываем, что американские законодатели после внимательно изучения существа договора придут к выводу о его сбалансированном и взаимовыгодном характере, что позволит ратифицировать соглашение”, - сказал Нестеренко.



СНВ-3 стал ближе к ратификации. Неясно только, когда она состоится. Андрей Федяшин. РИА Новости. 17 сентября 2010

Сенат американского конгресса на шаг вперед подвинул новый российско-американский договор по СНВ (условно СНВ-3) к утверждению. Комитет по иностранным делам одобрил 16 сентября резолюцию о передаче договора на ратификацию всем сенатом. Правда, это еще не гарантирует на все 100% того, что договор будет одобрен к концу года или, вообще, будет одобрен в этом году.

Среди республиканцев достаточно тех, у кого всегда есть врожденные «сомнения в русской искренности» и еще большее нежелание «дарить» демократу Бараку Обаме быструю победу в области всеобщего контроля над ядерным оружием. Да еще накануне ноябрьских Больших выборов в конгресс.

В сенатском комитете резолюцию одобрили 14 членов, а против выступили 4. Из 14-ти одобривших трое – республиканцы, включая старейшину комитета, сенатора Ричарда Лугара. И все было бы хорошо… Если бы расклад сил в комитете повторял их расстановку в сенате полного состава, да еще если бы над Америкой (и конгрессом) не висели перевыборы 2 ноября всей палаты представителей и трети сената. Может, тогда договор был бы одобрен еще в начале сентября.

По большому счету никаких явных особых проблем с принятием нет. Он возник совсем не на пустом месте и, если уж быть до конца объективным, никакого особого прорыва вперед не представляет. Сокращение стратегических боеголовок до 1550, а носителей – до 700, это не ахти какая «гильотина». Такие, и даже более низкие цифры упоминались и раньше. Эх, если бы не все эти «если».

В начале ноября, 2 числа, предстоят перевыборы всего состава палаты представителей и трети сената. Пока демократы имеют большинство и в нижней (у демократов 257, у республиканцев 178 мандатов) и в верхней (в сенате у них 59 против 41 места) палатах. Но никто не только не говорит серьезно о сохранении такого большинства, но даже не может на все 100% поручиться, что демократическая доминанта вообще сохранится.

На кон в ноябре поставлено 40 депутатских мест в «шатающихся округах», которые могут отойти от демократов (часть будет отвоевана точно) к республиканцам. Это не так и страшно. Во всяком случае, не катастрофа. В отличие от Европы, в американской политической традиции это отнюдь не есть нечто сверхъестественное. В Белом доме президент – от одной партии, а большинство в конгрессе – у другой: такое происходит в США довольно часто. В конце правления Рейгана, президента-республиканца, было почти такое же соотношение в пользу демократов, как и сейчас.

И при таких шансах «захватить конгресс» дарить Обаме перед выборами главную внешнеполитическую победу (ближневосточное урегулирование, как уже ясно, вперед не продвинется)?

С другой стороны, нельзя сказать, что договор, после выборов и после увеличения республиканских рядов, будет обречен. Совсем нет. Он даже, и скорее всего, пройдет одобрение сената. К концу года, хотя может «затормозиться» и до нового.

При неблагоприятной расстановке сил (отсутствие большинства, мизерное меньшинство), борьба за любые договоры в конгрессе – это очень большие торги. Практика, вполне обычная для всех парламентов мира, но в конгрессе доведенная до практического рыночного совершенства. Все будет зависеть от того, что может Обама предложить (собственно – на что поменять) республиканцам за одобрение СНВ.

Для этого необходимо две трети голосов сената. Т.е. демократам (59 мест) надо «убедить» еще 8 сенаторов-республиканцев. После выборов таких «неубежденных» наверняка станет еще больше. Так что надежд на быстрое одобрение СНВ-3 мало. Одобрен то он будет. Но…

Ко всему прочему, судьба и эффективность СНВ-3 могут зависеть и от того, какими условиями сенаторы могут сопроводить законопроект о ратификации. Вносить в договоры поправки они, естественно, не могут. Но в ратификационной резолюции (на самом деле сенат ничего в США не ратифицирует, а дает «согласие» президенту на подпись договора) могут быть добавлены пункты, которые президенту свяжут руки. И договор немного девальвируют.

О том, какие условия могут быть выдвинуты, говорит последняя процедура прохождения договора через сенатский комитет по иностранным делам. Главное, чего требуют республиканцы (и часть демократов), это чтобы договор не мешал программам модернизации стареющих ядерных арсеналов США и программам поддержания в боеготовности существующих.

Сначала они хотели «довесить» резолюцию 15-ю поправками. Из самых весомых осталось три: президент обязан немедленно информировать конгресс, если финансирование программ ядерной модернизации упадет ниже обговоренного уровня; стороны должны будут начать переговоры о балансировании числа тактических ядерных боезарядов (у Росси их немного больше); США будут и дальше разрабатывать системы межконтинентальных ракет подводного базирования с обычными боезарядами. При несоблюдении первого условия (недофинансирование ядерных программ) США должны будут иметь право в одностороннем порядке выйти из договора.

Вот это требование, пожалуй, самое тяжелое. С учетом колоссального долга федерального правительств (далеко за триллион долларов), дефицитов бюджета, недофинансирование любых статей бюджета – вещь вполне рутинная.

Администрация, правда, утверждает, что и такие аргументы совершенно надуманы. У США есть 10-летняя программа модернизации ядерных арсеналов и инфраструктуры стоимостью 80 млрд долларов. Это не такие уж и большие деньги, при условии их растянутости на десятилетний период. Удержать такой уровень будет нетрудно.

Кроме этого, как говорят сторонники СНВ, договор снова открывает двери к полному и скрупулезному взаимному контролю за арсеналами сторон. С истечением срока СНВ-2 5 декабря прошлого года остановился и режим верификации на местах, внезапных инспекций.

Неделю назад в поддержку договора высказалась большая группа (30 человек) бывших госсекретарей, советников по национальной безопасности, военных и политиков США. Среди них госсекретари Джордж Шульц (республиканец), Мадлен Олбрайт (демократ), Колин Пауэлл (республиканец), министр обороны Фрэнк Карлуччи (республиканец), помощник по национальной безопасности Сэнди Бергер (демократ).

В общем, похоже, договор у нас будет. Только вот неясно, когда. И в какие условия республиканцам удастся его «одеть». Они хоть и будут распространяться только на президента США, но касаться-то будут всего режима договора.


  • Система противоракетной обороны

США будут приветствовать участие России в диалоге по ЕвроПРО. Денис Ворошилов. РИА Новости. 22 сентября 2010

НАТО ищет пути возобновления активного сотрудничества с РФ после того, как оно было прервано альянсом после вооруженного конфликта в Грузии, заявил постоянный представитель Соединенных Штатов при НАТО Иво Даалдер.

“Мы (США и НАТО) приветствуем сотрудничество с Россией. РФ и НАТО имеют очень хорошую историю переговоров и учений, в том числе по вопросам ПРО, которая была прервана в 2008 году. В настоящее время мы ищем пути возобновления учений, и НАТО должна принять соответствующие решения”, - сказал Даалдер 21 сентября на брифинге в пресс-центре для иностранных журналистов в Вашингтоне.

Американский дипломат выступил накануне встречи Совета Россия-НАТО, которая пройдет 22 сентября в Нью-Йорке. Отвечая на вопрос о том, последуют ли со стороны альянса какие-либо конкретные предложения к России по сотрудничеству в создании системы европейской противоракетной обороны на предстоящей встрече, Даалдер не исключил, что основы такого диалога могут быть заложены.

“Я не исключаю, что НАТО может предложить России и некоторым другим странам принять участие в диалоге по системам ПРО в Европе”, - сказал он, отметив, что США будут только приветствовать участите РФ в такой работе, так как “она направлена ровно на то, чего добиваемся мы (США)” - предотвращение ракетных угроз.

Ранее 17 сентября генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил в Брюсселе, что Иран представляет ракетную угрозу для России и НАТО и в этой ситуации вновь предложил создать единую систему противоракетной обороны для Европы. Расмуссен ранее уже предлагал России участвовать в создании натовской “ЕвроПРО”. Он отметил, что Россия и НАТО больше не представляют угрозы друг для друга, и пришло время оставить мышление времен холодной войны в прошлом. Он также призвал Россию совместно сфокусироваться на общих угрозах - терроризме, экстремизме, наркотрафике, распространении ракетных технологий, оружии массового поражения, кибератаках и пиратстве.

Расмуссен высказал уверенность, что Россия и НАТО могут достичь прогресса и по ПРО, и по ядерному оружию, и по обычным вооружениям, “создав безопасную Европу” - “время для этого пришло”, сказал генсек НАТО.

Минобороны РФ переводит ПРО на новую элементную базу. РИА Новости. 28 сентября 2010

Минобороны РФ переводит систему противоракетной обороны (ПРО) на новую элементную базу и создает перспективные противоракетные средства, сообщил во вторник журналистам командующий Космическими войсками генерал-лейтенант Олег Остапенко.

“Завершается переход системы противоракетной обороны на современную элементную базу, вводятся в эксплуатацию высокопроизводительные специализированные электронно-вычислительные средства. Одновременно ведутся работы по созданию перспективных противоракетных средств. Это существенно расширит боевые возможности системы”, - сказал Остапенко.

Он отметил, что система ПРО является одним из основных элементов системы стратегического сдерживания. “При этом отечественная ПРО находится в постоянной боевой готовности к выполнению поставленных перед ней задач. Совместно с системой предупреждения о ракетном нападении, она обеспечивает реализацию стратегии ядерного сдерживания”, - отметил командующий.



  • Международное атомное сотрудничество

Трехмерный атом Виктора Януковича. Татьяна Ивженко. Независимая газета. 17 сентября 2010

В эти дни в стратегию развития украинской атомной энергетики вносятся принципиальные поправки, которые имеют прямое отношение к интересам России и Казахстана. Команда Януковича пытается совместить проекты, которые разрабатывались при президенте Ющенко, с планами, появившимися еще при Кучме. Речь идет о том, чтобы, реанимировав старые интеграционные планы, создать в треугольнике замкнутый цикл производства топлива для атомных электростанций (АЭС).

Как известно, в последние несколько лет Украина ориентировалась на диверсификацию поставок топлива и снижение зависимости от России в сфере атомной энергетики. В этом ключе вынашивались планы о строительстве в Украине завода по фабрикации топлива. Конкурс на выбор партнера и технологии был объявлен в прошлом году.

В нем принимали участие российское ОАО «ТВЭЛ», являющееся традиционным монополистом на украинском рынке, и американско-японско-казахстанское СП, которое с 2005 года проводило тестовые испытания альтернативного топлива на Южно-Украинской АЭС. В начале сентября стало известно, что украинские эксперты сочли предпочтительным пакет российских предложений.

Еще неделю тому назад отраслевые эксперты считали тему строительства завода предельно ясной. Однако ситуацию на днях запутал президент Виктор Янукович, который в ходе встречи с казахстанским коллегой Нурсултаном Назарбаевым заявил: «Я знаю, что вы (Казахстан. – «НГ») с Россией уже много сделали для того, чтобы создать совместное предприятие по производству ядерного топлива для атомных реакторов. Мы готовы подключиться к этой работе на партнерских условиях и принять в этом участие». Он не объяснил публично, идет ли речь о том, что Украина отказывается от совместного проекта с Россией, или о том, что этот проект на совершенно новых условиях может быть включен в формат трехстороннего сотрудничества.

В среду вечером ситуацию немного прояснил руководитель украинской государственной компании «Энергоатом» Юрий Недашковский. «Речь идет о двух процессах. Один – в 2001 году было учреждено СП «УкрТВС» по созданию производства топлива для украинских АЭС. Но оно так и не заработало, поэтому речь идет о его реанимации. Поскольку предприятие не работало, значит, параллельно шел процесс выбора партнера по (строительству. – «НГ») завода ядерного топлива». На каких условиях и в какие сроки могут быть совмещены два названных проекта, чиновник не уточнил, но сказал, что завод в Украине планируется построить к 2013 году и вывести на полную проектную мощность к 2020-му. «Через два года завод уже будет выпускать тепловыделяющие сборки в эквиваленте 200 т урана в год, однако часть комплектующих будет завозиться из России и отдельные технологические процессы будут еще не налажены», – уточнил «НГ» отраслевой эксперт.

Никто пока не объяснил, как повлияет на ситуацию изменение формата сотрудничества с двух- на трехсторонний. Ведь в условиях нынешнего конкурса представителем украинской стороны назывался госконцерн «Ядерное топливо Украины», на долю которого должно было бы приходиться 51% акций будущего СП. А трехстороннее ЗАО «УкрТВС», упомянутое Недашковским, десять лет тому назад учредили на паритетных условиях ОАО «ТВЭЛ», АО «Национальная атомная компания «Казатомпром» и Фонд государственного имущества Украины. Причем обсуждавшийся при Кучме формат, не предполагавший строительства в Украине нового завода, основывался на том, чтобы Украина поставляла СП уран и циркониевый прокат. По объемам залежей урановых руд страна входит в первую десятку государств мира, разведанные запасы оцениваются в 100 тыс. тонн. Казахстан должен был производить так называемые топливные таблетки, а Россия – обогащать уран и осуществлять конечную сборку топливных кассет.

К настоящему времени ситуация существенно изменилась. Концерн «Ядерное топливо Украины» в августе выкупил 10% акций Международного центра по обогащению урана (МЦОУ) в Ангарске (Иркутская область), став партнером РФ и Казахстана в этом проекте. В этом контексте еще весной обсуждались планы создания украинско-российского СП по добыче урана на самом перспективном украинском месторождении – Новоконстантиновском. Полгода назад Владимир Путин во время переговоров с украинскими премьером и президентом предложил создать холдинг, включающий добывающие, перерабатывающие, машиностроительные мощности и объединенный топливный цикл. Украинские чиновники утверждают, что российская сторона не отказалась от этой идеи.

Косвенным подтверждением тому служит проходящее сейчас преобразование «ТВЭЛ» в единую Топливную компанию, которая значительно расширит сферу деятельности. Как рассказал недавно Интерфаксу вице-президент «ТВЭЛ» Михаил Куликов, интеграция позволит России усилить позиции на внешнем рынке: «Пока «ТВЭЛ» занималась только фабрикацией топлива, компания была заинтересована в основном в стабильной загрузке производственных мощностей предприятий, которые занимаются выпуском топливных сборок. Локализация фабрикационного передела за рубежом, строительство заводов в Европе и Украине, возможно, в Китае и Индии – это уже новые возможности консолидированной Топливной компании. Так как мы можем «разменивать» проекты по локализации фабрикации на возможности удержания и расширения рынка обогащенного уранового продукта и услуг по обогащению». Он пояснил, что в структуре цены ядерного топлива фабрикация занимает не более 20%, остальное – это стоимость сырья (урана), а также его конверсии и обогащения. «Таким образом, логика подобных разменов – это логика шахматного гамбита: отдаем пешку, чтобы выиграть ферзя», – сказал Куликов.

Украинские специалисты пока не комментируют грядущие перемены в атомной энергетике. Ссылаясь на закрытость информации и неожиданность идей, с которыми выступил Виктор Янукович, они считают нужным дождаться итогов начинающейся сегодня неофициальной встречи украинского и российского лидеров. Как известно, переговоры Януковича и Медведева в неформальной обстановке запланированы на завтра в резиденции Завидово в Тверской области. Хотя по их итогам не предполагается подписание каких-либо документов, политологи считают, что именно эта встреча, проходящая сразу после переговоров Януковича и Назарбаева, может стать началом возрождения трехстороннего формата сотрудничества в СНГ.



Китай теряет технологический интерес к России. Сергей Куликов. Независимая газета. 28 сентября 2010

Громкие заявления о новом витке российско-китайского высокотехнологического сотрудничества пока не находят адекватного развития в коммерческих контрактах. Основное наполнение визита президента Дмитрия Медведева в КНР по-прежнему составляют сырьевые проекты. Завершено строительство нефтепровода, полным ходом идут переговоры о новом газовом маршруте, по которому российское топливо потечет в Поднебесную. Как отмечают эксперты, даже проекты в сфере атомного сотрудничества не могут скрыть печальную картину: России почти нечего предложить Китаю в сфере высоких технологий.

Среди подписанных документов в ходе продолжающегося визита главы российского государства в Китай львиную часть занимают соглашения о поставках российского сырья. Подписаны протокол о внесении изменений соглашения между правительством РФ и правительством КНР о сотрудничестве в нефтяной сфере от 21 апреля 2009 года и протокол к меморандуму о взаимопонимании по сотрудничеству в угольной сфере. Кроме того, подписаны несколько документов в области энергетики: меморандум о взаимопонимании между Минэнерго РФ и Госкомитетом КНР – по развитию реформ и сотрудничества в области энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии. В числе важных договоренностей отмечается соглашение между «Росатомом» и китайской Госкорпорацией ядерной промышленности о стратегическом взаимодействии в области мирного использования атомной энергии. И самое главное – подписан контракт на технический проект сооружения третьего и четвертого блоков Тяньваньской атомной электростанции между ЗАО «Атомстройэкспорт» и Цзянсусской ядерной энергетической корпорацией, китайской ядерно-энергетической инжиниринговой компанией и китайской корпорацией промышленности ядерной энергии.

Между тем опрошенные «НГ» эксперты неоднозначно относятся к перспективам сотрудничества двух стран, указывая на сырьевую направленность российского экспорта, тогда как в сфере высоких технологий пальма первенства переходит к бурно развивающемуся соседу.

В частности, руководитель отдела инвестиционного анализа компании «Универ» Дмитрий Александров считает, что у России остался очень небольшой набор предложений в сфере технологий. «Это прежде всего атомная энергетика и еще предложения по авиадвигателям, – отмечает он. – Но в целом предложить китайцам нам нечего, и даже наработки по перечисленным направлениям ограничены сроком примерно в пять лет. Потом китайцы смогут и здесь обойтись без нашего участия». То же самое касается технологий в военной области – через считанные годы Китай станет окончательно независимым от российских поставок и станет производить аналогичную, но более дешевую технику, считает Александров. «К сожалению, сама фраза «экспорт высоких российских технологий в КНР» сегодня уже режет слух», – сокрушается он.

В свою очередь, глава «Деловой России» и член российской делегации Борис Титов заявил «НГ», что китайцев интересуют именно технологии. «КНР сегодня их мало генерирует, предпочитая покупать или попросту копировать, – отметил он. – Но и Россия сегодня не так богата инновациями, хотя креативность наших ученых и наличие научного потенциала остается нашим конкурентным преимуществом. Получается, что они – реализаторы, а мы – инноваторы». Впрочем, Титов также отмечает неприятный факт сокращения предложения со стороны России в сфере высоких технологий. «Мы вряд ли предложим что-то новое в авиастроении и медицине, где китайцы уже впереди нас по многим показателям, – отмечает он. – Но есть нано- и биотехнологии, материаловедение и т.д. И главная задача – сделать сотрудничество в этих отраслях наиболее эффективным для нас. Можно взять за пример опыт итальянцев, которые продают китайцам дизайнерские разработки, но при этом получают большую часть добавленной стоимости».

Эксперт департамента оценки компании «2К Аудит – Деловые консультации»/Morison International Петр Клюев полагает, что Китай заинтересован в диверсификации своих энергетических источников, учитывая высокий уровень энергопотребления в стране и большую долю импорта энергоресурсов, и Россия ему в этом помогает, причем на взаимовыгодной основе. «Сегодня больше половины электроэнергии в КНР вырабатывается за счет ТЭЦ, работающих на угле. Но в настоящий момент все более привлекательными становятся АЭС, – поясняет аналитик. – У России есть достаточный потенциал для осуществления сотрудничества в этой сфере. Еще в 2006 году, в ходе визита Владимира Путина в Китай, были достигнуты договоренности о развитии взаимодействия в атомной энергетике. Строительство энергоблоков, в результате которого Китай получает доступ к технологиям, а Россия – крупные заказы и возможность занимать емкий китайский рынок, является чрезвычайно продуктивным для обеих сторон. В этой сфере есть определенный потенциал для роста взаимной заинтересованности».

РФ может пригласить Сингапур инвестировать в создание АЭС. РИА Новости. 27 сентября 2010

Россия могла бы пригласить Сингапур инвестировать в свои контракты на создание в третьих странах атомных станций, сказал вице-премьер РФ, глава аппарата правительства Сергей Собянин, открывая первое пленарное заседание межправительственной российско-сингапурской комиссии высокого уровня в понедельник в Сингапуре.

“Весьма перспективной является сфера энергетики, в том числе атомная энергетика. По крайней мере, мы ведем консультации на эту тему, и здесь возможно сотрудничество не только по строительству атомных станций непосредственно в Сингапуре, это, наверное, далекая перспектива, но и возможности совместного инвестирования в третьи страны Азиатско-тихоокеанского бассейна, где Россия имеет контракты на создание и строительство атомных станций. Мы могли бы пригласить наших сингапурских коллег для инвестирования в эти перспективные и серьезные проекты”, - считает Собянин.

Египет обсудил свою ядерную программу с Россией, Францией и США. Надим Зуауи. РИА Новости

Министр энергетики и электрификации Египта Хасан Юнис провел встречи с представителями России, Франции и США, на которых обсуждалось участие этих стран в проекте по созданию первой египетской атомной электростанции.

“На встречах обсуждались разные этапы создания египетского ядерного реактора”, - сказал министр в интервью египетскому агентству МЕНА.

В частности, речь шла об уже выполненной работе по созданию национального законодательства, регулирующего использование атомной энергии в мирных целях, а также о выборе места для строительства первой египетской АЭС. Кроме того, обсуждалось участие трех стран в подготовке кадров для реализации египетской ядерной программы.

“На встречах представители государств выразили полную готовность сотрудничать с Египтом в деле строительства первой египетской АЭС”, - сказал министр. Он также добавил, что Россия, Франция и США намерены принять участие в будущем тендере на строительство АЭС в Египте.

Египет, по словам министра, заинтересован в сильной международной конкуренции на тендере, который, по данным местных СМИ, будет объявлен в ноябре текущего года.

Египетские власти уже выбрали район, где будет возведена первая в стране АЭС - это населенный пункт Дабаа к западу от египетского города Александрия на Средиземном море. Эксперты МАГАТЭ подтвердили, что Дабаа соответствует всем международным требованиям и пригоден для строительства атомной электростанции.

Россия и Кувейт намерены сотрудничать в области мирного атома. РИА Новости. 20 сентября 2010

Россия и Кувейт подписали меморандум о намерении двух стран в “мирном атоме” в рамках 54-й сессии Генеральной конференции МАГАТЭ. Две страны намерены сотрудничать по всему спектру мирного использования атомной энергии, в частности, в проектировании, разработке, строительстве атомной станции, области ядерной медицины, ядерно-топливном цикле.

По словам главы госкорпорации Росатом Сергея Кириенко, “Росатом видит серьезную перспективу в сотрудничестве с Кувейтом в рамках подписанного меморандума”.

“Мы в России осознанно и масштабно развиваем атомную энергетику и приветствуем планы Кувейта по ее развитию”,- сказал глава Росатома.

В свою очередь, подписавший меморандум со стороны Кувейта глава национального кувейтского комитета по ядерной энергии Ахмад Бишара отметил, что сотрудничество двух стран “предполагается по всем основным направлениям в мирной ядерной энергетике, в том числе в ядерной медицине, ядерно-топливном цикле, разработке и строительстве атомных станций”.

ТВЭЛ подтверждает планы строительства в Европе завода ядерного топлива. Илья Ферапонтов. РИА Новости. 16 сентября 2010

Топливная компания “Росатома” ТВЭЛ подтверждает свои планы по строительству завода по фабрикации ядерного топлива в Европе, сообщил журналистам 16 сентября вице-президент ТВЭЛа Василий Константинов.

В июне президент топливной компании Юрий Оленин сообщил, что ТВЭЛ заинтересован в строительстве заводов по топливу для атомных электростанций во всех странах, где развивается парк реакторов АЭС российского дизайна. Так, топливный завод может быть возведен в Индии, при условии строительства в этой стране хотя бы четырех энергоблоков АЭС российского дизайна. В настоящее время Индия под контролем РФ возводит два энергоблока АЭС “Куданкулам”. Также Оленин сказал, что ТВЭЛ рассматривает возможность строительства топливных заводов в Европе.

“Мы заявили, что будем строить (завод ядерного топлива) в Европе”,- сказал Константинов в кулуарах Лондонского симпозиума Всемирной ядерной ассоциации.

По его словам, в числе стран, где возможно такое строительство, рассматриваются Чехия и Словакия.

“Но мы все-таки говорим о европейском заводе, потому что говорить по-другому сегодня пока нельзя, надо смотреть, где и как будет развиваться атомная энергетика, основанная на российских технологиях”, - сказал Константинов.



  • Мирный атом России

На ОАО “СХК” создан центр по выводу из эксплуатации ядерных реакторов. Юлия Соколова. РИА Новости. 17 сентября 2010

Опытно-демонстрационный центр вывода из эксплуатации уран-графитовых ядерных реакторов (ОАО “ОДЦ УГР”) создан на базе реакторного завода Сибирского химического комбината (ОАО “СХК”, корпорация “ТВЭЛ”), на котором планируется проводить работы по выводу из эксплуатации реакторов со всего мира, в том числе и на коммерческой основе, сообщила в пятницу пресс-служба ОАО “СХК”.

“За 65 лет развития атомной отрасли в мире накопилось достаточное количество ядерных установок, требующих вывода из эксплуатации. У работников реакторного завода существуют хорошие перспективы коммерциализации данной услуги. При этом СХК может стать одним из ведущих международных операторов в данной области”, - говорится в сообщении комбината.

Решение о создании нового акционерного общества принято на Совете директоров ОАО “СХК” 6 сентября 2010 года. Директором нового дочернего предприятия СХК назначен директор реакторного завода Олег Бояринов. В состав Совета директоров “ОДЦ УГР” вошли представители Государственной корпорации “Росатом” и Сибхимкомбината.

Кроме того, сообщается, что вновь созданная “дочка” продолжит работы по выводу из эксплуатации промышленных уран-графитовых реакторов ОАО “СХК”. В активе реакторного завода также есть коммерческий опыт: в конце 2009 года реакторщики СХК выиграли тендеры по проектам подготовки к выводу из эксплуатации энергоблоков Белоярской и Билибинской АЭС.

Создание дочерних зависимых обществ в ОАО “СХК” проходит согласно программе “Новый облик” предприятия. Программа направлена на сохранение конкурентоспособности за счет увеличения производительности труда, снижения издержек и роста заработной платы сотрудников, отмечается в сообщении.

“В ближайшие два-три года СХК предстоит создать мощное технологическое ядро, сильные и жизнеспособные дочерние предприятия, которые должны стать основой для развития среднего и малого бизнеса в Северске”, - отмечает пресс-служба предприятия.

Выгрузка ОЯТ из хранилища на губе Андреева начнется не позже 2013 года. РИА Новости. 28 сентября 2010

Госкорпорация “Росатом” не позже 2013 года начнет выгрузку отработанного ядерного топлива с губы Андреева в Мурманской области, сообщил журналистам заместитель гендиректора корпорации Евгений Евстратов.

“В следующем году должно начаться строительство здания, которое будет стоять над тремя блоками хранилища. План выгрузки топлива по срокам пока не определен. Начнем мы ее после завершения строительства здания, не позже 2013 года”, - сказал Евстратов, который принимает участие в Международном ядерном форуме в Петербурге.

Он добавил, что сейчас проект здания завершен и проходит главгосэкспертизу.

“Сейчас там сделана физическая защита на всех трех блоках. Радиационная обстановка в норме”, - сказал Евстратов.

Андреева губа - самое крупное в Европе хранилище радиоактивных отходов. На ее площадках хранятся более 10 тысяч тонн твердых радиоактивных отходов и около 600 кубических метров жидких радиоактивных отходов. Их суммарная радиационная активность сравнима с выбросом радиации при чернобыльской аварии.



Каталог: media -> content -> files
files -> Ядерный контроль: информация выпуск # 31, 2004 1 сентября 8 сентября
files -> Ядерная россия сегодня. 24 мая 2001
files -> Ядерный контроль: информация выпуск # 4, 2004 28 января- 4 февраля
files -> Ядерный контроль: информация выпуск # 22, 2005 27 июля 3 августа
files -> Бюллетень Ядерная Россия Сегодня
files -> Ядерная Россия Сегодня : Дмитрий Ковчегин Подписаться на новостной бюллетень
files -> До 10-летнего юбилея пир-центра осталось: 19 дней ядерный контроль: информация
files -> Ядерный контроль выпуск #25 (308), 2007 13 сентября – 19 сентября


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал