Здесь все мое, и я отсюда родом



страница1/3
Дата19.11.2017
Размер0.7 Mb.
ТипИсследовательская работа
  1   2   3
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя школа №2

города Тавды Свердловской области

ЗДЕСЬ ВСЕ МОЕ, И Я ОТСЮДА РОДОМ

(страницы истории города Тавды и Тавдинского края)

Исследовательская работа

Исполнитель : Мухина Татьяна
ученица 9 класса

Руководитель : Чайкина Ирина Викторовна

учитель истории

ТАВДА, 2003 год



1.Введение

Тавдинский край - моя «малая родина»

2. Основная часть

История Тавдинского края - часть истории России

2.1. Предки древних манси (ранняя история Тавдинского края)

2.2. « И погребоша вверх по Тавде». (Тавдинский край в новое время) Ермак. Сибирь

2.3. Тавдинский район в индустриальной цивилизации Урала

XVIII - ХУ1Х (занятия людей, поселения, деревни)

2.4. Как рождался город (с 20-х годов)

2.5. «Займу своё место в строю» (1941-1945 гг.)

2.6. Хроника трудов и празднеств (послевоенное время)

3. Заключение

С надеждой в будущее

Литература

Приложение

Введение

Тавдинский край - моя «малая родина»

Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит у него нет любви к своему городу..(Д.И.Лихачёв)

Человек с рождения, с первого своего дыхания приобретает не только родной очаг, но и родную землю - Отечество, то есть землю своих отцов. Отечество не выбирают и не ищут, оно дается судьбой. Его, как и родителей, любят не за то, что оно самое лучшее, а за то, что это единственное родное место на Земле.

Не случайно есть ещё одно название Отечества - Родина - мать. Знать своё Отечество также необходимо, как знать свою семью и свой род. Но познание это длительно.

Оно идет всю жизнь и требует от человека прилежного труда ума и сердца. Не враз, а постепенно складывается у каждого человека другой образ Родины, начинается он, конечно, с малой Родины.

История родного края - это моя история. Страшно обедняет свою жизнь тот, кто живет, не ведая своих корней. Такому ничего не стоит взорвать древний храм, уничтожить за ненадобностью редкую старинную книгу. Ведь любить свой родной город, значит любить тот район, то географическое пространство, где человек родился, получил первые жизненные впечатления, испытал первые радости и горечи. Но истинная любовь к родине немыслима без знания её великого, трагического и прекрасного прошлого. Нельзя не согласиться со словами великого русского поэта А.С. Пушкина:

н Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

В настоящее время от лица известных общественных деятелей всё чаще и чаще возникает суждение о том, что в подрастающем поколении значительно снизился уровень воспитания патриотизма. Неужели это правда ? Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть эту точку зрения, я провела анкетирование среди своих одноклассников, в котором были использованы вопросы о нашем родном городе Тавда.

Обработав полученные данные, мною были подведены итоги по каждому вопросу отдельно, их я зафиксировала в диаграммах:





1) В какое время на территории Тавды появились первые поселения? (I тысячелетие

до н.э., первые века н.э.)

100% - не знают

2) В каком году был основан город Тавда?

(в 1937г.)

1% - знают хорошо

48% - были близки к правильному ответу

51% - не знают



3) Основные природные богатства г.Тавды.

(лес)

100% - знают хорошо



4) Один из вариантов происхождения названия

города Тавда («Песчаное дно») 31% - не знают 69% - знают хорошо



5) Что изображено на гербе города Тавды? (скачущий лось, серебряная ладья на веслах под парусом и с вымпелом на мачте, щит Ермака; герб увенчан золотой территориальной короной с тремя остроконечными зубцами)

100% - не знают. Оказалось, что результаты не самые лучшие. Поэтому я сама решила побольше узнать о истории своего родного города, и познакомить с ней своих товарищей, написав реферат на тему: «Здесь всё моё, и я отсюда родом», (страницы из истории города Тавды).

Достижение поставленных целей вряд ли возможно без некоторой общей подготовки. Поэтому в систематизации собранного материала мне помогли различные источники, их я разделила на несколько видов:

1) Публикации прессы.

Много информации я получила из местной газеты «Тавдинская правда». Большую помощь также оказали книги местных краеведов: «Любимый край - Тавдинский», «География Тавды и Тавдинского района» Е.Р. Барановой, «Тавдинское местописание» В.Н. Ермолаева, «Тавдиния: Литературно-краеведческий альманах» В.Н. Ермолаева и А.С. Еремина; и мн. др.



2) Учебная литература.

В связи с тем, что в своей работе предполагаю вести речь о своём родном городе на фоне истории России, я воспользовалась следующими учебниками: «История Отечества 6-7 класс» (Преображенский А.А., Рыбаков Б.А.), «История Урала с древнейших времен до конца XVIII века» (Овчинников Б.Б.), «История Урала с древнейших времен до конца XVI века (Личман Б.В.), «Советская историческая энциклопедия» (Жуков Е.М.), «Всемирная история» (Жуков Е.М) и другие.

3). Вещественные источники.

Экспонаты местного краеведческого музея Леса позволили глубже узнать историю Тавды

П. Основная часть

История Тавдинского края - часть истории России.

2.1. Предки древних манси1 (ранняя история Тавдинского края)

История России корнями уходит в историю многих государств и народов, когда-либо проживавших на территории от Балтики до Тихого океана. Впервые эту территорию люди начали заселять в эпоху раннего палеолита (примерно 1,75млн. лет назад), о чем свидетельствуют обнаруженные здесь 1500 древнейших поселений человека (Воронежская область около сёл Костенки и Бошево, р.Десна - около Новгород-Северского, в районе Днепровских порогов, и мн.др.).

Соответственно, в это же время начинает заселяться как территория древнего Урала, что подтверждается находками археологов на Гагаринской стоянке в Северном Зауралье, так и территория Тавдинского края (см. Приложение 1), что таже подтверждают археологические находки в Яныч^ковском городище - левый берег оз.Янычково. (см.Приложение 2) Приблизительно 10-13 тыс. лет до н.э. в Западной Сибири наступили климатические условия, близкие к современным. Постепенно землю покрывала таежная растительность, развелись животные, появились ценные породы рыб в водоёмах. Сюда пришли племена рыболовов и охотников, ведущих оседлый образ жизни, это мы знаем, благодаря открытым стоянкам эпохи мезолита (Тюменский округ) - около 8300г. до н.э. Следующие эпохи древнейшей истории людей - неолит, энеолит, бронзовый и ранний железный век - представлены на территории района многочисленными памятниками археологии (один из них упомянутое ранее городище Янычково).



Манси - народ, относящийся к коренному населению Ханты-Мансийского округа

В позднем железном веке происходило Великое переселение народов1, а затем и формирование современных народов на Урале.

Именно хунну, двигаясь по степям Южного Урала, смешиваясь здесь с местным населением сарматов и саргатов с Ш в. Известны под названием гунны. Гунны сражались против аланов, готов и Римской империи, а по степным просторам вслед за ними прокатились авары, савары, печенеги, Отузы и др. племена. Продвижение кочевых степных племен втягивало в свою орбиту и лесостепные, и, даже лесные племена Зауралья и Приуралья.

События небывалого размаха, происходившие в первом тысячелетии нашей эры в лесостепях и лесах Евразии повлияли на судьбы племен, населяющих Притавдинье. Движение гуннских орд Центральной Азии через Урал на Волгу и оттуда в Западную Европу увлекало за собой и лесных жителей. Начинается распад их общности. Происходит миграция правенгров на запад, в степи Восточной Европы.

Прекращает существование саргатская культура, занимавшая обширное пространство западно-сибирской лесостепи. Вдоль южной кромки тайги расселяются пришедшие из Центрального Казахстана воинственные тюркские племена (авары, хазары и др.).

Новое смешание народов привело к победе традиций и языка лесных аборигенов, постепенно ассимилировавших степных пришельцев. В бассейне Туры и Тавды оформляется новая общность, в сложении которой участвовали продвинувшиеся на восток горно-уральские племена. Культура этого периода получила название юдинской культуры предков манси по городищу на реке Ницце (бассейн Туры), где найдены выразительные археологические материалы.

Жили древние манси Притавдинья на городищах и в неукрепленных селищах, устраиваемых всегда на высоких берегах рек, в местах выхода



1 Великое переселение племен в первом тысячелетии н.э. (П-У1 вв.), начало которым положили миграции готов из Скандинавии в Крым и одной группы племен хунну с территории Юга-Восточного Казахстана.

оврагов, чтобы крутые склоны служили естественной защитой. Вокруг, манси устраивали искусственный ров и насыпали вал. Ров мог заполняться водой из реки. На городище тесно располагались бревенчатые срубные полуземлянки, покрытые берестой и дёрном, с деревянным полом и жердевым покрытием. В середине жилища находился глинобитный очаг, в глубине «дома» был утроен настил - нары, застеленные циновками из травы. Примером подобного поселения может служить городище Янычково, там обнаружены примитивные плавильные ямы с остатками железного шлака, фрагменты болотной руды, глиняные ложечки для разливки металла. То, что там велась плавка, подтверждают многочисленные находки железных ножей,

О гпюс-заготовок для них, крючков, шил, пилок, скоб, замочного ключа.



Археологические находки на территории Тавдинского района керамических, каменных и медных орудий труда: скребков, грузил для сетей, гарпунов, рыболовных крючков, наконечников стрел, пешни для рубки льда, могут рассказать нам об основных занятиях древних манси: это лов рыбы, охота на лося и медведя, собирание орехов и ягод, постройка жилищ, изготовление орудий труда, защита от воинственных пришельцев.

Также бытовали такие занятия, как выделка кож, мехов, шитье из них одежды и обуви, ткачество из травяного волокна. Найденные при раскопках на территории Тавды бронзовые, железные, костяные, стеклянные пуговицы, пряжки, серьги, бусы, подвески, накладки, перстни, часто украшенные орнаментом или изображениями священного для тавдинских манси животного - медведя или лося, коня, зайца, говорят о сравнительно богатой культуре этого народа.



Укрепленные городища свидетельствуют об учащении межплеменных и межродовых столкновений. Этому способствовало начавшееся на рубеже новой эры ухудшение климата, а, следовательно, и сокращение пищевых ресурсов. Охота и рыболовство продолжают играть важную, но уже второстепенную роль. По костным останкам на поселениях можно заключить, что основой хозяйства становится животноводство.

Что касается религии, то древние манси верили в языческих богов.1 Они поклонялись силе медведя и проводили шаманские обряды. Также был развит тотемизм.2



Итак, обработав многие литературные источники, я установила, что предками современного населения Тавды являлся народ манси.

1 Язычество - общее название первобытных религий, основанных на многобожии.
2.2. « И погребоша вверх по Тавде...»

(Тавдинский край в новое время). Ермак. Сибирь.

Во времена Ивана Грозного в России знали богатый купеческий род Строгановых – это династия купцов, владельцев соляных промыслов и обширных вотчин. Строгановы вели торговлю на берегах рек Двины и Камы (на северо-восточных окраинах страны). Занятый борьбой с многочисленными врагами, царь Иван IV привлек их для обороны восточных границ государства. Строгановы проявили немалую настойчивость, заселяя Приуралье крестьянскими слободками, создавая укрепленные городки, отражая набеги хана Кучума. Ручаясь согласием государя распространить свои владения за Урал, купцы пригласили на службу известных воинским умением и дерзостью казаков, которыми предводительствовал атаман Ермак Тимофеевич, (см. Приложение 3).



Ермак - одна из самых загадочных личностей в русской истории. До сих пор не установлено подлинное имя Ермака. В источниках ХУП-ХУШ вв. он именуется Ермаком, Еремеем, Ермолаем, Германом, Ермилом, Василием, Тимофеем. Существуют разные версии биографии атамана. Наиболее подробные сведения на этот счет приводятся в рукописи «Сказание Сибирской земли», найденной пермским историком ХГХв. А.А. Дмитриевым в одной из деревень Соликамского уезда. Установлено, что в руки Дмитриева попала копия литературного памятника, созданного неизвестным автором в ХУПв. «Дед его, - говорилось здесь о Ермаке, - был суздалец, посадский человек, жил в лишении, от хлебной скудости сошёл во Владимир, именем его звали Афанасий Григорьевич Алехин». После смерти Афанасия дети его, Родион и Тимофей, «сошли на реку Чусовую», в вотчину Строгановых, где и «породили» своих сыновей: первый - Дмитрия и Луку, второй -Гаврилу, Фрола и Василия. Василий Тимофеевич Алешин и стал, как утверждалось в «Сказании», позднее знаменитым Ермаком: « И оной Василий был Василий был силен и велеречив, и остр, ходил у Строгановых на стругах в работе по рекам Каме и Волге, и от той работы принял смелость и, прибрав себе дружину малую, пошел от работы на разбой, и то них звался атаманом, прозван Ермаком».

Был Ермак Тимофеевич человеком отважным, недюжного природного ума,железной воли, умелым воином, натурой светолюбивой и жадной до знаний.

Тобольский сын боярский, учёный-самородок С.У. Ремезов, живший в ХУПв. на основе преданий, бытовавших в служилой среде, восстановил облик Ермака: « Бе бо вельми мужествен и разумен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плоскмец, чери бородою и власы прикудряв, возраст средний и плоек, плечист»1. Он быстро сумел завоевать необычайную популярность и авторитет среди волжских казаков.

А вот известный русский историк XIX века Н.М. Карамзин писал о Ермаке: «Он был видом благороден, сановит, росту среднего, крепок мышцами, широк плечами; имел лицо плоское, но приятное, бороду черную, волосы темные, кудрявые, глаза светлые, быстрые, зерцало души пылкой, сильной, ума проницательного»2.

Вступив в поход 1 сентября 1581 года, дружина Ермака, насчитывающая примерно 500 казаков, доплыла по Чусовой до притока Серебрянки, где зазимовала, а ранней весной по волоку перенесла в реку Тагил часть стругов, пушки, походный скарб. Пополнив флотилию тут же построенными судами, казаки вслед за ледоходами спустились до Туры, где вскоре вступили в первые столкновения с татарами и вогулами у юрт князя Епанчи (позднее здесь возникает г.Туринск).

Большие сражения разыгрались у древней столицы татар Чинги-Тура и вблизи урочища Бабасан на р.Тобол. К осени 1582 года подошло подкрепление от Строгановых в три сотни служилых людей, и Ермак повел



1 Миненко Н.А., История Урала XIV - первой половины ХГХв., Екатеринбург, 1996, с 49-53.(рукопись)

2 Ермолаев В.Н., Тавдинское местописание, 1999г., с 48.

отряд на столицу Кучума Кашлык. На подступах - у мыса Подчеваш на Иртыше - произошла знаменитая битва, ставшая распространенным сюжетом народных песен и легенд, запечатлена на полотне великого сибиряка Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». Поверженный Кучум увел своё потрёпанное войско в степи, а русские подняли стяг над столицей Сибирского ханства.



Найденная мною информация у Тавдинского краеведа В.Н. Ермолаева, совпадает с информацией, изложенной знаменитым русским историком, учёным С.М. Соловьевым: «... прошанные с Волги, казацкие шайки бросились на Каму и оттуда проложили дорогу за Уральские горы,

погромили улус Кучумов, или так называемое Сибирское ханство». Остяцкие (хантыйские) и вогульские князцы потянулись с пушниной и другими дарами на поклон к новому правителю Сибири. В Москву отправился с пятьюдесятью казаками Иван Кольцо, увозя грамоту Ивану Грозному о принятии Сибири «под свою высокую царскую руку» и дар: две тысячи четыреста соболей, двадцать черных лисиц, пятьдесят бобров... Царь одарил казаков милостями и подарками, устроил в их честь застолье, а Строгановы получили новые привилегии. Ермак, по государевой «похвальной» грамоте на короткий срок стал воеводой Сибири. Весной 1583 года он пленяет видного военачальника Маметкула и, зная о распрях Кучума с мурзами, смело отправляется в низовье Иртыша, лишь в случаях крайней необходимости прибегая к оружию. В результате похода все племена до Оби признали русское подданство. Экспедиция на Обь была повторена весной следующего года. Она же показала, что силы отряда таяли. Невосполнимые потери в стычках с татарами, болезни в суровых условиях похода, оскудевшие запасы пороха и свинца заставили казаков отказаться от дальнейших ясачных сборов.

1 Улус - административно-территориальная провинция в Сибири во главе с улусным головой, который следил за порядком, сбором дани (ясак) с улусных людей.

2 Соловьев С.М., Чтения и рассказы по истории России, стр.247

Ермак направился на Тавду и Пелым, «восхетоша» возвратиться «вспять на Русь». Так объясняет решение предводителя отряда Кунгурская летопись.1 Но вряд ли он хотел навсегда покинуть Сибирь. Для этого русские могли бы уйти с Оби старыми проторенными дорогами через Печору, имея дело с мирным населением, уже присягнувшим на верность царю. Выбор пути отступления через Пелымское, наиболее сильное вогульское княжество, был продиктован военными соображениями. За годы пребывания в Сибири казаки собрали подробную информацию о дорогах, которые вели из Сибири в Прикамье. Они уяснили, что пройденный ими маршрут через тагильские перевалы был наиболее труднопроходимым. Если бы поход на Пелым увенчался успехом, казаки овладели бы самым удобным путём из Пелыма в Кашлык. Позже эта дорога надолго стала для русских основным путем сообщения с Сибирью.

Два года прошло, как Ермак, «проплыв до усть Тавды реки и стояше неделю, размышляше, яко да и идут с вожжами вспят, по Тавде вверх и чрез Камень вогуличами да возвратятся»2. 1 июля 1584 года казачьи струги заскользили вверх. Заняв Красноярскую и Калымскую волости, обратили в бегство князька Лабуту, выиграв бой у речки Паченки, « наполниша трупом озеро, и то словет и до ныне... Поганое, полно костей человеческих.

И оттоле погребоша вверх по Тавде, августа 6 день в Кошуки. Придоша к Кошуку княжцу Ворлякову, и поймали первого есаула Ичимка и допросиша: «Есть ли боевые люди ?» Он же вся возвестил Ермаку. Ермак же овых их них убил и есак взял. Нападе же на них страх велий, и приходящее кланяхусе с есаком, и все те волости и с Чандыри покорил боем и добровольно со старейшинами их»3. Разузнав от кошукских вогулов о проживающих выше по реке племенах, их обычаях и нравах, побывав на «болванском молении» в

1 Ермолаев В.Н., Тавдинское местописание, 1999г., стр.49

2 Ермолаев В.Н., Тавдинское местописание, 1999г., стр.49

Ермолаев В.Н., Тавдинское местописание, 1999г., стр.50-51.

Чандырском городке, Ермак поднялся по Тавде до Таборинского городка, который занял без боя. Здесь начинались владения непокорных пелымских вогулов. С ними атаман уже встречался раньше, защищая строгановские вотчины на Чусовой. Пелымский князь Патлик и на этот раз, отправив женщин и детей на Конду, решил сражаться с русской дружиной, но потерпел сокрушительное поражение.

Ермак же отказался от планов продолжения похода по Тавде, убежденный местными шаманами в том, что никакого пути с Пелыма на Русь нет. Казаки 4 октября повернули обратно, увозя с собой меха, сушёную рыбу и «обирающее хлеб в ясак» с таборинских и кошукских аборигенов. Так закончился поход «ездившего воевать по Тавде» славного Ермака Тимофеевича. Между взятием Кошукского городка и гибелью в водах Вагая в предрассветный час 6 августа 1585 года судьба распорядила ему ровно год жизни.

А в народе родились песни об атамане Ермаке и его дружине, в одной из них поётся:

«Ой, да по реке - Тавде, да по привольицу,

По привольицу, да по раздольицу,

Как плывут косны лодочки,

Косны лодочки просмалённые.. -»1

События, связанные с легендарным походом Ермаковых казаков и служилых за Урал, оказались переломными в истории Северной Азии. Ничто уже не смогло изменить судьбоносный поворот: ни гибель предводителя, ни уход остатков его дерзкой дружины, ни временное возвращение татарских ханов. «Словно брешь пробил Ермак в стене, сдерживавшей напор колоссальных, пробудившихся в народе сил, - хлынули в Сибирь ватаги жаждущих свободы, суровых, бесконечно выносливых и безудержно смелых людей» .

1 Ермолаев В.Н., Тавдинское местописание, 1999г., стр.51

2 Ермолаев В.Н., Тавдинское местописание, 1999г., стр.51

Поход Ермака повернул Россию к Сибири по-настоящему. Ещё долго соболья шкурка будет путеводной звездой, зовущей всё новые отряды промышленников, купцов, землепроходцев идти на север и восток огромного материка. Через полвека, пройдя по рекам и волокам, «питашася» ловлей рыбы и добычей зверя, где добром, а где принуждением, облагая ясаком аборигенов, вышла народная вольница на берега Северного Ледовитого и Тихого океанов.

Перекатным эхом по немереным сибирским просторам раздавался стук топоров. Было где разгуляться исконному плотницкому таланту русского крестьянина. Вставали повсюду дозорные вышки сторожевых укреплений, островерхие башни острогов, высокие частоколы городских стен, рубленые из ядреного леса таежные зимовья, слободы и деревеньки пашенных крестьян.

Чердынский путь - с Вишеры волоком на Лозьву и далее по Тавде в Тобол, Туру, Иртыш - продолжал оставаться основным и официальным. На нем в 1590 году был построен Лозьвинский городок, а через три года в месте впадения Пелыма в Тавду воеводы Н.Траханиотов и П. Горчаков основали город Пелым. Его первоначальным предназначением были сбор ясака и заведение земледелия.

В царском наказе Петру Горчакову, посланному в Сибирь в декабре 1592 года для устройства таможенных дел, было предписано: «да из Таборов и Кошуков велети тотчас у себя быть с трех луков по человеку с топоры, город делать»1. Прошло всего десять лет со времени похода Ермака, а тавдинцы уже участвуют в строительстве города ? Кто они, русские ? Вогулы? По-видимому, и те и другие. Известно, что в эти годы сюда уже были вместе со стрельцами поселены крестьяне из Каргополья, Перми, Вятки, Великого Устюга, переведённые для устройства «государевой пашни». Ну а местные

1 Ермолаев В.Н., Тавдинское местописание, 1999г., стр.52

манси были давно знакомы с топором и умели возводить срубные постройки, так что наказ «по человеку с трех луков» определенно относился к ним. Вскоре для установления города Тары на Иртыше и защиты его от набегов Кучума, всё ещё рыскающего с остатками своего войска по окраинам расширяющихся русских владений, отправляется отряд А.Ф. Елецкого. И опять наказ: «да из Таборов князю Ондрею взять 30 человек татар конных, да из Кошуков взять 20 человек конных... А когда город укрепят и поставят... к зиме... Таборинских и Кошукских татар 50 человек конных отпустить к себе»1.

Интересно, что головой служилых татар среди строителей Тары в 1594 году был назначен Черкасс Александров, участник похода Ермака, член его посольства в Москву к Ивану Грозному, а после разгрома Кучума в 1598 году в знаменитом сражении на реке Ирмени - сопровождавший поверженного властелина Сибири в Москву.

Жители Кошукской волости ещё не раз будут участвовать с топором и оружием в основании и защите сибирских городов. Нападения же степных кочевников не прекращалось ни одно десятилетие. Вот что сообщал в ноябре 1634 года пелымский воевода Евдоким Баскалов в «отписке» Туринскому воеводе Лукьяну Полтеву: « из Таборинской волости сын боярский Исаак Албачёв писал, что ... ноября в 19 день прислал де к ниму в Таборы ис Тобольского уезду Кошукской волости нарочного князец Салтанкулко мужика Бехмаметка, а сказывал ему тот мужик, что калмыцкие люди пришли в Тюмень... и русских людей и татар многих побили... и посад выжгли, и которые кошукские мужики ездили под Тюмень для лисиц, и тех де людей нет: неведомо де их калмыки взяли, неведомо де убиты, а сказывал те вести тюменский татарин Искилдей кошукскому мужику, а тот де татарин бился с калмыками и у них ушел, а товарища де его убили Карапаша...» .



1 Ермолаев В.Н., Тавдинское местописание, 1999г., стр.52.

2 Ермолаев В.Н., Тавдинское местописание, 1999г., стр.53.

Но уже ничего не могло изменить ход истории. Россия осваивала сибирские просторы ! С каждым годом росло население и на Тавде, здесь появились первые русские поселения и деревни пашенных крестьян, слободки служилых и ямщиков. После открытия в 1599 году предприимчивым Артемием Бабиновым более короткой сухопутной дороги в Сибирь - от Соликамска, минуя Лозьву, прямо на Туру - река Тавда потеряла значение главного пути.

Итак, история жизни личности Ермака, вписанная в мировую историю, коснулась и моего родного города - Тавды.

2.3. Тавдинский район в индустриальной цивилизации Урала (XVIII - XIX в.в. занятия людей, поселения, деревни)

Оставшись в стороне от основных путей в Сибирь, Притавдинье стало несколько отставать в развитии и на протяжении XVII века было слабо освоено и населено. В следующие два столетия удалённость, отсутствие надежных путей сообщения с городами Туринском, Тюменью, Тобольском, с горнозаводским Уралом не способствовали хозяйственному оживлению и притоку населения. Всё ещё оставалось невостребованным главное богатство Тавдинского края - лес.



Несмотря на отмеченные сдерживающие факторы, процесс освоения Притавдинья не остановился. Не замедлило начаться заселение ссыльными. Арестантская дорога стала протаптываться уже вслед казаком Ермака. За первым ссыльным - набатным колоколом из Углича - в Сибирь последовали бояре Романовы, временщик Бирон, фельдмаршал Миних... Всех их содержали в Пельше.

Население и Кошукской волости в XVIII - XIX века в немалой степени пополнилось ссыльными. По данным 1846 года 706 мужских душ государственных крестьян и 447 инородцев было 293 ссыльнопоселенца, то есть каждый пятый! 1



Но кого и за что ссылали? Кошукская волость стала местом ссылки разбойников - «варнаков»2, беглых каторжников, староверов, уголовных и политических ссыльнопоселенцев, даже крепко провинившихся крепостных помещиков и дворян.

Постепенно росло русское население. В трех деревнях в 1789 году проживало 69 душ мужского пола. По «поверке 7 ревизии» 1818 года уже в семи

1 Шувалов Е.Л., Тавда - город леса, 1964г.

2 «варнак» - сибирский каторжник, (ел. Даля В.И.)

деревнях числится 846 человек государственных крестьян обоего пола и, кроме того, 401 человек в ямщицких семьях. Деревни были в 20-40 дворов. Из 16 поселений в волости 4 были чисто русскими, 8 - вогульскими, 4 - со смешанным населением, включая Кошуки, где проживало тогда 286 человек в 54 дворах. Самой населённой деревней было Саитково с 424 жителями.1 В последнем десятилетии XIX века постоянно увеличившаяся переселенческая волна из России захватывает Тавдинский край. Расселение вначале шло по старым деревням или к их выселкам, но всё меньше оставалось свободных угодий и сельские общины всё неохотнее соглашались принять новосёлов.

В то же время возрастает число крестьян, выходящих «из общины на отруба». Особенно заметен был этот процесс в старых деревнях. В 1881 году землемером Бухариновым составляется проект наделения «как крестьян, так и иногородцев удобной землёй» в виде отрубов2: деревне Лайме 2346 десятин, Ошмарке 672, Белоярке 663... На арендованной выходцами из Саитково и Каратунки земле в Елово - Сборной казённой лесной даче возникает выселок Пустынский.



На протяжении трех столетий (XVII - XIX) Кошукская волость оставалась крестьянской. Отсюда весь уклад жизни её жителей, полной повседневного труда в довольно суровых условиях лесного Зауралья, при никогда не ослабевавшем государственном гнёте. Общинный и семейный быт, характер хозяйствования, типы жилых построек и организации двора, культурные традиции складывались здесь в русле общего развития районов старого заселения Западной Сибири. До середины XVIII века в Кошуках находилась волостная приказная изба, возглавляемая воеводским приказчиком. После ликвидации государевой десятинной пашни их роль постепенно уменьшалась. Во главе волости стали выбираемые на сходе мирские

Отруб - участок земли, выделенный из общинной земли в единоличную крестьянскую собственность.

приказчики, при которых состояли сотники и сборщики податей, а в остальных деревнях власть осуществляли выборные старосты. Местная администрация собирала подати и недоимки, производила суды - «расправы» по мелким делам, следила за «благополучностью состояния» волости. В 1837 году создается волостное правление, руководимое волостным старшиной. Такое устройство местной власти без особых изменений просуществовало до советского времени.

Крестьянским хозяйством и семьей руководил мужчина. Он же в основном нёс бремя тяжелых сельскохозяйственных работ, ухаживал за лошадьми, заготовлял дрова, занимался охотой и рыболовством. Женщины участвовали в жатве, сенокосе, ухаживали за скотом и огородом, приготовляли пищу, пряли, ткали, шили, присматривали за детьми. Семьи, как правило, были большими, как у русских, так и у вогулов.

Каменного строительства тавдинские волости не знали до последней четверти XIX века. Деревни застраивались избами — клетями, сработанными в традициях деревянного срубного зодчества лесной полосы России, приспособленным к сибирским условиям проживания. Несмотря на наличие доброго строевого леса, крестьянские избы вплоть до XIX века не отличались внушительными размерами. Сохранившиеся в старых поселениях большие крестовые и пятистенные дома были построены не ранее конца XIX века. Избы внутри по-сибирски отличались опрятностью и чистотой. В настоящее время в старых концах деревень Городище, Васьково, Кошуки, Билькино, Тагильцы, Гузеево, Тормоли можно встретить почерневшие избы, обращенные к улицам окнами в наличниках, карнизами, воротами, привлекающими резными украшениями. Искусная резьба и пропиловка дерева подчас выплескивается на амбары, слуховые окна, калитки, ограды, выходящие на фасадную сторону усадьбы.

Но не только деревянные кружева выходили из-под умелых рук крестьян Тавдинского района. Известно с конца XVIII века, что они делали «сани, телеги, посуду разную, деревянную, которую отводят на продажу... в Ырбицкую ярмонгу. Ткутся во множестве... цыновки и рогожи, вьются лышные веревки».

В книге «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» есть упоминание о деревне Тагильской конца XIX века, где « выделывают более 20 тысяч мочал - занимаются этим 28 дворов, зарабатывают 200 рублей. Сбором брусники занимаются 44 двора, зарабатывают 150 рублей, рыболовством - 48 дворов, зарабатывают около 100 рублей, охотой на белку и рябчиков - 13 дворов, зарабатывают 150 рублей.1

Кустарные промыслы лесной стороны, включая смолокуренный и дегтярный, связывали крестьянское хозяйство с рынком. Изделия тавдинцев через тюменских и туринских купцов попадали в Ирбит, на Крестовскую ярмарку в Шадринском уезде, но больше на ближние торжки Антроповской и Таборинской волостей.

Казалось бы, самой природой предназначено было рождение лесной промышленности на берегах Тавды. Ещё в 1860-е годы саитковский крестьянин Петр Корякин заводит дегтярное дело, вскоре здесь начинают выжиг древесного угля, в Кошуках появляется небольшая пильная мельница. Но не смолевый пень или мачтовая сосна послужили причиной рождения первого крупного промышленного предприятия края.

В августе 1873 года екатеринбургский второй гильдии купец Вениамин Михайлов Ушков через своего доверенного мещанина Мамаева обращается в Тобольскую казённую палату с просьбой об отводе земли в Кошукской волости, «желая устроить фабрику для выделки разных сортов армейских и общепотребительных сукон из ордынских шерстей» .



Успенская суконно-ткацкая фабрика (её официальное название того времени) в конце 1880-х годов стала принадлежать екатеринбургскому купцу первой гильдии Я.П. Андрееву и его сыновьям. По тем временам это было

1 Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Западная Сибирь. Том 16, 1914г.

2 Ермолаев В.Н., Тавдинское местописание, 1999г.
достаточно крупное предприятие, описанное в многотомном издании «Россия» под редакцией П.П. Семёнова - Тянь - Шанского. В отчёте Д.И. Менделеева (см. Приложение 4) о поездке в Сибирь в 1899 году отмечается, что на реке Тавде «у братьев Андреевых есть хороший суконный завод», (см. Приложение 5}-.-—-

Рабочих на этой фабрике было уже до 400 человек. Принимали сюда с 12-14 лет. Преобладал тяжёлый ручной труд, нередко заканчивающийся трагически... Работали на фабрике исключительно переселенцы и ссыльные, которым на новом месте некуда было деться и они за гроши соглашались работать, надеясь поправить дела и вернуться к исконному хлеборобскому занятию.

К сведению, продукция, изготовляемая на Успенской фабрике шла на пошив шинелей, в которых русские солдаты воевали на японской (1904-1905гг.) и германской войнах (1914-1918гг.).

Кроме производства сукна, в 1890-е годы отмечены Тавдинским судостроением. В деревне Жиряковой Антроповской волости (ныне в Тавдинском районе) тюменские предприниматели, выходцы из Англии братья Вардропперы заводят судостроительную верфь с собственной лесопилкой. Здесь строили баржи, карчеподъёмники, брандвахты.

Жиряковская верфь просуществовала три с лишним десятилетия, выпуская в год до 8-10 судов общей грузоподъёмностью около 5 тысяч тонн, передав эстафету судостроения новой верфи, построенной в Тавде.

В конце XIX века «рейсовали» по Тавде пароходы Богословского горного округа. Они таскали баржи - рудовозы и лесовозы во время строительства Великой Транссибирской магистрали. От филькинской пристани на Сосьве баржи с рельсами богословских заводов шли по рекам Тавде, Туре, Тоболу, Тюмень, шли далее по Иртышу и Оби до пристани Кривощёково (Новосибирск), где укладывались в полотно железной дороги. Именно на богословском пароходе совершили в 1899 году поездку по Тавде участники экспедиции Д.И. Менделеева.

Из-за болезни великий учёный не смог сам побывать на реке, но в своём отчёте отмечал, что «на всём протяжении Тавды... раз навсегда установленных пристаний нет, и остановки бывают только в местах погрузки дров»1. Но неужели тавдинцы могли общаться с другими городами только с помощью водного пути ?

Первыми о строительстве пути на Тавду, в таёжную глубинку, стали думать... ирбитские купцы! В канун XX века они поняли, что оставшимся в стороне от Великой Сибирской дороги и Уральской горнозаводской линии городу и знаменитой ярмарке грозит прозябание. Слишком дорогими становились ружевые перевозки грузов. Сохранить ярмарку - основу процветания Ирбита - могло лишь подведение сюда железнодорожного полотна.



Заинтересованы в строительстве дороги были и горно - металлургические заводы Урала, потреблявшие во всё возрастающем количестве древесный уголь. Окрестные леса вокруг многих городов, в которых находились такие заводы, оказались к тому времени вырубленными и почти не тронутые леса междуречья Тавды и Туры все более привлекали внимание уральских промышленников. Экспедиция Д.И. Менделеева определила размеры лесосеки этого района в пять с половиной миллионов десятин. Многие сведения о лесном богатстве Тавдинского края сообщил им пелымский лесничий Л.Л. Соболев. Кроме того, «в Тобольске я встретился с Александром Ивановичем Печонасем, - пишет Д.И. Менделеев, - который хорошо знал лесное дело на реке Тавде».2

Один за другим отвергались различные проекты, и всё яснее было видно, что возможно только строительство железной дороги может связать торговый Ирбит, егоршинские угольные шахты, Туринские и тавдинские леса с горным Уралом. Эту идею в 1896 году вынес на Всероссийский

1 Ермолаев В.Н., Тавдинское местописание, 1999г.

2 Ермолаев В.Н., Тавдинское местописание, 1999г.

торгово - промышленный съезд железнодорожный строитель и известный знаток края В. Д. Белов. На следующий год Ирбитский ярмарочный комитет возбуждает ходатайство перед правительством о постройке дороги, и вскоре с целью изучения на месте такой возможности из Петербурга приезжает инженер Н.Я. Нестеровский.

Краевед А. Брылин свидетельствует: «Воплощение идеи присоединения Тавдинского леса... к главной дороге страны взял на себя ирбитский голова И.А. Лопатков, поставивший себе цель во что бы то ни стало провести дорогу через свой город. Кстати, позднее, когда дорогу построят, именем Лопаткова назовут железнодорожную станцию, что за Ирбитом»1.

Через ирбитского голову доклад В. Д. Белова попал к Д. И. Менделееву и был целиком помещен в его книгу «Железоделательная промышленность на Урале». О проекте новой дороги заговорили в столичной прессе.

Мало того, ирбитская земская управа послала местного краеведа И.В. Воробьёва осмотреть леса по Тавде. Он с низовий до начала реки проплыл в июле 1899 года на пароходе «Пермь», описав её и определив судоходность. Подсчитав запасы Тавдинского и Пелымского лесничеств, дав заключение: «чтобы оживить край системы реки Тавды, придать ему экономически выгодное положение, нужно прежде всего улучшить пути сообщения, первым делом приобщить реку Тавду, а отсюда и леса её района, к общей сети железных дорог. Такое улучшение путей сообщения несомненно вызовет торговлю и промышленную жизнь, привлечёт массу рабочих рук, увеличит число населённых пунктов. . .»2.

Пристальное внимание к местным лесам привело к исследованию их фонда, к началу лесоустроительных работ. В 1901 году в Туринском и Тавдинском лесничествах были определены лесные дачи, началось составление планов лесонасаждений.

' Шувалов Е.Л., Тавда - город леса, 1964г. 2 Шувалов Е.Л., Тавда - город леса, 1964г.

Лишь в 1910 году железнодорожный департамент принял окончательное решение о строительстве линии от Екатеринбурга через Егоршино на Ирбит, Туринск, Тавду.

С течением времени рос экономический потенциал России, а значит и Урала. Территория Тавды стремительно заселялась, развивались первые промышленные производства; Посёлок начал оживать ...


2.4. Как рождался город, (с 20 - х годов)

Любовь к Родине даёт смысл жизни, превращает жизнь из прозябания в осмысленное существование.

Д.С. Лихачёв.

Я думаю, любовь к Родине начинается, прежде всего, с интереса к истории своего города, края, к своей местности. Тема моего реферата - история города Тавды, и я давно знаю, что Тавда получила статус города лишь в 1937 году, но ведь образование многих промышленных предприятий, постройка жилых домов происходили задолго до официального присвоения посёлку статуса города... Так как же всё-таки начинался город ? Место, на котором расположилась Тавда, первыми заселили выходцы из деревни Саитково. В середине девятнадцатого века они начали ставить избы на высоком яру над Тавдой, недалеко от впадения в неё речки Каратунки, давшей название выселку (сейчас это улица - речка Каратунка). С десяток кряжистых пятистенников с почерневшими срубами из кондовых брёвен, с небольшими окнами, украшенными резными наличниками, дожили до наших дней. Это самые старые постройки в черте города. Другой островок старины сохранился в поселке Фабрика, ныне входящем в состав города и унаследовавшем название от суконной фабрики. Здесь сохранились деревянные здания церкви и конторы бывших владельцев, несколько старых домишек и разрушенная плотина, некогда державшая большой пруд. Но настоящее рождение города произошло в 1910 году, когда железнодорожный департамент принял окончательное решение о строительстве линии от Екатеринбурга через Егоршино на Ирбит, Туринск, Тавду. Именно в 1910 году мелкий промышленник Рохлин на арендованной у крестьянского общества деревни Каратунка земле - на берегу озерка Кривое, расположенного между поселками Судоверфь и Индра - запускает пилораму-шпалорезку. Следом появились двухрамный лесопильный завод лесопромышленников Переломова и Жернакова, три пилорамы Шестева, вскоре проданные уральскому спичечному монополисту Василию Логинову. В 1916 году железная дорога соединила край с горнозаводским Уралом. Вместе с создающимися деревообрабатывающими предприятиями рос посёлок. К 1917 году к таким предприятиям присоединился казенный лесотехнический завод Министерства земледелия на берегу озера Матюшино (в 7 км на северо-восток от деревни Тагильцы) с 24 углевыжигательными печами и прочее...

Все выше по реке Тавде и её сплавным притокам уходили в тайгу лесорубы, будя топорами и пилами тишину вековых сосновых боров, а на берегу реки Тавды вокруг первых лесопилок, прижимаясь к железнодорожной станции, набирал рост новый посёлок - центр лесопиления, которому суждено было стать городом с почти 50 - ти тысячным населением.

Первыми жители посёлка ютились в бараках и полуземлянках, наскоро построенных рядом с пилорамами и углевыжигательными печами. Строители железной дороги жили в двух казармах - общежитиях и даже землянках, устроенных прямо в насыпи. Самым заметным зданием, построенным в 1915 году, был вокзал, благополучно доживший до наших дней. В следующем году ему будет 90 лет. В архитектурном облике скромного здания чувствуется влияние модного в начале XIX века «деревянного модерна». Тогда же появились первые жилые дома по берегу речки Еловка (сохранились на ул.Мостовой), а вдоль полотна вытянулись первые улицы, ныне носящие имена М.Горького, Ленина, Советская, 9-е января, Калинина. Рядом со станцией располагались торговое заведение купца Семененкр, частная булочная, казенный магазин. Только поперечные улицы Средняя и Сенная сохранили свои первоначальные названия.



Несколько десятков дощатых избушек, полуземлянок и бараков образовали посёлок, тянущийся в сторону устья речки Азанки. Сейчас здесь улица Лесопилыциков. За речкой возле лесного кордона, тоже строилось жилье. Здесь селились рабочие - углежоги. (В Тавдинском краеведческом музее есть «уголок углежога», изображающий интерьер жилища того времени). Теперь это улица Корд опекая. Несколько домишек, построенных невдалеке, к северу от кордона, дали начало улице Пятидворке. Ко времени установления Советской власти в 1918 году всё население посёлка Тавда составляло около одной тысячи человек.

Вот что рассказывает В.А. Новицкий, человек живший в то время: « Приехала наша семья в Тавду в 1918 году... Вокруг была девственная тайга. В то время работали лесозаводы - №7 заводчика Логинова и №9 Переломова. Посёлок был таким: в районе лесозавода №9 3-4 жилых дома, между станцией и лесозаводом №6 было несколько землянок, на берегу озера Кривое находилось два дома, с другой стороны завода два жилых, один из них двухэтажный. Тут же двухэтажное здание заводоуправления, за ним -конный двор. Возле вокзала - того же, что и сейчас стоит - 4 жилых дома. Пути от станции доходили до Пристани. Где паровозы снабжались водой. Там же производилась погрузка груза - шерсти, рыбы, пушнины, древесины... Где сейчас улица Горького было четыре дома, в одном из которых при советской власти открылась школа, которую я закончил в 1925 году. По 4-5 домов стояло там, где улицы Ленина и 9 Января. Мы жили на Кордоне, маленьком поселке, где сейчас лесокомбинат. Было там 18-20 жилых домов, разделенных на три группы, рядом большой конный двор, баня, дом главного лесничего и набожный дом. Эти два из всех дореволюционных домов ещё живы»1 (записано в 1961 году).



Интересные факты о рождающемся городе вспоминает Ахмадулла Гизатулин, приехавший в Тавду в 1918 году: «При станции имелся один магазин, рядом школа, днем там учились дети, а вечером взрослые - ликбез. Там, где сейчас центральная площадь, был базар с чистыми лавками Лобановых, Чепурных, Галеева - он продавал мясо. На площади позднее



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал