Земское самоуправление в России



Скачать 397.66 Kb.
страница1/2
Дата06.08.2017
Размер397.66 Kb.
ТипУрок
  1   2



Урок закрепления материала с элементами игры по истории 8 класс.

Тема: Земское самоуправление в России.
Цель: опираясь на знания учащихся о суть реформы по отмене

крепостного права (1861г.) и последовавших за ней либеральных

реформ 60-70-х гг.XIX в, остановиться более подробно на реформе

земского самоуправления. Рассмотреть механизм ее действия

в российском обществе конца XIX нач. XX века, проанализировав

достоинства и недостатки означенной реформы, обобщить ее

положительный опыт и возможности применения его в условиях

современной России.



Оборудование: схемы "Система земских органов самоуправления",

"Российские земства", карта "Губернское деление

России", отрывки из "Из положения о губернских и

уездных земских учреждениях (1864г.)" и статьи

А.И.Солженицина "Как нам обустроить Россию".
Тип урока: урок закрепления материала с элементами игры.

I. Вопросы повторения.

Историки считают реформу по отмене крепостного права едва ли не самым основным событием в истории России XIX века.



?Как вы думаете, почему этому событию предают такое большое значение?

?Что изменила эта реформа в истории нашей страны?

Действительно, отмена крепостного права коренным образом изменила экономическую основу нашего государства, но и потребовала существенной перестройки структуры общественных отношений. Изменившаяся ситуация требовала принятия новых законов, введения новых институтов управления. Эту задачу должны были выполнить последовавшие за основной реформой, реформы 60-70-х гг., историки называют эти реформы либеральными.



?Назовите эти реформы. (из названий станет ясно какую сферу жизни общества и государства они затрагивали)

?Скажите, а каковы общие принципы, заложенные в эти реформы? Что позволяет историкам называть эти реформы либеральными?



ГЛАСНОСТЬ! выборность! БЕССОСЛОВНОСТЬ!



Сегодняшнее занятие мы посвятим более глубокому изучению одной из названных вами реформ – земской.

Наша задача будет заключаться в том, чтобы тщательно разобраться в том, как работала земская система управления в России XIX века. И я предлагаю урок построить как практическое занятие. Правда, в исторической науке возможности эксперимента весьма ограничены – отсюда идея построить наше занятие в форме игры.

Я предлагаю вам на несколько минут представить, что наша аудитория это не 8а класс на уроке истории, а уездное земское собрание в момент решения основных вопросов своей деятельности. Например, Клинское земское уездное собрание.

А наших уважаемых гостей я попросила бы выполнить роль представителей государственных органов. И если в конце урока у вас будет желание высказаться по поводу работы нашего собрания, мы буде очень рады.



Но прежде чем назваться уездным земским собрание, давайте вспомним, что представляла собой структура земских органов и каковы правила выборов гласных и управы?






II. Выборы земской управы.

Теперь мы со знанием дела можем преступить к процедуре выборов. Для наших гостей я хотела бы объяснить, что в земскую управу выдвигаются следующие ученики нашего класса:



Схема:

Нашим гостям, выполняющим функции представителей царской администрации, мы с помощью представлений, предлагаем познакомиться с кандидатами.



Попков Михаил, ученик 8а класса гимназии № 15. Очень выдержанный и основательный молодой человек. Несмотря на некоторую стеснительность и природную скромность, очень отзывчив и всегда готов помочь товарищам. Как ученика его отличает высокая ответственность, старательность, аккуратность, умение концентрироваться, неспешность и вдумчивость. Одинаково хорошо успевая по всем школьным предметам, он более всего склонен к гуманитарным наукам. История – один из его любимых предметов. Много читает, особо интересуется проблемами военной истории.

Миронова Ольга, ученица 8а класса гимназии. Доброжелательность, открытость, отзывчивость – вот те качества характера, которые ей уважение одноклассников и учителей. Одна из лучших учениц класса и гимназии, но ей совершенно не свойственны такие качества как надменность и заносчивость. Чувство юмора, артистизм, легкость в общении, а также умение по-новому, неординарно взглянуть на любые проблемы, сделали ее незаменимым организатором многих интересных дел в классе. История – один из любимых предметов Оли. Еще одно ее увлечение – путешествия и туризм, но оказываясь в других странах, она в основном интересуется их прошлым.

Пирожкова Мария, ученица 8а класса гимназии №15.

Преступая к любому делу, Маша очень внимательно и тщательно взвешивает ситуацию, все "за" и "против". Авантюрность ей не свойственна. Но если она за что-то берется, то можно быть уверенным - все будет сделано основательно, аккуратно и вовремя. Несмотря на любую сложность и трудность поручения, она никогда не пожалуется и не оставит дело на полдороги. Скромная, немногословная, предпочитающая держаться "в тени", и, несмотря на это, Маша очень сильная и цельная натура, настоящий лидер.



Медведева Ирина, ученица 8а класса гимназии №15.

Глубокий интеллектуал, совершенно не претендующий на лидерство. Очень основательна, неспешна, способна одинаково заинтересованно выполнять как творческие, так и монотонные виды работы. Для нее не бывает "проходных" тем и заданий, все порученное она выполнит скрупулезно, вникнув во все тонкости дела. Необыкновенная работоспособность - ее хороший помощник в изучении всех школьных предметов. К числу увлечений Иры уверенно можно отнести литературу, историю, геральдику. Ира является одним из авторов герба нашей гимназии.



Карманова Кристина, ученица 8а класса гимназии №15.

Яркая и интересная личность. Её отличает широкий кругозор и многообразие увлечений – от хореографии и современной музыки до истории, путешествий и чтения фантастики. Сила характера сочетается в ней с открытостью и добротой. Мечтательность – одна из сторон ее натуры. Чего стоит, например, ее мечта перенестись на машине времени в прошлое и побеседовать с императорами России или хотя бы с одним из них. Уверенность в себе, пожалуй, позволила бы ей на равных общаться даже с царственными особами.

Итак, в Клинскую земскую управу избраны:

Попков Михаил

Миронова Ольга

Пирожкова Мария

Самое большое количество голосов набрал Миша,

поэтому будет разумно предложить именно его кандидатуру на должность Председателя.

Уважаемые гости, требуется ваше согласие. Вы должны утвердить или не утвердить данный состав управы и председателя.



? А в каких случаях губернатор мог не утвердить состав управы?

? Что могло быть основанием для этого?

Прошу избранных занять места. И предоставляю им возможность вести собрание.

( Чтобы создать атмосферу уездного земского собрания, давайте в своих выступлениях и обращении друг к другу использовать такие обороты, как "уважаемое собрание", "господин председатель", "господа гласные", "наш уезд" мы ведь Клинское уездное собрание.)

Дима Плеханов выполняет функции секретаря нашего собрания.



П Р Е Д Л О Ж Е Н И Я


III. Определение функций земства и его взаимоотношений с царской администрацией.

Речь председателя и представителей управы.




Члены управы должны проанализировать поступившие предложения, дать им оценку и выделить из предложений те, которые входят в компетенцию земств и те, которые в их полномочия не входят.

Схема. Предложения земского собрания.

Входящие в компетенцию земств

Не входящие в компетенцию земств

1.Строительство школ и училищ.

2.Устройство больницы.

3.Приглашение агронома.

4.Строительство дороги.

5.Выделение средств малоимущим.


1.Изменение порядка избрания гласных.

2.Введение волостного земства.

3.Направление царю предложений об изменении структуры органов государственной власти.

4.Обращение к другим земствам создать общеземскую организацию.


Мы на конкретных примерах рассмотрели тот круг вопросов, которые могло поднимать и рассматривать уездное земское собрание.



?Нет ли у представителей царской администрации каких-либо нареканий к нашей работе?

IV.Оценка деятельности земств.

В таком случае давай попытаемся дать оценку деятельности земств, выяснив сначала недостатки, а потом достижения.


"-"


- отсутствие в структуре земских органов волостных земств

и общегосударственного земского органа.

- чрезмерная опека и контроль со стороны государственных

органов.


- ограничение деятельности земств только хозяйственными

функциями.


Каталог: DswMedia
DswMedia -> Муниципальный этап областного конкурса научно-исследовательских работ и творческих работ обучающихся: Номинация
DswMedia -> Мои земляки – ветераны Великой Отечественной войны
DswMedia -> Комитет образования, науки и молодежной политики Новгородской области
DswMedia -> «Интернет, за или против»
DswMedia -> Пояснительная записка Развитие современных социально-экономических отношений в России требует нового качества образования. Оно предусматривает готовность и способность выпускников нести личную ответственность, как за собственное
DswMedia -> Архангельская область
DswMedia -> Программа курса «Экономическая и социальная география мира»
DswMedia -> Рабочая программа Факультативного курса «Компьютерное черчение в системе автоматизированного проектирования компас 3d lt»
DswMedia -> Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины
DswMedia -> Рабочая программа По предмету «Основы православной культуры»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал